uzluga.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы

Саратовской области»


уч года.jpg


Конспект урока биологии в 11 классе

«Позиция и роль. Игры без правил или плохие новости в белковой оболочке»


вирусы 1.jpg


учителя биологии высшей квалификационной категории,

участника районного конкурса «Учитель года - 2011»

Деминой Нины Алексеевны


р.п. Новые Бурасы 2011

17 февраля 2011 года biologiya.gif

Предмет «Общая биология»,

11 класс базовый уровень

Урок

«Позиция и роль. Игры без правил или плохие новости в белковой оболочке»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточные листы.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: проблемно-диалогический, метапредметный.

Отбор минимума содержания урока

– новое знание, которое должны открыть дети:

Цели урока

Предметные умения +новое знание (связь с общеучебными)

ДЕТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:

Понятия:

вирусы, ДНК и РНК, капсид, суперкапсид, репродукция, ультропаразиты, эпидемия, пандемия

Закономерности:

  • Находятся награни живого и неживого

  • Не имеют клеточного строения

  • Проявляют признаки живого только в клетках других организмов

  • Видимы только в электронный микроскоп

Факты:

Открыты в 1892 году Д.И.Ивановским

Вызывают заболевания живых организмов

Через обобщение знаний о строении, особенностях жизнедеятельности вирусов показать их роль в жизни человека и спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к собственной жизни и здоровью.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах; дать представление о специфическом механизме взаимодействия вируса и клетки.

2.Развивать логическое мышление через обобщение, сравнение, анализа, решение проблемы, формулирование выводов; коммуникативные навыки.

3. Воспитывать потребность формирования ответственного отношения к своему здоровью и выработки личностной позиции к сохранению здоровья.



Структура урока

ПРОБЛЕМА

(вопрос):

Почему жизнь вирусов называют «игрой без правил»?

Какую позицию по отношению к вирусам вы должны занять, чтобы сохранить свое здоровье?

РЕШЕНИЕ проблемы

урока:

Обобщение знаний о вирусах.

Нахождение недостающих знаний

Формирование позиции группы и выявление позиции окружающих (Проект «Простые правила»)

Ход урока:nabor

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Деятельность Учителя

Ученики (+оформление доски)

1. Начало создания проблемной ситуации - введение первого факта 19173135-med.jpg

Когда-то, миллионы лет назад

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете

Все хорошо! Но, видимо, Природа:
Иль просчиталась где, иль что-то не учла,
Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества?
Об этом, долгий спор не утихает,

Но СПИД и грипп – и все об этом знают,
Среди других живут и процветают

Печальная реальность такова!
Вопросы:4anipt1a

  1. О какой «ложке дегтя» идет речь?

  2. Нобелевский лауреат Питер Медавар дал вирусам очень остроумное определение «плохие новости из белковой упаковки». Почему плохие новости?

  3. Что такое СПИД и Грипп?

  4. Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из нас?

Знакомятся в 1-м фактом

Слушают стихотворение

Слайд № 1


Отвечают на вопросы

2. Завершение создания проблемной ситуации – введение противоречивых мнений

Демонстрация двух точек зрения (фильм)

В жизни часто бывает, что мы смотрим на одно и тоже, и видим это по-разному. От чего это бывает?4anipt1a

Позиция - точка зрения, принципиальное отношение к чему-н., определяющее характер действий, поведения человека.

Знакомятся со 2-м фактом

Слайд 2 фильм - интервью двух разных точек зрения

Рассуждают и отвечают на вопросы

3. Осознание противоречия и установка на формулирование проблемы:

- Сравните две позиции (две точки зрения)4anipt1a

А какова ваша позиция?

Предложите способы защиты от заболеваний гриппом и СПИДом?

Не получается сформулировать рекомендации сейчас?

Почему это трудно сделать? Каких знаний не хватает?

Следовательно, какова цель нашего урока?

Что нам сегодня предстоит выяснить?


Противоречие между: необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющимся уровне знаний и умений.

Формулируют проблему

ПРОБЛЕМА: Для того чтобы предложить способы защиты необходимо ответить на вопрос: Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил” и «плохие новости из белковой упаковки»?

Записать тему урока в раздаточных листах

2. Версии (гипотезы), актуализация знаний, планирование деятельности

Деятельность Учителя

Ученики (+оформление доски)

4. Версии4anipt1a

Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы?

5. Актуализация знаний

Что мы уже знаем по этой проблеме?

  1. История открытия вирусов (табачная мозаика)

  2. Строение вирусов

  3. Выявить признаки живой и неживой материи в вирусах

  4. Какие заболевания вызывают вирусы?

  5. Жизненный цикл вирусов.4anipt1a

Что нужно узнать для решения проблемы?

Предлагают свои версии

( с одобрением принимается любая – даже абсурдная)

Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы.

Подписать названия составных частей

Определяют каких знаний не хватает и как их добыть?

План действий:

1. Определить особенности строения, пути передачи и локализацию в живых организмах вирусов гриппа и ВИЧ

2. Определить пути профилактики заражения вирусами гриппа и ВИЧ

3. Высказать свою позицию и выявить позицию других



3. Решение проблемы, обобщение знаний

Деятельность Учителя

Ученики (+оформление доски)

6. Выполнение заданий в соответствии пунктами плана

  1. Определить особенности строения, пути передачи и локализацию в живых организмах вирусов гриппа и ВИЧ



7. Применение знаний

Используя свои знания:

2). Определите пути профилактики заражения вирусами гриппа и ВИЧ (одна группа - грипп, вторая - ВИЧ)

3). Сформулировать позицию группы и определить личностную позицию присутствующих по вопросам профилактики вирусных заболеваний.

Работа в группах

Работа со справочным материалом


Рассказ о профилактике вирусных заболеваний

Предложить способы защиты от вирусных инфекций.



4. Рефлексия, оценивание, домашнее задание.

Вспомните начало урока (разные позиции людей), сопоставьте со своей позицией.b_26744.jpg

Скажите, важно ли иметь собственную позицию? Какую роль мы играем в жизни? Насколько наша роль соответствует нашей позиции?

Я желаю вам, чтобы вы в жизни по любому вопросу имели собственную позицию и играли в своей жизни главную роль.

Домашнее задание

Из различных источников найти информацию подтверждающую вашу жизненную позицию по вопросам профилактики вирусных заболеваний.