uzluga.ru
добавить свой файл
1



РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предназначен для аспирантов первого года обучения. Предполагается, что, приступая к изучению курса, студенты обладают необходимыми навыками пересказа и интерпретации научных текстов, имеют опыт устных докладов и способность к самостоятельной письменной работе.

В рамках данного курса аспирантам предлагается ознакомиться с историей науки и с основными проблемами философии науки. В курсе также широко представлена историко-философская картина развития научного знания. В частности, в курсе будут рассмотрены основные этапы становления науки в целом от ее зарождения в древней Греции и до наших дней; основные концепции научного знания; основные принципы научной методологии; философские интерпретации результатов научного познания и т.д. Помимо этого аспиранты познакомятся с основными понятиями, концепциями и проблемами современной философии науки.

Проведение семинарских занятий предполагает работу с заданным набором философских текстов и первоисточников. Каждому семинару предшествует предварительная выработка одного или нескольких «тезисов», соответствующих теме данного семинара. Предполагается, что аспиранты уже имеют навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, а также умеют прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями. Данный курс в качестве промежуточного контроля и допуска к итоговой форме контроля предусматривает написание аспирантом одного реферата.

В конце курса в качестве итогового контроля проводится экзамен (в устной и/или письменной форме; в последнем случае письменная работа представляет собой краткий анализ отрывка одного из текстов, ранее разбиравшихся на семинарах).

Общая оценка представляет собой сумму следующих составляющих:


25% - реферат

40% - экзамен

25% - работа на семинарах

10% - присутствие на лекциях и семинарах.


РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Занятие 1. Зарождение науки и философии в древней Греции


Предмет философии науки. Специфика философских вопросов и философские проблемы знания. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Вопрос о первых началах и природе вещей. Философия досократиков: милетская и элейская школы. «Натурфилософия» и первые философы: Фалес, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор и др. Появление рационально-логической линии в древнегреческой философии: Пифагор о числах, Парменид о бытии и парадоксы Зенона. Софисты. Релятивизм и открытие языка. Протагор и тезис «человек есть мера всех вещей». Философский скептицизм и проблема обоснования знания: тропы Пиррона и Агриппы. Проблема бесконечного регресса и логический круг. Атомизм Демокрита и Эпикура. Принцип изономии и Великая Пустота. Бесконечность и множественность миров.


Литература к семинару:

- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Книга IX («Пиррон», стр. 378 – 396).

- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1998, (стр. 63-74, 104-110, 153-164, 205-217, 221-229, 287-299).

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность).


Занятие 2. Метафизика и первые научные понятия


Сократ и открытие человека: гуманитарный поворот в античной философии. Софисты и проблемы морали. Протагор и Горгий. Метафизика Платона. Теория идей и критика сенсуализма: аргументы против софистов. Знание и сверхчувственное: мир идей и идея Блага. Иерархия в идеальном мире и идея Блага. Концепция анамнезиса и бессмертия души. Платон о справедливости и миф о пещере. Критика теории идей Аристотелем: аргумент «третьего человека». Метафизика Аристотеля: структура наук, логика и познания. Первоматерия, субстанция и форма. Аристотель о возможности и необходимости. Учение о четырех причинах. Этика Аристотеля.


Литература к семинару:

- Платон «Менон» // Платон Собрание сочинений. М., 1990 , Т.1.

- Аристотель «Метафизика». Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3 // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1975, Т.1.

- Аристотель «Вторая аналитика». Книга первая. Гл. 1-3. // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1978.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность).

- Барнс Дж. Аристотель: краткое введение. М., 2006. Главы 7 – 13.


Занятие 3. Наука и ученые в эпоху Возрождения


Гуманизация и филологизация науки в эпоху Возрождения. Религия, политика и наука в эпоху Возрождения. Научная революция и новый тип знания. Фигура ученого и принципы научного исследования. Отношение к традиции и магии. Неоплатонизм. Н. Коперник и гелиоцентрическая теория. Бесконечная Вселенная в концепции Дж. Бруно. Ф. Бэкон о роли науки в культуре. Против магии и против традиции. Техника, опыт и сообщество ученых. Новый идеал научного знания и интерпретация природы. Открытие «форм». Теория идолов. Опытное познание и индукция путем исключения.


Литература к семинару:

- Бэкон Ф. «Афоризмы об истолковании природы и царстве человека» // Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978. (Т.2).

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта).


Занятие 4. Философия и наука Нового времени


Философия и наука в Новое время. Методическое сомнение Декарта и особенности «нового» скептицизма. Злой обманщик и проблема достоверности знания: достоверность и безошибочность познания сознанием самого себя. «Врожденные» и «благоприобретенные» идеи. Логический круг в доказательстве Декарта. Философы об идеях первичных и вторичных качеств вещей. Дуализм субстанций и психофизическая проблема. Правила научного метода Декарта. Математизация естествознания (Г. Галилей и Н. Ньютон). Спор картезианцев и Ньютона. Единообразие природы и великий мировой механизм. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Юм).


Литература к семинару:

- Декарт Р. «Рассуждение о методе» // Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, Т.1.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта).


Занятие 5. Идея прогресса и критика разума в эпоху Просвещения


Идеология и программа Просвещение? Идея прогресса. Кантовский трансцендентализм и критика метафизики. Ноумен и феномен: ограничение притязаний разума в познании. Пределы научного познания. Три познавательные способности разума и три источника знания. Время и пространство как априорные формы чувственности в трансцендентальной эстетике. Схематизм рассудка и трансцендентальная дедукция категорий. Логика иллюзии и трансцендентальная диалектика. Антиномии разума. Интуиция внешней реальности, «скандал в философии» и идеалы разума. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма (Ф. Шеллинг, Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).


Литература к семинару:

- Кант И. Критика чистого разума. «Предисловие» (к 1-му и 2-му изданию), «Введение», Пролегомены (§ 1-13) // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963 – 1966.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней).


Занятие 6. Понимание и объяснение в науке


Позитивизм: общая характеристика. О. Конт о стадиях развития научного знания (закон трех стадий). Социология как социальная физика и классификация наук. Утилитаристский позитивизм Дж. С. Милля и эволюционистский позитивизм Г. Спенсера. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней. Понимание и объяснение. Герменевтика и «науки о духе». Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.


Литература к семинару:

- Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. М., 2011.

- Дройзен И.Г. «Очерк историки» (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней).


Занятие 7. Неопозитивизм и понятие научного факта


Неопозитивизм Венского кружка. Эмпиризм в обосновании научного знания. «Протокольные предложения». Р. Карнап о языковых каркасах, онтологии и бессмыслице. Логический позитивизм и стандартная модель научного знания. Структура научного знания. Эмпирический базис и теоретический уровень обобщения. Феноменализм и опыт «непосредственного» наблюдения. Критерии демаркации. Истина и эмпирическое значение. Осмысленность и принцип верифицируемости. Эмпирическая редукция. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение и научный эксперимент. Виды экспериментального исследования. Понятие научного факта. Научный факт и его теоретическая интерпретация. Виды научного объяснения. Научная картина мира и ее исторические формы.


Литература к семинару:

- Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. «Научное миропонимание  венский кружок» // Логос, 2005, № 2 (47).

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.


Занятие 8. Постпозитивизм и концепция научной революции


Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования. Методологический фальсификационизм К. Поппера. Аргументы ad hoc и научная теория. Наука и псевдонаука. Анализ развития научного знания и условия его роста. Содержание и правдоподобие теорий. Индуктивизм и конвенционализм. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Критика кумулятивизма. Парадигма и научное сообщество в концепции Т. Куна. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания. Понятие «нормальной науки». Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Исторические типы научной рациональности.


Литература к семинару:

- Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества (§ 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

- Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории (раздел 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.


Занятие 9. Социология науки


Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека. Этические проблемы современной науки. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. Экономика науки как научная проблема. Основные проблемы социологии науки. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. Идеи синергетики в современной философии науки. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.


Литература к семинару:

- Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

- Порус В.Н.  Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М., 2010.

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.


РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ


  1. «Натурфилософия» и зарождение западно-европейской науки.

  2. Аристотель о структуре научного знания.

  3. Фигура ученого в эпоху Возрождения.

  4. Философские основания науки Нового времени.

  5. Проект Просвещения и критика разума.

  6. Позитивизм и историзм в философии науки XIX века.

  7. Неопозитивизм и стандартная модель научного знания.

  8. Концепция роста научного знания (К. Поппер).

  9. Концепция научной революции (Т. Кун).

  10. Основные проблемы социологии науки.


РАЗДЕЛ 4. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


1.       Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.

2.        Досократическая философия: основные проблемы и представители

3.       Гераклит и Парменид: различие моделей мира

4.        Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании

5.        Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон»)

6.       Структура сущего в философии Платона

7.       Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики»)

8.       Древнегреческий атомизм

9.       Основные характеристики античной модели научно-философского знания

10.   Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки

11.   Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно.

12.   Модель научного познания Ф. Бэкона

13.   Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях

14.   Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону).

15.   Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв.

16.   Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв.

17.   Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.

18.   Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса.

19.   Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта.

20.   Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма

21.   Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

22.   Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

23.   Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена

24.   Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.

25.   Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»

26.   Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.

27.   Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.

28.   «Стандартная» концепция научной теории.

29.   Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.

30.    Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.

31.   Научный факт и его теоретическая интерпретация.

32.   Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

33.   Методы научного исследования и их классификация.

34.   Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.

35.   История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.

36.   Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика

37.   Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

38.   Методология индуктивизма и его критика

39.   Методология конвенционализма и его критика

40.   Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.

41.   Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна

42.   Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.

43.    Исторические типы научной рациональности.

44.    Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека

45.   Этические проблемы современной науки.

46.   Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.

47.   Экономика науки как научная проблема.

48.   Основные проблемы социологии науки.

49.   Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

50.   Идеи синергетики в современной философии науки.

51.   Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.


РАЗДЕЛ 5. ЛИТЕРАТУРА


а) основная


  1. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1998.

  3. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000.

  4. Платон Собрание сочинений. М., 1990 , Т.1.

  5. Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1975, Т.1 - 2.

  6. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, Т.1.

  7. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963 – 1966.

  8. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. М., 2011.

  9. Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

  10. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. «Научное миропонимание  венский кружок» // Логос, 2005, № 2 (47).

  11. Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.

  12. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  13. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.


б) дополнительная


  1. Барнс Дж. Аристотель: краткое введение. М., 2006.

  2. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978. (Т.2).

  3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

  4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой.

  5. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.

  6. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002.

  7. Порус В.Н.  Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М., 2010.

  8. Степин В. С. Философия науки. М., 2004.


РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Зарождение науки и философии в древней Греции

8

2

2




4

2

Метафизика и первые научные понятия

8

2

2




4

3

Наука и ученые в эпоху Возрождения

8

2

2




4

4

Философия и наука Нового времени

8

2

2




4

5

Идея прогресса и критика разума в эпоху Просвещения

8

2

2




4

6

Понимание и объяснение в науке

8

2

2




4

7

Неопозитивизм и понятие научного факта

8

2

2




4

8

Постпозитивизм и концепция научной революции

8

2

2




4

9

Социология науки

8

2

2




4




Всего

72

18

18




36