uzluga.ru
добавить свой файл
1

1.

Часть 1. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

52

36

16

1.1

История французской литературы Средневековья

22

20

2

1.1.1

Общая характеристика искусства и литературы французского Средневековья

2

2




1.1.2

Литература на латинском языке

2

2




1.1.3

Французский героический эпос

2

2




1.1.4

«Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса

4

2

2

1.1.5

Куртуазная литература во Франции

2

2




1.1.6

Куртуазная лирика трубадуров и труверов

2

2




1.1.7

Французский рыцарский роман: истоки, типология жанра, эволюция

4

2

2

1.1.8

Городская литература во Франции

2

2




1.1.9

Аллегорический «Роман о Розе» – художественный синтез средневековой культуры

2

2




1.1.10

Французская поэзия XIV-XV вв., её тематика, образы, жанровые формы




2




1.2

История французской ренессансной литературы


20

16

4

1.2.1

Общественно-политическая, идеологическая и культурная ситуация во Франции в XVI в.

2

2




1.2.2

Французская поэзия первой половины XVI века

2

2




1.2.3

Французская новелла XVI в.

2

2




1.2.4

Жизнь и творчество Ф. Рабле

8

4

4

1.2.5

Французская поэзия второй половины XVI в.

4

2

2

1.2.6

Французский ренессансный театр

2

2




1.2.7

Поздний французский Ренессанс, его особенности

2

2






1.1. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Общая характеристика искусства и литературы французского Средневековья. Роль античной, христианской и фольклорной традиций в формировании средневековой французской литературы. Ее периодизация: литература раннего Средневековья (IX-XI вв.) и литература зрелого Средневековья (XII-XV вв.).

Словесность раннего Средневековья, основные группы памятников на латинском и народном языках.

Историография: «История франков» (Histoire des Francs) Григория Турского (Grégoire de Tours, ок. 538-594), «Жизнеописание Карла Великого» (Vi'e de Сharlemagne, ок. 821) Эйнхарда (Eginhard, 775-840). Клерикальная литература и ее жанры: жития святых – «Житие св. Леже» (Vi'e de saint Léger, ок. 950-1000), «Житие св. Алексея» (la Vi'e de saint Alexis, ок. 1040); легенды – «Золотая легенда» (Légende dorée, ок. 1255) Иакова Ворагинского (Jacques de Voragine, ок. 1230-1298); видения, проповеди, гимны, секвенции – «Секвенция о св. Евлагии» (Séquence de sainte Eutaile, ок. 881-882); литургическая драма (les tropes dialogués).

Народная поэзия и ее жанры: баллада (la ballade), пастурель (la pastourelle), песни несчастной в замужестве (chansons de mal marieé), ткацкие песни (chansons de toile).

Французская литература зрелого Средневековья, её жанры, их борьба и взаимовлияние.

Литература на латинском языке. Жанр автобиографии: Пьер Абеляр (Pierre Abélard, 1079-1142) «История моих бедствий» (Histoire calamitatum mearum). Поэзия голиардов, ее основные темы и образы. Роль пародии в лирике голиардов. Творчество Архипииты (L'Archipoète, ок. 1161-1165), Примаса Орлеанского (Primat d'Orléans, ок. 1130-1140), Вaльтера Шатильонского (Walter de Châtillon, ок. 1135-после 1200).

Французский героический эпос (La chanson de geste) – «история в народной памяти» (А.Веселовский). Роль жонглёров (les jongleurs) в сохранении и распространении эпических сказаний. «Традиционалистская» – Г. Парис (G. Paris), Л. Готье (L. Gautiér), Р. Менендес Пидаль (R. Menendez Pidal) и «индивидуалистская» – Ж. Бедье (J. Bedier) теории происхождения эпоса. Проблема авторства. Классификация и циклизация французских эпических песен: «королевская жеста» (Le cycle du roi), жеста Гарена де Монглана (Le cycle de Garin de Monglane), жеста Доона де Майанса (Le cycl de Doon de Mayence).

«Песнь о Роланде» (La Chanson de Roland, ок. 1065) – выдающийся памятник французского героического эпоса, его основные редакции. История и вымысел в «Песни». Композиция, проблематика памятника. Эпический характер (Роланд, Карл, Оливье, Турпин, Ганелон) и средства его воссоздания. Поэтика «Песни о Роланде» и ее связь с народной поэтической традицией.

Куртуазная литература во Франции. Предпосылки формирования рыцарской культуры и литературы. Этико-эстетический кодекс куртуазности. Концепция куртуазной любви (Fin'Amors) и культ Прекрасной дамы. «Трактат о любви» (Le Tractatus de amore, ок. 1185) Андрея Капеллана (André Le Chapelain).

Куртуазная лирика трубадуров (les troubadours), ее источники (фольклорные, клерикальные жанры, античная и арабская поэзия). Основные темы и жанры: кансона (la cançona), альба (alba), сирвента (les sirventes), тенсона (la tençona), пастурель (la pastourelle). Выдающиеся провансальские трубадуры: Маркабрюн (Marcabru, ок. 1110-ок. 1150), Джауфре Рюдель (Jaufré Rudel, ок. 1140-1170), Бернарт де Вентадорн (Bernard de Ventadour, ок. 1150-1180), Бертран де Борн (Bertrand de Born, ок. 1135-ок. 1210), Пейре Видаль (Peire Vidal, ум. ок. 1205). Строфика, метрика, рифма, язык лирики трубадуров. Ее роль в развитии европейской поэзии.

Поэзия труверов (Les trouvères), влияние на нее провансальских трубадуров. Тематическое и жанровое разнообразие. Творчество французских труверов: Кретьена де Труа (Chrétien de Troyes, ок. 1130-1191), Жана Боделя (Jean Baudel, ок. 1203), Тибо Шампанского (Thibaut de Champagne, 1201-1253), Гаса Брюле (Gase Brulé, ок. 1160-1212).

Французский рыцарский роман: истоки, типология жанра, эволюция. Основные циклы: античный (les Romans antiques), бретонский (Les Romans bretons), восточно-византийский (Les Romans grecs et byzantins). Концепция «куртуазного вежества» в «Романе об Александре» (Le Roman dAlexandre, ок. 1130). Мифологизация античности в «Романе о Трое» ( Le Roman de Troie, ок. 1165) де Сент-Мора (Benoist de Sainte-Maure). Бретонские (артуровские) романы (Les Romans de la Table Ronde). Рыцарская утопия в «Романе о Бруте» (Le Roman de Brut, 1155) Васа (Roberts Wace). Лэ «Жимолость» (Le Lai du Chèvrefeuille, ок. 1180Марии Французской (Marie de France) – первая литературная обработка легенды о Тристане и Изольде. Концепция трагической любви, конфликт, система образов, изобразительно-выразительные средства в «лирической» – «Роман о Тристане» (Le Roman de Tristan, ок. 1170) Тома (Thomas) и «эпической» – «Роман о Тристане» (Le Roman de Tristan, после 1170) Беруля (Beroul) версиях легенды. Кретьен де Труа – создатель классического типа французского рыцарского романа: своеобразие проблематики, композиции, конфликта, образов, стиля. Концепция средневекового мира и человека в романах «Ивейн, или Рыцарь льва» (Ivain le chevalier au lion, ок. 1178) и «Ланселот, или Рыцарь тележки» (Lancelot le chevalier á la charrette, ок. 1180). Психология любовного чувства и проблема нравственного выбора в романах «Эрек и Энида» (Érec et Énide, ок. 1170), «Клижес» (Cligès ou la Fausse Morte, 1170-1171), «Персеваль» (Perceval, 1174-1180).

Проблематика и художественное своеобразие рыцарских романов восточно-византийского цикла: «Флуар и Бланшефлёр» (Floire et Blancheflor,ок. 1170), «Окассен и Николетт» (Aucassin et Nicolette, ок. 1290).

Городская литература во Франции и ее связь с народной смеховой традицией. Сатирическая и дидактическая направленность, основные жанры, стилевые особенности произведений литературы городов. Фаблио (Les fabliaux): генезис, жанровая специфика, тематические циклы, образные и стилевые топосы. Фаблио Жана Боделя (Jean Bodel, ок. 1163-ок. 1210) и Рютбёфа (Rutebeuf, ок. 1230-ок. 1285). «Роман о Лисе» (Le Roman de Renart, ок. 1175) – памятник животного эпоса: сюжетные источники, композиционная и образная структуры. Пародийное изображение в нём феодальной Франции XII-XIII вв.

Аллегорический «Роман о Розе» (Le Roman de la Rose, 1 часть ок. 1236, 2 часть ок. 1276) – художественный синтез средневековой культуры. Композиция, сюжет, персонажи произведения. Искусство куртуазной любви в первой части романа Гийома де Лоррис (Guillaume de Lorris). Вторая часть «Романа о Розе» Жана де Мён (Jean de Meung) – полемика с куртуазной концепцией любви. Критика в произведении социальных пороков, дидактическая программа автора (учение о Природе). Универсальный характер аллегории в «Романе о Розе».

Французская поэзия XIV-XV вв., её тематика, образы, жанровые формы: баллада (ballades), сказ (dit), рондо (rondeaux), виреле (virelais). Первая французская поэтика Эсташа Дешана (Eustache Deschamps, 1346-1406) «Искусство сочинять и исполнять песни» L'art de ditier et de faire chansons, 1392). Творчество Гильома де Машо (Guillaume de Machaut, 1330-1377), Кристины Пизанской (Cristine de Pisan, 1364-1431), Карла Орлеанского (Charles d'Orléans, 1394-1465). Поэзия Франсуа Вийона (François Villon, ок. 1431 – после 1463) – синтез тем, образов, жанров, изобразительных средств средневековой лирики и одновременно их разрушение. Роль пародии в поэмах «Малое завещание» (Le Petit Testament, 1456) и «Большое завещание» (Le Grand Testament, 1461). Лирический герой Вийона в «Балладе состязания в Блуа» (Ballade du concours de Blois), «Балладе истин наизнанку» (Вallade des contre vérités), «Балладe примет» (Ballade des menus propos).

Французская новелла XIV в., ее тематическoе и жанровое своеобразие. Сборники «Пятнадцать радостей брака» (Quinze joies de mariage, ок.1400) и «Сто новых новелл» (Cent Nouvelles nouvelles, 1461).

Средневековая французская драма, ее истоки, связь с античной, религиозной, народной карнавальной традицией. Жанры религиозной драмы: мистерии (les mystères) – «Мистерия Ветхого Завета» (le Mystère de l'Ancien Testament, ок. 1430), «Мистерия Страстей Господних» (Les grandes Passions du Christ, ок. 1450) Арнуля Гребана (Arnould Gréban, 1420-1471); миракли (Les Miracles) – «Чудо о Теофиле» (Le Miracle de Théophile, ок. 1262) Рютбёфа (Rutebeuf), миракли о Богоматери (Les Miracles de Notre-Dame, ок. 1340). Светский театр в средние века. «Комедии» Адама де Ла Аль (Adam de la Halle, 1250-после 1285) «Игра в беседке» (Le Jeu de la Feuillée, ок. 1276), «Игра о Робене и Марион» (Le Jeu de la Robin et de Marion, ок. 1283) – первые образцы светской драмы. Расцвет театра в XV в.: моралите (moralités) – «Осуждение пиршеств» (La Condamnation de Banquet); соти (soties) – «Игра о Принце дураков» (Jeu du Prince des Sots) Пьера Гренгуара (Pierre Gringoire); фарс (farces) – «Фарс об адвокате Патлене» (Farce de maître Pathelin, ок. 1470).

Роль средневековой словесности в становлении национальной литературы Франции.


1.2. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕНЕССАНСНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(La Renaissance)

Общественно-политическая, идеологическая и культурная ситуация во Франции в XVI в.: время Франциска I (Françоis Ier, 1515-1547). Периодизация историко-литературного процесса в эпоху Возрождения. Значение итальянского фактора и роль национальной традиции в формировании французской ренессансной культуры. Стиль ренессанс в живописи и архитектуре Франции XVI в.

Французский гуманизм и его особенности, отношения с королевской властью и реформационным движением Жана Кальвина (Jean Calvin). Деятельность первых гуманистов: Гийом Бюде (Guillaume Budé), Жак Лефевр д'Этапль (Lefèvre d'Étaples), Анри Этьен (Henri Estienne), Этьен Пакье (Étienne Pasquier), Этьен Доле (Étienne Dolet).Открытие первого светского университета во Франции – Коллеж де Франс (Collège de France, 1530).

Французская поэзия первой половины XVI века. Основные мотивы и жанры лирики Клемана Маро (Clèment Marot, 1496-1544). Платон и Петрарка – два источника лионской поэтической школы (L'Ecole lyonnaise): Морис Сев (Maurice Scève, 1504-1562), Луиза Лабе (Louise Labé, 1526-1566).

Французская новелла XVI в., её связь с национальной средневековой и итальянской ренессансной традицией. Особенности сборников новелл, их сатирическая и дидактическая направленность. Новая философия жизни – новая повествовательная манера в «Новых забавах и веселых разговорах» (Les Nouvelles Récréations et joyeux devis, 1558) Бонавантюра Деперье (Bonaventure des Périers, 1510-1544).

Жизнь и творчество Маргариты Наваррской (Marguerite de Navarre, 1492-1549). Неоплатонизм в поэзии М.Наваррской. Жанрово-тематическое, композиционное и художественное своеобразие «Гептамерона» (L'Heptamèron, 1558) в сравнении с «Декамероном» Боккаччо.

Жизненный и творческий путь Франсуа Рабле (François Rabelais, 1494-1553). Фольклорные и литературные источники романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Gargantua et Pantagruel, 1534-1553). Жанровая специфика, сюжет, композиция произведения. «Гаргантюа и Пантагрюэль» – сатирическая энциклопедия эпохи. Критика в романе государственных институтов, феодальных войн, религиозной нетерпимости, схоластических науки и образования. Телемское аббатство – гуманистическая утопия Рабле. Философия пантагрюэлизма. Основные образы романа (Гаргантюа, Пантагрюэль, брат Жан, Панург) и их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комической традицией (концепция М.Бахтина). Приемы сатирического изображения у Рабле. Место и значение романа в истории французской литературы.

Французская поэзия второй половины XVI века. Деятельность Плеяды (La Pléiade). «Защита и прославление французского языка» (La Défense et illustration de la langue française, 1549) Жоашена Дю Белле (Joachim du Bellay, 1522-1560) – эстетический манифест новой поэзии («подражание древним», идея поэта-пророка, создание поэзии на родном языке, реформа жанров). Жизнь и творчество Пьера де Ронсара (Pierre de Ronsard, 1524-1585). Тематическое и жанровое многообразие его поэзии. Обращение к античной культурной традиции в «Одах» (Les Оdes, 1550-1556) и «Гимнах» (Les Hymnes, 1555-1556). Сборник любовной лирики «Любовь к Кассандре» (Amours de Cassandre, 1552) и поэтическое наследие Петрарки. Черты классицизма и маньеризма в сборнике «Сонеты к Елене» (Sonnets pour Hélène, 1578). Опыт создания национальной эпопеи «Франсиада» (La Franciade, 1572). Роль Ронсара в развитии французской поэзии. Творчество Жоашена Дю Белле. Сборник сонетов «Олива» (L'Olive, 1549) и петраркистская традиция. Проблематика и стилистика сборника «Древности Рима» (Les Antiquités de Rome, 1558). Лирический герой в сборнике «Сожаления» (Les Regrets, 1558).

Французский ренессансный театр, значение античной традиции в его становлении. Ренессансная трагедия: «Плененная Клеопатра» (La Cléopâtre captive, 1552-1553) Этьена Жоделя (Etienne Jodelle, 1532-1573), «Антигона» (Antigone, 1580) Робера Гарнье (Robert Garnier, ок. 1544-1590). Ренессансная комедия: «Евгений» (Eugène, 1552-1553) Жоделя, «Казначейша» (La Trésorière) Жака Гревена (Jacques Grévin, 1538 - 1570). Роль ренессансной драматургии в подготовке классицизма.

Поздний французский Ренессанс, его особенности. Жизненный и творческий путь Мишеля де Монтеня (Michel de Montaigne, 1533-1592). Жанр и композиция «Опытов» (Les Essais, 1580-1588). Всесторонний человек (l'homme complet), его сложность и изменчивость – объект художественного анализа Монтеня. Личность автора в «Опытах» («содержание моей книги – я сам»). Своеобразие скептицизма Монтеня, его этическая позиция. Язык и стиль «Опытов», их влияние на литературу XVII-XVIII вв.

«Ангажированная» литература XVI в. Поэма Гийома Дю Бартаса (Guillaume du Bartas, 1544-1630) «Неделя» (La semaine, 1579). Жизнь и творчество Агриппы д'Обинье (Agrippa d'Aubigné, 1552-1630). Композиция, проблематика, стилистика «Трагических поэм» (Les Tragiques, 1616). Синтез в произведении библейской и античной мифологической топики, символизм и аллегоризм изображения, приемы антитезы и контраста, черты маньеризма и барокко.