uzluga.ru
добавить свой файл
Конспект урока по русскому языку

для 7 класса


«Категория состояния как часть речи»


Выполнил: к.ф.н., учитель

МБОУ «Муриковская СОШ»

Гимаев Я.А.


п. Шаховская, 2012

Тема: Категория состояния как часть речи

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познавательные: изучение и усвоение новой части речи – категории состояния.

  2. Развивающие: развитие у учащихся разной степени обученности и обучаемости самостоятельности и личной активности при углублении знаний и закреплении материала; продолжение работы по развитию долговременной памяти и образного мышления; продолжение работы по развитию логических навыков сравнения и сопоставления.

  3. Обучающая: развитие умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий; выработка умения составлять предложения со словами категории состояния, правильное выполнение синтаксического разбора таких предложений, конструирование предложений с синонимической заменой, продолжение работы по формированию у учащихся знаний и умений по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.

Задачи:

1) Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;

2) Развитие умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия,

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Методические приёмы: объяснение учителя, лингвистический анализ, тренировочные упражнения.

Оборудование: ПК, медиапроектор, обучающая компьютерная программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки русского языка, 7 класс», толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, карточки с заданиями.


Ход урока

Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.

Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».

Лингвистическая разминка

- Найдите в толковом словаре толкования слова категория (задание даётся наиболее слабому ученику).

- Остальные учащиеся записывают слово в тетрадь и выполняют его фонетический анализ.

Категория (с греч. – высказывание, суждение):

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория)

- Скажите, какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?

- Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученики сами определяют цели урока. Учитель корректирует их высказывания. При необходимости озвучивает обучающие и познавательные цели урока.

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния?

- Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:

1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.

1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.

В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.

- Таким образом, мы с вами видим, что в речи существую предложения, не имеющие подлежащего. Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

Утро солнечно и радостно.

Глаза светились радостно.

На душе у ребят было радостно.

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? предложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.

- Давайте заполним таблицу на доске (для заполнения каждого столбца таблицы к доске вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец; при необходимости работающие у доски обращаются за помощью к классу). В тетрадь данную таблицу мы не переносим.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на наш экран. (Один из учеников читает материал):

Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: «Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)

Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и обозначают состояние человека. Обратите внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она указывает нам, что состояние имело место в прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и являются сказуемыми в предложении, где нет подлежащего. Эти слова имеют особенное, не совпадающее ни с какой другой частью речи значение, имеют свои морфологические признаки и свою синтаксическую роль, следовательно, их можно выделить в особую часть речи, которую называют категория состояния (или слова состояния).

Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);

2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);

4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).

Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.

- Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь, что обозначают слова категории состояния.

- Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

И скучно, и грустно, и некому руку подать…

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

- Посмотрите, как украшают категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния. Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).


- Вы уже видите, как похожи слова категории состояния и наречия. Скажите, чем отличается наречие от слова категории состояния? Внимательно посмотрите на экран.

На экране два предложения. Он страшно кричал. Детям было страшно.

Текст на следующем слайде читает один из учеников:

Вы помните, что наречие всегда обозначает признак: признак предмета (например, ДОМ НАПРОТИВ), признак действия (БЫСТРО БЕЖАТЬ), признак другого признака (ОЧЕНЬ ВЫСОКО). Слова же новой части речи, с которой вы познакомились на этом уроке, обозначают состояние человека или животного (МНЕ СКУЧНО, ЕМУ ЖАРКО), природы (СТАЛО ПРОХЛАДНО) или окружающей среды (В КОМНАТЕ ДУШНО). Слова категории состояния, как и наречия, не изменяются. По наличию суффиксов или окончаний отличить эти две части речи друг от друга невозможно. Но разница между наречиями и словами категории состояния очень хорошо видна в предложении, потому что у этих частей речи совершенно разные синтаксические связи. Категория состояния может быть только сказуемым в предложении, где нет подлежащего, а наречие может быть в любом предложении и определением, и обстоятельством, и сказуемым. Сравните два предложения, в которых использованы омонимичное наречие и слово категории состояния.


- Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния отличаются от наре­чия тем, что, во-первых, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством.

- Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.

Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)

Облачко легко, невесомо. (крат. прил., именная часть составного именного сказуемого)

Мне легко. (категория состояния, сказуемое)

- Что обозначают слова категории состояния (устно)?

Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние).

Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды).

Нельзя курить (оценка действий).

- Самостоятельная работа на карточках. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и сухо, темно, спокойно,

Лень, можно нельзя, трудно, стыдно

Проверка работы. Выставление оценок.

Подведение итогов занятия.

- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.

Далее один из учеников резюмирует изученный на уроке материал, полученные умения и навыки. Отмечает трудности, с которыми пришлось столкнуться.


Домашнее задание на карточках.


Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.