uzluga.ru
добавить свой файл
1 2
  1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.


Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал иторию об идеях (идея → материальный мир → искусство).

В 17 веке Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг«Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»).

В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

Современное литературоведение состоит из:

  • теории литературы

  • истории литературы

- литературной критики

Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.

Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения.

Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.

Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.

Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности.

С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

  1. текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии

  2. палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи

  3. библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

  4. библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.




  1. Худ.образ

Образность ― главное фундаментальное свойство. Образ ― живая картина, которую мы должны воспринимать через органы чувств (чувственное, а не интеллектуальное восприятие). Образ создается в лит-ре благодаря слову, поэтому слово ― образный материал лит-ры.

Своими средствами (словом) лит-ра передает и др. искусства. Поэтому лит-ра занимает центральное положение среди др. искусств.

Образ всегда конкретен, детален, индивидуализирован, но все же он есть некоторое обобщение. Образ всегда отражает какую-то часть реальности

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Литературный тип — (тип героя) — совокупность персонажей, близких по своему социальному положению илироду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Характер — повторяющиеся, устойчивые внутренние свойства человека: мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки — все, что позволяет охарактеризовать его как личность. Характеры людей проявляются в их поступках и поведении, в отношениях с другими людьми. Характер и тип.Это то, что связано с жизнью человека.Тип в первую очередь выражает родовое массовиное начало. В характере акцент наоборот направлен на индивидуальности. Тип выражает одно качество или свойство, он психологически одноструен. Характер диалектичен, противоречив, психологически сложен, многогранен. Тип всегда статичен, лишен подвижности не изменяется. Характер динамичен, он изменяется. Характер способен к саморазвитию. Например, Татьяна Ларина и Анна Каренина, которые ведут себя совсем не по задумке автора. Тип существует вне времени. Характер же рассматривается на фоне исторической эпохи, они вместе взаимодействуют.Но в характере всегда заключен типический представитель. Типический и типичный – разные вещи. В характере есть ядро, характеризующее эпоху, поколение. Пример: «Отцы и дети» - Базаров и Павел Петрович. Поэтому очень часто книги быстро становятся неактуальными.

В сказках и фольклоре обычно используются типы. Иногда, правда, бывает перерождение героя. Но это еще не характер. Часто герои – носители одного какого-то качества. В пьесах поэтому часто встречаются говорящие фамилии. На носителях одного качества строится классицизм, например, Фонвизин. Для реализма всегда важно понять причины – там почти всегда характеры. Исключение – Мертвые души, где в героях какая-то одна в принципе неплохая черта доведена до абсурда.К условным образам относят: гиперболическую идеализацию, гротеск, аллегорию и символ. Гиперболическая идеализация встречается в былинах, где сочетается реальное и фантастическое, нет реалистических мотивировок поступков. Форма гротеска: смещение пропорций – Невский проспект, нарушение масштаба, неживое вытесняет живое. Гротеск часто используется для сатиры или обозначения трагических начал. Гротеск – символ дисгармонии. Для гротескового стиля характерно обилие алогизмов, совмещение разных голосов. Аллегория и символ – два плана: изображаемое и подразумеваемое. Аллегория однозначна – есть указания и расшифровка. Символ – многозначен, неисчерпаем. В символе равно важно и изображаемое, и подразумеваемое. В символе нет указаний

Типы образности: Аллегория – тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли аллегории могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица. Символ – универсальная эстетическая категория. Символ – образ, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью, образ, который выходит за собственные пределы, указывает на присутствие некоего смысла, нераздельно с ним слитого, но ему не тождественного. Символу свойственны смысловая глубина, смысловая перспектива.Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный, алогичный.



  1. Слово и образ.

Специфику литературы определяет материал и средство создания образов. Литература – словесное искусство. Его первичный материальный носитель – человеческая речь. Главное свойство литературы и поэзии в частности – многозначность слова, его иносказательность. Многозначность – главный источник образности. Также огромное влияние на роль слова в литературном процессе имеет контекст. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя.

Художественная литература – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Автор ориентирован на интеллект и воображение читателя. Важны детали и подробности, воссоздается предмет в целостности его облика. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Отсюда следует обилие субъективного, индивидуального, произвольного. Это существенная черта литературы как искусства. Читатель – соучастник создания художественных образов, он сам выбирает темп восприятия произведения.

Словесные образы сохраняют связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, словесная пластика).



  1. Художественное время и пространство.


Пространственно-временная организация литературного произведения - хронотоп.

Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

В литературных произведениях отдельно выделяют образы времени и пространства:

Время:

-суточное

-календарное

-биографическое

-историческое

-космическое


Пространство:

-замкнутое

-открытое

-близкое

-удаленное

-пустое

-детализированное (предметно насыщенное)

-реально видимое

-представляемое

-земное

-космическое


Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот.


По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Хронотоп - структурная опора жанра.


Виды частных хронотопов по Бахтину:

-хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.

-хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.

-хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.

-хронотоп усадьбы (не Бахтин) - концентрическое, непринципиально замкнутое пространство.

-хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное.

-хронотип порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.


Крупный хронотоп:

-Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии.


Тенденции современного хронотопа:

-мифологизация и символизация

-удвоение

-обращение к памяти персонажа

-усиление значения монтажа

-время само становится героем повествования

-время и пространство - неотъемлимые координаты мира.


Функции:

-Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности

-Организует пространство произведения, водит в него читателей

-Может соотносить разное пространство и время

-Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять эти представления.


  1. Задачи текстологии.

Жирмунский: текстология (термин введён Томашевским) – это критическое изучение текста писателя (рукописного и печатного), установление и издание канонического текста, изучение истории текста и, тем самым, творческой истории произведения.

Текстология занимается изучением литературных памятников в целях установления подлинного теста. Задача – рассказать, как получается окончательный вариант. Текстолог всегда должен быть ещё и литературоведом. Существует проблема подлинности текста: чем древнее текст, тем больше сложностей => Отсюда разделение на текстологию древней и новой литературы.

Текстология древней литературы.

Текстологическая работа с древней литературой связана с историей культуры, историй языка и т.д.

Вопрос сохранности (из-за минимальности тиража или хрупкости материала).

Из древней литературы не дошло подлинников, только списки. Список не является точной копией (к тому же писцы много добавляли от себя), а текстологически нужен аутентичный (первоначальный) текст. Лихачёв: надо изучать историю текстов, а не генеалогию списков.

Отец научной текстологии – Карл Лахманн. Ввёл метод общих ошибок (общие ошибки свидетельствуют о том, что списки либо переписаны один с другого, либо с общего оригинала).

Трудности, с которыми сталкивается текстолог при попытке восстановить исходный текст по спискам (конъектура): ошибки прочтения, ошибки при делении на слова, ошибки запоминания – замена трудного лёгким (например, если слово писцу незнакомо, он заменяет его сходным известным), ошибки внутреннего диктанта, ошибки переосмысления, стилистическая правка, идейные изменения (произведённые не всегда добровольно => 2 версии события) и др.

Любая конъектура доказывается, исправление даётся в авторских скобках.

Издания, в которых воспроизводится внешний вид рукописи, называются факсúмиле.

К текстологии древней литературы примыкает палеография, которая изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. Изучая эволюции почерков (ср. старославянский устав  полуустав  скоропись), составляют сравнительные таблицы, с помощью которых датируют рукописи. Важен также материал, на котором написана рукопись – показывает, где она изготовлена. Изучение того, чем писали, миниатюр, орнаментов. Изучение палимпсестов (когда поверх одной рукописи нанесена другая). Центры палеографических исследований – крупные библиотеки и рукописные отделы.

Текстология новой литературы.

Тексты новой литературы искажены не радикально, а детально.

Текстологические проблемы: когда автор не успел довести до конца правку; когда автор печатал произведение в разных вариантах (тогда в большинстве случаев действует закон последней авторской воли, даже в том случае, если автор отказался от произведения) и др. искажения:: цензура (цензурный материал позволяет восстановить аутентичный текст; в советское время официальной цензуры не существовало, что ещё больше усложняет задачу); самиздат (автор на пишущей машинке печатает, затем текст распространяется) – проблема копирования =>искажения текста; редакции текста после смерти автора (задача текстолога – устранить авторскую правку); ошибки переписчиков при перебелке текста; автоцензура (сам автор, чувствуя, что текст не пройдёт, правит его); ещё случай, когда после прекращения цензуры автор может напечатать текст целиком, но не делает этого по ряду причин (стоит задача установления окончательного варианта). Ещё одна задача текстолога – исправление ошибок и опечаток.

Если изменения в тексте велики, то печатаются 2 варианта, при этом вторым ставится последний (вообще варианты ставятся в хронологическом порядке).

Отличие вариантов от редакции: если изменения по объёму превышают остальной текст, то речь идёт о разных редакциях, либо если из-за вариантов очень меняется смысл текста.

Задача разоблачения подделок. Подделки стихов распознаются достаточно легко, т.к. ритм каждого поэта индивидуален, подделать его практически невозможно. Лихачёв: поддельные тексты, созданные в древности, являются значимыми как памятники культуры своего времени. Мистификация – часть художественной практики, например, в романтическом направлении. Пример мистификации: Джеймс Макферсон в 18 в. написал стихи от имени Оссиана.

Также текстологами зачастую решается вопрос атрибуции (авторства), который вообще скорее относится к биографике. Если текст подписан псвдонимом, буквой, не подписан совсем, автор отказался от текста и т.д., используют переписку, дневники, мемуары автора и его знакомых, перечни произведений. Если авторство сомнительно, ставится особая помета: Dubia.

Дополнительные задачи – атрибуция (+аттетеза надеюсь, это так пишется – доказательство неавторства), локализация (установление места, где был написан текст), датировка (установление даты, что позволяет восстановить картину литературного процесса, способы: упоминание реалий, исторических событий, зданий и сооружений). Способы решения: документальные фактические доказательства, раскрытие образного содержания и деталей, стилистический анализ.

Текстологическая работа направлена на подготовку и публикацию текстов. При публикации надо решать вопросы расположения текстов (см. выше), а также объёма справочного аппарата (по этому критерию издания делятся на научные, критические и массовые). Одна из задач научных зданий – служить эталоном, образцом для дальнейших перепечаток. Критические издания сопровождаются сокращённым справочным материалом.

Научные издания в России: 1) полные академические собрания сочинений; 2) серия «Литературные памятники» - издание отдельных произведений, иногда лучше полного собрания сочинений; 3) «Библиотека поэта».


Задачи и виды библиографии.


Вообще библиография – это описание книг. Различают: 1) библиографию как список научной литературы (например, использованной в научной работе); 2) учётно-регистрационную библиографию (регистрация, описание и систематизация всей печатной продукции).

Библиография возникла в Европе в монастырях (описания монастырских книг и список запрещённых).

Николай Иванович Новикóв – первая библиографическая книга.

Книжная летопись – список всех книг, изданных за месяц, списки накапливаются. Бывает также летопись журнальных и газетных статей.

Регистрационная библиография существует и в мировом масштабе. International Standard Book Number: 01 – англ., 02 – франц., 03 – нем., 04 – исп., 05 – рус. Затем номер издательства. потом номер книги.

Текущая регистрационная библиография: газета «Книжное обозрение», ИНИОН – институт научной информации по общим наукам.

Виды библиографических указателей.

1. Описывающие всю национальную литературу.

2. Персональные указатели.

3. Биоблиография (имеющая отношение не только к творчеству, но и к биографии писателя)

4. Семинарий (для студентов) – сокращённая библиография, расположенная тематически.

5. Тематическая библиография.

6. Краеведческая библиография («Писатели Сибири» и т.д.)

Описание книги должно быть стандартным:

10) автор;

11) название текста;

12) место издания, издательство;

13) год издания;

14) количество страниц;

15) тираж;

16) дополнительные сведения (вступительная статья, примечания, подготовка текста, иллюстрации);

17) аннотация.



  1. Художественный образ


Хо – это язык искусства, которым композитор, писатель, художник общается с аудиторией. Этим языком художник преображает, осваивает мир. Это результат материальной и духовной действительности. Характеристики слова образ: образ-один герой; образ-целое произведение; образ-отражение реальности в сознании художника, которое он воплотил в своем творении. Наука оперирует понятиями, законами. В отличии от этого в хо проявляется прежде всего автор, субъект, несет отпечаток личности. В законах не отражается личность творца. Образ искусства нужно отличать от реальных предметов и от научных понятий. На образы художника влияют его личность, его природа, его характер.



  1. Форма и содержание.

В искусстве форма и содержание слитны, неотделимы. Содержание литры – процесс перехода содержания в форму. В процессе чтения обратный процесс из формы в содержание. Мысли, чувства (сожержание) –в сюжет, персонажи(предметная изобразительность) – в художественную речь (словесную форму). Для читателя происходит обратный процесс.

Автор-произведение-читатель

Автор биографический – реальный человек имеющий реальную биографию

Автор творец – человек создавший произведение. Они очень тесно связаны, но творец участвует не всеми сторонами своей жизни, проявляются только лучшие его стороны. Творец проявляется в целом произведении, не в отдельных моментах.

Образ автора – закреплен в тексте.


Биографическому автору – реальный читатель.

Автору творцу – идеальный читатель (у которого нет имени, воображаемый, кто поймет автора)

Образу автору – образ читателя, закрепленного в тексте


Первоначальная форма авторства – коллективный автор (народ.

Жанровый автор появляется в средние века.

Индивидуальный автор вкладывает свои чувтсва.

В сознании автора возникает сначала образ-замысла (не материализованный), затем появляется образ произведения (написанные главы), затем появляется текст.

Произведение делится на духовную сторону (образы) и материальную сторону (текст)


  1. Разделение поэзии на роды, виды и жанры


Словесно – художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.

В 20 веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии, лингвистики, а также с категорией времени.

Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания.


Эпос – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некой целостности. Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных рода. В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц – их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя или поясняя, дополняя или корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Используют арсенал художественных средств. Включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. Большое значение придается присутствию повествователя. Она запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир.


Драма – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. В драме есть основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплики и монологи, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.


Лирика – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Виды лирики см. ниже. Много экспрессии.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной.

О понятии жанра.

Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны.

Жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.

Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии разных эпох культур обладают различными признаками.

Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений:

трагедия – констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу)

повесть - констатирует причастность произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста

сонет – лирический жанр, который характеризуется определенным объемом и специфической системой рифм (см. выше)

сказка – указывает на повествовательность, на активность вымысла и присутствие фантастики

Литературные жанры имеют свой строй, выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя».

Виды лирики:

- описательная

- повествовательная

- ролевая

- медитативная

Жанры бывают канонические и неканонические.

Канонические:

нормы и правила, обязательные для автора

создаются по образцу

имеют определенные границы

имеют определенную форму бытования

Вид литературы – более мелкое и специфическое, чем жанр деление произведений.

Принцип разделения литературы на роды по Гегелю. Теории Гегеля является классической: эстетика Гегеля – вершина немецкой идеалистической эстетики. Суть: типология жанров художественной словесности, в основу которой положен содержательный критерий, доказательство исторической стадиальности возникновения жанровых типов.

В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.

Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов – эпос, лирика, драма, – которые выделяются по принципу разного соотношения объекта («мир в его предметном значении») и субъекта («внутреннего мира» человека) от его теории жанров.

Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий – «субстанциальное» (эпос ) и «субъективное» (лирика). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.

Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, – это «вечные, управляющие миром силы», «круг всеобщих сил»; истинное, разумное содержание искусства; идеи, имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.

В противопоставлении субстанциального (истинного) субъективному (случайному) проявились сильные и слабые стороны философии Гегеля. Поскольку субстанциальное истолковывалось идеалистически, то оно отрывалось от субъективного, оценивавшегося негативно. Отсюда гегелевская недооценка активности самого художника – субъекта, который должен всецело погрузиться в материал и менее всего думать о выражении своего «я».

Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида – другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля. Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.

В характеристике жанров он последовательно рассматривает «общее состояние мира», являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. «Общее состояние мира» выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является «век героев» («дозаконный век»), почвой романа – эпоха развитого государства с установившимся законопорядком, сатиры и комедии – неразумный существующий порядок. Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества.

Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, «вражда чужеземных наций», имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, «между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств».

Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами «века героев», отсюда – отрицание возможности «истинных» эпопей в современную ему эпоху и др.

Гегелевская теория жанров имела много последователей, в т. ч. В. Г. Белинский развивал ее. В статье ''Разделение поэзии на роды и жанры'' критик дал характеристику литературных жанров, связав их с задачами русского литературного и общественного развития. Важнейшие новаторские положения этой теории направлены на преодоление критиком гегелевского отношения к сатире, на признание романа и повести господствующими жанрами современной поэзии, свидетельствовавшее о чуткости В.Г. Белинского к процессу перестройки жанровой системы.


  1. Пафос и его разновидности

Последним элементом, входящим в идейный мир произведения, является пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.

В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе произведений можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, ко¬торые обязательно осознаются как возвышенные. Еще одно условие проявления героического в действительности — свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, — прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с герои¬кой стремление к возвышенному идеалу.

Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального пере¬живания и стремления, не переходящего в действие. Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Объективной основой, трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В сентиментальности — еще одном типе пафоса — мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным.

Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина. Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса — юмора и сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философ¬ской, этической, худ системе.


Пафос - эмоциональный, субъективный в отношении автора.

Идея – осмысление темы, которое приводит к идеалу автора. Проблема – как тема осмысливается в произведении.

Пафос – в сюжет и персонажи – в худ.речь

Пафос = мысли и чувства. В русс-ой традиции впервые употребил это понятие Белинский. Пафос-это мысль писателя, которую он переживает особенно страстно. Пафос зависит от а)объекта изображения (герой) б) субъекта творчества (автора)

Виды пафоса:

а) героический (богатыри в мифах) оцениваются положительные черты характера

б) идилический (отношение людей к природе, доверительные отношения люде друг к другу) положительно изображает отношения людей

в) сентиментальный (уважает отношение автора к бедным людям, униженным и оскорбленным) – положительно изображает мир

г) романтический (взволнованное изображение характеров людей)

д) драматизм – автор показывает противоречия между человеком и обстоятельствами, угрожающими его жизни

е) трагизм – автор показывает героя, возделенного духовным миром

ж) комический – реальность высмеивается, критикуется

з) юмор – вид комического пафоса, где противоречия освещаются так, что слабости героев не приносят вреда.


  1. Эпос как род литературы

В эпическом роде литры организующим началом произведения является повествование о персонажах, их действиях, судьбах и т.д. для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего о былом. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и эпопеи и романы. В эпических произведениях важна роль повествователя. Он выступает посредником между читателем и изображаемыми событиями. Наиболее распространенная форма эпического повествования – это рассказ от третьего лица. Но повествующий может выступать в произведении и как некое «я». Рассказчик нередко является и персонажем произведения.


следующая страница >>