uzluga.ru
добавить свой файл
Приложение 13


Конференция Комитета по миграции, беженцам и народонаселению Парламентской Ассамблеи Совета Европы

24 июня.


Margarita Petrosyan (HRC “Memorial”, Moscow)


Если говорить миграционной ситуации в моей стране, Российской Федерации, то она определяется следующими факторами.

1. Непоследовательная и нерациональная государственная политика в отношении миграции, следствием которой являются многочисленные препятствия и запреты, а также система квот, не основанная на объективных критериях.

2. Жесткое и одновременно недостаточно четкое правовое регулирование в области иммиграции и трудовой миграции. Отсутствие правовой определенности приводит к широкому применению свободы административного усмотрения, произволу и коррупции. . 3. Сильные антимигрантские настроения в обществе, своего рода фобия (мифология «чужого»). Парадокс заключается в том, что мигранты занимают те позиции, которые местное население считает непрестижными, и выполняют те работы, которыми оно пренебрегает, иными словами, не составляет ему конкуренции. Эти настроения эксплуатируются ксенофобскими организациями и, к сожалению, некоторыми представителями властных структур.

4. Разобщенность и пассивность трудящихся мигрантов, в особенности мигрантов из государств центральной Азии, которые в настоящее время являются главным «трудовым резервом» для России.

Все эти факторы приводят к тому, что интеграция составляет для большинства иммигрантов и особенно трудящихся мигрантов сложную проблему.

Благодаря безвизовому режиму въезда, установленному с государствами, входящими в Союз Независимых Государств, т.е. бывшими республиками СССР, доступ на территорию Российской Федерации для мигрантов из этих государств не представляет трудности, но срок их пребывания в Российской Федерации составляет всего 90 дней и только в случае заключения трудового договора может быть продлен до 1 года, считая от момента въезда. О какой стабильности, о какой интеграции здесь можно говорить?

В результате складывается ситуация, при которой мигрант, прибывший в Российскую Федерацию на свой страх и риск, не обладающий необходимой информацией, не защищенный никакими гарантиями, становится нелегалом, а нередко жертвой полукриминальных предпринимателей, иногда своих же соотечественников, которые забирают его документы, эксплуатируют его труд по 18 часов в сутки.

Справедливости ради должна сказать, что год назад была сделана попытка несколько облегчить процедуру легализации для мигрантов этой категории. По-видимому, российские власти начали осознавать необходимость пересмотра своей первоначальной жесткой позиции по отношению к иммиграции и трудовой миграции. Однако эта либерализация, сама по себе непоследовательная, не оказала заметного влияния на положение мигрантов.

С учетом сказанного в докладе м-ра Гринуэя, интересном и содержательном, и в предложенных рекомендациях мое внимание привлек прежде всего их «интеграционный» аспект. В особенности параграф 9.1.3. – о преодолении ксенофобии и нетерпимости, параграф 9.2.2., касающийся предоставления вида на жительство мигрантам, проживающим в стране длительное время (эта проблема у нас стоит очень остро), параграф 9.4 – о гарантиях прав человека, имели бы важное значение для положения мигрантов в моей стране, если, конечно, российские власти примут резолюцию как руководство к действию.

Я также считаю желательным подчеркнуть в резолюции недопустимость депортации мигрантов, преследующей политические цели. К сожалению, мы имеем печальный опыт массовой антигрузинской кампании и депортации узбекских политических иммигрантов, которые в своей стране подвергаются пыткам и жестокому обращению.

Что касается рекомендаций, то напоминание о необходимости ратификации перечисленных в них конвенций представляется мне важным и своевременным. В особенности это касается Конвенции о правовом статусе трудящихся мигрантов, которая предусматривает рациональные и сбалансированные механизмы организации трудовой миграции.