uzluga.ru
добавить свой файл
1
Учитель МОУСОШ № 24 Кузнецова И.Е.

Конспект урока окружающего мира

«ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА»


ЦЕЛИ и задачи урока.

Овладение картиной мира: познакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.

Основная задача урока.

Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства: крестьян, бояр, дворян, стрельцов. Важно подчеркнуть отличия этих слоев друг от друга. При этом необходимо формировать уважительное, заинтересованное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России.

Основная мысль урока должна быть сформулирована следующим образом:

Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью».


План урока

I. Постановка проблемы: похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?

II. Версии детей, актуализация знаний.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  1. Территория, народы России XVT-XVII веков и начала XXI века.

  2. Быт людей Московского государства и современной России.

  3. Занятия и профессии людей.

  4. Достижения и возможности.

IV. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Итоги урока.

Домашнее задание.

К уроку необходимо подобрать рисунки представителей раз­ных общественных групп: Великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Учитель:

Ребята, хотите узнать какое событие скрывается за датой 1563 год.? Тогда продолжим путешествие по реке времени.

Тема сегодняшнего урока: «Земля и люди Московского государства».

Откроем учебник на странице 52 и прочтем вступительную статью.

А какая техника и приспособления облегчают жизнь совре­менному человеку? (Быстрый и удобный транспорт - самолеты, метро, автомобили и т.д., бытовая техника, глобальные информаци­онные системы и многое другое.)

Откуда все это взялось? (Придумали и сделали люди.)

В старину, во времена Московского государства, все это было? (Не было.)

Почему? (Возможно, люди были менее образован­ны, менее догадливы и т.п., чем современные.)

На доске появляется запись: «Люди Московского государства не похожи на нас».


Учитель: Посмотрите на с. 57 учебника. Вам знакомы эти пословицы и поговорки? Объясните, о чем они. (Ученики объясняют.)

Такие посло­вицы и поговорки используются сегодня? (Да.)

Оказывается, все эти мудрые мысли дошли до нас со времен Московской Руси. Их оставили нам в наследство наши очень далекие предки, но они сохранили свою ценность и в современном обществе.

Что теперь мы можем сказать о лю­дях того времени? (Что они были мудрые, трудолюбивые, ценили ум и знания и т.д.)

На доске появляется запись: «Люди Московского государства похо­жи на нас».


Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?


Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?».

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

II. Версии детей, актуализация знаний.

Сравнить людей Московской Руси и современных можно с помощью таблицы, куда будут кратко заноситься основные сведения. Учитель вместе с детьми создают основу для таблицы:

Учитель: Мы говорим о Московском государстве. Что такое государ­ство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.)

Что должно быть у каждой страны? (Территория с границами.)

Значит, начнем сравнение Московской Руси с современной Россией с размера территории. (Записывает в первый столбец.)

Учитель: Посмотрите на карту Московского государства на с. 53. Что обозначают надписи красного цвета? (Из легенды карты видно, что это названия народов.)

Значит, нам надо сравнить, какие народы жили в XVI-XVII веках и какие живут сейчас. (Записывает в первый столбец.)

Учитель: Что необходимо людям для жизни и в старину, и сейчас? (Дома, одежда и т.д.) Откуда люди это берут? (Делают сами, покупа­ют.) Запишем в таблицу такие основания для сравнения: дома, одежда, посуда; занятия и профессии; достижения.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Организовать заполнение таблицы по группам. Задание группам­ выдается на карточках.

1-я группа

Рассмотрите карту на с. 53 учебника и ответьте на вопросы:

  • Какую территорию занимала Россия в XVI-XVTI веках?

Какие народы жили в России того времени? - К каким морям Россия имела выходы?

Сравните карту России XVI-XVII веков с картой современной России (на с. 111):

  • Что осталось без изменений?

  • Что изменилось?

Сделайте выводы, кратко запишите или изобразите их в виде схемы таблице в строках «Размер территории» и «Народы».

2-я группа

  • На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.

  • Чьими руками было сделано все, что окружало людей того времени?
    Сравните дома, одежду и другие предметы быта XVI-XVII веков с тем, что окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?

Сделайте выводы, кратко запишите или изобразите их в виде схемы таблице в строке «Дома, одежда, транспорт».

3-я группа

К заданию следует приложить: 1. Лист с незаполненной схемой, разделенного на две части: «Знатные», «Незнатные».

2. Рисунки на карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.

Прочитайте текст на с. 52-56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «Был на Красной площади и книжный ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках.

Распределите на «знатных» и «незнатных».

Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России:

  • Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?

  • Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не могло быть в Московской Руси.

Сделайте выводы, кратко запишите или изобразите их в виде схемы таблице в строке «Занятия и профессии людей».

4 -я группа

Прочитайте текст на с. 55-56 учебника - от слов «Самым большим городом..» до слов «...географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания:

- О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?

- Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства?

Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского государства и людей современной России. Кратко запишите или отобразите их в виде схемы в таблице в строке «Достижения».

После подготовки представители групп отчитываются по заданиям.

К концу урока должно получиться примерно следующее:



Признаки

Россия XVI-XVII веков и ее жители

Россия начала XXI века и ее жители

Размер территории

По сравнению с Древней Русью, территория увеличилась в не­сколько раз.

Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго - западе, добавилась на Дальнем Востоке есть выходы к Черному и Балтийскому морям.

Народы

Россию населяли множество на­родов.

Множество народов продолжают жить на территории Poccии.

Дома, одежда, транспорт

Предметы быта изготавлива­лись вручную — самими кресть­янами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались.

Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома, одежда изменились. Деления знатных и незнатных сейчас нет, люди могут купить или построить то, что им подходит.

Занятия и профес­сии людей


Знатные Незнатные

Великий государь, Стрельцы

бояре, крестьяне

дворяне. ремесленники

купцы.

Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.

Достижения

Можно отметить сложные пост­ройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение состав­лять карты . Возможностей бы­ло немного (низкий уровень на­уки и техники), а достижения значительные.

Современные люди добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).

Важно чтобы в колонке «Россия начала XXI века и ее жители» просматривались как сходство, так и различия в жизни людей разных эпох.

IV. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Похожи или нет люди Московского государства на нас современных людей России?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по-прежнему ценится мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.


Применение нового знания

Прочтите вопрос 5 на странице 57 учебника.

Какими делами наших предков – жителей Московского государства – мы можем гордиться?


Важной вехой развития культуры в 16-17 веках явилось начало книгопечатания в России, и связанная с этим деятельность мастера Ивана Федорова. (Презентация).

Итог урока - организационный.

Учитель просит учеников оценить свою работу. Что показалось трудным, непонятным на уроке. Что на уроке было, на их взгляд, самым интересным.


Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить 1,3 задания рабочей тетради к теме 10.

Творческое задание:

  1. Сами или с помощью старших вспомните строчки из песен, стихотворений, в которых говорится о Москве, Кремле. На альбом­ных листах запишите эти строки и сделайте изображения того, о чем поется в песне, рассказывается в стихотворении.