uzluga.ru
добавить свой файл

Lingua Latina:

Методические разработки

(в помощь студентам юридического факультета РГСУ)




Составитель – д.и.н., профессор В.И. Козловская



Курс латинского языка рассчитан на 16 часов групповых занятий и завершается сдачей зачета.

Рекомендуемый (из числа имеющихся в библиотеке РГСУ) учебник:

И.С. Розенталь, В.С. Соколов. Учебник латинского языка // Для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. М., издательство «Норма». 2000 (2005).

1 занятие

(Раздел «Введение» учебника, с.1-5, а также Урок 1, с.7-10).




Фонетика



1. Латинский алфавит состоит из 25 букв.

2. Гласных-монофтонгов – 6:

A, e, i, o, u, y.

3. Дифтонги, диграфы:

Au (aurum), eu (Europa), ae (praemium, praesens),oe (foedus, poena).

4. Согласные:

с – (“к”, “ц”): caput, color, однако: centum, civis (так как после этого согласного следуют гласные “е”, “i”).

s – (с, з) rosa, sol

q – (пишется всегда с “u”, читается как “кв”): aqua

ngu – (произносится как “нгв”): lingua

ti – (произносится как “ци”): ratio, за исключением случаев, когда этому сочетанию предшествуют “x”,“s”, “t”: bestia, Attius, mixtio (читаются как “ti”).

ch (читается как“x”): chora

sch (читается, как “сх”): schola

Ударение





  1. Как правило, не ставится на последнем слоге.

  2. В двусложных – на начальном: ste-lla, vi-ta.

  3. В многосложных – на предпоследнем, если он долог (=закрытый): ma-gís-ter, per-féc-tus, или на третий от конца, если второй от конца – открытый: ín-su-la, cí-vi-lis.


Прочитать:


  1. Gai-us Ju-li-us Cae-sar, Grae-cus, Grae-ci, cau-sa, sphae-ra, fi-li-a, Ju-li-us, jus, tri-um-phus, De-cem-ber, Mar-cus Tu-lli-us Ci-ce-ro, po-e-ta, ma-chi-na, ta-bu-la, De-mos-the-nes, jus-ti-tia, sym-pho-ni-a, ar-gu-men-tum, Jus-ti-ni-a-nus, Ul-pi-a-nus.

  2. Pacta conventa. Corpus juris. Jus gentiun. Jus utendi. Jus praetorium. Bona fides. Leges agrariae. Decemviri legibus scribundis. Leges duodecim tabularum. Nota bene. Et cetera. Quantum satis. Tempora mutantur. Status quo ante. Mens sana in corpore sano.

Грамматика



Имя существительное (nomen substantivum)


Латинское имя существительное имеет числа (Sing., Pl.) и падежи: nom., gen.,dat., acc., abl., voc.


1 склонение (Declinatio prima)


  1. К 1 склонению относятся существительные женского рода (женский род в словаре обозначен как “f” – femeninum), оканчивающиеся в nom.sg. на –а и в gen.sg. на –ае: justitia, stella, familia, rosa.

  2. Есть несколько существительных 1 склонения мужского рода (m - mаsculinum), тоже с окончанием –а в nom.sg.: poeta, incola, nauta.

  3. По 1 склонению склоняются также прилагательные женского рода, оканчивающиеся в nom.sg. на –а: magna, longa, bona, mala.

  4. Основа существительных 1 склонения, как и вообще всех четырех остальных склонений, определяется по gen.sing. путем отбрасывания окончания –ae этого падежа.

  5. Парадигма 1 склонения:

Sing. Plur.

Nom. – a. - ae.

Gen. - ae. - arum

Dat. – ae. - is


Acc. – am. - as

Abl. –a. – i


Примечание. Для выполнения упражнений понадобится глагол sum, fui, - esse (быть, существовать, находиться), который часто употребляется в качестве глагола-связки и спрягается по общей парадигме глагольных окончаний: Sing.1 л.: Sum, 2 л. – es, 3 л. – est; Plur. 1 л.: sumus, 2 л.: estis, 3 л.: sunt.

Упражнения





  1. Просклонять следующие словосочетания:

Lingua Latina, justitia vera, terra magna, amica honesta.


  1. Перевести:

Scientia potentia est. Terra est sphaera. Terra et luna sunt stellae. Historia est magistra vitae. Schola est via sсientiarum. Valeria et Julia amicae sunt. Lingua Latina lingua antiqua est.

  1. Перевести и выучить наизусть (это входит в домашнее задание!) следующие афоризмы (здесь и далее они выделяются курсивом):

Ibi victoria, ubi concordia. Experientia est optima magistra. Aurora Мusis amica. Fortuna caeca est (Cicero). Magna neglegentia culpa est (Paulus).


Задания на дом:


  1. Выучить фонетику.

  2. Научиться правильно и бегло читать все задания из Упражнений.

  3. Выучить 1 склонение (парадигму). Просклонять: vita longa, historia antiqua.

  4. Выучить спряжение глагола sum in praes.ind.

  5. Перевести:

1. Philosophia est magistra vitae. 2. Historia est schola vitae. 3. Roma est in Italia. 4. In terra et in aqua est vita. 5. Via longa est. 6. Bestia magna et perita est.

  1. Просклонять все существительные, которые встретились во всех предложениях текста.

  2. Знать всю лексику и афоризмы (с переводами на русский язык!) из Занятия 2.


Занятие 2

(Уроки 2-3 Учебника, с. 10-17)


Латинский глагол (Verbum)

Общие сведения

Praesens indicativi activi


  1. Латинский глагол имеет лицо, число, время, наклонение, залог.

  2. Есть два залога: действительный (genus activum) и страдательный (genus passivum).

  3. Есть три наклонения: изъявительное (modus indicativus), повелительное наклонение (modus imperativus) и сослагательное (modus coniunctivus).

  4. Времена латинского глагола различаются а) по длительности (например, настоящее историческое – praesens historicum) и б) по степени завершенности (выделяются времена совершенного и несовершенного видов).

  5. Латинский глагол знает две группы времен – систему инфекта и систему перфекта. В систему инфекта, изучение которой мы начинаем, входят: настоящее (praesens), прошедшее незавершенное (imperfectum) и будущее предстоящее (futurum primum). Глагольные времена, формирующие систему перфекта, – это прошедшее завершенное (perfectum), предпрошедшее (plusquamperfectum), будущее второе – futurum secundum (обозначает действие, которое состоится до наступления другого будущего действия).

  6. Латинский глаголы имеют 4 спряжения. Тип спряжения определяется по неопределенной форме глагола – infinitivus. Он оканчивается на -re или –ere. Для определения основы глагола нужно от инфинитива отбросить суффикс –re для глаголов 1, 2, 4 спряжений и суффикс –ere для глаголов 3 спряжения.

  7. Основа глаголов 1 спряжения (в praesens indicativi) оканчивается на –a (accusa-re), 2 спряжения на – e (move-re), 4 спряжения – на -i (puni-re).

  8. Основа глаголов 3 спряжения образуется путем отбрасывания -ere и, в результате, оканчивается на согласный (scribere – scrib-) или на –u (constituere – constitu-). Есть группа глаголов 3 спряжения, основа которых оканчивается на –i: capere – capi-.

  9. При спряжении у глаголов 1 спряжения в 1 л.sing. конечный гласный основы -а сливается с окончанием –о и, в результате, образуется –о (dare – do, ornare – orno, amare - amo).

  10. Проспрягать – это значит к основе глагола прибавить личные окончания. Парадигма praesentis indicativi activi:

Sg. 1. –o (-m) Pl. -mus

2. –s -tis

3. –t -nt

  1. При спряжении глаголов 1-2 спряжений окончание прибавляется непосредственно к основе.

  2. При спряжении глаголов 3 спряжения между основой и окончанием появляются соединительный “i” (во 2, 3 лице sg.; в 1, 2 лице pl.) или “u”(в 3 лице pl.).

  3. При спряжении глаголов 4 спряжения в 3 лице pl. после основы нужно поставить “u”.

  4. Если при глаголе идет отрицание (non), то онo ставится перед глаголом: pecuniam habeo – pecuniam non habeo, magistram audiunt – magistram non audiunt.



Упражнения





  1. Определить по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежат глаголы: clamare, audire, condere, credere, debere, dicere, docere, ducere, errare, finire, habere, laudare, legere, mittere, numerare, scribere, sentire, servire, tenere, videre, venire, vincere.

  2. Образовать основы всех этих глаголов.

  3. Определить форму 1 лица sing. всех этих глаголов.

  4. Проспрягать следующие глаголы: errare, habere, mittere, vincere, statuere.



Задания на дом





  1. Выучить грамматику.

  2. Выучить лексику.

  3. Знать перевод всех заданий, предложений и афоризмов.

  4. Афоризмы выучить наизусть.

  5. Перевести следующие предложения:

  1. Patriam amamus, patriam defendimus.

  2. Dum spiro, spero.

  3. Nauta navigat, agricola arat.

  4. Culpam negant.

  5. Pecuniam habeo.

  6. Caesar copias ducit.

  7. Laborare debemus.

  8. Quid dicis? Nihil dico, taceo.

  9. Si vales, bene est, ego valeo.

  10. Qui timide rogat, docet negare.

  11. Aquila non captat muscas.

  12. Aquilam volare doces.

  13. Haud semper errat fama.

  14. Cum tacent, clamant (Cicero).


Занятие 3.

(Урок 4 по Учебнику, с. 17-24)


Существительные 2 склонения.
Прилагательные, притяжательные местоимения

и порядковые числительные


  1. К существительным 2 склонения относятся имена мужского рода (m – masculinum), оканчивающиеся в nom.sg. на us, -er (одно оканчивается на –ir: vir) и среднего рода (n – neutrum) на -um. Gen.sg. –i: amicus – amici, puer – pueri, argumentum – argumenti.

  2. Большинство существительных на –er имеет в nom.sg. беглое -е, которое при склонении выпадает: ager – agri, agro, agrum, agro.

  3. Vir, -i, m склоняется по образцу puer.

  4. Правило среднего рода: a) у большинства существительных среднего рода accusativus совпадает с формой nominativus – как в sg., так и в pl.; б) в nom.pl. и acc.pl. – окончание –а: verba; monumenta, fata, instrumenta.

  5. Парадигма:

Sg.Nom. –us, -er, um Pl. –i, -а

Gen. –i -orum

Dat. –o -is

Acc. –um -os, -a


Abl. -o -is

  1. По 2 склонению склоняются прилагательные мужского рода, оканчивающиеся в nom.sg. на –us (poeta clarus), -er (liber pulcher), а также среднего рода на -um (monumentum magnificum).

  2. По 2 склонению склоняются и притяжательные местоимения мужского и среднего рода (притяжательные местоимения женского рода склоняются по 1 склонению):

  • meus, mea, meum мой, моя, мое

  • tuus, tua, tuum твой, твоя, твое

  • suus, sua, suum свой, своя, свое; его, ее, его; их

  • noster, nostra, nostrum наш, наша, наше

  • vester, vestra, vestrum ваш, ваша, ваше

  1. По парадигме 2 склонения склоняются также порядковые числительные мужского и среднего рода (порядковые числительные женского рода склоняются по 1 склонению):

  • primus, prima, primum первый, первая, первое

  • secundus, secunda, secundum второй, вторая, второе

  • tertius, tertia, tertium третий, третья, третье

  • quartus, quarta, quartum четвертый, четвертая, четвертое

  1. Imperativus (повелительное наклонение) латинского глагола во 2 лице sg. образуется путем отбрасывания –re от инфинитива: laudare – lauda, movere – move, scribere – scribe, audire – audi. 2 лицо pl.образуется прибавлением –te к форме sg., а в 3 спряжении нужно к согласному основы прибавить –ite: laudate, movete, scribite, legite, audite.



Упражнения





  1. Просклонять существительные: dominus, magister, puer, argumentum.

  2. Просклонять словосочетания: campus latus, liber antiquus, bellum longum, fatum bonum, instrumentum novum, vir magnus, ager publicus, otium idoneum, mea amica vera, nauta peritus, nostra patria pulchra, tua culpa lata.



Задания на дом


1. Выучить грамматику.

  1. Перевести на русский язык:

1. Puer librum Latinum tenet. 2. Fugit hora, fugiunt anni. 3. Sententia Pauli vera est. 4. Nauta peritus navigat. 5. Tabula rasa (est). 6. Terra incognita (est). 7. Persona grata. 8. Persona non grata. 9. Longa via est; propera! 10. Salvete, amici! 11. Nauta bonus ventum non timet. 12. Consilium tuum plenum sapientiae est. 13. In Graecia et in Italia vides pulchra monumenta Graecorum et Romanorum antiquorum.

  1. Просклонять все существительные из текста и проспрягать все глаголы.

  2. Выучить лексику.

  3. Повторить весь материал, пройденный на занятиях 1-3, подготовиться к письменной работе.


Занятие 4

(Уроки 6-7 по Учебнику, с. 24-29)


Imperfectum et Futurum 1 indicativi activi.


  1. Imperfectum indicativi activi переводится на русский язык, как прошедшее время несовершенного вида (читал, учил и т.п.).

  2. Oбразуется путем прибавления к основе глагола суффикса -ba-для 1 и 2 спряжений и -eba- для 3 и 4 спряжений.

  3. В 1 л. sing. за суффиксом следует окончание –m.

  4. Образцы спряжения глаголов в imperfectum indicativi activi:

1 спряжение

Sg. 1. ama-ba-m Pl. ama-ba-mus

2. ama-ba-s ama-ba-tis

3. ama-ba-t ama-ba-nt


2 спряжение

Sg. 1. mone-ba-m Pl. mone-ba-mus

2. mone-ba-s mone-ba-tis

3. mone-ba-t mone-ba-nt

3 спряжение

Sg. 1. scrib-eba-m Pl. scrib-eba-mus

2. scrib-eba-s scrib-eba-tis

3. scrib-eba-t scrib-eba-nt

4 спряжение

Sg. 1. puni-eba-m Pl. puni-eba-mus

2. puni-eba-s puni-eba-tis

3. puni-eba-t puni-eba-nt

  1. Futurum I имеет значение будущего времени несовершенного вида (скажу, выучу и т.д.) или законченного действия: я буду говорить, я буду учить.

  2. Способы образования:

  • для глаголов 1 и 2 спряжений нужно к основе прибавить суффикс –b-, затем соединительный гласный –i- (для всех лиц, корме 1 л. Sg.) и личные окончания; для 3 л. Pl. прибавляется соединительный гласный «-u-»;

  • для глаголов 3 и 4 спряжений к основе следует прибавить суффикс -а- для 1 л.ед.числа и суффикс -е- для всех остальных лиц единственного и множественного чисел, а затем – личные окончания. В 1 л. ед.числа прибавляется окончание –m.

  1. Парадигмы спряжения в futurum I:

1 спряжение
Sg. 1. ama-b-o Pl. ama-b-i-mus
2. ama-b-i-s ama-b-i-tis
3. ama-b-i-t ama-b-u-nt

2 спряжение

Sg. 1. mone-b-o Pl. mone-b-i-mus

2. mone-b-i-s mone-b-i-tis

3. mone-b-i-t mone-b-u-nt

3 спряжение

Sg. 1. scrib-a-m scrib-e-mus

2. scrib-e-s scrib-e-tis

3. scrib-e-t scrib-е-nt

4 спряжение

Sg. 1. audi-a-m Pl. audi-e-mus

2. audi-e-s audi-e-tis

3. audi-e-t audi-e-nt

  1. Спряжение в Imperfectum ind.act. глагола esse:

Sg. 1. era-m Pl. era-mus

2. era-s era-tis

3. era-t era-nt

  1. Спряжение в Futurum I глагола esse:

Sg. 1. er-o Pl. er-i-mus

2. er-i-s er-i-tis

3. er-i-t er-u-nt


Упражнения


  1. Проспрягать в imperfectum ind.act. и в futurum I: а) do, dare; б) teneo, tenere; в) dico, dicere; г) definio, definire.

  2. Определить формы глаголов, перевести на русский язык: eramus, erimus, videbat, videbit, videbunt, vincebas, veniunt, venient.

  3. Перевести на русский язык: 1. Solebant Graeci in loco victoriae monumenta exstruere; Romani id non faciebant. 2. Multi sеrvi apud Romanos erant. 3. Qui seminat mala, metet mala. 4. Sine justitia nihil valebit prudentia.


Задания на дом



  1. Проспрягать в а) praesens ind.act., б) imperfectum ind.act., в) futurum I ind.act. следующие глаголы: accuso, debeo, rego, definio.

  2. Перевести на русский язык: 1. Filius culpam suam negabat. 2. Femina in familia viri sui locum filiae obtinebat. 3. Romani bellum diuturnum cum Gallis gerebant. 4. Amicam meam audiam. 5. Stellas caeli nunquam numerabitis.

  3. Просклонять все существительные (из 2-ого задания) и проспрягать все глаголы (из этого же задания) во всех трех временах системы инфекта.

  4. Научиться правильно и бегло читать, перевести на русский язык следующий текст:

De perfidia punita (о наказанном вероломстве)

Olim bellum erat inter Romam et Falerios, oppidum Romae proximum, et Romani ante Falerios castra habebant. Pueri Faliscorum autem etiam in bello extra oppidum se exercebant. Aliquando Faliscus quidam cum pueris nonnullis in castra Romana intrat et Romanis dicit: “Frustra oppidum nostrum oppugnabitis: armis id (его) expugnare non poteritis (не сможете), sed dolo incolas superabitis. Videtis pueros istos (этих): eos (их) vobis (вам) mando ac ita Romanis victoriam paro!” Sed Romani ei (ему) respondent: “Contra viros arma (оружие) habemus, nunquam ea (его) contra pueros capiemus. Semper armis pugnamus, itaque Faliscos dolo superare non possumus (не сможем). Pueros domo remittemus, te (тебя) autem puniemus”.

  1. Выучить лексику, уметь склонять все существительные и спрягать в системе инфекта все глаголы из текста.



Занятие 5

(Урок 8 по Учебнику, с. 29-35)


Третье склонение.

А. III согласное склонение


  1. К 3 склонению относятся имена существительные и прилагательные всех трех родов, оканчивающиеся в gen. sg. на –is. В 3 склонении различают три типа склонения: согласное, гласное и смешанное.

  2. К 3 согласному склонению относятся а) неравносложные существительные (то есть имеющие в gen.sing. на один слог больше, чем в nom.sing.) и б) с основой на один согласный звук. Например: homo, hominis, m – человек; lex, legis, f – закон; tempus, temporis, n – время.

  3. Образцы склонения:

Sg. Nom. homo Pl. homin-es

Gen. homin-is homin-um

Dat. homin-i homin-ibus

Acc. homin-em homin-es

Abl. homin-e homin-ibus

Sg. Nom. lex Pl.leg-es

Gen. leg-is leg-um

Dat. leg-i leg-ibus

Acc. leg-em leg-es

Abl. leg-e leg-ibus

Sg. Nom. tempus tempor-a

Gen. tempor-is tempor-um

Dat. tempor-i tempor-ibus

Acc. tempus tempor-a

Abl. tempor-e tempor-ibus

  1. Слова 3 склонения могут иметь самые различные окончания в nom. Sing.:

  • Основы, оканчивающиеся на звуки -c, -g, -t, -d, образуют nom.sing. в словах мужского и женского рода при помощи окончания –s. При этом звуки -с и -g ассимилируются с окончанием –s и дают сочетание ks, то есть букву x: pac- (is) + s = pacs = pax (мир); leg-(is) + s = legs = lex (закон). Звуки –t и –d c окончанием –s сливаются, например: veritas, -is, f (истина): основа veritat-s = veritas.

  • Основы, оканчивающиеся на звуки -l,-r,-n,-s, образуют nom.sing. с так называемым нулевым (или асигматическим) окончанием. Например: sol, sol-is, m – солнце; основа sol-; soror, soror-is, f – сестра; основа soror-; nomen, nomin-is, n – имя; основа nomin-; homo, homin-is, m – человек; основа homin-.


Упражнения


  1. Просклонять словосочетания: tuum carmen clarum, nostra civitas magna, lex Romana.

  2. Проспрягать во всех временах системы инфекта следующие глаголы: laudare, tacere, vincere, venire.

  3. Образовать nom.sing. по формe gen.sing.: terroris, orationis, libertatis, regis, lapidis.

  4. Перевeсти на русский язык: 1. Repetitio est mater studiorum. 2. Sine legibus nulla est civitas. 3. In pace littera florent. 4. Vox populi – vox dei. 5. O tempora, o mores! (Cicero). 6. Jus et ars boni et aequi (Celsus). 7. Mens sana in corpore sano (Juvenalis). 8. Salus populi suprema lex (Cicero). 9. Inter arma leges silent (Cicero). 10 Legis virtus est imperare, vetare, permittere, punire (Modestinus). 11. Non rex est lex, sed lex est rex. 12. Amicus Plato, sed magis amica veritas (est).

  5. Выучить наизусть афоризмы (это задание на дом).



Задания на дом


1. Уметь правильно читать и сделать перевод текста:

De Homeri carminibus

Nota sunt carmina Homeri, clari Graecorum poetae. De patria et vita Homeri multae fabulae exsistunt. De certaminibus et pugnis Graecorum et Trojanorum, de ira Achillis, de fortitudine Patrocli, de morte Hectoris in carminibus Homeri sermo est. Magnam virtutem et audaciam miram (удивительную) Achillis laudat Homerus. In poematibus Homeri multa alia exempla clara fortitudinis invenimus.

  1. Найти в тексте все существительные 3 склонения, образовать их начальные формы и просклонять.

  2. Найти в тексте все глаголы, образовать от них 1 лицо ед.числа и инфинитив; проспрягать во всех временах системы инфекта.

  3. Выучить лексику.



Занятие 6

(Урок 8 по Учебнику, с. 32-34)


B. III гласное склонение.


  1. К III гласному типу относятся немногие существительные среднего рода, которые в nom. Sing. имеют окончания –e, -al. –ar. Например: mare, maris, n – море; animal, animalis, n – животное; exemplar, exemplaris, n – пример.

  2. Это склонение называется гласным потому, что конечным звуком основы выступает -i, которое сохраняется в окончаниях ряда падежей (см. образцы склонения!). В nom. Sing. конечный звук основы –i (краткое) переходит в – e (mare, mar-is; nom. mare, основа mari-) или отпадает (animal, animal-is; nom. animal-, основа animali-).

  3. Образцы склонения:

Sing. Nom. mare Pl. mari-a

Gen. maris mari-um

Dat. mari maribus

Acc. mare mari-a

Abl. mari maribus

Sing. Nom. animal Pl. animal-ia

Gen. animalis animalium

Dat. animali animalibus

Acc. animal animalia

Abl. animali animalibus

Sing. Nom. exemplar exemplaria

Gen. exemplaris exemplarium

Dat. exemplar exemplaribus

Acc. exemplar exemplaria

Abl. exemplari exemplaribus

  1. Запомните правило: в III гласном склонении abl.sing. имеет окончание –i (то есть чистую основу), nom. и аcc.pl. окончивается на –ia (то есть гласный основы сохраняется перед обычным окончанием среднего рода –a) и в gen.pl. – окончание -ium (перед окончанием –um также сохраняется гласный звук основы).

  2. Правило среднего рода сохраняется!

  3. По гласному типу склоняется также ряд существительных женского рода, в частности: vis, f – cила. Gen.pl. этих слов оканчивается на -ium. Образец склонения:

Sing. Nom. vis Pl. vir-es

Gen. - vir-ium

Dat. - vir-ibus

Acc. vim vir-es

Abl. vi vir-ibus


Упражнения


  1. Просклонять: tuum exemplum bonum, mare altum, vis mala, sidus pulchrum.

  2. Проспрягать во всех временах системы инфекта: gerere, capere, legere, nominare, invenire.

  3. Определить падежные формы и группу склонения существительных: milites, pacibus, legi, flumine, civitate, veritas, homines.

  4. Объяснить, как образован nom.sing., и выделить конечный звук основы в следующих словах: sol,solis,m – солнце; flos, floris,m – цветок; dux, ducis,m – вождь; nex, necis, f – казнь; orator, oratoris, m – оратор.

  5. Перевести, определить склонение и начальную форму существительных: epistulam scribo; venimus ad amicos; pater duas filias habet; scribunt nomina sua; dat flores.

  6. Перевести текст и выучить лексику:

De mari

Mare altum est plenum piscium et aliorum animalium. In mari alto multa et varia genera animalium habitant. Maria habent litora, flumina – ripas. In litoribus marium multae sunt plantae. In maria flumina parva et magna influunt. Populus Romanus cum Carthaginiensibus terra marique (на суше и на море) bella gerunt.

  1. Перевести следующие предложения:

Ursus, lupus, equus, taurus animalia sunt. Milites Romani ante castra turrim (acc.sing.) constituunt. Schola est alma mater discipulorum. Elephanti magna capita et parvos oculos habent.

  1. Просклонять все существительные (и сочетания типа: существительное + прилагательное), проспрягать во всех временах системы инфекта все глаголы из задания 7.

  2. Выучить всю лексику из занятия 6.


Занятие 7

(Уроки 8-9 по Учебнику, с. 29-37)


C. III смешанное склонение.


  1. К смешанному склонению относятся существительные женского и мужского рода: а) имеющие в gen.sing. перед окончанием -is две или группу согласных и б) равносложные (= обладающие одинаковым числом слогов в nom. и gen.sing.) существительные, оканчивающиеся в nom.sing. на -es и -is. Например: dens, dent-is, m – зуб; urbs, urbis,f – город; mens, mentis,f – ум; civis, civis, m – гражданин; feles, felis, f – кошка; mensis, mensis,m – месяц.

  2. Образцы склонения:

Sg. Nom. ars Pl. artes

Gen. artis artium

Dat. arti artibus

Acc. artem artes

Abl. arte artibus

  1. Особенности склонения: В gen.pl. окончание –ium, как у слов гласной группы (urbium, civium, mensium, dentium). В остальных падежах сохраняются окончания согласной группы.

  2. Исключения: В латинском языке часто употребляются слова: мать – mater,-tris,f, отец – pater,-tris,m, брат – frater,-tris,m, родитель – parens, parentis,m, которые изменяются по III согласному склонению, то есть в gen.pl. оканчиваются на –um, хотя имеют в основе два согласных; так же изменяются и некоторые равносложные слова на –is, например: canis,-is.m,f – собака, juvenis,-is,m – юноша (can-um, juven-um).

  3. Для обозначения момента времени, в которое происходило действие, употребляется аблатив времени (ablativus temporis). При таком аблативе может ставиться предлог in, но чаще предлог отсутствует, особенно если у слова, стоящего в abl.temp., имеется определение. Например: bello Punico primo – в первую Пуническую войну, hora secunda – во втором часу и т.д.

  4. Перевести текст, просклонять и проспрягать все существительные, прилагательные, глаголы из этого текста:

De Troja

Scriptores antiqui narrant: Troja urbs Asiae pulchra, magna et clara erat. Troja altitudine et magnitudine murorum firma erat. Urbs arcem altam et fixam habebat. Incolae urbis in arce domicilium Priami regis et templa Minervae, Apollinis, Dianae aedificabant. Priamus, rex Trojanorum, multos filios filiasque habebat. In numero filiorum Hector erat, vir egregius fortitudine et virtute. Bello Trojano Hector defensor patriae erat.


Занятие 8, заключительное

Контрольная работа.


  1. Просклонять словосочетания: genus antiquum, civis bonus, mons altus, mater mea.

  2. Проспрягать во всех временах системы инфекта следующие глаголы: narrare, movere.

  3. Образовать формы 2-ого л.sg. и pl. (во всех трёх временах системы инфекта) от следующих глаголов: pugnare, sedere, gerere.

  4. Определить, к какому типу III склонения (согласному, гласному или смешанному) относятся слова: draco,-onis,m; frater,-tris,m; lumen,-inis,n; navis,navis,f; virgo,-inis,f. Дать их переводы на русский язык.

  5. Написать все пройденные на занятиях афоризмы. Дать их перевод на русский язык.

  6. Перевести следующие предложения:

Pugnamus pro libertate patriae nostrae. Antiquis temporibus apud Romanos in anno decem menses erant. Milites pontem trans flumen aedificabunt. Sine labore piscem e (из) flumine capere non potes. Ama matrem et patrem, parentes tuos!

7. Выучить наизусть (в качестве домащнего задания к зачету):


Cтуденческий гимн “Gaudeamus”

(Первоначальный текст сочинен, как принято считать, студентами Гейдельбергского университета, Германия, в Х1У в. Музыка старинной песни написана фламандским композитором Иоганном Окенгеймом в ХУ в.)


Gaudeamus igitur,

Juvenes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus.


Ubi sunt, qui ante nos

In mundo fuere?

Vadite ad superos,

Transite ad inferos,

Quos si vis videre!


Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

Venit mors velociter,

Rapit nos atrociter,

Nemini parcetur!


Vivat Academia!

Vivant professores,

Vivat membrum quodlibet!

Vivant membra quaelibеt!

Semper sint in flore!


Vivat et respublica

Et qui illam regunt!

Vivat nostra civitas,

Maecenatum caritas,

Qui nos hic protegunt!


Pereat tristitia,

Pereant dolores!

Pereat diabolus,

Quivis antiburschius

Atque irrisores!


Перевод на русский язык:


Давайте же радоваться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После тягостной старости

Нас возьмет земля.


Где (же) те, кто прежде нас

В (этом) мире были?

Поднимитесь к вышним (богам),

Спуститесь оттуда к подземным (богам),

Если кого захотите увидеть.


Жизнь наша коротка,

Скоро закончится.

Смерть приходит быстро,

Хватает нас яростно,

Никому не будет пощады!


Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствует каждый член сообщества,

Да здравствует всё сообщество,

Пусть они всегда процветают!


Да здравствует и республика,

И те, кто ею управляют!

Да здравствует наша община

И милость меценатов,

Которые нам здесь покровительствуют.


Да сгинет печаль,

Да сгинут горести!

Да сгинет диавол,

Всякий враг бурша (=студента)

(Да сгинут) и насмешники!


* * *


8. Задание для желающих:

PATER NOSTER, ОТЧЕ НАШ,

qui est in caelis, Иже еси на небесех!

sanctificetur nomen tuum. Да святится имя Твое,

Advéniat regnum tuum. Fiat да приидет Царствие Твое,

Volúntas tua, sicut in caelo да будет воля Твоя, яко на небеси

Et in terra. Panem nostrum и на земли. Хлеб наш

Quotidiánum da nobis hodie. насущный даждь нам днесь;

Et dímitte nobis débita и остави нам долги

Nostra, sicut et nos наша, якоже и мы

Dimíttimus debitoribus оставляем должникам

Nostris. Et ne nos indúcas нашим. И не введи нас

In tentationem, sed líbera nos a malo. Во искушение, но избави нас

Amen. от лукаваго. Аминь.