uzluga.ru
добавить свой файл
1
Словарь терминов


  1. Абсолютизм - морально-волевая установка, утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной (см. Релятивизм). Абсолютизмом предлагается единая «субстанция нравственности».

  2. Аксиология – этико-философское учение о нравственных ценностях

  3. Альтруизм - моральный принцип, предписывающий заботиться о счастье и благе других людей, игнорируя или ограничивая собственное счастье и благополучие

  4. Аморализм – характеристика взглядов, поведения, отличающихся враждебным отношением к принятым моральным нормам и принципам

  5. Антиномия - противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо

  6. Аскетизм – моральный принцип, предписывающий отказ от мирских, чувственных удовольствий ради нравственного самосовершенствования

  7. Беспристрастность - характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, «по правде», «не взирая на лица», независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются.

  8. Благо - материально-предметные или духовные ценности, находящиеся в зоне повышенного внимания, а если требуется, то и заботы о них

  9. Благодарность - чувства обязанности, одобрения, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние

  10. Благоразумие (рассудительность) - качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

  11. Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, суть которых – доброжелательность, желание добра другому человеку (оттенки вежливости: корректность, любезность, деликатность).

  12. Высшее благо - идеал, служащий человеку первопричиной его нравственных поступков

  13. Гедонизм - система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло – страдание.

  14. Героизм – оценка отдельного поступка или всей жизни человека, характеризующейся самоотверженностью и служением возвышенным идеалам

  15. Гуманизм – мировоззрение, в основе которого лежит вера в нравственное достоинство человека, его разум, убежденность в равенстве людей в их правах и свободах и в необходимости такого устройства общества, при котором человек будет являться главной ценностью

  16. Деонтология - раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали

  17. Дилемма – конкретно-ситуационный вид противоречия, тезис и антитезис которого невозможно примирить без изменения исходной ситуации

  18. Добро - основополагающая этическая категория, задает шкалу ценностей и благ, наделяет мысли и поступки моральным смыслом, служит вектором всему приятному и положительному

  19. Долг - центральное понятие деонтологии, характеризует поступки, в которых сила морального принуждения берет верх в конфликте с личными интересами

  20. Достоинство - характеристика человека с т.з. внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

  21. Дружба - разновидность (наряду с товариществом, любовью) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.

  22. Жадность - собирательное название для ряда пороков, связанных с болезненным  пристрастием к имуществу (скупость, алчность, корыстолюбие и пр.).. В христианской традиции жадность пятый грех среди семи смертных.

  23. Забота - непрерывная активность, направленная на содействие чьему-либо благу; проявление отношения человека к другим людям (противоположность враждебности, манипуляции в корыстных целях, эгоизму) и к самому себе.

  24. Зло - парная категория к «добру», задает вектор всему, что направлено на уничтожение или ухудшение жизни, изменению к худшему в самом широком смысле

  25. Императивность - понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований

  26. Индивидуализм - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также приоритет  блага, свободы и личностного развития индивида в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения.

  27. Информированное согласие - принцип медицинской этики и медицинского права, согласно которому любое медицинское вмешательство, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или исследовательскую цель, допустимо после получения медицинскими работниками осознанного, добровольного согласия пациента или испытуемого (в отличие от этики Гиппократа: врачам предписывалось принимать профессиональные решения по своему разумению, скрывать из гуманных соображений многое от своих пациентов).

  28. Иррационализм (в этике) - 1) направление в этике, 2) методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения

  29. Калокагатия – употреблявшийся еще в античной литературе термин, обозначающий гармонию внутреннего и внешнего в человеке, единство добра и красоты

  30. Категорический императив – центральное понятие этической концепции Канта – форма существования нравственного закона

  31. Кинизм – одна из философских школ Древней Греции, этическое учение, провозгласившее отказ от удовольствий условием свободной счастливой жизни

  32. Корпоративизм - система норм и ценностей, соответствующих им механизмов управления и организации, а также нравы, действующие в корпорации как добровольном и социально закрытом объединении, созванном для ведения специализированной деятельности, имеющем, как правило, в этом качестве юридический статус.

  33. Любезность - одно из положительных качеств человека как субъекта повседневного общения, минимальное проявление доброжелательности и альтруизма, распространяющееся на максимально широкий круг людей. Подобно моральным добродетелям, любезность носит «срединный характер», недостаток которого приводит к неотесанности, избыток – к шутовству. 

  34. Любовь - в самом общем смысле – отношение к кому- или к чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается какблаго. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание эмоциональные состояния, связанные со страстью к различным вещам, состояниям: сладострастие, сребролюбие, властолюбие и т.д.) – это отношение к другой личности, которая воспринимается как сомоценность.

  35. Мазохизм - термин, применяющийся для обозначения психосексуального расстройства, в котором половое удовлетворение сопряжено с претерпеванием боли, унижений, психологического дискомфорта. Это психологический парадокс: его внешние проявления противоречат обычному представлению о том, что стремление к наслаждению и бегство от страданий являются основными движущими импульсами человеческого поведения.

  36. Максима - практический принцип, правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта. Максима является моральной, если согласована с нравственным законом (см. категорический императив) или возможным царством целей как царством природы и определена человеком на основе опознавания им нравственного долга. Условием согласования максимы с нравственным законом является свобода человека.

  37. Мещанство - система ценностей, связанная с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться благодаря методичному, каждодневному труду, следованию намеченному плану, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. Мещанство в качестве антиидеала – это приземленность притязаний, ненависть к  всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому чувству и изящной культуре категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования. Мещанство противостоит аристократизму.

  38. Мораль – совокупность высших нравственных принципов, ценностей и ориентиров, к которым стремятся конкретные (исторические, локальные) нравственные кодексы и поведение людей.

  39. Мотив - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;  2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;  3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

  40. Мужество - этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью, справедливостью). В настоящее время понятие «мужество» употребляется как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (материальными, социальными, психологическими) и преимущественно выступает как гражданская позиция.

  41. Натурализм – один из способов обоснования морали, исходящий из идеи вечной и неизменной нравственной природы человека (противостоит теологическим, с одной стороны, и социологизаторским концепциям с другой)

  42. Нигилизм – принцип, состоящий в отрицании общих для всех моральных норм, принципов и идеалов и авторитетов (в первую очередь в области морали)

  43. Нравы - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, стереотипы поведения, складывающиеся стихийно.

  44. Обязанность - поступок, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются их права.

  45. Оптимизммировоззренческая установка, характеризующаяся верой в конечный положительный результат событий

  46. Ответственность – готовность, желание, намерение и усилие довести начатое дело до конца даже в случае смены мотивов поведения, и испытать любую меру поощрения или наказания за результат деятельности, как бы он ни отличался от исходных целей и учтённых сценариев. Подразумевает добрую волю и очень значимые цели, цели сами по себе.

  47. Пацифизм - доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия.

  48. Прагматизм - 1) философское направление и 2) мировоззренческая установка, характеризующаяся направленностью сознания на конкретный практический результат (дело)

  49. Пессимизммировоззренческая установка, характеризующаяся неверием в конечный положительный исход событий

  50. Плюрализм - признание множественности факторов или точек зрения

  51. Равенство - принцип, предполагающий и требующий одинакового отношения к подобным ситуациям, утверждающий тождество индивидов как нравственных существ. Основанием для всех видов равенства является равенство формальное, которое противостоит произвольности действий, вводя определенные правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности.

  52. Рационализм (интеллектуализм) этический – направление в западноевропейской этике, признающее разум в качестве источника морали

  53. Релятивизм этический - позиция, характеризующаяся констатацией изменчивости морали и отказом признать существования каких-либо нравственных абсолютов

  54. Ригоризм - строгое, непреклонное проведение принципов долженствования

  55. Садизм - (от имени Д.А.Ф. де Сада) термин введенный в научное употребление для обозначения сексуальной девиации, при которой достижение сексуального удовлетворения наступает в процессе причинения партнеру боли и телесных повреждений, при одновременной подчеркнутой демонстрации его унижения и подчинения.

  56. Сентиментализм (сенсуализм) этический – одно из направлений в западноевропейской этике Нового времени, представители которого настаивали на первенствующей роли чувств в нравственной деятельности человека

  57. Скептицизм – 1) направление античной философии и 2) мировоззренческая установка, характеризующаяся сомнением в существовании авторитетов, настаивающая на необходимости проверять все суду разума

  58. Скромность - умение не переоценивать себя, свою значительность, не афишировать свои достоинства и заслуги, умение сдерживать себя.

  59. Смирение - нравственное качество, противоположное гордости и самомнению, одна из христианских добродетелей, характеризующих внутренне состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всем уповает на Бога; христианское смирение связано с глубоким ощущением и сознанием того, что человек сам по себе беспомощен и слаб, а если достигает чего-либо, то исключительно благодаря милости Божией.

  60. Совершенство - понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.

  61. Совесть - способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство.

  62. Сострадание - одно из основных нравственных переживаний человека – участие в страданиях другого существа (животного, человека), рождение желания помочь.

  63. Стыд - чувство, выражающее осознание человеком своего, а также близких ему людей, несоответствия нормам, принятым в данной среде, или предполагаемым ожиданиям. Исторически стыд – наиболее ранняя форма нравственной самооценки.

  64. Счастье - понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

  65. Утилитаризм - 1) направление западноевропейской этики и 2) жизненная позиция, рассматривающая в качестве критерия моральной оценки того или иного поступка ожидаемую или полученную от него пользу

  66. Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали

  67. Эгоизм - моральный принцип, требующий от человека заботы о себе, о реализации собственных целей, иногда в ущерб другим людям

  68. Этикет – правила благопристойного, приличествующего месту и времени поведения в обществе