uzluga.ru
добавить свой файл

Елена Иванова, ХНУ


Название. Развитие гендерной идентичности.


Введение. Цель данного модуля – выработка представлений о различных подходах к развитию гендерной идентичности. Будут описаны четыре основных подхода к развитию идентичности: биологический, психологический, социокультурный и интегральный. Акцент будет сделан на психологическом подходе и разрабатываемых в рамках этого подхода моделях развития идентичности: моделях стадий развития (Эриксон, Левинсон, Колберг), моделях жизненных событий (Шлоссберг и Бриджис) и моделях относительности (Гиллиган, Эдельстайн, Теннант). В центре анализа будут теории стадий или фаз развития Колберга, Марсиа и Эриксона и их феминистская критика (Гиллиган и Джоссельсон). Подробно будут изучены теория развития гендерной идентичности и моральных суждений Колберга и ее феминистская критика в работе Гиллиган, а также теории Эриксона и Марсиа о стадиях развития идентичности и статусах и их критика в работе Джоссельсон. Будет также предпринята попытка выявить национальные (прежде всего, украинские) особенности развития гендерной идентичности.


Целевая аудитория. Студенты-бакалавры и магистры, специализирующиеся в психологии, а также студенты старших курсов и магистры социологии, социальной работы, антропологии, политических наук и других социальных дисциплин. Данный модуль о развитии гендерной идентичности может быть также полезен для взрослой аудитории, получающей второе высшее образование или проходящих переподготовку в сфере социальных и гуманитарных наук.


Академические цели.

Дать студентам представление о теориях развития идентичности и их феминистской критике и теориях развития гендерной идентичности.


5. Учебные цели.

А. Когнитивные

  1. Студенты познакомятся с типологией основных подходов к развитию идентичности.




  1. Студенты изучат модели развития идентичности, разрабатываемые в рамках психологического подхода.




  1. Студенты ознакомятся с теорией развития гендерной идентичности и развития моральных суждений Колберга.




  1. Студенты проанализируют феминистскую критику теорий Колберга в работах К.Гиллиган.




  1. Студенты сформируют понимание о теории развития идентичности Дж.Марсиа и Э.Эриксона, их позитивных моментах и недостатках с точки зрения феминистской критики.




  1. Студенты проанализируют феминистскую критику теорий Марсиа и Эриксона (Р. Джоссельсон).




  1. Студенты познакомятся с некоторой современной литературой по проблеме развития гендерной идентичности.




  1. У студентов появится представление о влиянии национального контекста (прежде всего Соединенных Штатов и Украины) на развитие гендерной идентичности.



Б. Эмоциональные

  1. Студенты почувствуют разницу между теорией, в данном случае развития идентичности, и ее феминистской критикой и смогут в будущем обращать внимание именно на те аспекты теорий, которые требуют феминистского анализа и подхода.




  1. Студенты достигнут лучшего понимания своего типа развития гендерной идентичности.




  1. Студенты почувствуют и осознают, в чем смысл задачи на развитие идентичности и, возможно, смогут применить эти знания для своего личностного роста.


В. Поведенческие

  1. Студенты смогут использовать теорию развития гендерной идентичности в своей профессиональной работе и психотерапевтической практике.




  1. Студенты получат возможность применять полученные знания об особенностях формирования гендерной идентичности в своей собственной жизни.




  1. Студенты смогут объединять перспективы (подходы) справедливости и заботы при решении моральных и нравственных проблем.


6. Основные понятия и вопросы.


Идентичность – это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации» (Эриксон, 1968).


Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, ощущение себя мужчиной или женщиной и отнесение себя в обществе к группе мужчин или женщин.


Развитие идентичности – развитие отдельного самостоятельного индивида, задачей которого является его связь его с обществом.


Гендерная категоризация – это маркирование себя как мужчину или как женщину.


Гендерная стабильность – понимание того, что гендер остается неизменным с течением времени.


Гендерная устойчивость – понимание, что гендер остается неизменным независимо от ситуаций, например, изменений во внешности.


Гендерное постоянство – когнитивное представление, в котором гендер понимается как постоянная, неизменная черта индивидов.


Моральное суждение – мыслительный процесс, направленный на решение моральных или этических проблем.


Стадии морального развития по К.Гиллиган (по Rider, 2005):

Эгоизм. Эта стадия заключается в заботе о себе и своем собственном выживании.


Ответственность перед другими. Главным на этой стадии является вести себя так, как считается правильным другими людьми, делать все возможное, чтобы не обижать других. Принятие себя другими людьми является первостепенной заботой.

Ответственность перед собой и другими. Центральное на этой стадии – не причинять обиду кому бы то ни было, включая себя.


Ориентация на справедливость – нравственная ориентация, при которой применяются правила и легальные принципы при решении моральных дилемм.


Ориентация на заботу - нравственная ориентация, при которой уважаются различные точки зрения и согласовываются потребности людей при решении моральных дилемм.


Кризис – термин, использующийся в теории Эриксона для описания специфической проблемы, перед которой оказывается индивид, переходящий на каждую последующую стадию развития.


Кризис идентичности описывает смешение ролей, которое переживает большинство молодых людей в подростковом периоде и юности.

Негативная идентичность – сильная враждебность по отношению к моделям идентичностей, предлагаемым семьей или обществом (Эриксон, 1968). Определение себя преимущественно в терминах оппозиции к другим или описание себя как того, кем человек не является.


Предопределенная идентичность – у женщин, которые принимают жизненные проекты своей семьи (по Josselson, 1987).

Достигнутая идентичность – у женщин, опробовавших различные возможности, в результате чего они в конечном итоге сформировали собственную идентичность (по Josselson, 1987).


Мораторий. На этой стадии находятся женщины в ситуации кризиса или фазе исследования. Они стремятся сформировать свои взгляды и обязательства, но все еще не нашли, что для них является правильным (по Josselson, 1987).


Спутанная идентичность. Женщины с этим типом идентичности не испытывают ни кризиса, ни пытаются сформировать свои взгляды и обязательства. Они плывут по течению, избегая задачи формирования идентичности (по Josselson, 1987).


Ключевые вопросы:

Студенты, изучающие данный модуль, должны будут в результате совместной работы в аудитории над модулем ответить на следующие вопросы:


1.Чем отличаются понятия «развитие полоролевой идентичности» и «развитие гендерной идентичности»?


2. Как развитие гендерной идентичности может быть представлено в рамках существующих типологий развития идентичности?


3. Почему теорию развития гендерной идентичности Колберга относят к когнитивным? В чем ее сильные и слабые стороны?


4. В чем суть феминистской критики теории Колберга?


5. Охарактеризовать конфликты, типичные для каждой стадии морального развития, по Гиллиган.


6.В чем разница между нравственными ориентациями на справедливость и на заботу, согласно Гиллиган? Является ли она непреодолимой?


7. Kак соотносится теория четырех статусов идентичности Марсиа с теорией Эриксона? В чем их суть, сходства и различия?


8. Какие положения теорий Марсиа и Эриксона были подвергнуты феминистской критике?


9. Какова роль кризисов в формировании гендерной идентичности?


10. Какие специфические черты формирования гендерной идентичности и ее типы можно выявить в современном украинском обществе?


7. Учебная активность:


Подготовка к занятию №1: Типология и модели развития гендерной идентичности.


Рекомендованная литература для чтения.


1. Эрикосн Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. С. 100-152.

2. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.- С. 192-219.

3. Abbott Tina. Social and Personality Development. Routledge, 2001. P. 88-94.

4. An Update on Adult Development Theory: New Ways of Thinking About the Life Course. M.Clark and R.Caffarella (eds.). New Directions for Adult and Continuing Education. No 84, Winter 1999. Jossey-Bass Publishers, San Francisco.

5. Gilligan Carol. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge and London: Harvard University Press, 1982, р.151-174.

6. Zhurzhenko T. Free Market Ideology and New Women’s Identities in Post-socialist Ukraine. The European Journal of Women’s Studies, 2001, Vol. 8(1), p. 29-49.


Занятие 1.

1-й час: Лекция\обсуждение типологий развития гендерной идентичности (биологической, психологической, социокультурной и интегральной) и различных психологических моделей развития идентичности.

2-й час: Работа в группах, ответ на следующие вопросы:

В чем заключается сущность каждой из четырех типологий (биологической, психологической, социокультурной и интегральной) развития идентичности?


Как в рамках каждой из этих типологий может быть представлено развитие гендерной идентичности?


Чем отличаются психологические модели (стадий, жизненных событий, относительности) развития идентичности?

Как понимается развитие гендерной идентичности в теории когнитивного развития Колберга?


Объяснить значение используемых в теории Колберга терминов: гендерная категоризация, гендерная стабильность, гендерная устойчивость и гендерное постоянство.


Охарактеризовать стадии развития моральных суждений (умозаключений) по Колбергу:

Стадия 1: избегание наказания и ориентация подчинения.

Стадия 2: награды, выгода, ориентация на собственный интерес.

Стадия 3: основана на стандартах других: ориентация на “хорошего мальчика” или “хорошую девочку”

Стадия 4: основана на законе, авторитете, ориентация на поддержание социального порядка.

Стадия 5: основана на балансе между правами индивида и ориентациями на ценности общества.

Стадия 6: ориентация на универсальные права человека и этические принципы.


Какие положения рассмотренных теорий являются наиболее уязвимыми с точки зрения гендерного подхода?


Занятие 2: Феминистская критика теории Колберга


Рекомендованная литература.


  1. Кон И.С. Психология половых различий. “Вопросы психологии”, 1981, № 2, с. 47-57.

  2. Belenky M., Clinchy B., Goldberger N., Tarule J. Women’s Way of Knowing. The Development of Self, Voice, and Mind. New York: Basic Books, 1986, с. 35-51.

  3. Gilligan Carol. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge and London: Harvard University Press, 1982, сс.19-23, 70-82, 100-105.

  4. Rider E. Our Voices. Psychology of Women. John Wiley & Sons, Inc., 2005, с.231-239.



Письменное задание к занятию 2:

Провести интервью с одной женщиной и одним мужчиной по ниже приведенному ориентировочному плану и самому ответить на эти вопросы:


1. Что для вас означает слово нравственность?

2. Изменялись ли ваши представления о нравственности в ходе вашей жизни? Когда? Как?


3. Что привело к этим изменениям?

4. Существует ли правильное решение нравственных проблем или мнение и решение каждого человека одинаково правильно? Аргументируйте Ваш ответ.

Написать краткое эссе (4-5 страниц) с анализом полученных ответов с точки зрения сходства-различия между мужчинами и женщинами.



Занятие 2:

1-й час: Работа в группах.

Группе юношей и группе девушек дается задание разрешить одну из типичных дилемм, использованных Колбергом для определения уровня моральных суждений. Предлагается обсудить дилемму Хайнца о том, можно ли украсть лекарства, купить которые у него нет денег, ради спасения жены. После обсуждения в группах каждая группа дает свой ответ и аргументацию.

В аудитории обсуждается вопрос об особенностях решения моральной дилеммы мужчинами и женщинами.


2-й час: Лекция\обсуждение рекомендованной литературы и письменного задания.

Студенты должны ответить на вопрос о том, на каких стадиях морального развития (по Колбергу) находятся респонденты (женщины и мужчины), ими проинтервьюированные.


Обсуждение феминистской критики теории Колберга. Кэрол Гиллиган и ее трехстадиальная схема морального развития женщин: эгоизм; ответственность перед другими; ответственность перед собой и перед другими и типичные конфликты для каждой стадии. На стадии эгоизма конфликт, ведущий к переходу на следующую стадию, возникает, когда женщина видит конфликт между ее собственными потребностями и ее ответственностью совершать «правильные поступки». На стадии ответственности перед другими конфликт возникает, когда женщина задается вопросом, насколько хорошо самопожертвование. Начинается движение от того, чтобы быть хорошей, к поиску правды. И на стадии ответственность перед собой и перед другими заботятся о благополучии всех, сохраняя равновесие между собственными потребностями и потребностями других.


Далее предлагается ответить на следующие вопросы:


  • Привести примеры аргументации и принятия решения об аборте, представленные женщинами, находящимися на каждой из трех стадий морального развития (по Гиллиган).




  • Описать конфликты, происходящие на этих стадиях.




  • На какой стадии морального развития находится Ваша респондент-женщина? Вы сами?




  • Сравните решение моральных дилемм, представленное украинскими студентами, с аналогичными решениями их американских коллег (описанное в книге Гиллиган). Есть ли между ними различия? Если да, то какого рода?


Занятие 3: Теории развития идентичности Дж.Марсиа и Э.Эриксона и их феминистская критика


Рекомендованная литература.

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. С.100-152.

  2. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. С. 346-386; с.399-456.

  3. Abbott Tina. Social and Personality Development. Routledge, 2001. P. 121-130.

  4. Marcia J.E. Development and Validation of Ego-Identity Status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3, p. 551-558.

  5. Marcia J.E. Identity Six Years After: A Follow-Up Study. Journal of Youth and Adolescence, 1976, 5, p. 145-160.

  6. Josselson R. Finding Herself. Pathways to Identity Development in Women. San Francisco-London: Jossey-Bass Publishers, 1987. сс. 1-9, 28-33, 59-69, 95-105, 133-139, 164-167.


Письменное задание к занятию 3.

Написать эссе (4-5 страниц) о том, как может быть представлено развитие гендерной идентичности женщин и мужчин в рамках теории Э.Эриксона. Проиллюстрировать примерами из своей жизни. Специально остановиться на вопросе о том, какие можно выделить сходные черты в развитии гендерной идентичности женщин и мужчин и какие отличия.


1-й час: Лекция\обсуждение рекомендованной литературы и письменного задания.


Опираясь на рекомендованную литературу и выполнение письменного задания, студенты должны дать характеристику развития гендерной идентичности у женщин и мужчин с точки зрения восьми стадий развития идентичности по Э.Эриксону. Стадия 1: доверие-недоверие; стадия 2: автономия-стыд, сомнение; стадия 3: инициатива-чувство вины; стадия 4: созидание-чувство неполноценности; стадия 5: идентичность-спутанная идентичность; стадия 6: интимность-изоляция; стадия 7: генеративность-стагнация; стадия 8: интегративность-безысходность.

Дать краткое описание теории развития идентичности Марсиа и объяснить, как она соотносится с теорией Эриксона.


2-й час: Работа в группах, обсуждение следующих вопросов.

Студентам предлагается проанализировать четыре типа развития гендерной идентичности по Джоссельсон: предопределенная идентичность, достигнутая идентичность, мораторий, спутанная идентичность, описать их основные характеристики и обсудить полученные результаты с другими группами.


В дополнение студенты должны поразмышлять над следующими вопросами:


  • Какие из этих характеристик являются национально или культурно специфичными, а какие универсальными?

  • Что в этих типах развития гендерной идентичности является специфичным для украинских женщин?

  • Какой из четырех типов развития гендерной идентичности (предопределенная идентичность, достигнутая идентичность, идентичность на стадии моратория, спутанная идентичность), если такой есть, более характерен для украинского общества? Как это можно объяснить?

  • Насколько существенными являются различия в формировании гендерной идентичности в США и Украине, согласно изученным теориям?


8. Оценка


Студентам будет предложено заполнить опросник Дельфи оценки после первого и второго занятий. Он состоит из четырех общих вопросов:

1. Что преподаватель хорошо делал на занятиях, чтобы способствовать моему обучению?

2. Что преподаватель мог делать лучше, чтобы помочь моему обучению?

3. Что я делал\а хорошо для улучшения моего обучения?

4. Что я мог\ла сделать лучше?


Оценка знаний студентов, изучающих данный модуль, будет неофициальной. Она будет включена в официальную оценку большего курса, заканчивающегося экзаменом.


Литература


Эрикосн Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.


Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996.


Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1999.


Кон И.С. Психология половых различий. “Вопросы психологии”, 1981, № 2, с. 47-57.


Abbott Tina. Social and Personality Development. Routledge, 2001.


An Update on Adult Development Theory: New Ways of Thinking About the Life Course. M.Clark and R.Caffarella (eds.). New Directions for Adult and Continuing Education. No 84, Winter 1999. Jossey-Bass Publishers, San Francisco.


Belenky M., Clinchy B., Goldberger N., Tarule J. Women’s Way of Knowing. The Development of Self, Voice, and Mind. New York: Basic Books, 1986.


Brannon L. Gender: Psychological Perspectives. Allyn & Bacon, 2002.


Collins P. Like One of the Family: Race, Ethnicity, and the Paradox of US National Identity. Ethnic and Racial Studies, vol. 24, N 1 January 2001, pp.3-28.


Crowford M. & Unger R. Women and Gender. A Feminist Psychology. McGraw Hill, 2004.


Galliano G. Gender: Crossing Boundaries. 2003.


Gender and Psychology. Ed. by Karen Trew. London: Arnold, 1998.


Gilligan Carol. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge and London: Harvard University Press, 1982.


Hall M. Women and Identity: Value Choices in a Changing World. New York: Hemisphere Publishing Corporation, 1990.


Josselson R. Finding Herself. Pathways to Identity Development in Women. San Francisco-London: Jossey-Bass Publishers, 1987.


Rider E. Our Voices. Psychology of Women. John Wiley & Sons, Inc., 2005.


Zhurzhenko T. Free Market Ideology and New Women’s Identities in Post-socialist Ukraine. The European Journal of Women’s Studies, 2001, Vol. 8(1), p. 29-49.