uzluga.ru
добавить свой файл
10 класс

КОМАНДНАЯ ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКИЙ ХИМИИ


Автор: Меркулова Л.Н., учитель химии




Дидактическая цель: проверка знаний учащихся по курсу органической химии, умение решать типовые задачи.

Правила игры


Играть могут от 2 до 5 команд по 5-6 человек в каждой. Команды называются буквами латинского алфавита – a, b,c,d. Команды по очереди открывают вопросы на игровом поле 5˟5, если команда отвечает на выбранный вопрос, то в место номера вопроса на этой клетке поля ставится буква, соответствующая названию команды. Если команда не может ответить, отвечает любая другая команда, знающая ответ. В случае, если другая команда не даёт правильного ответа, вопрос снимается, клетка на игровом поле остаётся пустой. Дальше выбирает вопрос следующая по очереди команда. Игровые цели команд: 1) первый ответить на 3 (если играет более 3 команд) или 4 (если играет 2-3 команды) вопроса, под номерами, находящимся рядом на одной прямой линии по горизонтали, вертикали или диагонали; 2) не допустить выигрыша другой команды, открывая вопросы на выбранной ей линии. На обсуждение вопроса каждой команде даётся не более 1 минуты.

Выигрывает та команда, которая первой ответила на 3(4) вопроса, лежащих на игровом поле рядом на одной прямом. Если в ходе игры складывается ничья, то победившей считается команда, ответившая на большее число вопросов.


Оборудование и подготовка кабинета


Каждая команда занимает своё место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды (Команда «a», Команда «b» и т.д.). На столах должна быть бумага, ручки, фломастер или маркер. На доске изображено игровое поле.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


Для очерёдности ходов каждый игрок команды играет задачу, поэтому каждую команду учитель говорит комплект задач на таких карточках:



№ задачи Фамилия, имя игрока

Название команды

Текст задачи

Ответ




Примерный комплект задач

  1. Сколько литров углекислого газа при спиртовом брожении 540 г 20% раствора глюкозы?

  2. Сколько граммов уксусного альдегида можно получить гидратацией 112 литров ацетилена, если выход реакции составляет 80% от теоретического?

  3. Сколько литров можно получить из 100 граммов технического карбида кальция, содержащего 20 % примесей?

  4. Сколько граммов бензола можно получить тримеризацией 56 л ацетилена,если выход реакции составляет 60% от теоретического?

  5. Сколько граммов серебра выпадает в осадок при действии избытка аммиачного раствора серебра на 50г 20% раствора уксусного альдегида?

  6. Сколько литров воздуха, содержащего 20% кислорода, понадобится для полного сгорания 7,2г пентана?

Учителю понадобится помощник, который быстро проверит правильность решения задач каждой командой и по числу правильно решённых задач установит очерёдность ходов. Этот же помощник должен будет в ходе игры фиксировать время на обсуждение вопроса командой с помощью часов с секундной стрелкой или песочных часов на 1 минуту.


Ход игры


Учитель приветствует команды, напоминает правила игры. Для установления очерёдности ходов учитель даёт командам комплект задач для индивидуального решения. Задачи решаются в течении 5 минут, затем каждый игрок на карточке с задачей записывает свою фамилию, имя, название команды и проставляет ответ карандашом. Карточки сдаются помощнику учителя, а решения задач на отдельных подписанных листах бумаги сдаются учителю. Задачи проверяется учителем после игры, и каждый ученик получает оценку за решения задачи.

Помощник сверяет правильность ответов к задачам по имеющейся у него табличке:


№ задачи

Ответ

1

26,88л

2

176г

3

28л

4

39г

5

49,1г

6

89,6л



Команда, у которой больше всего правильно решённых задач, имеет право первого хода; команда, у которой меньше всего правильных ответов, ходит последней. В случае, если решённых задач у команд одинаково, то команды ходят в алфавитном порядке.

Первая команда называет номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, команда по истечению 1 минуты даёт ответ: если ответ верный, то в место номера вопроса ставится буква команды. Ход переходит к следующей команде и так далее до тех пор, пока одна из команд не выиграет или пока не сложится ничья.


Примерный комплект вопросов к игре

1. Именем какого ученного названа реакция парафазного нитрования алканов?

Ответ: именем М.И.Коновалова.

2.Что общего в строении и химических свойствах муравьиного альдегида и муравьиной кислоты?

Ответ: в их строении имеется альдегидная группа -С=О, которая легко

Н

окисляется, поэтому и альдегид и кислота дают реакцию серебряного зеркала.

3. Даны раствора этанола, глюкозы и глицерина. Как их распознать одним реактивом?

Ответ: свежеприготовленный гидроксид меди (II) в этаноле не изменяется, в глицерине и глюкозе растворится с образованием синих растворов, при нагревании этих растворов оранжевый осадок оксида меди (I) выпадает там, где был раствор глюкозы.

4. Как из толуола получить 3-интобензойную кислоту?

Ответ: сначала окислить толуол до бензойной кислоты, потом нитровать, карбоксильная группа направит заместитель в метаположении.

5. В 1814 году в Лондоне появилось уличное газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. Зимой газ по какой-то причине не давал яркого света. Владельцы газового завода обратились за помощью к Майклу Фарадею, который установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллонов в виде прозрачной жидкости с характерным запахом. Фарадей установил состав этой жидкости и назвал её «карбюрированным водородом». Как называют эту жидкость сейчас и какова её химическая формула?

Ответ: бензол С6Н6.

6. Именем какого учёного названа реакция гидратации ацетилена?

Ответ: именем М.Г.Кучерова.

7. Что общего в строении и химических свойствах этана и уксусной кислоты?

Ответ: в их строении одинаковый предельный радикал СН3, по которому идут реакции замещения, например, с хлором при освещении.

8. Каков промышленный способ получения древесного спирта?

Ответ: метанол, или древесный спирт, в промышленности получают из синтез-газа при высоком давлении, температуре и под действием катализаторов в соответствии с уравнением: СЩ+2Н2→СН3ОН.

9. У какого вещества: фенола или этанола – сильнее проявляются кислотные свойства и почему?

Ответ: у фенола, так как из-за влияния фенильного радикала связь О-Н поляризуется сильнее. У этанола предельный радикал уменьшает поляризацию этой связи.

10. В 1847 году итальянский химик А.Собреро, действуя азотной кислотой на масляный сахар, полученный Карлом Шееле из оливкового масла, получил тяжёлую маслянистую бесцветную жидкость, обладающую свойством взрываться от трения или удара. Какого современное название этой жидкости и её химическая формула?

Ответ: это тринитроглицерин или тринитрат глицерина, его формула:

СН2-О-NО2

СН-О-NО2

СН2-О-NО2

11. Именем какого учёного названа реакция получения бутадиена из этанола?

Ответ: именем С.В.Лебедева.

12. Молярная масса бутана 58г⁄моль, а этанола 46г⁄моль. Почему же тогда этанол при нормальных условиях – жидкость, а бутан – газ?

Ответ: между молекулами этанола образуются водородные связи из-за полярности связи О-Н, это приводит к увеличению плотности вещества и жидкому агрегатному состоянию.

13. Какие два вещества получают кумольным способом? Приведите химические формулы этих веществ и кумола.

Ответ: из кумола получают фенол и ацетон, их формулы:

О



СН3-СН-СН3 ОН СН3-С-СН3



Кумол Фенол Ацетон


14. Во время второго путешествия Колумба (1493-1496годы) участники экспедиции увидели на острове Гаити игру туземцев в мяч. От удара мячи высоко подпрыгивали. Мячи были сделаны из смолы, которую также использовали для пропитки лодок, корзин, одежды и обуви, для изготовления факелов. Как сейчас называется эта смола и какова её химическая формула?

Ответ: это каучук, его формула: [-СН2-СН=С-СН2-]n.



СН3

15. Как отличить 4% раствор этанола от 96% раствора этанола? Приведите хотя бы один способ.

Ответ: существует множество способов; наиболее простыми является скорость испарения (след от ватки, смоченной 96% спиртом, исчезает быстрее), способность гореть (у 4% раствора спирта отсутствует), изменение цвета безводного сульфата меди (в 4% растворе синеет), по активности взаимодействия с натрием (с 4% раствором реагирует интенсивнее). Принимаются и другие способы.

16. Какое из веществ проявляет более сильные основные свойства: метиламин или фениламин и почему?

Ответ: метиламин проявляет более сильные основные свойства, так как метильный радикал смещает электронную плотность к азоту, на азоте возрастает частичный отрицательный заряд, что упрощает присоединение протона на неподеленную электронную пару азота, то есть усиливает основные свойства. У фениламина электронная плотность смещается от азота к фенильному радикалу, частичный отрицательный заряд на азоте падает и способность присоединять протон уменьшается, значит, ослабевают основные свойства.

17.Этот газ образуются в болотах под действием анаэробных бактерий, и поэтому назван болотным. Он скапливается под землёй, вызывает взрывы в шахтах, рудниках, за это получил название рудничного. Он содержится в атмосфере Сатурна и Юпитера, в твёрдом состоянии обнаружен на Нептуне и Уране. Каково его современное название и химическая формула?

Ответ: метан, СН4.

18. Известно, что температура кипения н-пентана около 36°C, а изомерного ему 2,2-диметилпрлопана – 9,5°C. Чем объясняется это различие?

Ответ: из-за разветвлённого строения 2,2-диметилпропана его молекулы не могут близко подходить друг к другу, силы межмолекулярного притяжения малы, поэтому температура кипения ниже.


19. Назовите существенные отличия в строении и химических свойствах муравьиной и уксусной кислоты.

Ответ: в составе муравьиной кислоты есть альдегидная группа, поэтому муравьиная кислота легко окисляется и вступает в реакции серебряного зеркала; в составе уксусной кислоты есть метильный радикал, по которому идут реакции замещения, например с хлором. В муравьиной кислоте хлор вызывает не замещение водорода на хлор, а окисление до углекислого газа. Под действием концентрированной серной кислоты муравьиная кислота внутримолекулярно дегидратируется с образованием угарного газа. Уксусная реакция вступает в реакцию межмолекулярной дегидратации с образованием уксусного ангидрида.

20. Даны три коллоидных раствора: мыла, крахмала, белка. С помощью каких реактивов можно доказать присутствие именно этих веществ?

Ответ: на белок можно провести реакцию с гидроксидом меди – фиолетовое окрашивание; на крахмал – реакцию с йодом (синее окрашивание); на мыло – действие сильной кислоты, образование хлопьев высшей жирной кислоты.

21. Немецкий алхимик, врач и изобретатель Иоганн-Иоахим Бехер проводил опыты с серной кислотой и по ошибке прилил к горячей серной кислоте порции этилового спирта. Раствор вспенился, начал выделять горячий газ, более химически активный, чем метан. Новый газ назвали маслородным. Каково современное название и химическая формула этого газа?

Ответ: этилен, С2Н4.

22. Посредством каких реакций можно получить бутан из этана?

Ответ: этан прохлорировать, хлорэтан подвергнуть реакции Вюрца: 2С2Н5СI+2Na→С4Н10+2NaСI.

23. Посредством каких реакций можно получить аминоуксусную кислоту из уксусной?

Ответ: уксусную кислоту прохлорировать, а затем хлоруксусную кислоту проаминировать:

CI2

NH3

-HCI

С
-HCI
Н3СООН CI-СН2-СООН NH2-CH2-COOH


24. Какие кислоты можно получить при разных видах брожения глюкозы?

Ответ: уксусную, масляную, лимонную, молочную.

25. В 1862 году немецкий химик Велер пытался выделить металлический кальций, из известняка, длительно прокаливая его с углём. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в котором не обнаружил признаков металла, и выбросил его на свалку. Во время дождя из выброшенной каменистой массы начал бурно выделяться газ. Какой это был газ? Какова формула вещества, выброшенного Велером на свалку?

Ответ: газ – ацетилен С2Н2, вещество – карбид кальция СаС2.


Оценивание игроков


Кроме оценки, полученной за решение расчётной задачи, каждый участник игры получает командный бал. Команда-победитель зарабатывает 5 баллов, остальные команды – по числу правильных ответов. Команда может выдвинуть наиболее активных игроков (1-2) на получение дополнительного балла за вклад в успех команды.