uzluga.ru
добавить свой файл
1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДИМНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК


НАПРАВЛЕНИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА








Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.

Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.

Нормальновидящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.

Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность тифлопедагога.

Вся система коррекционной работы направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование у детей навыков зрительного обследования. Дошкольники учатся выделять цвет, форму, величину предмета; анализируют его строение; определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д. У детей формируется система предметных представлений.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

  • «Предметное лото»;

  • «Чудесный мешочек»;

  • «Найди пару по цвету» (форме, величине); по двум (трем) признакам;

  • «Чем похожи (различаются) предметы?»;

  • «Мозаика»;

  • «Наложи одно изображение на другое»;

  • «Соедини два изображения в одно»;

  • «Подбери к контурному изображению силуэтное» и др.

С помощью зрения дети ориентируются в своем теле, в большом и малом пространстве. Без сформированных навыков ориентировки не возможно эффективное и объективное познание окружающего мира. Определять положение предмета относительно себя, другого предмета тифлопедагоги учат воспитанников на коррекционной непосредственно образовательной деятельности. Эти навыки закрепляются педагогами в образовательной деятельности по ФЭМП, ИЗО, в повседневной жизни.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

  • «Погладь левой рукой левое колено»;

  • «Назови своего соседа справа»;

  • «Принеси игрушку, которая стоит справа на полке»;

  • « Что к тебе ближе дерево или куст?»;

  • «Графические диктанты»;

  • «Обведи по контуру»;

  • «Штриховка» и др.


Значимость зрения проявляется в контролирующей функции. Зрительный контроль за выполнением действий проявляется даже в случаях грубой глазной патологии. Научить правильно, без лишней нагрузки использовать глаза – задача педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Известен тот факт, что рациональное автоматизированное действие не требует постоянного зрительного контроля. Следовательно, формирование предметных действий с раннего возраста позволяет снять или снизить зрительное напряжение.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

  • «Нарисуй домик с открытыми глазами, а теперь с закрытыми. Какой красивее?»;

  • «Пройди между столами с открытыми глазами, а теперь с закрытыми. Когда легче?» и др.

При обучении дошкольников важен момент проговаривания. В процессе выполнения всех упражнений тифлопедагог и воспитатель предлагают детям последовательно и четко описать свои действия. Оречевление действия позволяет уточнить последовательность операций, запомнить ее, понять при каких приемах результат достигается быстрее и лучше. Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися. Таким способом у ребенка формируется осознанное отношение к своим действиям, самостоятельность.

В дошкольном детстве человек получает первые навыки общения, учится соотносить себя с другими людьми. Важное место в этом процессе также отводится зрительному восприятию. Как выглядит собеседник, как относится к тебе, что чувствует. Все это можно узнать, внимательно посмотрев на человека. Тифлопедагог и воспитатели учат детей узнавать и изображать различные эмоции и состояния человека.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

  • «Какое настроение у гнома»;

  • «Подбери выражение лица к ситуации»;

  • Психогимнастика;

  • «Дорисуй» и др.

Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.

* * * * *