uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
МОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района

Оренбургской области


Тема опыта:

«Система патриотического воспитания детей и подростков в МОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»


Автор опыта:

Логинова Евгения Николаевна,

заместитель руководителя

по военно-патриотическому воспитанию

I квалификационной категории

2010 год

Содержание



  1. Условия возникновения опыта__________________ 3-9 стр.

  2. Актуальность опыта___________________________ 9-14 стр.

  3. Теоретическая база__________________________ 14- 20 стр.

  4. Новизна опыта _____________________________ 20 стр.

  5. Технология опыта___________________________ 20-21 стр.

  6. Ожидаемые результаты______________________ 21-31 стр.

  7. Результативность опыта______________________ 31-43 стр.

  8. Условия реализации опыта ___________________ 43 стр.

  9. Заключение________________________________ 44-45 стр.

  10. Библиографический список_____________________ 45-46 стр.

11. Приложения_________________________________ 46-115 стр.


Информация об опыте.


Условия возникновения опыта.

Муниципальное образовательное учреждение «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» расположено в селе Тугустемир Тюльганского района Оренбургской области. Школа была введена в эксплуатацию в 1878 году с целью реализации двухгодичного обучения священником Александром Боголюбовым. Тогда она называлась Школой грамоты. Статус «средняя» получила в 1947 году. Новое здание школы открыто в январе 1986 года. В статусе муниципального общеобразовательного учреждения функционирует с мая 2001 года. В январе 2007 года прошла государственную аттестацию, в декабре этого же года получила свидетельство о государственной аккредитации. Имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности от 23.04.2009 года за № 305804. Вблизи школы располагаются МДОУ «Тугустемирский детский сад», сельская администрация и администрация совхоза «Металлург», сельская библиотека, Тугустемирская врачебная амбулатория. Социальный статус жителей села: рабочие, служащие, частные предприниматели, пенсионеры, студенты. Большинство имеет среднее специальное или среднее образование.

На протяжении последнего времени наше общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, ставшие государственной идеологией. На исходе прошлого века эта идеология утратила своё монопольное положение, в стране утвердились принципы мировоззренческого разнообразия. Свобода способствовала открытости общества и в то же время поставила общество в трудное положение поиска общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, способных эффективно стимулировать культурное развитие.

Назрела необходимость ещё раз остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приёмов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живёт, учится). Сегодня, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые изжили себя, педагоги-практики на ощупь применяют и используют те или иные педагогические приёмы и формы, которые, по их мнению, способствуют формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова, гордости за Отечество.

Учитывая особое отношение государства к военно-патриотическому воспитанию молодёжи, в нашей школе с 2002 года была введена ставка заместителя руководителя по военно-патриотическому воспитанию. В 2003 году я, Логинова Евгения Николаевна, стала занимать эту должность. К моменту начала моей деятельности в этой должности данная работа не носила систематического характера. Не работал военно-патриотический кружок «Патриот», хотя существовал музей. У меня совсем не было опыта работы в этом направлении. В эти годы я начала активную работу по привлечению подростков в различные конкурсы патриотической направленности. Так осуществлялась систематизация работы по военно-патриотическому воспитанию.

За последние годы ни один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. Многие выбирают военные профессии. Патриотический настрой учащихся школы явно выражен. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию. В беседах с ними я узнаю о том, что навыки военно-патриотического воспитания, приобретенные ими в школе, пригодились им при прохождении службы в рядах Вооружённых сил России.

Важнейшая цель патриотического воспитанияучить миру.

Цель военно-патриотического воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга в условиях мирного и военного времени.

Для реализации этой цели требуется выполнение следующих основных задач.

1. Создание скоординированной системы по выработке у большинства населения страны с молодости:

  • важнейших качеств патриота: преданности Родине, честности, мужества, доброты и человечности, способности активно участвовать в созидательном процессе, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с защитой общества;

  • уважения к наследию, традициям, культуре, религиям народов РФ;

  • готовности к служению Отечеству;

  • необходимых качеств, знаний, умений и навыков для защиты Отечества;

  • положительного отношения к труду, потребности в творчестве;

  • уважения к Конституции РФ и другим российским законам;

  • уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании.

2. Повышение престижа военной службы, воспитание уважения к Вооружённым силам России, защитнику отечества, воину.

3. Популяризация идей патриотизма, любви к Отечеству в деятельности государственных структур, общественных организаций и религиозных объединений, образовательных и культурно-досуговых учреждений, СМИ. Активное противодействие антипатриотизму, искажению и фальсификации истории Отечества.

4. Решение на государственном уровне вопросов программного, научно-методического, информационного, материально-технического и финансового обеспечения военно-патриотического воспитания учащихся.

5. Разработка на государственном уровне программы взаимодействия образовательных учреждений с воинскими частями, религиозными объединениями, организация широкой шефской работы.

  Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (от 05.10. 2010 г. №795), постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» (от 24.07.2000 г. №551), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.

Наша школа учитывает влияние социальной среды, в которой растут и формируются учащиеся.

В связи с этим в 1985 году в школе был открыт краеведческий музей. Педагогический коллектив школы организовал поисковую группу и вместе с учащимися собирал материалы, установил переписку с бывшими жителями села. Так по крупицам они смогли восстановить историю родного Тугустемира. На сегодняшний день в музее существует два зала: Боевой Славы и этнографический (зал истории села). Последние годы музей Боевой славы пополнился новыми экспонатами, материалами поисково-исследовательской работы, которые рассказывают о героических подвигах ветеранов Великой Отечественной войны, участниках локальных войн нашего села. Музей – это место в селе, где свято хранится история, откуда начинается для каждого жителя его малая родина. Музею принадлежит особое место в воспитании подрастающего поколения.

Одной из проверенных и положительно зарекомендовавших себя форм организации военно-патриотического воспитания учащихся в нашей школе является военно-патриотический кружок «Патриот». Участие ребят в работе кружка значительно повышает уровень физической, волевой и психологической подготовки учащихся, их военно-патриотической воспитанности. Последнее особенно важно для старшеклассников, которые готовятся к службе в армии. Ежегодно учащиеся 10-х классов проходят военно-полевые сборы. За хорошие показатели на сборах они награждаются почётными грамотами. Воспитанники кружка систематически проявляют себя в школьных соревнованиях по пулевой стрельбе, в смотре строя и военно-патриотической песни, в праздновании Дня защитника Отечества и др.; в районных соревнованиях "Зарница", «А ну-ка, парни!», смотр военно-патриотических клубов «Отчизны верные сыны», «Звёздная эстафета», конкурсе патриотической песни «Долг. Честь. Родина». Неоднократно мы становились участниками областных зональных соревнований: «Зарница», «А ну-ка, парни!» и др. В2009-2010 учебном году, заняв 4 место на зональных соревнованиях «Зарница» в п. Новосергеевка, наши ребята в составе сборной района вышли в финал, который проходил в городе Оренбурге с 21-24 июня.

Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

В школе систематически проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотических качеств подрастающего поколения. К этим мероприятиям привлекаются и младшие школьники. Для них проводятся музейные уроки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята являются участниками митингов, посвящённых Дню Победы, принимают участие в районных, областных, российских конкурсах патриотической тематики.

Данный опыт является составной частью воспитательной работы школы и должен помочь учащимся в процессе творческо-поискового познания и активного использования полученных знаний на практике.

Работа по созданию целостной системы военно-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомлённости учащихся по данному направлению. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны такие методики, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения.

Предварительная диагностика, проведенная среди учащихся школы, показала следующий уровень патриотической воспитанности школьников.

Значительное число учащихся – 80 % знают и слышали слово «патриотизм», имеют чёткое представление о том, кто такие патриоты. К сожалению, 20 % лишь слышали эти слова. Так же 80 % учащихся считают, что патриот должен любить и Родину, и государство, и власть своей страны. А 20 % считают, что государство любить не обязаны. 70 % могут точно ответить, в чём проявляется любовь к Родине, близким.

В целом необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу.

Актуальность опыта.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В прошлом веке Россия пережила всплески патриотизма (Великая Отечественная война) и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны). В начале 21 века необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, ибо не могут найти ответы на все противоречивые вопросы, возникающие в ходе истории. Очень часто ребёнок не может соотнести сухие факты и даты истории со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

Современный этап развития страны, реформирование военной структуры государства настоятельно требуют перестройки образовательно-воспитательной системы. Проблема военно-патриотического воспитания учащихся традиционно важна для качественного пополнения Вооружённых сил и выполнения задач по защите Отечества.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависели ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов. Вооружённые силы России должны быть способны парировать вызовы национальной безопасности, откуда бы они ни исходили.

Система военно-патриотического воспитания учащихся может быть успешной только в том случае, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции.

В нынешних непростых условиях так важно формировать чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности (а не растаскивание по кусочкам) России; любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть); защита Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от службы).

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный): «Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее». Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместными усилиями учителей, родителей, работников органов государственного управления, учреждений и организаций всех видов и типов. Их деятельность должна дополнять и усиливать воспитательный процесс и влияние школы.

В своей работе по военно – патриотическому воспитанию учащихся я ставлю следующие цели и задачи:

Цель: разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования в подростках качеств гражданина и патриота в рамках работы музея Боевой Славы, уроков ОБЖ, внеурочной деятельности и работы военно-патриотического кружка «Патриот»

Задачи: 1) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности; 2) организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность; 3) обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков; 4) демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

В октябре 2010 года правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны, Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Изучение состояния военно-патриотического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина.

Одной из этих проблем является противоречие между тем, что закладывается в основу этого процесса и что ожидается от него. Так, если ещё несколько лет назад одной из задач военно-патриотического воспитания называлась готовность выпускников средних образовательных учреждений к поступлению в военный вуз, то на сегодняшний день такой показатель, как количество поступивших в военный вуз, не может быть объективным, так как многие средние образовательные учреждения являются профильными для гражданских вузов. По той же причине не может использоваться в качестве показателя эффективности и количество призванных на действительную военную службу.

Эффективность военно-патриотической работы образовательного учреждения можно оценивать по следующим показателям:

  1. состояние учебно-материальной базы;

  2. обеспечивание нормативно-правовой и учебной литературой, учебно-наглядными пособиями;

  3. состояние обучения по основам военной службы;

  4. уровню подготовки к военной службе юношей 10-11 классов;

  5. по результатам участия в конкурсах патриотической направленности.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике патриотического воспитания, определена следующая

следующая страница >>