uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
«Мир и Россия с древнейших времен до конца XVIII века»

(10 класс вечерней школы)

№ п/п



Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания


Требование к уровню подготовки

обучающихся


Вид контроля, измерители


Элементы дополнительного содержания


Домашнее задание


Дата проведения

Мир в древности – 8 часов

1.

Вводное занятие.

Этапы развития исторического знания. Проблемы периодизации истории

1


Лекция с элементами беседы

- Этапы развития исторического знания.

- Концепции исторического развития.

- Критерии оценки истории: человек и общество в истории, общественные идеалы, критерии прогресса

- Принципы периодизации истории и основные этапы развития человечества.

- Понятия: концепции исторического развития, методы познания, конкретно-исторический анализ, движущие силы в истории, формация, цивилизация, стадии мирового цивилизационного развития, периодизация всемирной истории, пространство, время, движение, эпоха, этнос, дикость-варварство-цивилизация

- Характеризовать этапы развития исторического знания, называть имена выдающихся историков античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

- Характеризовать методы исторического исследования.

- Сравнивать цивилизационный, культурологический и формационный подходы к изучению истории.

- Характеризовать основные подходы к периодизации всемирной истории.

- Называть и сравнивать основные этапы развития человечества.

- Аргументировать свое отношение к современным взглядам на этапы развития человечества.

- Объяснять смысл, значение важнейших понятий теоретической истории: пространство, время, движение и др.

- Составление опорного конспекта.

- Составление сравнительной таблицы «Этапы развития исторических знаний»

- Составление таблицы «Этапы развития человечества» (1) Основные периоды, 2) Краткое содержание периода, 3) Ценностные ориентации)

- История воззрений на общество. Цивилизация и общество.

(Общ.)

- Источники сведений о прошлом жителей Кольского Севера. Соотнесение этапов древней истории края с историей России и мира. (НРК)

Опорный конспект





2-3

Первобытная эпоха. Неолитическая революция.

2

Лекция с элементами беседы

- Предыстория человечества и её хронологические рамки.

- Эволюция человечества.

- Неолитическая революция.

- Понятия: ранний палеолит, мезолит, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, неолит, энеолит, неолитическая революция, присваивающий и производящий тип хозяйства, племенные союзы, расы людей

- Называть хронологические рамки предыстории человечества.

- Называть факторы, способствовавшие выделению человечества из мира природы.

- Высказывать суждения о гипотезах происхождения человека.

- Называть и показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества

- Раскрывать сущность неолитической революции

- Показывать последовательность перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.

- Называть факторы, способствующие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Составление схемы «От первобытности к ранней государственности»

- География расселения первобытного человека. Влияние природно-климатических условий на занятия и образ жизни первобытных людей (Георгафия)

- Гипотезы происхождения человека и этапы его становления (Биология)

- Описание жизни первобытных людей в произведениях зарубежной и отечественной литературы (Литература)

- Первобытная эпоха на территории нашей страны и нашего края

(НРК)

Опорный конспект





4-5

Первые государства Древнего мира. Расширение ареала цивилизации

2

Проблемная беседа. Практическая работа с учебником и исторически-ми источниками

- Хронологические рамки истории Древнего мира.

- Предпосылки возникновения государства

- Государства Древнего мира: типы и формы.

- Новый этап духовной жизни цивилизации.

- Понятия: государство, деспотия, монархия, «речные» цивилизации, сельская община, патриархальная семья, рабовладение, ирригационное земледелие, религии спасения, мировые религии

- Называть и показывать на карте первые государственные образования Древнего Востока

- Называть хронологические рамки существования цивилизация Древнего мира

- Определять предпосылки возникновения государств Древнего мира, называть основные признаки государства.

- Устанавливать отличительные особенности цивилизаций Востока

- Характеризовать деспотии, сложившиеся в начале железного века, излагать суждения о причинах слабости деспотических государств древности.

- Излагать суждения о системе ценностей в цивилизациях Древнего Востока

- Называть культурные достижения народов Древнего Востока, характеризовать их вклад в мировую культуру

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Составление сравнительной таблицы «Цивилизации Древнего мира»

- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых основ деспотий Древнего Востока. Право личности в древнейших законодательст-вах стран Востока (Право)

- Вклад культуры Востока в мировую культуры (МХК)

Опорный конспект

Составле-ние таблицы «Основные идеи религий спасения»

Сообщение на тему «Исторический портрет Александра Македонс-кого»




6

Города-государства Греции и Италии

1

Практическая работа с учебником

- Города-государства Греции

- Становление демократии в Афинах.

- Общественно-политический строй Спарты

- Города-государства Италии. Основание Рима.

- Возвышение Рима и утверждение республиканского строя

- Борьба за господство над Средиземноморьем

- Империя Александра Македонского

- Культурное наследие Древней Греции

- Понятия: античность, античные цивилизации, «морские» цивилизации, демократия, республика, статус личности, рабство, город-государство, полис, гражданская община, аристократия, олигархия, тирания, синтез культур, колонии.

- Называть древнейшие цивилизации Греции и Рима, указывать хронологические рамки их расцвета и упадка

- Характеризовать систему ценностей Греции и Рима, выделять общее и различия

- Проводить сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты и Рима (географическое положение, социальная структура полиса, хозяйственная деятельность, органы управления, роль народного собрания, особенности рабовладения

- Называть причины и результаты греко-персидских войн

- Характеризовать результаты и значение Пелопонесской войны

- Излагать суждения о причинная создания и распада империи Александра Македонского

- Определять роль древнегреческой цивилизации для развития цивилизации Западной Европы

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление сравнительной таблицы «Анализ развития городов-государств Афин, Спарты и Рима»

- Сообщение «Исторический портрет Александра Македонского»

- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в античной Греции и Риме

(Право)

- Культурные достижения Древней Греции, её вклад в мировую культуру (МХК)


Опорный конспект





7

Расцвет и закат Римской цивилизации

1

Лекция с элементами беседы

- Установление господства Рима над Италией.

- Пунические войны и их итоги.

- Кризис Римской республики и основные этапы становления империи

- Кризис и падение Западной Римской Империи

- Культурные достижения римской культуры и её вклад в мировую культуру

- Понятия: республика, мировая держава, империя, легион, манипула, всадники, плебеи, патриции, трибуны, колоны, рабство, триумвират, гражданские войны.

- Читать историческую карту с опорой на легенду.

- Рассказывать о подчинении Римом Италии

- Рассказывать об этапах римской государственности

- Определять роль древнеримской цивилизации в истории развития западной цивилизации

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление таблицы «Пунические войны» (даты, причины, последствия)

- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в античной Греции и Риме

(Право)

- Культурные достижения Древнего Рима, его вклад в мировую культуру (МХК)


Опорный конспект

Подготовка к к\р по теме.





8

Человечество на заре истории. Первые государства древнего мира

1

Урок систематиза-ции и обобщения знаний

- Первобытная эпоха

- Первые государства Древнего мира, их особенности

- «Речные» и «морские» цивилизации древности

- Анализировать исторические источники по проблемам развития древних государств, высказывать и аргументировать свою точку зрения по проблемным вопросам

- Характеризовать роль и место древних цивилизаций в становлении мировой цивилизации

- Выполнять различные виды тестовых заданий

Выполнение тестовых заданий










Мир в Средние века – 8 часов

9-10

Раннефеодальные империи в Европе и их распад

2


Лекция с элементами беседы и дискуссии

- Средневековье, его хронологические рамки и периодизация.

- Западная Европа в раннее Средневековье.

- Варварские королевства. Империя Карла Великого и её распад.

- Особенности феодальных отношений в средневековой Европе.

- Религиозное единство Европы.

- Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи.

- Понятия: Средние века, традиционное общество, раннефеодальная империя, варварские королевства, феодальная иерархия, феод, вассал, барщина, оброк, рента, феодальная раздробленность, католическая церковь, крестовые походы, религиозное сознание.

- Называть и характеризовать основные периоды средневековой цивилизации.

- Рассказывать об особенностях социально-экономических и политических отношений, складывающихся в Европе в раннее Средневековье.

- Сравнивать управление империей Карла Великого и варварскими королевствами, определять различия, объяснять, чем они обусловлены.

- Называть основные черты феодализма и причины феодальной раздробленности.

- Характеризовать положение средневековых сословий, их привилегии и обязанности

- Называть и характеризовать черты средневекового массового сознания, ценностей средневековой эпохи.

- Рассказывать о роли христианской церкви и папства в средневековой Европе, об отношениях между церковью и светской властью.

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Дискуссия «Единство или многообразие Европы»

- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в средневековой Европе

(Право)

- Культурные достижения средневековой Европы. Влияние христианства на средневековую культуру

(МХК)

- Проблемы веры и разума. Роль античного наследия в развитии теологии. (Философия)


Опорный конспект

Подготовка реферата по теме: «Рыцарство как особое военное сословие»






11

Византийская империя и восточнохристи-анский мир

1

Проблемное изложение

- Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византийской империи

- Государственная власть и церковь.

- Византия и её отношения с Европой, мусульманским и славянским миром

- Понятия: православие, иконоборчество, кириллица, политическая теория «симфонии государства и церкви», автокефальная церковь, патриарх, система ценностей

- Показывать на карте границы Византийской империи

- Называть хронологические рамки существования Византийской империи

- Рассказывать об особенностях социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византийской империи.

- Характеризовать внешнюю политику Юстиниана, называть причины неудач попытки восстановления Римской империи

- Высказывать суждения о роли и особенностях императорской власти и православной церкви в жизни византийцев

- Сравнивать восточный и западный христианский мир, определять общее и различия

- Показывать истоки и причины возникновения конфликта между двумя центрами христианской церкви

- Характеризовать отношения Византии с ближайшими соседями

- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление плана-конспекта «Особенности социально-экономическо-го, общественно-политического и культурного развития Византийской империи»

Взаимоотношения Византии с Русью (История России)

- Роль правовых норм в укреплении государственной власти и церкви в Византии

(Право)

- Христианская культура, её влияние на духовную жизнь (МХК)

Опорный конспект

Подготовка реферата по теме: «Соотношение светской и церковной власти в католичес-кой и православ-ной церкви»





следующая страница >>