uzluga.ru
добавить свой файл
1
Я имею право.

Классный час с элементами игры для 3 класса

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 Белоус Надежда Сергеевна.

Цель: познакомить с правами , заключёнными в документе «Конвенция о

правах ребёнка», основными статьями.

Задачи.

*В занимательной форме познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни

*На примере литературных героев , песен научиться выделять права, формировать умение аргументировать свою точку зрения.

*Развивать умение работать в группе.

Оборудование.

*плакаты с надписями прав,

*книги: С. Маршак «12 месяцев», В.Гаршин «Лягушка-путешественница», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «3 поросёнка», «Ледяная избушка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»;

*магнитофон, музыкальные записи и тексты песен «Песня бременских музыкантов», «Чему учат в школе», «На крутом бережку», «Песенка мамонтёнка»;

*плакаты и надписи к игре «Разрешается и запрещается»;

*цветные карандаши, бумага.

Ход занятия.

1.Вступительное слово.

Знаете, ребята, недавно в журнале я прочитала письмо одного мальчика. Оно меня так потрясло, что я не могла не поделиться с вами. Хотите послушать?

«Мамочка милая, найди меня! Мне так плохо без тебя» Каждую ночь я вижу один и тот же сон: мы с тобой, взявшись за руки, бежим по берегу реки. Мы бегаем, смеёмся, играем. Сегодня Машу нашли родители . А я всё смотрю в окно, а ты не приходишь и не приходишь. Мне так грустно и одиноко. Когда же ты меня найдёшь? Вчера я научился пришивать пуговицу. А ещё я лучше всех заправляю кровать. Я уже многое умею и буду тебе помогать. Мамочка, я очень тебя жду! Найди меня!» - Что вы думали, когда слушали это письмо? ( сопереживание, жалость, боль)

- Какие чувства испытываете сейчас? - Какие вы, ребята, молодцы, что смогли почувствовать, как тяжело живётся мальчику без мамы. - Каждый ребёнок имеет право воспитываться в семье, иметь папу и маму. Есть ещё много других прав. - Зачем нужны права ребёнку?

2. Объявление темы. Сегодня на занятии « Я имею право» вы познакомитесь с правами детей. Есть такая организация ООН. Её главная задача – обеспечение прав человека во всём мире. И именно ООН 20 ноября 1989 года принята «Конвенция прав ребёнка» В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В «Конвенции» 54 статьи. Вот некоторые из них (вывешиваются плакаты)

Право на жизнь. Право на имя при рождении Право на образование. Право на медицинскую помощь. Право на отдых и досуг. Право выражать свои взгляды Право иметь имущество. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища , тайну переписки.

3. Игра «Запрещается – разрешается»

- Все мы стараемся соблюдать свои права и права другого человека, но всё-таки иногда происходит нарушение прав. Знаете ли вы игру « Запрещается - разрешается»? Я читаю стихи, а вы заканчиваете хором. Затем предоставляется право прикрепить табличку со словами «запрещается» и «разрешается» к нужному знаку каждой группе по очереди.

Давайте повторим правила работы в группе ( слушать мнение товарища, принимать решение сообща, соблюдать дисциплину ) - Правильно ли решила группа?( соотнесение плакатов и текста, работа в группах).

1.Вместе дружно в мире жить, 5.С мамой дети должны жить, С разными детьми дружить - Ей цветы всегда дарить - Это разрешается. Это разрешается.

2. Вот в углу стоит мальчонка, 6. Эта грань обозначает: Плачет, надрывается. Мать с ребёнком разлучают. Бить, наказывать ребёнка Это запрещается. Строго запрещается. 3.Посмотри на этот знак : 7. Этот трудится ребёнок, Человек поднял флаг. Мало у него силёнок, Слушать мнение ребёнка Ноги подгибаются. Разрешается. В детстве тяжкая работа . Запрещается.

4.Этот слабый горбит спину, 8. Вот малыш поёт, танцует, Пред сильным преклоняется. Спортом занимается. Быть рабом у господина Это каждому ребёнку Строго запрещается. Точно разрешается.

4. Работа в группах. (повторить правила работы в группе) Обращайтесь к инструкции (инструкции на карточках для каждой группы)

1 группа (соблюдение и нарушение прав ) – работа по книгам. «Три поросёнка», «Ледяная избушка» - неприкосновенность жилища «Лягушка-путешественница» - право свободного передвижения «12 месяцев» - право на отдых и досуг (нарушение) «Волк и семеро козлят», « Красная Шапочка»- право на жизнь и личную неприкосновенность (нарушение). –(Чтение права на доске.) Называйте книгу и с каким правом она связана.

2 группа (право на заботу и воспитание в семье, право на образование)- собрать пословицы из частей. - Прочитайте пословицы, скажите, о каком праве в ней говорится. При солнышке тепло, а при матери добро. Сердце матери лучше солнца греет. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Мир освещается солнцем, а человек – знаниями. Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал умнее. Стыдно не знать, стыдно не учиться.

3 группа (право на отдых и досуг) – рисунок «Мои увлечения» (нарисовать предмет, по которому можно догадаться , чем увлекается ученик или небольшой сюжет, сказать о себе 1-2 предложения)

-С каким правом связано задание 2 группы? Прочитайте его на доске.

4 группа ( право на имя) Разгадывание кроссворда.












1

в

л

а

д

и

с

л

а

в










2

л

ю

д

м

и

л










*







3

а

л

е

к

с

а

н

д

р









4

д

м

и

т

р

и

й
















5

и

р

и

н

а






















6

м

а

р

и

н

а
















7

в

и

к

т

о

р



















8

ю

р

и

й



















1. Русское имя, означает – владеть славой. 2.Русское имя, означает – людям милая. 3. Имя греческого происхождения, в переводе – защитник людей. 4. Имя греческого происхождения, в переводе – принадлежащий Деметре, богине земледелия. 5 Женское имя греческого происхождения, в переводе – мир. 6. Женское имя латинского происхождения, в переводе – морская. 7. Имя римского происхождения, в переводе – победитель. 8. Имя греческого происхождения, в переводе – земледелец, землетруженик, землеработник. 9. Владеет миром (русское происхождение) – Владимир

- Расскажите, какие имена встретились в кроссворде и что они обозначают. -С каким правом было связано задание ? Найдите это право на доске. -У вас замечательные имена. Стихотворение. Помашите рукой. В вашем классе есть Наташа , Лена, Влада, Юля, Даша, 2 Анюты и 2 Ксюши, Есть Джошгун и есть Сергей, 2 Максима, 2 Катюши, Стёпа, Саша и Андрей Есть 3 Насти и Тимур, И Данил, Марат, Артур. - Я приготовила вам небольшой сюрприз. Н а этой доске все ваши имена и их перевод. После занятия возьмите эти сердечки.

5. «Песня о правах» Скажите, любите ли вы петь? Знаете ли вы песни? (группам даются тексты песен для определения права) Поём в группе у своих мест.

Остальные могут подпевать.

1гр. – «Песня бременских музыкантов» - свобода передвижения.

2гр. – «Чему учат в школе» - право на образование.

3гр. – «На крутом бережку» - право на отдых (м\ф про кота Леопольда)

4гр.- «Песенка мамонтёнка» – право на воспитание в семье.

-О каком праве поётся в песне? Прочитайте его на доске.

- Мне опять вспомнилось письмо мальчика.

Наверно, он был бы рад получить слова поддержки. Что бы вы смогли написать ему? Напишите на листочках. ( под нежную музыку) А кто может прочитать своё маленькое письмо, свои слова поддержки? ( при полной тишине)

Хорошие слова вы написали. . Я знаю, что вы участвовали в акции «Милосердие» А эти слова будут хорошей поддержкой не только мальчику, но и другим детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации Если вы позволите ,ваши слова мы сложим в конверт и я передам его Надежде Валентиновне.

Вы чуткие и внимательные дети. Как повезло вашей учительнице. И мне посчастливилось познакомиться с вами и поработать

Спасибо за работу, дружите друг с другом, чаще улыбайтесь друг другу, будьте счастливы.


Инструкция.

  1. Составьте из частей пословицы.

  2. Разбейте их на группы.

  3. Прочитайте пословицы, объясните о каком

праве говорится в пословицах каждой группы.

4.Найдите это право на доске и прочитайте.


Инструкция.

1. Отгадайте кроссворд.

2. Начни ответ со слов: «Мы узнали, что обозначают имена…

Наше задание связано с правом на…»

3.Найдите и прочитайте это право на доске.


Инструкция.

1.Нарисуй предмет (крупно, ярко), по которому можно догадаться о твоём любимом увлечении.

2.Расскажи о нём.

3. О каком праве ты говоришь? Найди его на доске и прочитай.


Инструкция.

1.Рассмотрите книги. Вспомните их содержание.

2.Подумайте, о каком праве ( нарушение права или

право пользоваться) говорится в книге.

3.Начни со слов: « У меня в руках книга … . В ней говорится о праве…»


Мир освещается солнцем, а человек знанием.


Пилу точат, чтоб стала острее,


а человека учат, чтоб стал умнее.


Стыдно не знать, стыдно не учиться.


Мир освещается солнцем, а человек знанием.


Пилу точат, чтоб стала острее,


а человека учат, чтоб стал умнее.


Стыдно не знать, стыдно не учиться.

Вот малыш поёт, танцует,

Спортом занимается.

Это каждому ребёнку

Точно разрешается.