uzluga.ru
добавить свой файл
1



ЦЕЛИ: ознакомить детей с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяге; воспитывать уважение к истории своей страны; помогать детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

; Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие исторических предков.

Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены дни воинской славы. Государственная дума России установила 15 таких дней. Каждая дата - это выдающаяся

победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, Курская и Сталинградская битвы, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда, победные сражения Суворова. 24 декабря - день воинской славы. В этот день в 1790 году русские войска под командованием Суворова

взяли турецкую крепость Измаил.

II. Информационный блок

В 1790 году русские войска долго осаждали крепость Измаил. Крепость находилась на левом берегу Дуная и имела большое стратегическое значение. Все попытки взять крепость были безуспешными. Наступила зима, среди осаждавших начались болезни. Тогда командующим назначили Суворова.

2 декабря он прибыл к Измаилу, осмотрел укрепления. Что же он увидел?

Он увидел, что крепость практически неуязвима. Он сказал, что это «крепость без слабых мест». Она была построена под руководством немецких и французских

инженеров и считалась неприступной.

Крепость имела форму треугольника с мощными стенами. Вдоль стен тянулся земляной вал высотой 6-8 м (примерно высота трехэтажного дома). Перед валом был ров шириной 12 м (ширина нашего спортзала) и глубиной до 10 м (высота 4

этажного дома). Ров был наполнен водой на 2 м.

Гарнизон крепости насчитывал 35 тысяч человек, каждый из которых готов был биться не на жизнь, а на смерть, потому что турецкий султан обещал казнить

каждого, если крепость капитулирует.

Суворов решил, что крепость надо брать не осадой, а штурмом. На подготовку Суворов отвел всего 7 дней. По приказу Суворова солдаты устроили в своем лагере вал и ров наподобие измаильских. По ночам солдаты учились брать это укрепление. Кроме того, делали лестницы, приспособления для штурма, готовили артиллерию. Войска были разделены на три группы, чтобы вести штурм с разных сторон. Но главное было поднять и укрепить дух солдат. Суворов объезжал войска, говорил с солдатами, вселял веру в успех. Но сам он понимал, каким

трудным будет этот штурм. Пять дней готовились солдаты к штурму. И вот наконец Суворов Отдает знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следующий - штурм, или смерть, или победа!» Перед штурмом он предложил командиру крепости, турецкому паше, сдаться без боя, но получил :отказ. «Скорее Дунай потечет вверх или небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил», - заявил паша. И Суворов отдает приказ русским войскам: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе •оружия российского». Дальше Суворов говорит, что предстоит неминуемо взять эту знаменитую крепость, которую гордые турки считают неприступной. От этого зависит исход всей войны. «Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить, или умереть со славою», - говорил Суворов.

И началась историческая битва. В 3 часа ночи русские войска начали выдвигаться к крепости, а на рассвете начался штурм. Под жесточайшим огнем брали русские солдаты неприступные стены и глубокие рвы. Турки сражались с невероятным упорством и ожесточением, в городе бились за каждый дом. Но к 16 часам бой был закончен. 11 часов продолжалось жестокое кровопролитие.

Разгром противника был полным. Он потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Немалыми оказались потери русских войск. 4 тысячи убитых и 6 тысяч раненых, из 650 офицеров в строю оставалось 250.

Суворов не случайно признался после победы: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни».

. Вот как говорил о взятии Измаила военный историк «Здесь не просто крепость взята, а истреблена сильная, отборная неприятельская армия, прекрасно вооруженная и сидевшая в крепчайших каменных стенах, истреблена меньшинством, хуже ее вооруженным, которому можно было добраться до армии только через отвесные каменные стены». После взятия Измаила вся Европа была поражена успехом русского оружия. Английский поэт Байрон в своей поэме «Дон-Жуан» назвал Суворова «неизъяснимым чудом». Весь мир заговорил о Суворове как о гениальном полководце.

Суворов еще в детстве поставил себе цель - стать полководцем. И еще ребенком показал невиданное упорство в достижении цели. Он учился, читал, закалялся,

тренировался, постоянно боролся со своими слабостями и недостатками. Суворов начал службу в армии с солдатской должности капрала, закончил генералиссимусом. Генералиссимус - это командующий всеми вооруженными силами страны. Такой чин был только у монархов и глав правительств. Суворов провел много сражений и ни одного не проиграл. Часто ему приходилось вступать в бой с противником, вдвое, втрое превосходящим его в силах. И все равно армия Суворова побеждала.

. Самым главным для командира Суворов считал уважение к солдатам. Своих солдат он называл русскими «чудо-богатырями». Они его никогда не подводили. Боевой опыт Суворова отражен в его знаменитом сочинении, которое он назвал «Наука побеждать». Мы подобрали изречения Суворова об армии, о храбрости, о командирах, о русских солдатах. Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами. По очереди читают афоризмы.

- Глазомер, быстрота, натиск - вот три воинских искусства.

- Русские прусских всегда бивали.

- Каждый воин должен понимать свой маневр.

- Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

- Воевать надо не числом, а умением.

- Где меньше войска, там больше храбрых.

- Лень рождается от изобилия.

- Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

- Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

- Мне солдат дороже себя.

- Теория без практики мертва.

- Военная наука - наука побеждать.

- Кто удивил, тот победил.

- Дисциплина - мать победы,

- Скорость нужна, а поспешность вредна.

- За ученого трех неученых дают.

- Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

- Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.

- Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля - дура, штык - молодец.

- Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!

- Ты присягал. Умирай за Веру, Царя и Отечество. Знамя защищай до последней

капли крови,

- Смерть на постели - не солдатская смерть.

«Рассказы о Суворове»

Однажды после трех неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и сам стал рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрет. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.

Как-то у русских вышел спор с союзными войсками по поводу пушек, добытых у неприятеля. Союзники требовали себе половину. Суворову надоела эта торговля, и он сказал:

«Отдать им все пушки, все отдать. Где им взять? А мы себе еще добудем».

. Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры ему отвечали: «Не могу знать». Таких он называл «немогузнаями». Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, четко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им неожиданные и трудные вопросы: «Сколько звезд на небе? Сколько рыб в море?» и т. п. На эти вопросы обязательно нужно было отвечать. Например, у одного офицера он спросил: «Знаешь ли, сколько верст до Луны?» «Знаю, Ваше Сиятельство!» «А сколько же?» «Два солдатских перехода», - отвечал офицер без запинки.

Из-за предательства австрийских союзников армия Суворова оказалась в альпийской ловушке: без продовольствия, без вооружения, окруженная вчетверо превосходящими силами французов. Ценой огромных потерь Суворову удалось вывести армию из окружения, но обида на австрийцев осталась. И вот император Павел 1 в память об Альпийском походе решил выбить медали для русских и австрийцев. Он спросил у Суворова, что написать на этих медалях. Суворов посоветовал - на русской медали написать: «С нами Бог1», а на австрийской медали написать: «Бог с нами!» (намек на русскую поговорку: «Бог с ними». Так говорят, когда от людей ничего хорошего ждать не приходится).

Суворов при себе никогда не носил ни часов, ни денег. Так же и в его доме никогда не было часов. Он говорил, что солдату они не нужны и что солдат без часов должен знать время. Когда надо было идти в поход, никогда в приказах не назначал часа, но приказывал быть готовыми с петухами. Для этого он научился петь петухом и перед началом выступления выкрикивал «ку-ка-ре-ку!»