uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 7 8 9 10 11
В честь Альберта Эйнштейна назван кратер на Луне.

www.music.privet.ru (Скрипка Эйнштейна (поиск – на всем сайте) – смотреть)


74

75

МУЗЫКА И ЗВУКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

МУЗЫКА ЗЕМЛИ ДЛЯ ИНОПЛАНЕТЯН И МУЗЫКА КОСМОСА ДЛЯ ЗЕМЛЯН






Золотая пластинка с музыкой и звуками Земли.

Футляр с пояснениями для внеземной цивилизации. 76

5 сентября 1977 года с мыса Канаверал (США) стартовал космический корабль «Вояджер-1», а на шестнадцать дней ранее, 20 августа 1977 года, – «Вояджер-2». «Вояджер-1» был запущен по более быстрой и короткой траектории и потому «близнец», ушедший в космос раньше, никогда не сможет его догнать. Предполагается, что аппараты смогут лететь в неповрежденном состоянии тысячи и тысячи лет. На видном месте «Воджеров» помещен футляр с золоченым диском, на котором записана разнообразная информация о Земле. Едва ли не две трети диска составляют музыка и звуки Земли. Вместе с пластинкой в футляр упакованы фонографическая капсула и игла для воспроизведения записи. На футляре выгравирована схема, изображающая установку иглы на поверхности записи и скорость проигрывания.

На диске записаны:

И.С. Бах. Бранденбургский концерт №2, Аллегро.

И.С. Бах. Партита №3 ми мажор BWV 1006, Гавот в форме рондо.

И.С. Бах. Хорошо-темперированный клавир, том 2, Прелюдия и Фуга до мажор.

В.А. Моцарт. «Волшебная флейта», Ария Царицы ночи.

Л.В. Бетховен. Пятая симфония, часть 1.

Л.В. Бетховен. Струнный квартет №13, ор.130, Каватина.

И.Ф. Стравинский. «Весна священная», Великая священная пляска.

Чак Берри. «Johnny B. Goode».

Луис Армстронг. «Melancholy Blues».

Блайнд Уилли Джонсон. «Dark Was The Night».

Классическая музыка Индии, Явы, Японии.

Произведение для семиструнной гитары, сочиненное 2500 лет назад – Китай.

Народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, Азербайджана, Грузии,

Соломоновых островов. – Ритуальное пение из Новой Гвинеи, восходящее к временам каменного века. – 50 голосов и звуков Земли. Звуки, издаваемые птицами, насекомыми, лягушками, собаками, львами, шимпанзе, волками. Звуки шагов, удары молотка, звук пилы, удары топора о дерево. Звуки машины, сирены, реактивного самолета, запуска ракеты, плачущего ребенка, которого успокаивает мать, регулярное щелканье пульсара. На диске записано также приветствия на 55 языках земли и обращение Дж. Картера, который в 1977 году был президентом США.

«Мы направляем в космос это послание. Оно, вероятно, выживет в течение миллиарда лет нашего будущего, когда наша цивилизация изменится и полностью изменит лик Земли… Это – подарок от маленького далекого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства… Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной…!».

www.manwb.ru/articles/music_box/2008_year/voyadjer/ (слушать, скачать музыку

Вояджеров)

Помимо всего прочего, на борту «Вояджеров» находилась аппаратура, регистрировавшая электромагнитные вибрации, звуки, которые издает солнечный ветер, заряженные частицы, радиоволны и тому подобное. Т.е. регистрировалось и передавалось на Землю, по сути, звучание Космоса. Из всего этого работники NASA сделали удивительный альбом – Симфонии Планет. Всего симфоний – пять.

www.video.yandex.ru/users/pp19569/view/29/ (Симфонии планет – слушать) www.yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/Music/ (Симфонии планет – скачать, слушать)

77

ПОКРОВА ТИШИНЫ И. ЛЕВИТАНА

«Над вечным покоем».

Левитан. Полотно. По-«Над вечным покоем».

Остановлен разбег.

На века.

Иль навек.

Покрова тишины над глухою водою,

Бог тебя подождет – отдохни, человек.

Бог такой, он простит – отдышись, человече,

Подготовься к ответу – к тому, где не лгут,

Ты бежал, ты спешил, полагая, что вечен,

Прибежал.

Помолчи.

Не спеши – позовут.

По-над стылой водой, по-над вечным покоем Покосившийся храм, покрова тишины, И густые басы над молитвой скупою В покаянье своем еле-еле слышны.

Помолчи, отдышись – на последней стоянке,

Был не так уж и плох твой великий забег,

Отчего ж ты теперь, так похож на подранка?

Впрочем, время,

Зовут.

Поспеши, человек.

Левитан Исаак Ильич (1860- 1900) – российский художник.

И. Левитан – гений пейзажа и его абсолютизированного одиночества, ибо нет в нем у Левитана человека. Человек в нем за кадром. Гениальный ход. Так как дает возможность свободно домысливать и самого человека, и его масштаб. Оттого и фигура закадрового человека мощна, соответствует масштабу природы и того настроения, которое привносил в пейзаж великий мастер. Со смертью Левитана закрылась последняя страница золотого века российской культуры. Наступил век серебряный. Левитан прожил всего сорок лет. Первая половина жизни – бедность, доходящая до нищеты, иногда даже отсутствия места, где можно было бы переночевать. Вторая половина – опьянение творчеством, постепенное признание, омраченное подорванным здоровьем и неизлечимой болезнью сорванного сердца. Друг Левитана Антон Чехов в одном из писем писал: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пФ-тук…».

По происхождению Левитан – еврей. Это доставляло ему немало проблем. Паустовский писал: «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» Когда в 24 года Левитан окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества, то звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. В свои 22 года Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подвергались все евреи) и жил в Тверской и Владимирской губерниях. Через некоторое время, благодаря хлопотам друзей, художнику позволили вернуться.

За два года до смерти Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавателем в том училище, в котором когда-то нищим подростком учился сам. В 31 год он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок (в знаменитую группу передвижников).

Какое-то представление о принципах творчества Левитана дают слова самого художника: "Как странно все это и страшно – как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство в нем есть что-то небесное – музыка". Над Вечным покоем. Картина написана в 1894 году. Левитану было 36 лет. Бытует мнение, что «Над вечным покоем» является «самой русской картиной» из когда-либо написанных. В том виде, как представлен пейзаж на картине художника, его не существует. Левитан сконструировал его. Церковь и кладбище были написаны художником шестью годами ранее на Волге в городке Плёс, и он перенес их со своего этюда на знаменитую картину позже. Сама картина была создана на озере Удомля близ Вышнего Волочка в Тверской губернии.

Взгляд с птичьего полета фиксирует высокий холм, деревянную церквушку, покосившиеся кладбищенские кресты, заброшенные могилы. Тяжелое небо, густые мрачные облака-тучи. Тяжкая тусклая вода озера. Щемящий крохотный огонек в окне церквушки. Именно это, если передавать стенографически, изображено на картине. А за всем этим гений Левитана. На выходе – Реквием.

В некоторых биографиях художника подчеркивается, что во время работы над картиной Левитан нередко просил свою знакомую художницу С. Кувшинникову играть на фортепиано траурный марш из Героической симфонии Бетховена.

При жизни Левитана нашлись критики, которые отмечали, что живописно картина неудачна. Как иронизировал искусствовед А. Федоров-Давыдов: «Критика полагала, что тучи слишком чернильно написаны, что они «каменные», что «река выльется из рамы, а не пойдет под нее», что она написана «совершенно белой краской», «что «движения в воде никакого», что «дальний план тяжело написан кубовою краской» и т.д. и т.п. Тем значительнее должны быть наши аплодисменты П. Третьякову, который, не раздумывая, приобрел картину для галереи (для «Третьяковки»).

www.tphv.ru/levitan/ (Исаак Левитан – смотреть) www.isaak-levitan.ru/ (Исаак Левитан – смотреть)

78

79

ХУДОЖНИК СОНАТ И СИМФОНИЙ

Микалоюс Чюрлёнис

Он

Был красив, изыскан и…

безумен,

Музыка тревожилась в душе.

Словно к скрипке подходил к холсту он

В предконцертно-смертном кураже.

Облекалась музыка в рисунок,

Линия срывалась в жажде петь,

Рассыпались ритмо-звоны-струны,

Обретая подлинность…

На треть.

Остальное заливалось солнцем,

Разбавлялось страстью и тоской,

Называлось всё – «Сонатой солнца»…

Приступ подступал очередной.

Звездный мир и музыки плетенье,

И усталый ангел – по тропе,

И «Соната звезд» как предзнаменье

В частной человеческой судьбе.

Есть в сонатной форме неформальность:

В ней на тему «Быть или не быть?»

Можно конструировать реальность,

Можно в нереальность уходить.

Соната звезд, Соната солнца,

Соната моря, Соната лета,

Соната весны, Соната Ужа,

Соната пирамид,

Симфония похорон.

Микалоюс Чюрленис.

Словно к скрипке подходил к холсту он В предконцертно-смертном кураже...

80

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – литовский художник, композитор.

Родоначальник литовской классической музыкальной школы.

Музыке мальчика начал обучать отец, который был органистом. Затем музыкальная

школа, где Микалоюс обучался игре на скрипке и фортепиано. Потом Варшавское

музыкальное училище (фортепиано и композиция) и Лейпцигская консерватория.

В двадцать пять настойчиво заявляет о себе живопись. Варшавскую художественную

школу Чюрлёнис закончил, когда ему было тридцать. Ирония судьбы заключается в том,

что один из величайших художников ХХ века лишь обозначился в искусстве. В 1903

написал первую заметную работу (Музыка леса), в 1909 последнюю (Литовские

кладбища). Неполных 7 лет. Семь лет непонимания и непризнания при жизни, за

исключением немногих художников-современников. И бессмертие после смерти. При

этом втиснуть Чюрлёниса в какую-либо художественную школу (направление) не

удается. Не идентифицируется. Качественность одна – уникальность.

Им создано около четырехсот сочинений в музыке и более трехсот в живописи. Был

Чюрленис в немалой степени одарен и литературно-поэтическими талантами. Обладал

немалыми гипнотическими способностями, которые буквально подавил в себе,

опасаясь, что может нанести вред окружающим.

Три искусства заявляли на него свои права. Первенство осталось за живописью. Два

мира боролись в творце – реальный, конкретный и фантастический, ирреальный.

Последний и утащил Чюрлёниса за грань. К концу жизни, а он прожил всего 36 лет,

художник оказался в лечебнице для душевнобольных.

Значение Чюрлениса для мировой музыки ограничивается его национальными

достижениями. Искусство Чюрлениса-художника определению не поддается, если

только не прибегнуть к безупречному определению А. Бенуа: «Чюрлянис (так у автора) –

гениальный художник».

У Чюрлёниса не так много картин написанных на холсте. Все музыкальные циклы –

бумага, темпера. Многие картины художника утеряны.

Чюрленис не только называл свои художественные произведения музыкально, к

примеру, прелюдия и фуга, соната, симфония, но и прибегал к заимствованию

музыкальных форм. Наиболее ярко проявилось это в его знаменитых сонатах. Их семь.

Все они перечислены в финале стихотворения.

Симфония одна – «Симфония похорон». Состоит из семи картин-эпизодов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>