uzluga.ru
добавить свой файл
Парапсихология и психофизика. - 1995. - №4. - С.21-31.

Концепция функционирования коллективного разума живых организмов




В.М.Бернштейн



Ряд аномальных явлений, рассматриваемых парапсихологией, - реинкарнация, "общение с умершими", "контакт" с непонятными сущностями, отражающими мифологические, религиозные или фантастические представления, - приводят к выводу о существовании в пространстве "информационного поля", высшего разума, субстанций, соответствующих представлениям о бессмертных душах, разумного начала в неодушевленных объектах. Однако, эти представления встречают трудности, связанные с требованием того, чтобы в пространстве и в неодушевленной материи существовали сложнейшие структуры, функционально соответствующие элементам вычислительной техники. Представления о коллективном разуме, включающем управляющие структуры живых организмов, в случае человека - элементы подсознания, снимает эти трудности. Коллективный разум - сверхмощный вычислительный комплекс, структура которого сформирована борьбой за существование живых организмов. Наличие телепатической связи между компонентами коллективного разума не вызывает сомнения, хотя его механизм и физическая природа не ясны. Сознание людей, обладающих экстрасенсорными способностями, находит пути управления этим комплексом. Концепция о коллективном разуме, в определенной мере, объясняет ряд парапсихологических эффектов, явлений, питающих мистические и религиозные представления, загадки, связанные с эволюцией живых организмов, когда их изменчивость не может быть объяснена случайными мутациями. Следует признать, что физическая природа и механизм ряда эффектов, связанных с функционированием коллективного разума, современной наукой не объяснены. Трудно представить и его потенциальные возможности.


Ряд явлений, рассматриваемых парапсихологией, - реинкарнация, "общение с умершими", ясновидение, "контакт" с непонятными сущностями, отражающими мифологические, религиозные или фантастические представления, - приводят к выводу о существовании в пространстве "информационного поля", "высшего разума", субстанций, соответствующих представлениям о "бессмертных душах", разумного начала в неодушевленных объектах. Мы не отрицаем правомерность подобных гипотез, но следует учесть, что для выполнения необходимых функций эти информационные и управляющие образования расположенные в пространстве или веществе, должны включать структуры, выполняющие функции элементов вычислительной техники - ячейки памяти, блоки, осуществляющие прием, передачу, кодирование, декодирование, запись и считывание информации, блоки управления и т.д.. При этом наличие одних "деталей" недостаточно - они должны быть соответствующим образом соединены и запрограммированы. Эти проблемы отпадают, если принять гипотезу, что перечисленные феномены определяются функционированием биологических структур, так как нет оснований сомневаться, что в живых организмах имеются структуры, осуществляющие хранение, переработку и передачу информации. Если допустить, что между организмами существует телепатическая связь, - что можно считать установленным, хотя природа этой связи неясна, - то образуется коллективный разум, тождественный "информационному пространству" и "высшему разуму" [1].

Следует отметить, что гипотеза о существование коллективного разума (КР) или коллективного подсознания неоднократно рассматривалась. Довольно полный обзор подобных гипотез приводит А.А.Горбовский [2], однако функции КР ограничиваются, как правило, управлением поведения сообществ животных, психологическими аспектами [3], коллективными галлюцинациями [4], ответственность же за основную массу трудно объяснимых феноменов приписывается "разумной вселенной" [2], "информационному полю" [5].

Приведенные возможности КР диктуют его структуру и характеристики.


1. В живых организмах имеются структуры или органы, входящие в КР. В случае человека они входят в, так называемое, подсознание. КР образуется путем совместного функционирования подобных групп органов живых организмов.

2. Эти органы обладают возможностями, которые можно считать экспериментально установленными, но физическая природа которых не получила еще удовлетворительного объяснения: свойство осуществлять друг с другом информационную связь (телепатия), получать информацию о неодушевленных предметах (ясновидение), воздействовать на них (телекинез, психокинез).

3. КР может быть разного уровня, объединяя родственников, близко живущих или связанных общим мировоззрением индивидуумов. Возникает необходимость признания наличия региональных КР, объединяющих далеких по происхождению живых организмов, включая животных и растения.

4. Отдельные организмы могут входить в КР разных уровней.

5. Развитие КР подчинено законам эволюции живых организмов, включая борьбу за существование и естественный отбор.

6. Как и действия человека, функционирование КР не всегда мотивировано, он может ошибаться, "шалить", может быть подвержен "заболеваниям", программа его функционирования может быть искажена, она может быть навязана другим КР или разумом отдельных индивидуумов.


В изложенной концепции функционирования КР следует определить процесс включения разума отдельного индивидуума в сферу деятельности КР при его рождении и его исключения при смерти.

Мы предполагаем, что процесс насыщения индивидуума информацией, относящейся к КР, происходит во время роста и развития индивидуума (если иметь в виду человека, то, в том числе, и в утробе матери) и продолжается в течение всей его жизни.

В процессе развития и жизни отдельного организма появляется информация, которую ошибочно относят к наследственной. Изменяется сам метод определения происхождения наследственной информации. Если животное обладает определенными навыками, не проходя обучения, то это еще не означает, что информация является наследственной.

В настоящее время получила признание гипотеза, согласно которой информация, поступающая в организм от различных органов чувств, фиксируется путем изменения структуры ДНК, по крайней мере, в случае, так называемой, долговременной памяти [6, 7]. Тем самым, механизм фиксации наследственной памяти, куда относится и информация о строении тела, представляется идентичным механизму фиксации приобретенной информации. Это дает основание предположить, что телепатические сигналы КР, воздействуя на ДНК, создавая эффект обучения, может воздействовать и на участки ДНК, ответственные за развитие органов.


Принимая подобные свойства КР, можно объяснить не только феномены, которые относят за счет существования информационного поля и бессмертной души (наиболее полно это сделано в работах Ю.А.Фомина [5]), но и более широкий круг аномальных явлений.

1. КР людей и животных может являться тем разумом, который является ответственным за совместное поведение людских сообществ и животных (муравьев, птиц, коллективное самоубийство китов и т.п.) [2,8].

2. Огромный объем наследственной информации во взрослом организме, превышающий возможную информацию, заключенную в ДНК зародышевой клетки - 1025 бит против 1010 бит. И хотя эти расчеты грубо ориентированы, тем не менее качественно этот вывод не вызывает сомнения [9,10].

3. К подобной, внесенной после зачатия информации, можно отнести информацию, определяющую способности и склонности людей, идентичные способностям и склонностям родителей. Можно объяснить способности отдельных "вундеркиндов", не прошедших обычный для их выявления курс обучения. Объясняется роль контакта детей со взрослыми, особенно с родителями. Способности и склонности человека, в значительной степени определяемые средой и окружением в детском возрасте. К ним относятся, в частности, черты национального характера.

4. Необратимое формирование поведения, выражающееся, в частности, у людей, похищенных в младенческом возрасте животными [11].

5. Сходство постоянно контактирующих людей и животных, передачу информации, считающейся наследственной, между животными разных видов.


Для жизнедеятельности КР целесообразно, чтобы после смерти отдельного индивидуума, входящего в его сферу, информация, имевшаяся в этом индивидууме, не пропала. Вот тут происходит эффект реинкарнации или "переселения души". Естественно, эта информация в первую очередь включается в свободные структуры, то есть в мозг только что родившегося ребенка. Таким образом, объясняется одно из таинственных и поражающих явлений. Естественно, однако, предположить, что какая-то часть информации теряется и вероятность ее сохранения связана с обстоятельствами смерти индивидуума.

Как отмечалось выше, не исключена передача информации от человека к животному и наоборот. Вот тут могут наблюдаться эффекты, которые часто относят к психическим заболеваниям - человек чувствует себя животным и ведет себя соответствующим образом.

С точки зрения целесообразности необходимо совместное функционирование живых организмов одного региона, куда могут входить не только животные разных видов, но и объединенное сообщество животных и растений.

Между мотивами функционирования КР и отдельного индивидуума может быть противоречие: отдельный индивидуум стремится поддержать существование своей личности, а КР - всей популяции или региона, возможно, за счет интересов этой личности.

Сказанное объясняет причину того, что экстрасенсорными способностями, т.е. способностями сознательно управлять деятельностью подсознания, обладает относительно небольшое число людей, что для достижения развития этих способностей требуются специальные упражнения, которые в массе не используются, что этими способностями обладают люди, отличающиеся необычными данными, имеющие различные отклонения, заболевания и т.д. Можно обосновать мнение, что для обеспечения достижения экстрасенсорных способностей следует направить свое мировоззрение в сторону снижения эгоистичности, что входит, в частности, в систему йоговских упражнений, как раз и нацеленных на возможность управлять подсознанием.

Существует мнение, что экстрасенсорные способности с ростом цивилизации падают, так как в них отпадает потребность. С этим нельзя согласиться. Наоборот, огромный объем информации, более энергичный и конфликтный образ жизни повышают целесообразность этих способностей для достижения личных целей. Предполагаем, что с ростом цивилизации повышается блокировка между сознанием и подсознанием, чтобы избежать эгоистического вмешательства сознательной личности в деятельность КР.

Находят объяснение распространение и значение религий. КР отождествляется с божественными силами. В подсознание людей входят моральные принципы, целесообразность соблюдения которых важна не для отдельной личности, а для сообщества носителей КР.

Отдельные личности, у которых блокировка между сознанием и подсознанием нарушена, демонстрируют удивительные потенциальные возможности человека.

Прежде всего - это феноменальные способности "счетчиков". Демонстрирующие этот феномен, естественно, сознательно не в состоянии произвести сложнейшие вычисления. Они "задают" вопрос мощнейшей вычислительной машине - КР и получают ответ, как они говорят, на своем внутреннем экране.

Проблему телепатии считают наиболее просто объяснимой из парапсихологических феноменов, ее часто сводят к проблеме поиска материального носителя, рассматривая модель передачи информации в виде генератора и приемника в радиосвязи. Между тем, самым поразительным является избирательность передачи или приема и, трудно представляемая, помехоустойчивость. Если учесть, что возможности передачи информации практически не зависят от расстояния, то одновременно действуют миллионы приемников и передатчиков. Практика показывает, что настройка осуществляется путем мысленного представления внешности партнера, его голоса, а возможно и других признаков, свойственных данному партнеру [12]. Следовательно, перцепиент "предъявляет" КР эти признаки индуктора. КР осуществляет соответствующий поиск и выдает ответ в виде зрительного, осязательного или слухового образа. Решение может выражаться в виде желания дать нужный ответ. Естественно, что в результате тренировки повторная настройка, в процессе которой ограничивается поле поиска, проходит быстрей и легче.

К телепатии можно отнести мысленное внушение во время гипнотических сеансов. Для реализации внушения внушаемый должен обладать способностями экстрасенса. Ориентиром в данном случае является личность прорицателя, гипнотизера и т.п., его поведение, манеры, содержание заявлений и т.д. Воспринимаемая информация при внушении определяет функционирование органов внушаемого.

В большинстве случаев "видение" экстрасенсами настоящего и прошедшего также можно свести к съему информации КР, в процессе которого используются определенные ориентиры. Они во многих случаях носят условный характер: это вещи, с которыми контактировал тот или иной человек, его фотографии, фамилия и т.д. Эти ориентиры оказываются достаточными, чтобы найти адрес нужной информации в КР, так как в сознании или подсознании индивидуумов, входящих в сферу КР, они связаны с вопросом, интересующим экстрасенса.

Сложнее представляется предвидение будущего. Можно предположить три варианта.

1. Экстрасенс считывает программу поведения индивидуума, включенного в его сознание или подсознание.

2. КР получает "запрос" и путем анализа, используя большой объем информации, заключенный в КР, делает прогноз.

3. Возможен и такой вариант, когда имеет место не предвидение, а программирование будущего, т.е. - внушение.


К ясновидению и внушению примыкают экстрасенсорная диагностика и целительство. В процессе диагностики используется информация о болезни, заключенная в подсознании больного, а также более широкого круга лиц. При этом опасным может быть внушение заболевания, которого в действительности нет.

Один из возможных видов целительства - внушение, при котором больной воспринимает программу на оздоровление. Как указывалось выше, чтобы дать такую программу самостоятельно, требуются особые данные и подготовка. С этой точки зрения особо показательными являются телевизионные сеансы Кашпировского и Чумака, которые передаются в перезаписи. Телевизионная передача является ориентиром, позволяющим больным, обладающим способностями к ясновидению, воспринять установку (программу), заключенную в подсознании целителя. Следует отметить, что эта программа не всегда осознанна, чем можно объяснить, например, телодвижения участвующих в сеансах, неожиданные для Кашпировского эффекты при его воздействии.

Протесты против телевизионных сеансов Кашпировского наводят на невеселые мысли. Даром внушения обладает не один только Кашпировский. Такими способностями могут обладать эстрадные артисты, лекторы и т.д. и неизвестно, какая программа, помимо их воли, заложена в их подсознании.

Гипотеза КР объясняет общение с умершими в спиритических сеансах, перевоплощение личности в гипнотических сеансах. Возможны три варианта.


1. Умерший передал содержание своей памяти, характер своей личности в КР.

2. В КР сохраняются представления о данной личности у общавшихся с ним людей.

3. В КР включено современное представление живых людей, входящих в сферу этого разума, о личности умершего человека.


Во втором и третьем случаях ошибочные восприятия более вероятны. Функционирование различных магических формул, изображений, заклинаний, ритуальных действий также объясняет концепция КР[13].

Шаман, "колдун", религиозный проповедник и т.д. "запрограммировали" свое подсознание или КР на выполнение определенной программы: излечивание, снятие отрицательного внушения, или, наоборот, введение отрицательного внушения и т.п.

Если учитывать возможности КР по таким экстрасенсам, как Ури Геллер [14] или в России - Золотов или Игнатенко [15], то возможно воздействие на природные явления. Магическая формула, заклинание и т.д. являются кодовым символом, запускающим эту программу. Эта программа может сохраниться в КР и после смерти ее создателя. Естественно, что те, кто воспроизводят данную программу, должны обладать экстрасенсорными способностями: нужно произвести в КР поиск по идентификации символа в огромном объеме подсознания личностей, образующих КР. Этим и объясняется возможная неповторяемость функционирования магических символов. Подобная гипотеза о действии магических символов согласуется с принятым в эзотерике и религиозных воззрениях механизмом их действия: они включают действие потусторонних, божественных или, наоборот, дьявольских сил, что как указывалось, в данной концепции можно отождествить с деятельностью КР.

В последнее время появилось ряд публикаций и сообщений о генераторах биополя. Учитывая разнообразие и примитивность конструкций генераторов, можно предположить, что механизм их функционирования идентичен механизму действий магических формул. "Пользователь" генераторов биополя также запускает определенную программу, ориентируясь на форму генератора, его материал, строение внутренней начинки или на излучение.

Мы не исключаем, что, в принципе, возможно для реализации аномальных явлений заменить биологический объект, но для этого нужно познать природу процессов, сопровождающих эти явления.

Данная гипотеза функционирования генераторов биополя предъявляет требования к экстрасенсорным способностям у лиц, их эксплуатирующих, и объясняет возможную неповторяемость конструкций этих генераторов.

Один из поразительных генераторов такого рода является установка Цзяна, которая целенаправленно изменяет наследственный стереотип зародышевой клетки развивающихся животных. Действие данной установки четко зафиксировано, но повторить ее другим исследователям не удается, хотя автор не делает секрета из схемы установки [16,17].

Ясновидение, когда о воспринимаемом объекте не имеют информации организаторы опытов, такие феномены как телекинез, психокинез говорят о том, что компоненты коллективного разума контактируют не только между собой, т.е. с ДНК, осуществляющих процесс хранения информации и руководство жизненных процессов, но и с молекулами неодушевленных предметов.

Как указывалось выше, КР доступно внесение изменений в генетическую информацию. В этой связи можно отметить продолжающуюся до настоящего времени широко известную дискуссию о причинах изменчивости живых организмов в процессе их эволюции. Сторонники классической теории сводят процесс эволюции к случайным мутациям и естественному отбору. Однако среди биологов и генетиков существует большое число противников этой теории. Отмечается, что молекулярная генетика не дает модели, которая бы объяснила скорость эволюции и, в частности, то, что промежуточные стадии в процессе изменчивости не дают преимуществ, которые определили бы изменение организмов в процессе естественного отбора [18,19,20]. Фактор, определяющий изменчивость, относят к "внешней" или "внутренней силе". Можно допустить, что таким фактором является КР с его способностью изменять структуру ДНК и, тем самым, изменять наследственную информацию.

Находит объяснение подмеченное А.А.Любищевым [21] сходство строения тел, окраски и т.д. животных и растений, разных видов в одном регионе, что можно трактовать как проявление региональных КР.

Феномен полтергейста свидетельствует о проявлении какого-то разума. Этим разумом может быть КР или его "компоненты", содержащиеся в подсознании отдельных личностей. Часто проявление полтергейста связывают с личностью ребенка. Как указывалось выше, свободное подсознание ребенка в первую очередь заполняется информацией умирающих (а возможно и живущих), включаясь в сферу КР.

Относя феномен полтергейста к функционированию КР, мы должны констатировать, что КР может поступать не мотивировано, разыгрывать, дезинформировать, "шалить". В то же время в этом случае следует признать, что КР может не только перерабатывать информацию, но совершать активные действия, связанные с энергетическими преобразованиями. Это соответствует возможностям КР, связанным с телекинезом, при котором достигаются энергетические преобразования - повышение температуры, перемещение предметов.

Информацию, воспринимаемую контактерами от "внеземных цивилизаций", если, конечно, исключить возможные галлюцинации, в ряде случаев также можно рассматривать как розыгрыш и дезинформацию, навязываемую КР, тем не менее, нельзя отрицать, что КР может передавать и полезную информацию.

Мы недостаточно знаем о возможностях и роли отдельных личностей и, соответственно, КР [22], например, по преобразованию структуры материалов и их химического состава, о возможности телепортации предметов. В этом плане данные о достижениях медиумов и экстрасенсов требуют уточнения. Критика на неповторяемые достижения и эксперименты отдельных ученых и изобретателей вероятно не всегда состоятельна. Это также может быть проявлением действия подсознания, в данном случае исследователя, на ход эксперимента, непосредственно или с включением КР, и сомнение должны вызывать не результаты опытов, а теории, их обосновывающие. Допускаем, что при углублении знаний о физической природе парапсихологических феноменов расширится и область аномальных явлений, которые можно связать с деятельностью КР.


Литература


1. Бернштейн В.М. Аномальные явления как результат деятельности коллективного разума. Материалы III Томской международной междисциплинарной научно-технической школы-семинара. Ч.1, с.9-18. Томск, 1992.

2. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения. М. "Знание",1989.

3. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М., "Универс", 1993.

4. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. - М., "Наука", 1993.

5. Фомин Ю.А. Анатомия чудес (телепатия, парапсихология, спиритизм, НЛО и другие аномальные явления). М., "Прометей", 1990.

6. Грановский Р.М. Восприятие и модели памяти. М., "Наука", 1974.

7. Вартанян Г.А., Пирогов А.А. Механизмы памяти центральной нервной системы. Л., 1988.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Гидрометиздат. Л.1990.

9. Равен Х. Оогенез. М., Мир, 1964.

10. Кашилов М.М. Эволюция биосферы. М., Наука, 1979.

11. Мичелл Дж.Риккард. Феномены книги чудес. Изд-во полит. лит. М., 1990.

12. Бернштейн В.М. Бесприборное определение механизма телепатической передачи. "Парапсихология в СССР", N2(4), 1992, с.21-24.

13. Бернштейн В.М. О возможности создания искусственного генератора биополя. - Сверхслабые взаимодействия в технике. Научная конференция. Тезисы докладов, М., 1993, с.36-37.

14. Геллер У., Плэйфайр Г. Эффект Геллера. М., "Соваминко", 1991.

15. Константинов А., Ямот С. Человек разгоняет тучи. - В кн. Феномен. М., 1989, Мир, с.12-18.

16. Евсеев А. Удивительные эксперименты доктора Цзяна. "Спутник", Дайджест сов. прессы, 1989, N 12.

17. Красиков И. Право на сенсацию. "Труд", 7 декабря 1989.

18. Левонтин Р. Генетические основы эволюции. М., Мир, 1978.

19. Мейен С.В. Проблема направленности эволюции. В пер. сб. Итоги науки и техники, "Зоология позвоночных", т.7. М. Изд-во ВИНИТИ, 1977, с.66-117.

20. Грант В. Эволюционный процесс. М., Мир, 1991.

21. Любарский Г. О стиле жизни. "Знание-сила", N 3, 1992, с.47-55.

22. Московский А.В., Мирзалис И.В. Эффект коллективного сознания. "Terminator", N1, С.-Пб., 1995, с.47.