uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
УТВЕРЖДЕНА

распоряжением администрации

Новосибирской области

от 17.04.2009 № 120-ра


КОНЦЕПЦИЯ

развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области


Транспорт – отрасль экономики, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров.

Транспортная инфраструктура – совокупность объектов различных видов транспорта и деятельности по эксплуатации данных объектов в целях обеспечения устойчивой работы и развития транспорта.

Объекты транспорта – железнодорожные станции, аэропорты, речные порты, вокзалы, автомобильные и железные дороги, внутренние водные пути, склады, терминалы, контейнерные площадки, логистические комплексы, транспортные средства.

Транспортные средства – воздушные суда; суда, используемые для судоходства; железнодорожный подвижной состав; подвижной состав автомобильного транспорта; подвижной состав электрического городского наземного и подземного пассажирского транспорта.


I. Цели и задачи Концепции; их соответствие приоритетам социально-экономического развития Новосибирской области


Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее – Стратегия) определила ряд основных целей, достижение которых требует интенсивного развития и модернизации транспортного комплекса Новосибирской области.

Исходя из Стратегии, транспортный комплекс в совокупности с географическим положением Новосибирской области является важнейшим конкурентным преимуществом, которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно использовано.

Совокупность основных положений Стратегии применительно к транспортному комплексу Новосибирской области предполагает следующие цели и задачи.

Цель: обеспечение развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области адекватно потребностям развития экономики и населения Новосибирской области, использование выгодного транспортного положения и востребованности Новосибирской области как крупнейшего транспортно-распределительного узла Сибири, реализация ее транзитного потенциала.

Задачи:

1. Развитие автомобильных дорог Новосибирской области, обходов Новосибирска и улично-дорожной сети муниципальных образований в целях обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и в целях усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистичекого узла Восточной части России.

2. Привлечение дополнительных пассажиро- и грузопотоков, новых авиакомпаний в аэропорт «Толмачево», развитие маршрутной сети Новосибирского авиационного транспортного узла с учетом развития аэропортовой и аэродромной инфраструктуры «Толмачево», современной технологии обслуживания пассажиров и грузов.

3. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в зонах активного экономического развития территории Новосибирской области, обеспечение пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок на территории Новосибирской области.

4. Обеспечение возрастающей транспортной подвижности населения, повышение качества работы пассажирского транспорта.

5. Развитие грузовой базы, перевозок и инфраструктуры речного транспорта, модернизация флота, ремонтно-судостроительных и перегрузочных мощностей, развитие внутренних водных путей в целях сохранения рынков сбыта организаций Новосибирской области, осуществляющих доставку своей продукции речным транспортом на Север.

6. Развитие современных терминальных, складских и контейнерных комплексов на территории Новосибирской области, в том числе создание условий для привлечения дополнительных грузопотоков.

7. Обеспечение повышения уровня безопасности на транспорте.


II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость

результатов достижения целей и решения задач Концепции с разбивкой по временным периодам


Целевые индикаторы состыкованы с соответствующими задачами Концепции и позволяют отслеживать ход реализации данных задач.

Целевыми индикаторами в разрезе целей и задач являются:

Цель: обеспечение развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области адекватно потребностям развития экономики и населения Новосибирской области, использование выгодного транспортного положения и востребованности Новосибирской области как крупнейшего транспортно-распределительного узла Сибири, реализация ее транзитного потенциала.

Индикаторы:

1) грузооборот;

2) объем перевезенных грузов;

3) пассажирооборот.

Задача 1. Развитие автомобильных дорог Новосибирской области, обходов Новосибирска и улично-дорожной сети муниципальных образований в целях обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и в целях усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистичекого узла Восточной части России.

Индикаторы:

1) процент автомобильных дорог с твердым покрытием;

2) плотность автодорог общего пользования на 1000 кв. км территории;

3) плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории;

4) пропускная способность автодорожной сети на входах (выходах) в Новосибирск.

Задача 2. Привлечение дополнительных пассажиро- и грузопотоков, новых авиакомпаний в аэропорт «Толмачево», развитие маршрутной сети Новосибирского авиационного транспортного узла с учетом развития аэропортовой и аэродромной инфраструктуры «Толмачево», современной технологии обслуживания пассажиров и грузов.

Индикаторы:

1) объем пассажиров, обслуженных в аэропорту «Толмачево»;

2) объем грузов, переработанных в аэропорту «Толмачево»;

3) количество взлет-посадок в аэропорту «Толмачево».

Задача 3. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в зонах активного экономического развития территории Новосибирской области, обеспечение пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок на территории Новосибирской области.

Индикаторы:

1) объем грузов, перевезенных железнодорожным транспортом Новосибирской области;

2) грузооборот железнодорожного транспорта Новосибирской области.

Задача 4. Обеспечение возрастающей транспортной подвижности населения, повышение качества работы пассажирского транспорта.

Индикаторы:

1) объем перевезенных пассажиров в городском, пригородном и межмуниципальном транспорте;

2) транспортная подвижность населения (количеств поездок на одного жителя в год);

3) средняя скорость движения городского пассажирского транспорта;

4) средняя скорость движения скоростного внеуличного транспорта;

5) средняя скорость движения пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Задача 5. Развитие грузовой базы, перевозок и инфраструктуры речного транспорта, модернизация флота, ремонтно-судостроительных и перегрузочных мощностей, развитие внутренних водных путей в целях сохранения рынков сбыта организаций Новосибирской области, осуществляющих поставку своей продукции речным транспортом на Север.

Индикатор:

объем грузов, перевезенных внутренним водным транспортом Новосибирской области.

Задача 6. Развитие современных терминальных, складских и контейнерных комплексов на территории Новосибирской области, в том числе создание условий для привлечения дополнительных грузопотоков.

Индикаторы:

1) объем переработки крупнотоннажных контейнеров;

2) общий объем современных складских комплексов класса «А».

7. Обеспечение повышения уровня безопасности на транспорте.

Задача 7. Обеспечение повышения уровня безопасности на транспорте.

Индикаторы:

1) снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта);

2) снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения);

3) общее число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

4) общее число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.


III. Анализ проблемы


Транспортный комплекс является одной из отраслей специализации экономики области, его доля в валовом региональном продукте составляет 12,1%, что на 4,5 процентных пункта выше чем общероссийские показатели (доля транспорта в ВВП РФ – 7,6 %).

В последние 5 лет грузооборот транспорта Новосибирской области растет темпами 5 – 9 % в год.

Инвестиции в транспортную инфраструктуру Новосибирской области выросли за последние 5 лет более чем в 2,5 раза.

Грузооборот Новосибирской области составляет 16 % от общего грузооборота Сибирского федерального округа.

Новосибирская область располагает всеми современными видами транспорта. Транспортный комплекс имеет 1510 км железнодорожных путей, 647 км внутренних водных путей, 13508 км автомобильных дорог общего пользования, более 10000 км муниципальной автодорожной сети, 199 км трамвайных и троллейбусных линий, 15,8 км метрополитенных путей и 12 станций метрополитена, 74 железнодорожных вокзала, 19 автовокзалов и автостанций, в 10 районах функционируют автовокзалы совмещенные с железнодорожными.

Транспортный комплекс области располагает локальными центрами накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, вокзалов, аэропортов, вследствие чего выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла.

В настоящее время Новосибирск находится в центре нехарактерного для восточной части страны по плотности заселения региона, где на территории с радиусом 600 – 650 км проживает 12 – 14 миллионов человек. Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры Новосибирской области. Новосибирская область является крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока.

Одновременно с этим, активный рост новосибирской агломерации и развитие новосибирского транспортно-логистического узла ставит ряд задач, которые необходимо решать в ближайшей перспективе.

Во-первых, возрастает востребованность пассажирского транспорта, связанная с трудовой (маятниковой) миграцией населения, вызванной идущими процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов в пригородной зоне Новосибирска.

Это создает дополнительные пиковые нагрузки на пассажирский транспорт. Данные нагрузки связаны с массовыми пассажирскими перевозками работающего населения из пригородной зоны Новосибирска, городов Бердск, Искитим, Обь, Тогучин, рабочих поселков Коченево, Чик, Мошково в Новосибирск в утренние часы и в обратном направлении в вечерние, а также массовые пассажирские перевозки в дачный сезон, в выходные и праздничные дни.

Во-вторых, в пригородной зоне Новосибирска идет активный процесс создания новых промышленных, транспортных, логистических объектов, при этом речь идет не о реализации единичных проектов, а о формировании целых зон экономического развития. Это развитие Западной, Восточной и Южной транспортно-логистических зон, включая такие крупные объекты как аэропортовый комплекс «Толмачево» и промышленно-логистический парк, а также активное развитие промышленных зон в пригороде Новосибирска, Бердске, Искитиме, Барабинске.

Такая ситуация в свою очередь требует активного развития автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности данных зон экономического развития.

Автодорожная сеть Новосибирской области, помимо указанной выше задачи – обеспечение развития новосибирской агломерации и новосибирского транспортно-логистического узла, должна решать и еще одну задачу – обеспечение внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения области, в том числе сельского населения.

В настоящее время состояние автодорожной сети не соответствует тенденциям автомобилизации и перспективным задачам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Требуется коренная модернизация и восстановление автодорожной сети.


Показатели развития автодорожной сети

(по состоянию на 01.01.2008 )






Плотность автодорог общего пользования на 1000

кв.км территории

Место по РФ

Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории

Место

по РФ

Удельный вес дорог

с твердым покрытием в общей длине автодорог общего пользования (%)

Российская Федерация

44




37




83,5

Центральный федеральный округ

249




214




86

Московская область

643

1

525

1

81,6

Северо-Западный федеральный округ

53




43




85,3

Калининградская область

438

3

414

3

94,6

Южный федеральный округ

164




140




85,4

Кабардино-Балкарская Республика

559

2

442

2

79

Приволжский федеральный округ

160




140




87,6

Уральский федеральный округ

25




22




86,3

Сибирский федеральный округ

26




21




81,1

Республика Алтай

42

61

32

64

76,1

Республика Бурятия

20

66

18

66-67

88,1

Республика Тыва

26

64

18

66-67

70,2

Республика Хакасия

44

60

43

59

97,9

Алтайский край

123

42

103

44

83,5

Читинская область (до объединения в Забайкальский край)

53

57

37

62

69,2

Агинский Бурятский авт. округ (до объединения в Забайкальский край)

95

49

64

56

67,5

Красноярский край

5,8

79

5,6

77-78

96

Иркутская область (до объединения с Усть-Ордынским Бурятским авт. округом)

18

68

16

68

87,8

Усть-Ордынский Бурятский авт. округ (до объединения с Иркутской областью)

103

47

99

47

96

Кемеровская область

85

51

83

50

97,4

Новосибирская область

76

53

60

57

78,7

Омская область

115

44

80

52

69,1

Томская область

17

69

13

71

78,5

Дальневосточный федеральный округ

10




6




62,8


следующая страница >>