uzluga.ru
добавить свой файл
Международный конкурс «Товарищ, верь…!»,

посвященный 190-летию восстания декабристов, 2012 год


«Да будет путь твой - просвещенье…»

(просветительская деятельность декабристов в Западной Сибири)


Выполнил: Голиков Владимир, группа М-1-11

Руководитель: Михайлов Максим Сергеевич


Они не замкнулись на своей кружковщине и при переходе на поселение тотчас же постарались найти себе практическую деятельность по душе и пристроиться к какому-нибудь делу на пользу края.

Н.А. Белоголовый, врач,

общественный деятель, журналист


Движение декабристов является важной вехой в политическом и общественном развитии как России в целом, так и отдельных ее регионов. Находясь в сибирской ссылке, декабристы внесли огромный вклад в развитие этого региона. Цель работы – анализ просветительской деятельности декабристов в развитии народного образования в Западной Сибири.

Для раскрытия данной темы нами были рассмотрены взгляды ученых, сложившиеся в историографии декабризма.

Дореволюционная литература о декабристах представлена работами, в которых описываются условия формирования идеологии и становления политических взглядов декабристов, а это имеет большое значение для работы при рассмотрении вопроса становления и развития декабристкой идеологии и формирования идей просвещения.

В советской историографии большое внимание уделяется личностному фактору, сыгравшему большую роль в процессе развития научно-просветительской деятельности декабристов, что является важным аспектом при рассмотрении вопроса о просветительской деятельности декабристов в Сибири.

В современной историографии можно выделить отдельные исследования, в которых поднимаются разноаспектные проблемы, касающиеся декабристов, в том числе большое внимание уделяется их просветительской деятельности.

Обзор изученной литературы помогает проследить деятельность декабристов в области образования и культурно-нравственного воспитания населения Западной Сибири.

В данной работе мы остановимся на рассмотрении вопросов касающихся развития образования и ведущих педагогических идей в Западной Сибири, основных направлений педагогической деятельности декабристов, становления женского образования Тобольской губернии и значения просветительской деятельности декабристов в развитии народного образования Сибири.

Просвещение в России, а особенно в Сибирском регионе и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.

Следует отметить, что оживление школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до девятнадцати.

Во второй четверти XIX века школьная сеть Сибири, как и всей России, продолжала развиваться крайне медленно. С 1825 по 1835 года было открыто 2 уездных училища (в Ачинске и Кузнецке), общая численность их достигла 21 (из 418 по всей России) и оставалась на этом уровне до середины XIX века. Несколько быстрее росло количество приходских училищ, создаваемых на средства самого населения. По сравнению с 1825 годом школьная сеть Сибири выросла в 2,5 раза, а количество учащихся — в 2,6 раза. Среднегодовой прирост учащихся в 1800—1825 годах составлял 48 человек, в 1825—1843 годах—70 человек, в 1843—1852 годах—140 человек.

Таким образом, созданная по Уставу 1804 года многоступенчатая образовательная система, бессословная, бесплатная, общедоступная, производила впечатление заботы о просвещении народа и соответствия идеям Просвещения на Западе. Однако реализация этой системы была утопичной: не было необходимой материальной базы, не хватало учителей, не были подготовлены к этому городское самоуправление и земства – в деревнях.

Декабристы продолжили и развили прогрессивные идеи в области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том числе французских просветителей XVIII века.

Народному образованию декабристы всегда уделяли большое внимание. Почти во всех дошедших до нас программных документах декабристов просвещение почиталось как «вернейший сподвижник в борьбе против зол». Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры.

В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла. Декабристы не просто продолжили существовавшую ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, изыскивали способы снабжения школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

В первой половине XIX века частное образование стало охватывать новые, более широкие слои населения, включая сельское.

Особое значение декабристы придавали нравственному воспитанию. Из показания А.А. Бестужева видно, что декабристы «для просвещения нижних классов народа хотели повсеместно завести ланкастерские школы, а чтобы поправить его нравственность, то возвысить белое духовенство, дав оному способы к жизни», например, в школе Бестужевых, где учились дети разных народов, обучали «огненному ремеслу» - металлообработке.

Характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок. Большое внимание уделялось изучению края, например, ученики должны были самостоятельно вычертить карту Западной Сибири. С целью изучения флоры и фауны устраивались частые экскурсии в поле под непосредственным руководством самого Якушкина.

Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой мыслью России в начале XIX века, волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX века в Сибири не было открыто ни одной женской школы.

Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу разрешить открытие женской школы в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 года об обучении девочек при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие – его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева. 1 июля 1846 года женская школа открылась. Вначале в ней училось двадцать учениц, но к 1850 году – насчитывалось уже пятьдесят шесть. Из-за недостатка средств женская школа вначале была платной.

Женская школа, руководимая воспитанницами Якушкина – А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского – продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 году обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.

Знаменательным событием в культурной жизни Западной Сибири явилось и открытие декабристами при поддержке местной общественности первой женской гимназии в Тобольске.

Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и, в конечном счете, определило его место в общественно – политическом движении страны.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Таким образом, внедряя новые приемы и методы обучения, декабристы по сравнению с правительственными школами значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся.


Декабристы, будучи идеалистами во взглядах на развитие общества, считали просвещение важнейшим фактором преобразования общественных отношений в Западной Сибири.

Притягательность высокой образованности и гуманной культуры, олицетворением которой для сибиряков стали декабристы, а также сильное стремление населения края к просвещению преодолели все запреты. И на поселении педагогическая и культурно-образовательная деятельность декабристов стала более разносторонней и многонаправленной. Они учили детей и взрослых, русских и инородцев, каторжников и поселенцев. Учили грамоте и ремёслам, наукам и искусствам, учили добру и справедливости.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Педагогические идеи декабристов легли в основу их деятельности и оказали сильное влияние на развитие просвещения в Западной Сибири.


Список используемой литературы

  1. Бахаев В.Б. Общественно – просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. – Новосибирск: Наука,1980 г.

  2. Бестужев Н.А. Статьи и письма. - М., 1988 г.

  3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. - М., 1958 г.

  4. Восстание декабристов. Том 7. - М. – Л., 1958 г.

  5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX веков. - Л.: ЛГУ, 1989 г.

  6. Декабристы: Биографический справочник. - М.: Наука, 1988 г.

  7. Декабристы и русская культура. – Ленинград: Наука, 1976 г.

  8. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа. В кн.: В сердцах Отечества сынов. - Иркутск, 1975 г.

  9. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск: Наука, 1977 г.

  10. Записки, статьи, письма декабриста И.Д.Якушкина. - М., 1957 г.

  11. История Сибири. Том 2. - Л., 1968 г.

  12. Иллерицкий В.Е. Революционная историческая мысль в России (домарксистский период). - М.: Мысль, 1974 г.

  13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (10 – начало 20 вв.). - М.: Форум, 1998 г.

  14. Литературное наследие декабристов. - М.: Наука, 1976 г.

  15. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1982 г.

  16. Общественная мысль в России XIX века. - Л.: Наука, 1986 г.

  17. Рощевский П.И. Декабристы в Тобольском изгнании. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. - 168 с.