uzluga.ru
добавить свой файл
24 декабря 2007 года N 74


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН


ЗАКОН


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ


Принят Народным Собранием

Республики Дагестан

10 декабря 2007 года


Статья 1


Утвердить Республиканскую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (прилагается).


Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.


Президент

Республики Дагестан

М.АЛИЕВ


Махачкала

24 декабря 2007 г.

N 74


Утверждена

Законом Республики Дагестан

"Об утверждении Республиканской

программы развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия

на 2008-2012 годы"


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы Республиканская программа развития

сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия на 2008-2012 годы

(далее - Программа)


Основание для разработки Постановление Правительства Российской

Программы Федерации от 14 июля 2007 года N 446

"О Государственной программе развития

сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия на 2008-2012 годы"


Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства

Программы Республики Дагестан


Основные исполнители Министерство сельского хозяйства

Программы Республики Дагестан


Комитет Правительства Республики Дагестан

по виноградарству и алкогольной промышлен-

ности "Дагвино"


органы местного самоуправления муници-

пальных образований Республики Дагестан

(по согласованию)


Разработчик Программы Министерство сельского хозяйства

Республики Дагестан


Цели Программы Устойчивое развитие сельских территорий,

повышение занятости и уровня жизни

сельского населения


повышение конкурентоспособности

сельскохозяйственной продукции на основе

финансовой устойчивости и модернизации

сельского хозяйства, ускоренного развития

приоритетных подотраслей

сельского хозяйства


сохранение и воспроизводство используемых

в сельскохозяйственном производстве

земельных и других природных ресурсов


Задачи Программы Создание предпосылок для устойчивого

развития сельских территорий


улучшение общих условий функционирования

сельского хозяйства


обеспечение ускоренного развития

приоритетных отраслей сельского хозяйства


повышение финансовой устойчивости

сельского хозяйства


совершенствование механизмов регулирования

рынка сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия


Сроки реализации 2008-2012 годы

Программы


Объемы и источники Объем финансирования Программы в 2008-2012

финансирования годах составляет:


за счет средств федерального бюджета

в соответствии с Государственной

программой развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйст-

венной продукции, сырья и продовольствия

на 2008-2012 годы, утвержденной

постановлением Правительства Российской

Федерации от 14 июля 2007 года N 446

(далее - Федеральная программа)


10430,1 млн. руб., в том числе.

2008 год - 1478,4 млн. руб.

2009 год - 1975,9 млн. руб.

2010 год - 2158,1 млн. руб.

2011 год - 2322,4 млн. руб.

2012 год - 2495,3 млн. руб.


за счет средств республиканского бюджета

Республики Дагестан - всего 6854,9

млн. руб., в том числе:


2008 год - 1022,2 млн. руб.

2009 год - 1295,3 млн. руб.

2010 год - 1401,4 млн. руб.

2011 год - 1510,0 млн. руб.

2012 год - 1626,0 млн. руб.


за счет средств внебюджетных источников -

5670,0 млн. рублей


Ожидаемые результаты Улучшение жилищных условий в сельской

реализации Программы местности (увеличение ввода и приобретения

жилья в 3,2 раза по отношению к 2006 году)


повышение обеспеченности сельского населе-

ния питьевой водой до 60 процентов и

уровня газификации природным газом -

до 55 процентов


увеличение объема производства продукции

сельского хозяйства на 29,4% по отношению

к 2006 году


привлечение инвестиций и основной капитал

сельского хозяйства за 2008-2012 годы

в сумме 8000 млн. руб.


Управление реализацией Реализация Программы координируется

Программы и контроль за Министерством сельского хозяйства

ходом ее выполнения Республики Дагестан


Министерство сельского хозяйства

Республики Дагестан готовит и публикует

ежегодно доклад о ходе реализации

Программы


экспертная комиссия составляет заключение,

содержащее результаты реализации

и показатели эффективности Программы.


1. Постановка проблемы и необходимость

разработки программных мероприятий


Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

Программа определяет республиканскую политику в сфере развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, цели, задачи и направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

В сельском хозяйстве республики наблюдается тенденция роста объемов производства продукции. Среднегодовой темп прироста объемов производства продукции сельского хозяйства за 2000-2006 годы составил 10,9 процента. Однако в последний год снизились темпы его развития.

В целом по республике перерабатывается менее 10 процентов производимой сельскохозяйственной продукции.

Низкая производительность, связанная с применением неэффективных технологий и высокой долей традиционно менее продуктивных личных подсобных хозяйств, не позволяет производить конкурентоспособную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, узость сферы альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 18 процентов сельских жителей имеют среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня.

Происходит истощение и дальнейшая деградация плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с тем, что благосостояние более чем половины населения республики определяется положением в сфере аграрной экономики, она требует значительного усиления внимания и поддержки.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства и прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности;

дефицит квалифицированных кадров - как специалистов, так и работников массовых профессий, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно не только стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и обеспечить успешную реализацию всего комплекса мер социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.


2. Цели Программы и прогноз развития

сельского хозяйства на 2008-2012 годы


Целями Программы на 5-летний период являются:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,2 раза по отношению к 2006 году);

повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 процентов и уровня газификации домов природным газом - до 55 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 10 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 10 процентов (научно обоснованная норма);

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 25 процентов;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 29,4 процента. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Прирост инвестиций в сельское хозяйство является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2011 году, а в отношении тракторов к 2012 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 1360 тракторов и 355 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания устаревшей техники составит в отношении тракторов 39,2 процента, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 34,3 процента (к уровню 2006 года).

Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 40 килограммов в 2005 году до 50 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно со 150 до 200 килограммов.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;

ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства;

улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся следующие:

макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;

социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе;

законодательные риски, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности, отсутствие возможности использовать землю в качестве предмета залога, что не позволяет привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.