uzluga.ru
добавить свой файл


Министерство образования Российской Федерации


Санкт-Петербургский государственный университет


Философский факультет


Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан философского факультета Ю.Н.Солонин

онтологии и теории познания ______________

протокол от 6 марта 2003 г.№ 7

Заведующий кафедрой

_______________________

2. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

______________В.С.Никоненко


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.ОЗ - "Становление метафизики"

по специальности 020100 (философы, вечернее отделение):

специализации 020102 (систематическая философия)


Составитель:

доцент, канд. филос. наук Лебедев С.П.


Рецензент:

профессор, докт.филос.наук Липский Б.И.


Санкт-Петербург

2003 г.


1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: Обучение студентов основам философского мышления,

формирование у студентов доказательного, логического мышления; подготовка к восприятию других философских и специальных дисциплин.

1.2. Задачи курса: Изучение основных этапов становления идеалистического типа мышления; развитие навыков самостоятельного мышления; формирование диалектического характера исследовательского мышления; знакомство с фундаментальными проблемами отвлеченного мышления.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Спецкурс «Становление метафизики» имеет важное значение в подготовке профессионального политолога и служит основой для изучения других философских дисциплин.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.ОЗ - "Становление метафизики"

- знать содержание спецкурса "Становление метафизики" и иметь достаточно полное представление о возможностях применения его разделов в различных философских дисциплинах;

- овладеть методом диалектического мышления и навыками анализа логических, познавательных и исторических процессов;

- иметь практические навыки диалектического анализа логических, гносеологических и историко-философских процессов.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *


Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия


0 часов


Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


85 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)


119 часов



Изучение дисциплины по семестрам:

5 семестр: лекции - 34 ч.

Консультация, экзамен.


3. Содержание дисциплины


3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий


5-й семестр

I. Введение: 8 ч. лекций.

Основные сведения об особенностях античного сознания. Учение о космосе и понятие природы. Философские представления о четырех началах всего возникающего.

II. Возникновение античной физики. 14 ч. лекц.

Возникновение античной физики. Учение античных физиков о материальной и действующей причинах. Понимание Логоса «старшими физиками» и элеатами. Учение элеатов о логическом. Дуализм логического и чувственно-воспринимаемого как предпосылка для возникновения метафизики. Кризис физики.

III. Возникновение метафизики. 12 ч. лекц.

Учение о Логосе у софистов, Сократа и Платона. Предпосылки учения об идеях. Понятие «идея» и её свойства. Соотношение идеи и вещи. Учение Платона о «неразумной причине». Недостатки платоновского учение о связи идеи и материи. Аристотель о «действительности» и «осуществленности». Понятие метафизики.


3.2. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

      1. специфика античного философского мышления;

      2. космос и природа в мышлении древних греков;

      3. логика развития представлений «старших» физиков и появление элейской школы;

      4. кризис физики;

      5. учение о речи и платоновский идеализм.

      6. понятие метафизики.



3.3. Примерные темы курсовых работ

Раздел 3.3 в данной программе отсутствует.


3.4. Примерные темы рефератов

Раздел 3.4 в данной программе отсутствует.


3.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу


5-й семестр

1. Познание как объективация человеком своих сущностных сил.

  1. Раскрыть содержание понятий «телесное», «душевное» и «духовное».

  2. Процесс исторического развития познания как объективация последовательно сменяющих друг друга доминант.

  3. Понятие архаического мышления.

  4. Особенности архаического мышления.

  5. Понятие природы и начал природного бытия.

  6. Натурфилософия как исторически первая форма познания природы.

  7. Логика развития философских представлений в рамках доэлейской натурфилософии.

  8. Связь логического и физического в представлениях «старших» физиков.

  9. Учение элейцев о логическом.

  10. Парменид о связи речи и отвлеченного мышления.

  11. Противоречие как форма соотношения физического и логического.

  12. Закладывание основ рассудочной логики усилиями отвлеченного разумного мышления.

  13. Кризис физики как следствие отождествления физического и логического.

  14. Учение софистов о природе и искусстве.

  15. Роль слова в философии софистов.

  16. Учение Сократа о логическом определении.

  17. Логический («логосный») характер сократовской этики.

  18. Связь учения Сократа о логическом определении и платоновским учением о знании.

  19. Предпосылки учения об идеях.

  20. Понятие идеи.

  21. Апории учения об идеях.

  22. Трактовка понятия «материя» как источник слабости платоновского идеализма.

  23. Аристотелевская диалектика материи и идеи.

  24. Содержание понятий «метафизика» и «идеализм».


4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов

Раздел 4.1 в данной программе отсутствует.

4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы работы со студентами.


4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.


4.4. Литература


  1. Основная

  1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

  2. : материалы и исследования по истории платонизма. С-Пб., 1997.

  3. Аристотель. Сочмнения в четырёх томах. М., 1976 – 1983.

  4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. С-Пб., 1994.

  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  6. Ксенофонт. Сократические сочинения. С-Пб., 1993.

  7. Платон. Диалоги. М., 1986.

  8. Платон. Сочинения в трёх томах. М., 1968 – 1972.

  9. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

  10. Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории. //Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

  11. Трубецкой С.Н. Основания идеализма.// Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.




  1. Дополнительная

  1. Борисов В.Н. Философия Аристотеля. Самара, 1996.

  2. Васильева Т.В. Путь к Платону: Любовь к мудрости, или мудрость любви. М., 1999.

  3. Великий греческий мудрец Сократ. М., 1991.

  4. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982.

  5. Зубов В.П. Аристотель: Человек. Наука. Судьба. Наследие. М., 2000.

  6. Кассен Б. Эффект софистики. М., 2000.

  7. Лебедев С.П. История античной философии. Физика. С-Пб., 1996.

  8. Лебедев С.П. История античной философии. Метафизика. С.-Пб.,2001.

  9. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.

  10. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

  11. Лосев А.Ф. Очерки античного симфолизма и мифологии. М., 1993.

  12. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1999.

  13. Романенко Ю.М. Бытие и естество. С-Пб., 1999.

  14. Сергеев К.А. История античной философии. С-Пб., 1998.

  15. Универсум платоновской мысли: космос, мастер, судьба. С-Пб., 1998.

  16. Фомин В.П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., 1994.

  17. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.

  18. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

  19. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.