uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 8 9 10 11
Сонатная форма музыкальная форма, построенная на достаточно жесткой логике

развития материала. Основа сонаты – конфликтность. Она проявляется в обязательном

наличии трех тем – главной, связующей и побочной, которые взаимодействуют и

противоборствуют в разделе «разработка».

Обязательным условием классической сонаты является и наличие нескольких

контрастных частей (четырех, иногда трех). К примеру, Аллегро, Анданте, Скерцо,

Финал. Кстати, у Чюрлёниса «Соната моря» трехчастна, а «Соната звезд» и вовсе

состоит из двух картин (частей) Аллегро и Адажио. Но основные черты сонаты –

драматизм, противопоставление нескольких тем, разнящийся темпо-ритм в разных

частях, все это у Чюрлениса просматривается отчетливо в каждой из его сонат.

Однако важнее другое. Невероятная музыкальность его живописи. Именно она и не

позволяет классифицировать стилистику Чюрлёниса. Масштаб, неординарность,

текучесть его почерка не поддается локальностям и дефинициям.

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты». Микалоюс

Чюрлёнис.

www.classic-online.ru/ (Чюрлёнис – слушать) www.ciurlionis.eu/ru/ (Чюрлёнис – смотреть) www.audiopoisk.com/ (Чюрлёнис – слушать)

81

82

МАЛЕВИЧ. «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ».

четыре экспромта на тему

1

Малевич и немыслимый «Квадрат» – Икона и предвестие распада, Гроссмейстерский, в три хода шах и мат, Насмешливо-циничная шарада.

2

Малевич. Одиночество. «Квадрат».

Мелодия углов, уединенья.

Мелодия, которой ты не рад,

Но есть в ней все ж неловкость утешенья –

Не рад ты не один,

«Квадрат» Мучителен вот в этом вот решеньи

и для Малевича. Он тоже одинок –

преодолеть углы не смог. В квадратной чОрной пустоте

он потерял… Себя… В себе.

3

Малевич – музыка углов Прямых и незамысловатых, Простейших, в общем-то, углов, Но в сумме – бешено квадратных.

4

Ах, Малевич, «Квадрат»,

угловатая музыка, Нагловата в тонах,

впрочем, это не в счет. Здесь квадратный расчет

перетёк в метафизику, Перетек в метамузыку,

в ту, что намертво бьет.

Малевич Казимир Северинович (1879 – 1935) – российский и советский художник.

Рисовать начал в 15 лет, когда мать подарила ему краски. В дальнейшем обучался

фрагментарно, от случая к случаю. Последовательно осваивал различные манеры и

стили пока не сформулировал свое собственное направление, которое и сделало его

знаменитым – супрематизм. Произошло это, когда Малевичу было 35 лет.

Однако первый звоночек прозвучал за два года до этого, когда он, как художник

оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». Музыка Михаила Матюшина,

либретто Алексея Крученых. Пролог либретто написал Велимир Хлебников.

Сам Малевич об опере отзывался так: «Звук Матюшина расшибал налипшую,

засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея

Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно

вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и

в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

Малевич преувеличивал значение оперы в развитии театра. Она прошла, в общем-то,

незамеченной и такой же остается до сих пор. Важнее другое. Созданный Малевичем

задник декорации одной из сцен оперы представлял собой квадрат, наполовину

закрашенный чёрным. Это был провозвестник квадрата, сделавшего Малевича

культовой фигурой в мировом искусстве.

В 1915 году состоялась выставка футуристов под названием «0, 10». За названием

скрывалась идея Малевича свести все предметные формы к «нулю», а потом «шагнуть

за нуль», т.е. в беспредметность.

Картина «Черный квадрат» на выставке висела в красном углу, где обычно

располагаются иконы. Отныне эта аналогия буквально приклеилась к картине. Иконой

ее впоследствии называл и сам Малевич. Иконой, которая разорвала мир на логичное и

алогичное, жизнеутверждающее и темное, художественное и антихудожественное.

Искусствовед Н. Ионина писала о воздействии картины: «Ощущение, что, стоя перед

"Черным квадратом", мы стоим перед бездной, недаром не покидало многих, кто видел

эту картину. Да и сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на "Черном

квадрате" искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого

искусства».

В общей сложности Малевичем было создано четыре квадрата (по некоторым

неподтвержденным сведениям – семь). Все они находятся в России.

Умер художник вовремя. Приближался 1937 год, когда начались массовые сталинские

расстрельные чистки.

После смерти художника в 1935 году, на тридцать лет до хрущевской оттепели его

картины были запрещены. Да и впоследствии, вплоть до распада СССР не слишком-то

приветствовались. За исключением знаменитой великолепной супрематической картины

«Скачет красная конница».

В настоящее время Казимир Малевич – фетиш, легенда, признанный мэтр мирового

искусства. Картины его вызывают крайне противоречивые отклики, но на их стоимости

это никак не сказывается. К примеру, «Супрематическая композиция» в 2008 году на

аукционе Sotheby`s была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов.

Супрематизм (в переводе с латинского – наивысший) – направление, основанное

Малевичем. Супрематизм является одной из разновидностей абстракционизма. Его суть

сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Супрематические

композиции очень часто насыщены весьма динамичным ритмом за счет совмещения

ассиметрии и симметрии, цветовых пятен. По мысли Малевича краска, затем линия

были освобождены от вторичной роли и вышли на первый план. Картины превратились

в факт «чистого искусства». В музыке, примерно в это же время, начинает вырываться

из-под контроля звук, превращаясь тоже в самостностную единицу искусства. Однако

произойдет это окончательно все же позже, нежели в живописи.

83

www.kazmalevich.info/ (Казимир Малевич – смотреть) www.google.ru/ (Картины Малевича – смотреть)

БЕЛЫЙ ЦВЕТ-ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ



Черный цвет-черный цвет – это кто-то неправ, Это сор из избы и проклятые нервы, Это ливень в ночи, это подлость и страх, И когда с лёту бьет пики туз даму черви.

Белый цвет-черный цвет – это шаг за порог, Воронье на снегу, лебединая песня, Это мертворожденный ребенок и срок, Когда жизнь еще – до и когда уже – после.

Черный цвет-белый цвет – это ход из тюрьмы, Это радуга в небе – грозы послесловье, Это заново жизнь, искупленье вины, Примиренье двоих безо всяких условий.


84

Белый цвет-белый цвет – это снежная пыль, Хороводье берез в снегопадах России, Это давняя детская чистая быль О волхвах, пастухах, Рождестве и Марии.

Белый цвет-белый цвет – это стылый январь, Это светлое «Да!» чуть смущенной невесты, Это мудрый, седой, но низложенный царь, И старинный дуэт для виолы с челестой.

Белый цвет-белый цвет – одуванчика вздох, И ромашки в руках у ребенка для мамы, Белый цвет-белый цвет – это «Ах!», а не «Ох!», Это спящее эхо в холодных туманах.

Черный цвет-черный цвет – это «Черный квадрат»,

Что Малевич писал, как знаменье распада,

Это на указателе прописью – Ад,

Это спутница-смерть, что всегда где-то рядом.

Черный цвет-черный цвет – это схизма и Рок,

Это Реквием Моцарта, крылья рояля,

И Дантеса прищур, и фашизма урок,

Трех вождей всероссийских повадки шакальи.



Виола старинный струнный смычковый музыкальный инструмент. Предшественница

современной скрипки.

Челеста – клавишный музыкальный инструмент, по звучанию напоминает звучание

колокольчиков. Молоточки при нажатии клавиши бьют по металлической пластинке. В

переводе с итальянского означает – небесный. Челеста по внешнему виду напоминает

фортепиано.

Перед стихотворением изображен «Черный квадрат» Малевича. См. стр. 82-83

85

<< предыдущая страница