uzluga.ru
добавить свой файл
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 77


Направление: Социокультурное

Секция: Культура и искусство


Технология создания школьного литературного виртуального музея


Исполнитель:

ученица 9 класса

Януционок Вероника


Научный руководитель:

учитель литературы

Климова М.С.


Екатеринбург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ 1: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

    1. История музейного дела ……………………………………………… 5

    2. История музейного дела в России …………………………………… 8

    3. Виртуальный музей и его особенности …………………………….. 12

    4. Современные тенденции в развитии виртуального музея ……….. 15

ЧАСТЬ 2: ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ШКОЛЕ

2.1 Виртуальная музейная педагогика: возможности и перспективы 17

2.2 Особенности школьного литературного музея ………………… 20

2.3 Этапы создания школьного виртуального литературного музея 22

2.4 Технология проведения виртуальной экскурсии ………………. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 31

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….. 33


ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев.

Что они представляют собой, какова их классификация, особенности и перспективы мы и попытаемся исследовать в нашем реферате.

Тема нашего реферата: «Технология создания виртуального литературного музея».

Цель исследования:

Определить особенности создания виртуального музея, технологии и наметить план создания виртуального литературного музея в школе

Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:

  • Дать определение и классификации виртуального музея

  • Изучить особенности и технологии создания виртуального музея

  • Наметить план создания виртуального школьного литературного музея


Объектом нашего исследования является виртуальный музей

Предмет исследования – особенности и технология создания виртуального литературного музея в школе

Практическая значимость работы вытекает из самой темы. Музей можно использовать и учителям, и учащимся для работы, причем делать это можно прямо на уроке в сети Интернет.


ЧАСТЬ 1: История и особенности и перспективы развития музейного дела

    1. История музейного дела



Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных.

В современном понимании музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью; хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно; место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий. [5,5].

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Толчок к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.).

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции, Риме, Дрездене и др. В 17–18 вв. Формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17–18 вв. – например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764–1767. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, Старом музее в Берлине, 1824–1828. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.


1.2 История музейного дела в России


В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.

В 18–19 вв. в Петербурге начинают формироваться коллекции Эрмитажа, Артиллерийского и исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму.

В 19 в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д. К октябрю 1917 в России работало свыше 150 музеев. В Москве были открыты Российский исторический музей, Политехнический музей, на основе обширного собрания русской живописи купца Третьякова – Третьяковская галерея. В Петербурге открыли Сельскохозяйственный музей, активно шло формирование императорской и частных коллекций.

В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [25, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце CIC века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале ХХ века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.

В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.

После революции 1917–1918 крупнейшие частные музеи были национализированы, установлен порядок охраны памятников, порядок постановки их на учет – стала формироваться единая государственная сеть музеев. После революции, помимо организации новых музеев на основе частных и императорских собраний, появились и музеи нового профиля, прежде всего – историко-революционные. Только за 1918–1923 было создано более 250 новых музеев.

В 1941 в СССР действовал уже 991 государственный музей. После войны сеть музеев была восстановлена и расширена. Много музеев появилось в союзных республиках, где раньше их не было вообще или имелись единичные коллекции. Кроме того, создавались народные музеи, работающие на общественных началах. В 80–90-е появляются музеи нового типа – посвященные отдельным предметам или необычным событиям, вызывающим интерес у посетителей, например, Музей мыши в г. Мышкин, музей затопленного города – Малога в Поволжье, Музей вина.

Музейное дело в России пользуется уважением и государственной поддержкой. Несмотря на финансовые трудности, отечественные музееведы стараются продолжать лучшие традиции российских коллекционеров.