uzluga.ru
добавить свой файл
1 2
Использованы материалы


http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2266.htm

http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/563/

http://prav-molitva.narod.ru/azyprav/natkrest/natkr.htm

http://www.krest.histexpedition.ru/info/symbol.html


КРЕСТ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Крест- символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса. Умалился бы искупительный подвиг Христа, если бы его распяли на кресте в виде букв Т или Х? Конечно же, нет! И хотя археологами не определено с точностью, какой формы был Крест Иисуса Христа, постараемся все же разобраться в этом.

В Римской империи крест был позорным орудием казни для людей низшего сословия. Это был мучительный вид казни. Распинаемые, привязанные ко кресту, днем мучились от жары и насекомых, а ночью — от сильного холода. Вверху креста помещалась табличка с надписанием вины осужденного, а снизу в виде выступа помещали ступеньку, чтобы осужденный мог на нее опираться ногами. Таким образом, если табличка сверху и ступенька снизу были шире продольной части креста, то крест получался восьмиконечным. Но он мог быть и четырех-, и пяти-, и шести-, и семиконечным… Если по прошествии нескольких дней осужденные все еще были живы, то им мечом наносились удары в области голеней, чтобы они умерли от потери крови (так было с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны Креста Господня). Но, в отличие от разбойников, руки которых просто привязали ко кресту, руки Иисуса и Его ноги были прибиты гвоздями. Сделано это было по двум причинам: во-первых, это делало казнь более мучительной для Осужденного; во-вторых, распинатели хотели ускорить Его смерть.

Символика и значение православных крестов

Крест восьмиконечный


Восьмиконечный крест — самый распространенный в России.0

Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг.

Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.

Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.

Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста С объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1, 3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.

Крест имеет многочисленные значения и с других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей.

В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых

Крест “просфорный-константиновский”.

Этот крест, по форме напоминающий “мальтийский”, имеет по четырем сторонам слова на греческом “IC.XC. NIKA”, что означает— “ Иисус Христос — Победитель”. Впервые эти слова были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде Равноапостольным Императором Константином”. Спаситель, Победитель ада и смерти говорит: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Апок. 3, 21). Именно этот крест с прибавлением слов “IС.ХС. НИКА” печатается , по древней традиции, на просфорах.0

Крест круглый “нахлебный”

Когда-то давно, еще задолго до пришествия Христа, на Востоке был обычай надрезывать хлеб крестообразно. Это было символическое действо, которое означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части, исцеляет разделенность. По свидетельству Горация и Марциала, первохристиане надрезывали круглый хлеб крестообразно, чтобы легче было его ломать. В прямой связи с Таинством Причащения, на потирах, фелонях и других вещах изображался хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи. Такие круглые хлебы, разделенные на четыре части крестом, изображены в надписи Синтофиона. Хлебы, разделенные на шесть частей, имеются на надгробии из пещеры святой Лукины (III век). Круг же означает, по объяснению святого Климента Александрийского, что “Сам Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся”.0

Крест “накупольный” с полумесяцем

Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх,— очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие. Есть и другие толкования этого символа: полумесяц — это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит младенец Иисус Христос. По иному толкованию, луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды.0

 


Крест “Трилистник”

0

· Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них, называется “трилистником”.

Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из “Российского гербовника” известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты “трилистники” входили в гербы и некоторых других городов: Троицка Пензенской губернии, Чернигова, города Спасска Тамбовской губернии.


Крест схимнический, или “Голгофа”0

Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой.С XI века этот осьмиконечный крест под нижней косой перекладиной имеет символическое изображение головы Адама. По преданию, именно на Голгофе, где распят Христос, был погребен праотец человечества Адам. В XVI веке на Руси около изображения Голгофы появились обозначения “М.Л.Р.Б.” — место Лобное распят бысть (Голгофа в переводе с еврейского — Лобное место). На крестах “Голгофа” можно увидеть и другие надписи “Г. Г.” — гора Голгофа, “Г. А” — глава Адамова. На изображениях Голгофы кости рук, лежащие перед головой, изображаются правая на левой, как-при погребении или причащении. Буквы “К” и “Т”, изображаемые вдоль креста, означают копие сотника Лонгина и трость с губкой. Крест “Голгофа” возвышается на ступеньках, которые символизируют путь Христа на Голгофу. Всего изображается три ступени, они обозначают веру, надежду и любовь. Надписи “IC” “ХС” — имя Иисуса Христа помещаются над средней перекладиной, а под ней помещено слово “Ника” — что означает Победитель. На титле или около нее — “СНЪ БЖIЙ” — Сын Божий. Иногда вместо нее помещается аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский. Над титлом видим слова “ЦРЬ СЛВЫ” — Царь Славы. Второе название — “схимнический” — этот крест получил потому, что именно такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы — три креста на парамане и пять на куколе — на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Еще крест “Голгофа” также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении.


 

СИМВОЛИКА И РАЗНОВИДНОСТИ ДРЕВНИХ КРЕСТОВ

Крест седмиконечный

Седмиконечный крест имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Подножие, как часть искупительного креста, имеет весьма глубокий мистический и догматический смысл. До пришествия Христа ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу. Престол, как и сейчас у христиан, освящался через Миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — ...жертвенник всесожжения и все принадлежности его... и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится”. (Исх. 30, 26. 28-29).

Значит, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи. “На кресте Он исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого”, — читаем в “Православном исповедании Восточных Патриархов”. Подножие Святого Креста открывает одну из таинственных его сторон. Устами пророка Исайи Господь говорит: “Прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60, 13). И Давид говорит в псалме 99: “Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!” Значит, подножию Святого Креста должны поклоняться мы, свято чтить его как “подножие жертвы новозаветной” (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы пятницы с житием, на образе святого Димитрия Солунского, что в Русском музее, а также на иконе “Распятие”, датируемой 1500 годом и принадлежащей перу иконописца Дионисия. Седмиконечные кресты воздвигали на куполах русских храмов. Такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Крест шестиконечный

Шестиконечной формы крест с наклонной нижней перекладиной — один из древних русских крестов. Например, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным. Почему нижняя перекладина этого креста наклонена? Смысл этого изображения символичен и весьма глубок. Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в тот час, когда распинали Господа на Кресте посреди двух разбойников. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту Господню читаем; разбойнику, мерило праведное обретется Крест твой: “овому убо “Посреде двою низводиму во же легчашуся от прегрешений, к познанию ад тяготою хуления, другому 0

богословия”. Одному хуления”, произнесенного им разбойнику низводимому во ад “тяготою на Христа, он стал как страшной бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23, 43), крест возносит в Царство Небесное.

 

Крест четвероконечный “каплевидный”

Крест каплевидный — издавна одна из любимых и распространенных у христиан форм креста. Кровью Своей окропил Спаситель крестное древо, навеки придав кресту Его силу. Капли крови искупившего нас Господа символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.0

Существовали наперстные кресты этой формы и кресты нагрудные. Часто употреблялся каплевидный крест для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится греческое Евангелие XI века, титул которого украшен тонко исполненным каплевидным крестом.

Крест Т-образный, “Антониевский”

Этот трехконечный крест дошел к нам с древних времен. На таком кресте распинали, совершали казни в ветхозаветные времена, и уже во времена Моисея такой крест назьшали “египетским”.Такой крест служил орудием казни в Римской империи. Крест состоял из двух брусьев в форме греческой буквы “Т” (тау). В “Послании Варнавы” приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: “И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак”. Здесь словом “знак” переведено название буквы древнееврейского алфавита “тав” (то есть буквальный перевод был бы: “сделай тав”), соответствующей греческой и латинской букве Т.



Автор “Послания Варнавы”, ссылаясь на книгу Бытия (см.: Быт. 14, 14), где сказано, что число мужей дома Авраамова, обрезанных в знак Завета с Богом, было 318, раскрывает преобразовательный смысл этого события. 318=300+10+8, при этом 8 обозначалась в греческой нумерации буквой “пи”, 10 — буквой “I”, с которых начинается имя Иисуса; 300 обозначалось буквой “Т”, что, по его мнению указывает на искупительное значение Т-образного креста Также и Тертуллиан пишет: “Греческая буква тау. а наша латинская Т есть образ креста”. По преданию, именно такой крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий, почему он и называется “антониевским”. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

Крест “Андреевский”

Образ этого креста встречается уже в Ветхом Завете. Пророк Моисей, по вдохновению и действию Божиему, взял медь и сделал образ креста и сказал народу: “Если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него” (см.: Чис. 21, 8; Ин. 8). Крест в форме греческой буквы X (скрывающий еще и имя Христа) называется “Андреевским” потому, что именно на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. В 1694 году император Петр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на военно-морском флаге, который с этих пор называется “Андреевский” флаг.0

 

Крест монограммный “доконстантиновский”

На надгробных камнях первых веков христианства встречается монограмма, состоящая из греческих начальных букв имени Иисуса ХристаПричем составляются такие монограммы путем перекрестного их совмещения: а именно греческих букв “I” (йот) и “X” (хи). Получается символ в форме Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою. Специалист по литургическому богословию архимандрит Гавриил считает, что такая монограмма есть “прикровенное изображение креста”.Подобные монограммы изображались и позднее, в послеконстантиновский период, изображение доконстантиновской монограммы можно увидеть, например, на сводах Архиепископской капеллы V века в Равенне.0

Крест “якореобразный”



Этот символ археологи обнаружили впервые на Солунской надписи III века. А. С. Уваров в своей книге сообщает об обнаруженных археологами в пещерах Претекстата плитах, на которых не было надписей, а лишь изображение крестообразного якоря. Древние греки и римляне тоже пользовались этим символом, но значение ему придавали совершенно иное. Для них это был символ надежды на прочное земное существование. Для христиан же якорь, крестообразный по форме, стал символом надежды на крепчай ший плод Креста — Царствие Небесное, на то, что Церковь — как корабль — доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной. Каждый может “взяться за предлежащую надежду (то есть крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. б, 18'—19). Этот якорь, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, и есть наша крепкая надежда.

Крест “монограмма Константина”



Греческий историк Церкви Евсевий Памфил в книге “О жизни блаженного Константина” свидетельствует о том, как святой царь Константин равноапостольный увидел сон: небо и знамение на нем, и явился ему Христос и повелел царю сделать знамя, подобное виденному на небе, чтобы употреблять его для защиты от нападения врагов. Константин, выполняя волю Божию, соорудил знамя. Евсевий Памфил, сам видевший это знамя, оставил описание: “Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, а из середины выходила буква “Р”. Такую монограмму царь потом носил на шлеме. Константиновска я монограмма стояла на многих монетах императора Константина и вообще довольно широко использовалась. Изображение ее находим на бронзовой монете императора Декария, отчеканенной в Лидии в середине III века, на многих надгробных плитах. А. С. Уваров в своей “Христианской символике” приводит пример такой монограммы в виде фрески в пещерах святого Сикста.

Крест катакомбный, или “знамение победы”

Святой царь Константин свидетельствовал о чуде, происшедшем с ним 28 октября 312 года, когда император Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. “Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью “Сим побеждай!"”, — свидетельствовал святой царь Константин. Это зрелище поразило императора и все войско, которое созерцало явившееся чудо. Чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано многими писателями, современниками императора. Особенно важно одно из них — исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил: “ Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень "знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их” (гл. 29}. Крест был четвероконечной формы, и этот образ креста, с тех пор как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного, стал особенно важным для христиан. “В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какие-либо другой формы”, — указывает архимандрит Гавриил в “Руководстве по литургике”.Император Константин одержал победу над Максентием, творившим в Риме дела преступные, нечестивые, ибо сила Божия была с ним. Так, крест, бывший у язычников орудием позорной казни, стал знамением победы, торжества христианства, предметом благоговения и почитания. Подобные кресты с тех пор ставились на договорах и означали подпись “достойную всякого доверия”. Этим изображением скреплялись также деяния и решения соборов. “Повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть”, — гласит одно из императорских постановлений.

Крест монограммный “ послеконстантнновский”

Крест — монограмма “послеконстантиновская” представляет собой соединение букв “Т” (греч. “тав”) и “Р” (греч. “ро”). С буквы “Р” начинается греческое слово “Pax”, означающее “Царь” и символизирующая Царя-Иисуса. “Р” располагается над буквой “Т”,символизирующей Его крест. Соединенные в этой монограмме, они напоминают вместе слова о том, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (см.: 1 Кор. 1, 23-24). Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа, называли Иисуса Царем, почитая Его происхождение из царской династии Давида, в отличие от самозваных и властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. Открыто называя Христа Царем, Апостолы терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения. Святой Иустин толкует: “И эта монограмма служила знамением Креста Христова”. Обширное распространение она получила на век позже “монограммы Константина” — в V веке. Послеконстантиновская монограмма изображена в усыпальнице святого Каллиста. Она встречается также на греческих плитах, найденных в г. Мегаре и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.

Крест монограммный “солнцеобразный”

В IV веке константиновская монограмма подверглась изменению: к нему прибавилась буква “I” в виде черты, пересекающей монограмму поперек. Так получился солнцеобразный крест, в котором соединились три буквы — “I” —Иисус и “ХР” — Христос. Этот солнцеобразный крест символизирует исполнение пророчества о всепрощающей и всепобеждающей силе Креста Христова: “А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его” — так возвещал Господь Бог устами пророка Малахия (Мал. 4, 2~3). И другие слова раскрывают нам символику солнцеобразного креста: “ибо Господь Бог — есть Солнце” ( Пс. 84, 12).

Крест монограммный “Трезубец”



На древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения. В конце надписи помещена монограмма-трезубец. Что символизирует эта монограмма? Проходя близ моря Галилейского, Спаситель увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, и сказал им: “идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4, 19). Поучая народ притчами, Христос говорил: “подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода” (Мф. 13,47). А. С. Уваров в “Христианской символике” указывает: “Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к этому понятию, иконно выражались этими символами”. И трезубец, которым раньше ловили рыбу, — также символ Царствия Небесного. Следовательно, трезубчатая монограмма Христа издавна означала причастность к Таинству Крещения, как уловления в сети Божьего Царства.

Крест “терновый венец”



Этот крест имеет форму восьмиконечного креста, вторая перекладина которого в центре обведена кругом с остриями по краю, символизирующими терновый венец. Когда согрешил праотец наш Адам, Господь сказал ему: “Проклята земля за тебя... терния и волчцы произрастит она тебе” (Быт. 3, 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть, и терновые страдания, к ней ведущие. “Воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, — говорится в Евангелии, — и ранами Его мы исцелились” ( Ис. 53, 5). Вот почему терновый венок стал для христиан символом победы и награды, “венцом правды” (2 Тим. 4, 8), “венцом славы” (1 Пет. 5, 4), “венцом жизни” (Иак. 1, 12;.Апок. 2, 10). Крест с терновым венцом был известен у разных христианских народов древности. Когда вера христианская распространилась в других землях, крест “терновый венец” восприняли и эти новые христиане. К примеру, крест такой формы изображен на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства. И на Руси употреблялось изображение креста “терновый венец”. Такой крест помещен на иконе “Прославление Креста” XII века, находящейся в Третьяковской галерее. Изображение креста с терновым венцом вышито так же на покровце “Голгофа” — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой.

Крест вислецеобразный

Эта форма креста особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной утвари, святительских облачений. Подобные кресты, заключенные в круг, видим на святительских облачениях; их же видим на архиерейских омофорах “трех вселенских учителей”0



следующая страница >>