uzluga.ru
добавить свой файл
1
Месопотамские боги в пантеоне часто менялись, на передний план высту­пали то одни, то другие. Это происходило потому, что на этой территории последовательно сменилось несколько государственных образований — Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон. Стабильной государственной власти не было, поэтому обожествления верховного правителя не происходило дос­таточно долго.

Отцом всех богов почитался ан бог неба, также главой пантеона явля­лась богиня земли — Ки. От них произошли могущественные боги, непос­редственно влиявшие на жизнь шумеров: бог воздуха Энлиль (покровитель шумеров), бог воды Эа (представлялся в виде человека-рыбы) и покрови­тель культуры Энки (создавший первых людей). Древние шумеры верили, что человек — существо низшего порядка, бесправный раб. Считалось, что человек создан богами для служения им. Боги стояли на первом месте. Они обитали в блаженной стране, в которой не было ни старости, ни страда­ния, жили для своего удовольствия, чего не могли позволить себе люди. Посмертная участь человека, по представлениям шумеров, была еще бо­лее безрадостна, чем земная жизнь. Дух умершего помещался в скрытую глубоко под землей область под названием Кур, где его существование было унылым и мрачным.

Здесь возник миф о смерти и воскресении Таммуза, который в аллегори­ческой форме передает связь между жизнью и смертью, между умиранием и воскрешением, что происходит в природе ежегодно (ср. миф о воскреса­ющем Осирисе в Др. Египте). Таммуз (Думузи), олицетворяющий плодо­родие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, которая побеждает смерть.

Кроме прочих мифов, в мифологии Двуречья сложилось сказание о все­мирном потопе, который действительно имел место в истории. Археологи действительно обнаружили, что древние слои месопотамских городов от­делены от более поздних многометровыми отложениями ила. Религиозная система междуречья Тигра и Евфрата постепенно совершенство­валась и уже во II тысячелетии до н. э. имела довольно развитую структуру и вполне определенную иерархию богов. Место верховного божества занял Мардук (бог-покровитель Вавилона). При этом государственная власть столь упрочилась, что стала -возможной обожествление правителя. Развивалась и древняя наука (астрономия, математика, календарь, письменность), хотя ее связь, и по происхождению, и по своим функциям, с религией несомненна. В Месопотамии сформировалось влиятельное жреческое сословие. Оно состояло в основном из выходцев из знатных родов и передавало свой ста­тус по наследству.

Богослужение сводилось к уходу за статуями богов как за живыми людьми (богов обычно изображали в человеческом облике и с человеческими про­порциями) и принесении им жертв. Культ отправлялся в специальных хра­мах, по форме являвших собой ступенчатые башни (зиккураты) из кирпи­ча-сырца огромных размеров (несколько десятков метров в ширину и высоту). На протяжении всей истории Месопотамии храмы имели не только религиозное, но и важное хозяйственное и культурное значение. При хра­мах находились мастерские, склады, архивы, библиотеки, школы.

ОЛИМПИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ в основе своей сложилась у древних греков в VI—V вв. до н. э., была в основных своих чертах заимствована римляна­ми, начиная с III в. до н. э.

Пантеон богов: политеизм, множество богов, местопребыванием которых считалась гора Олимп. С Олимпа боги наблюдают за людьми, чья жизнь известна им в мельчайших деталях. Внешним видом и чертами характера олимпийские боги напоминали людей. Во главе олимпийских богов нахо­дились Зевс (рим. Юпитер), отец богов и людей, не являвшийся правда, творцом мира, Аид (Плутон), правитель подземного царства и Посейдон (Не-

474

птун), повелитель водной стихии. Другие известные боги: Арес (Марс) — бог войны, Афродита (Венера) — богиня любви, красоты, аполлон — бог пасущихся стад, стрельбы из лука, музыки, Артемида (Диана) — богиня охо­ты, материнства и плодородия, Асклепии (Эскулап) — бог врачевания, Ди­онис (Вакх) — отождествлявшийся с выращиванием зерна, фруктов, вино­делием, Гефест (Вулкан) — бог огня, покровитель ремесел, особенно кузнечного дела, Гермес (Меркурий) — посланец богов, бог торговли, Гера (Юнона) — супруга Зевса, покровительница супружества, материнства и женщин). Особенным почетом в Древнем Риме пользовалась богиня до­машнего очага, дома и семьи Гестия (Веста).

Наряду с верой в существование великих богов, эллины продолжали ве­рить в духов, населявших окружающий мир, особенно в нимф — духов при­роды, олицетворявших все растущее и движущееся в природе, все дающее жизнь растениям, рыбам, животным. У римлян почитались также лары — духи-покровители людей и хранители домашнего очага. Помимо богов объектом поклонения были великие соотечественники, которые после смерти и ухода в царство Аида считались героями. Во времена Римской империи существовал культ умершего или правящего императора. Священные тексты: отсутствовали, однако имелись циклы мифов, посвя­щенных олимпийским богам.

Центром поклонения богам являлись каменные храмы с находившимися в них изображениями богов. Эти изображения были каменными, деревян­ными, глиняными, мраморными и т. п. 9-ти метровой высоты статуя Зев­са Олимпийского из золота и слоновой кости, покрывших деревянную основу, считалась одним из семи чудес света.

Главный храмовый центр Древней Греции — Дельфы. Центром культа в Древнем Риме считался храм в честь Юпитера Наилучшего и Величайше­го на Капитолийском холме. Каждый храм имел одного или нескольких служителей культа. Обычно, почитанием богов ведали жрецы, а богинь — жрицы. У римлян жрецы были объединены в коллегии (товарищества). Высшей из жреческих коллегий были понтифики, руководившие всей сферой государственной религии и отвечавшие за календарь. Особого рода жреческими объединениями были оракулы, занимавшиеся гаданиями и дававшие советы на все случаи жизни. Наибольшим авторитетом с VII в. до н. э. пользовался оракул при храме Аполлона в Дельфах. Основу культа составляли кровавые и бескровные жертвоприношения. Часто приносились массовые жертвы — гекатомбы (до 450 быков). Особо торжественные жертвоприношения совершались также на местах сраже­ний и массового захоронения павших воинов.

Праздники, считавшиеся неотъемлемой частью религии, часто принима­ли форму игр в честь бога или героя. Самыми известными были Олим­пийские игры, проводившиеся 1 раз в четыре года. По олимпиадам древ­ние греки вели свое летоисчисление.

Наряду с праздниками, открытыми для всех граждан, были и закрытые, куда допускался лишь узкий круг посвященных — мистерии.

СИКХИЗМ — религия, возникшая в XVI ст. в Пенджабе (территория совр. Пакистана и Индии) и распространенная преимущественно там до сих пор. Основоположником сикхизма является Гуру Нанак (1469—1539). Кроме него известны еще 9 духовных лидеров сикхов каждый из которых внес значи­тельных вклад формирование сикхизма, в развитие вероучения, становле­ния культа и религиозной организации сикхизма. Вместе с Гуру Нанаком образуют почитаемых «десять Гуру».

Сикхом считается тот, кто: 1) верит в единого Бога; 2) в учение «десяти Гуру»; 3) в Священную книгу сикхизма; 4) кто является членом сикхской общины и принимает все законы, по которым она живет; 5) кто не прини­мает никакую другую религию.

475