uzluga.ru
добавить свой файл
1
Работа ученика 9Б класса МОУ СОШ № 129

Пакетова Олега Сергеевич

Руководитель учитель биологии МОУ СОШ № 129

Базовая Татьяна Борисовна

МАТЕМАТИКА В БИОЛОГИИ

Значение математики для науки заключается в том, что она дает исключительно точный язык и систему понятий, позволяющие исследовать самые разнообразные вопросы. Мы начинаем с простого счета и измерения, а затем постепенно вводим все более сложные идеи, соответствующие требованиям стоящих перед нами задач. В некотором смысле математика является единым предметом, она охватывает очень широкую область идей, понятий, приемов и методов. Эти возможности математики уже широко используются в точных науках, особенно в физике, но значение ее для биологии и медицины еще только начинают оценивать по достоинству. Попытаемся разобраться, где пересекаются точная наука математика и наука о жизни биология. Мы изучили теоретический материал, выполнили и проанализировали ряд практических и лабораторных работ

Работа№1 Анатомия 8 класс. л/р Скелет «Изучение внешнего строения человека. Изображение головы человека с помощью циркуля и линейки».

Интеграция математических понятий

  • Понятие пропорции;

  • Понятие окружности, диаметра, радиуса;

  • Понятие касательной и хорды окружности;

  • Выполнение построения с помощью циркуля и линейки.

Работа№2 Анатомия 8 класс. Скелет л/р «Выявление плоскостопия».

Интеграция математических понятий

  • Длина отрезка, середина отрезка;

  • Понятие перпендикуляра;

Работа№3 Общая биология, 10 класс. Модификационная изменчивость л/р «Построение вариационного ряда и кривой»

Интеграция математических понятий

  • Понятие функции;

  • Понятие графика функции;

  • Чтение данных графиков

Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

Работа №4 Ботаника, 6класс. Строение стебля л/р «Изучение внешнего строения стебля растений»

Интеграция математических понятий

  • Сечения;

  • Виды многоугольников

Срезы стеблей разнообразных растений имеют различную форму:

береза, тополь, липа - округлую;

различные виды осок - трехгранную;

крапива обыкновенная – четырехгранную форму.

Работа №5 Биология. Зоология. Анатомия. Разные темы «Симметрия»

Интеграция математических понятий

  • Понятие симметрии;

  • Виды симметрии.

Характерная для растений симметрия конуса хорошо видна на примере любого дерева, появляется вертикальная поворотная ось и вертикальная плоскость симметрии. У цветковых растений в большинстве проявляется радиальная и билатеральная симметрия. Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, сферическая симметрия , радиальная симметрия, билатеральная симметрия.

Тело человека построено по принципу двусторонней симметрии

Работа№6 Ботаника, 6 класс. л/р «Определение возраста дерева по спилу стебля дерева».

Интеграция математических понятий

  • Сечение.

  • Круг, овал.

  • Пропорциональность

Произвести подсчет годичных колец. Определить возраст дерева, который равен числу годичных колец.

Работа №7 Общая биология 10 класс Организм «Генетика популяций»

Интеграция математических понятий

  • Функция квадрата суммы

  • Корень квадратный

  • Пропорция

В популяциях самооплодотворяющихся (самоопыляющихся) организмов доля гомозигот возрастает из поколения в поколение. Свободно скрещивающиеся (панмиктические) популяции подчиняются закону Харди-Вайнберга.

р2АА + 2ряАа + я2аа = 1

Работа №8 Общая биология 9,10 классы Клеточный уровень «Биосинтез белка»

Интеграция математических понятий

  • Процент

  • Пропорция

Задача: Молекулярная масса белка X = 50 000. Определите длину соответствующего гена. Молекулярная масса одной аминокислоты в среднем 100, одного нуклеотида 345.

Решение: 1) белок состоит из 50 000 : 100 = 500 аминокислот; одна из цепей гена, несущая программу белка X, должна состоять из 500 триплетов, или 500 • 3 = 1500 нуклеотидов; 2)длина этой цепи ДНК = 1500 • 0,34 нм = 510 н; такова же длина гена (двухцепочного участка ДНК).

Ответ: 510 нм.

Источники информации:

1.Учебные пособия по курсу «Биология» средней школы.

2.Программы по математике и биологии средней школы.

3. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2006 г., под ред. Обухова А.А.

4.Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся – М.В.Высоцкая Волгоград 2008 (с.7-9) – (с. 54-56, 82-85)

5.Общая биология Тренажеры для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи. М.В.Высоцкая – Волгоград 2006

6.Портал Естественных наук www.science.ru Научно-исследовательская работа «Интеграция математических понятий в курс «Биологии» средней школы» Калугин И ГОУ СОШ №574