uzluga.ru
добавить свой файл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ РАЙОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУЗУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Переходность в системе частей речи

(русский язык)


Автор работы:

Корольчук Олеся

ученица 7 «Б» класса


Руководитель работы:

Рощупкина Л.Н.,

учитель русского языка

и литературы


Сузун 2010г


Оглавление.

1.Введение ……………………………………………………………………………..3-4

Актуальность темы

Проблема исследования

Цель исследования

Гипотеза

Задачи исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Методы исследования

2.Основная часть………………………………………………………………..4-6

Исследование 1. Слова каких частей речи способны подвергаться трансформации.

Исследование 2. Каким образом явление переходности влияет на структуру речи.

Исследование 3. Обедняет или обогащает речь переход слов из одной части речи в другую.

Исследование 4. Каким образом отражается трансформация слов на правописании.

3. Заключение…………………………………………………………………….7

4. Список использованной литературы……………………………..................8



  1. Введение.

Актуальность темы.

На уроках русского языка мы часто встречаемся с таким явлением, как переход слов из одной части речи в другую. Это явление вызывает немало сложностей в определении грамматического значения слов, синтаксической роли, а, главное, в их правописании. Меня заинтересовало это явление. Почему имеет место быть явление переходности в языке? Какую роль оно играет в развитии языка? Зачем изучать явление переходности в школьной программе? Эта тема актуальна, потому что в школьном курсе русского языка нет специального раздела, изучающего переходность в системе частей речи, а в тестах ЕГЭ есть соответствующие задания. Следовательно, в таких вопросах нужно хорошо разбираться.

Проблема исследования:

Исследовать, какую роль для языка играет явление переходности в системе частей речи

Цель исследования:

Определить, как влияет переход слов из одной части речи в другую на обогащение языка и на правописание слов.

Гипотеза:

Предположим, что переход слов из одной части речи в другую делает язык более бедным, так как одни и те же слова выступают в роли разных частей речи, и в то же время осложняют правила правописания.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по проблеме;

  2. Провести сравнительный анализ языкового материала для подтверждения или опровержения гипотезы.

Объект исследования:

Слова имен существительных, прилагательных, причастий, наречий, местоимений, союзов, производных предлогов, способные трансформироваться из одной части речи в другую.

Предмет исследования:

Структура предложений, в которых употребляются слова, перешедшие из одной части речи в другую; лексическое значение и правописание трансформированных слов.

Методы исследования: подбор языкового материала, наблюдение, сравнение.



  1. Основная часть.

Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода (или трансформации) слов из одной части речи в другую. Под трансформацией понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи. Термин «переходность» («переход», «трансформация») отражает динамику движения (перехода) слов из одной части речи в другую [1].

Исследование 1. Слова каких частей речи способны подвергаться трансформации.

Существительное- наречие

Крыша (чего?) дома (существительное) скоро должна провалиться.

Большую часть времени я провел (где?) дома (наречие).


Прилагательное, причастие - существительное

Все, заинтересованные (какие? причастие) в благополучном возвращении домой, дружно решили пригласить проводника.

Заинтересованные (кто? существительное) слушали внимательно

Деепричастие, существительное – производный предлог

Я улыбался, благодаря (как? деепричастие) товарища

Благодаря (чему? предлог) теплой погоде, мы всем классом ходили на лыжах по парку.

Местоимение + частица - союз

Так же пустынно, как было несколько лет тому назад.

Мои друзья пошли на праздник, я также (тоже) пошла с ними

Вывод: в русском языке слова любой части речи могут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Кроме того, ученые-лингвисты выделяют в явлении переходности следующие процессы [2]:

1) субстантивация — переход слов из других частей речи в имена существительные;

2) адъективация — переход слов в имена прилагательные;

3) нумерализация — переход слов в имена числительные и другие.


Исследование 2. Каким образом явление переходности влияет на структуру речи.

Возьмем причастие ПРИСУТСТВУЮЩИЕ. Все присутствующие (ребята какие? причастие) в классе ребята дружно решили идти на экскурсию.

1. Присутствующие (кто? существительное) предложили принять участие в соревнованиях «Мама, папа и я – дружная семья».

Построим другие конструкции предложения, в которых выразим ту же информацию. Присутствующие – КТО?

2.Все, кто присутствовал, предложили принять участие в соревнованиях «Мама, папа и я – дружная семья».

3.Родители, учителя и ребята предложили принять участие в соревнованиях «Мама, папа и я – дружная семья».

Сравним полученные предложения. № 3 – несет конкретную информацию, осложнено однородными членами. № 2 – с обобщенной полной информацией, сложное предложение, с придаточным внутри главного. №1 – простое предложение с обобщенной полной информацией. При общении это предложение употреблять удобнее, так как оно лаконичнее и короче.

Вывод: употребление трансформированных частей речи позволяет облегчить подбор в языке нужных слов и конструкций для выражения мысли; 2) позволяет экономить языковые средства, говорить проще и доступнее.

Исследование 3. Обедняет или обогащает речь переход слов из одной части речи в другую.

3.1.Проанализируем слово (НА)СИЛУ. Подберем синонимы к словам

Существительное: На (что?) силу надейся, а сам не плошай. (на мощь)

Мы насилу (как?) добрались до места назначения.

Синонимы к наречию НАСИЛУ: кое-как, с трудом, еле-еле.

3.2. Проанализируем слово (НА)ВСТРЕЧУ.

Мальчик пошел на (что?) встречу с другом. (Существительное - встреча).

Они шли (как?) навстречу друг другу. (Наречие образа действия).

Идти навстречу (чему?) ветру.(Производный предлог, указывающий на направление движения, выражает дательный падеж).

Вывод: В результате процесса индивидуальной переходности не создается новой части речи, а благодаря движению отдельных слов из одной части речи в другую происходит количественное пополнение той части речи, в которую переходят слова. Образуется больше слов - больше возможности выразить мысль, появляются различные грамматические значения.


Исследование 4. Каким образом отражается трансформация слов на правописании.

Проанализируем слово ВОСПИТА(Н,НН)А (О).

1.Девочка была (какова?) воспитана в детском доме. То есть девочку воспитали. В данном предложении слово является кратким причастием – в кратких причастиях пишется одна Н.

2.Девочка воспитанна и добра. То есть девочка культурная. В данном предложении слов воспитанна – краткое прилагательное. Пишем столько же Н, сколько в полном, то есть НН.

3.Девочка поступила (как?) воспитанно. Наречие. Пишем столько же Н, сколько в слове, от которого образовалось - воспитанный, то есть НН.

В приведенных предыдущих исследованиях при переходе слов из одной части речи в другую тоже наблюдалось различие в правописании существительных и наречий, местоимений и союзов и т.д.

Вывод: Явление переходности усложняет правописание слов, поэтому для правильного написания слова необходимо тонко понимать смысл слова, уметь правильно задать к слову вопрос и определить часть речи, а затем применить соответствующее правило.



  1. Заключение.



В начале работы была выдвинута следующая гипотеза:

Предположим, что переход слов из одной части речи в другую делает язык более бедным, так как одни и те же слова выступают в роли разных частей речи, и в то же время осложняют правила правописания.


Проведенные в работе исследования, сделанные выводы, подтверждают лишь вторую часть гипотезы: явление переходности, действительно, осложняет правописание.

Первая часть гипотезы не подтвердилась, так как благодаря движению отдельных слов из одной части речи в другую происходит количественное пополнение той части речи, в которую переходят слова. Образуется больше слов - больше возможности выразить мысль, появляются различные грамматические значения.


Список использованной литературы

1. [1]Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М., Л., - С.30-31.

2.Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ./М.М. Разумовская, С.И. Львова и др,- М.: Дрофа, 2005г.

3. [2] Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.19-20.