uzluga.ru
добавить свой файл
z_start

стиль жизни

Латгальские самураи

Они кружатся по залу и наносят бамбуковыми мечами мощные удары друг другу по голове...

n218_kendo_10.jpgФото автора.Бой на бамбуковых мечах.

Зачем человеку брать в руки меч, если давно придумали пистолет, автомат и пластиковую мину под днищем автомобиля? Этот вопрос привел «Час» в спортивный зал Даугавпилса, где тренировались поклонники японского боевого искусства кендо.

Светлана ГАРТОВАНОВА

Японский городовой

Великий русский язык, как всегда, даже в просторечных выражениях точен и многогранен. Вот почему при нелепом происшествии человек ругается: японский городовой? Увидел что-то, чего быть не может и не должно. И полная несовместимость русского быта и японского ощущалась еще тогда, когда на каждом углу стоял городовой.

Вот вам личный пример. Московские коллеги попросили помочь японскому журналисту и организовать поездку в провинцию. Японец звонит из Риги и очень вежливо просит поехать с ним в один латвийский поселок. И спрашивает, далеко ли от Риги до Даугавпилса. Часа три на машине, отвечаю. Он еще что-то говорит и снова спрашивает, далеко ли до Даугавпилса.

Часа три, ну три с половиной.

n218_kendo_1.jpgГеннадий Степанов.

Он переспросил пять раз! А потом сказал, что попробует добраться сам по карте. И чувствовалось, что он так и не понял меня, просто отчаялся получить ответ. И только к вечеру до меня дошло: японец никак не мог уразуметь, почему расстояние измеряют не в километрах, а в часах! И сады у них — из камней, и дворники — в белых перчатках, и обязательный предмет в школах и университетах — кендо, то есть фехтование на мечах. В Японии страстно увлечены этим боевым искусством более пяти миллионов человек.

«Ичи, ни, сан...»

Эти слова выкрикивали, кружась по залу с бамбуковыми мечами в руках, босые люди в странной одежде, с забралами на лицах. При этом они еще наносили друг другу мощные удары по голове.

Оказалось, это просто счет по-японски — один, два, три... А выкрикивать надо, во-первых, по регламенту, а правилами оговорен каждый жест. Во-вторых, для правильной постановки дыхания. Рубились жестко, босые ноги скользили по полу в каких-то танцевальных па, широкие штаны развевались...

Наконец работник «Латвияс дзелзцельш», он же сенсэй Геннадий Степанов сел на пол, скрестив ноги, и начал рассказывать. Если вкратце передать его лекцию, то получается такая история.

В средневековой Японии существовала, как и в Европе, феодальная раздробленность, все со всеми воевали. Меч был у каждого — для защиты. Самураи, то есть высшая военная каста, имели право носить два меча — длинный и короткий. Когда в Японии победивший всех диктатор-сегун прекратил междоусобицу, страну наводнило множество бродячих безработных воинов. Они без конца совершенствовали свое искусство и дрались на дуэлях. Потом и дуэли запретили, ведь каждый поединок заканчивался смертью.

Был таким бродячим самураем и Миямото Мусаси. Первого соперника он убил в тринадцать лет. А потом стал настолько совершенным воином, что даже перестал использовать меч. Известен такой эпизод. Его вызвал на поединок знаменитый боец. К месту дуэли Миямото плыл на лодке. Возле берега небрежно обтесал весло и вышел с ним против соперника. Первым же ударом этим веслом он убил врага. Падая, тот острым мечом рассек его одежду, и она упала на землю. Сверкая голым задом, Миямото спокойно сел в лодку и уплыл.

Вот этот самурай и объявил первым, что главное во владении мечом — это сила духа. Подготовка состоит из трех этапов: путь тела, путь меча, путь сознания. И высшего мастерства может достигнуть только тот, кто постигнет философию Кендо. Если ты достал меч — убей или умри. Но меч нельзя доставать в очень многих случаях, почти никогда. Бесспорной является только ситуация, когда на тебя напал другой человек с мечом. Вот тут у тебя есть мгновение для нанесения удара. Только одно мгновение. И победит не тот, кто лучше тренирован. Победит тот, кто спокоен и не испытывает злобы к врагу. Его удар будет точным.

Вот такой спорт

Сейчас сражаются в основном гибкими бамбуковыми мечами. Экипировка спортсменов — дело сложное. Специальная рубаха и брюки, похожие на юбку, — это мелочи. Нужен панцирь, защищающий грудь, короткая юбочка вокруг бедер, перчатки из оленьей кожи, внутри которых — пух, стальная маска, платки, которые повязывают на голову, чтобы маска не натирала кожу и пот не попадал в глаза.

Минимальная цена комплекта — от трехсот латов.

Большинство предметов могут служить долгие годы, — говорит Геннадий Степанов. — Закупается все по интернету, другого способа не существует. Практически во всех странах уже есть федерации кендо. Проводятся соревнования, мастерам присваиваются более высокие даны, то есть степени.

Кендо очень строго регламентировано, — продолжает Геннадий. — В том числе и удары. Засчитываются только удары по одной кисти руки, причем по определенному месту, и по голове над маской — буквально несколько сантиметров. Эти удары, если они нанесены правильно, абсолютно безопасны.

Смущает это уточнение — если удары нанесены правильно. Насколько велика степень риска?

Какой-то риск есть в жизни всегда. В кендо может отколоться крохотная щепочка от бамбука и попасть в лицо, может быть неправильный удар, поскользнуться можно, в конце концов.

Тогда не лучше ли бегать трусцой или делать физзарядку? Зачем нам этот японский путь, если мы давно идем своим путем? С чего бы латгальскому мужику хвататься за меч?

Решимость идти до конца

Я только недавно купил машину, а до этого ездил в общественном транспорте, — неожиданно говорит кендоист. — И очень утомился смотреть на лица с пустым взглядом, с безвольным выражением. На тренировки по каратэ приходит довольно много детей. Они всего боятся. А того, кто боится, обязательно побьют — рано или поздно. У японцев есть выражение: достоинство человека, владеющего оружием. Это не так просто: спрятал пистолет в карман — вот ты уже и храбрец. За этим — целый образ жизни. В Японии до пяти лет детям ничего не запрещают, вообще ничего. Если пацан носится, его постараются отвлечь, занять чем-то, но не скажут: «Не беги, упадешь и ушибешься». У человека не должно быть страха. Зато потом начинается строжайшая дисциплина и работа над собой.

И кендо в этом помогает. Поэтому это боевое искусство преподают в университетах, во многих фирмах — для сотрудников. Знает ли цену жизни алкаш, который с утра до ночи валяется на диване? Только тот, кто может потерять жизнь, умеет ее ценить — и свою, и чужую. Среди принципов этого боевого искусства есть и такой: даже во время тренировки каждый удар должен выполняться так, как будто это последний и единственный шанс победить и не погибнуть. Главное — это решимость идти до конца — за идею, за свою страну, за семью, за самого себя.