uzluga.ru
добавить свой файл
1
Глава 3

Классификация прав человека

Международные стандарты в области прав человека и российское законодательство.

Механизмы защиты прав человека


1. Каталог прав человека

Права человека – явление многостороннее, очень непросто создать их единую классификацию. Поэтому, как и любое другое сложное понятие, права человека принято делить и классифицировать по различным основаниям. Такими основаниями могут быть степень общности прав, носители прав (те, для кого эти права предназначены), сферы направленности, процедуры защиты и т.д. При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода, справедливость, равноправие, уважение человеческого достоинства, толерантность.

Права человека делятся на индивидуальные и групповые, различаются по времени возникновения (поколения прав человека), по сферам жизнедеятельности (личные, политические, экономические, социальные и культурные); отдельно выделяют «права» и «свободы» человека, основные (фундаментальные) и иные права человека. Все это образует каталог прав человека.

Система прав человека состоит из множества элементов, взаимодействующих и пересекающихся между собой, иногда конфликтующих внутри системы. Таким образом, отнесение определенного права к какой-то группе либо категории часто носит условный характер. Одно и то же право может одновременно принадлежать нескольким категориям.

Права человека – очень динамичная материя, она изменяется и развивается вместе с обществом, поэтому теоретически не может существовать какого-либо исчерпывающего перечня прав и свобод. Ведь необходимость в установлении и признании новых прав или свобод может возникнуть как следствие различных процессов, происходящих в обществе и в государстве. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что подход к пониманию даже существующих, формально закрепленных прав и свобод, много раз менялся за последние 50 лет, значительно расширялось содержание отдельных прав1.

Хотя теория прав человека предусматривает многообразие классификаций и подходов, международное право устанавливает необходимость юридического закрепления как перечня прав и свобод человека, так и их четкой классификации. Так, основные международные документы по правам человека делят права человека на гражданские (личные), политические, экономические и социально-культурные (по сфере общественной жизни, к которой они относятся)2. Перечень прав и свобод, закрепленный в этих документах, является, в некотором смысле, исчерпывающим, т.к. нарушением признается только действие, направленное против одного из прав, указанных в документе.

В теории и практике прав человека преобладает концепция универсальности прав и свобод, т.е. признание их едиными, объективными и неделимыми. В Преамбуле к Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах сказано: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами…»3. Таким образом, официально утверждается принцип взаимосвязанности всех групп прав, указывается на невозможность соблюдения основополагающих принципов, отдавая предпочтение какой-либо одной категории прав.

Хотя современный подход к классификации прав человека отвергает деление прав и свобод по степени важности, в научных кругах (в частности, российских) ведутся споры о том, какие права являются более значимыми, более ценными. К таковым традиционно относят гражданские и политические права, закрепляя за ними приоритет над социально-экономическими правами. И все же, в последнее время в теории прав человека подобная полемика признается бесперспективной. Это обуславливается тем, что придание значимости одной группе прав автоматически означает «принижение» роли других, что недопустимо.

Личные, гражданские и политические права. Первым следует рассмотреть деление прав на личные (гражданские), политические и социально-экономические и культурные права. Такая классификация принята в российской международно-правовой доктрине, а также в доктринах международного права многих других государств.

К личным правам относят право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу от рабства, свободу от пыток и иного насилия и принуждения, право на имя, честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания, свободу вступления в брак и создания семьи и некоторые другие. Эта группа прав характеризуется возможностью максимально расширительного толкования их содержания. В юридических актах то или иное личное право просто обозначается, оставляя за субъектом возможность самому решать, что в него входит. В случае нарушения такая возможность появляется еще и у суда. Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень ограничений личных прав и свобод устанавливается, как правило, законодательным актом самого высокого уровня. В России эти ограничения установлены Конституцией.

Политические права (или, лучше сказать, политические свободы) включают в себя свободу слова и убеждений, свободу информации, свободу собраний, ассоциаций, право на объединение и проведение публичных акций, право на участие в управлении делами государства и референдуме, избирательные права, право на критику государственной власти, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Политические права направлены на реализацию возможности участвовать в политической жизни общества, формировать и осуществлять государственную власть, воздействовать на нее, организовывать местное самоуправление. Посредством политических прав реализуется взаимодействие между гражданином и государством.

В отличие от личных прав, принадлежащих всем индивидам, независимо от наличия или отсутствия каких-либо специальных признаков, всей совокупностью политических прав в государстве обладают только его граждане. Иностранцы и апатриды (люди без гражданства) наравне с гражданами пользуются лишь частью политических прав и свобод, например, свободой слова и убеждений, свободой информации. Степень допустимости реализации ими остальных политических прав специально прописывается в законе.

Кроме того, политические права и свободы могут быть ограничены гораздо более существенно, чем личные права. Как международное, так и российское законодательство устанавливает достаточно большое число оснований для их ограничения (чрезвычайное положение, военные действия, «соблюдение интересов безопасности государства» и пр.).

Социально-экономические права человека связаны, в первую очередь, с его социальными отношениями с государством и обществом и направлены на обеспечение достойного жизненного уровня людей. Социально-экономические права направлены, в основном, на поддержку социально-незащищенных и слабо защищенных слоев населения, а также на защиту человека в его экономической и социальной деятельности. К этим правам относятся права в сфере труда, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и пр.

В отличие от личных и политических прав, социально-экономические права нельзя с уверенностью назвать универсальными, т.к. часто они относятся лишь к определенным категориям населения. Многие социально-экономические права носят декларативную форму и не могут быть обеспечены судебной защитой, поэтому некоторые авторы рассматривают их как моральные, а не позитивные. В законодательстве зарубежных стран социально-экономические права составляют отдельные главы в виде «принципов» или «директив»4. Тем не менее, защита этих прав все же осуществляется, при этом защите подлежат не общие формулировки, а права, производные от конституционных принципов (например, право не на труд, а на его оплату)5.

Рекомендательный характер, который носят социально-экономические права в законодательстве многих стран связан с тем, что для их успешной реализации необходим определенный уровень финансового благополучия государства. Поэтому в документах, закрепляющих те или иные социально-экономические права, чаще всего можно встретить такие «размытые» формулировки, как «достаточный жизненный уровень», «справедливые и благоприятные условия труда» и т.п.6

Как уже говорилось выше, широко распространена теория преобладания гражданских и политических прав над социально-экономическими. Суть такого подхода состоит следующем. Поскольку социально-экономические права обладают меньшими гарантиями реализации и защиты, в том числе судебной, и поскольку эта группа прав относится к способам получения индивидом помощи от государства (в отличие от гражданских и политических, являющихся способом ограждения и защиты индивида от произвола государства), постольку категорию социально-экономических прав следует считать «мнимыми». Согласно данной концепции, социально-экономические права являются даже не правами, принадлежащими человеку, а определенными принципами деятельности государства7. В обоснование теории разделения прав человека на «первичные» (личные и политические) и «вторичные» (социально-экономические) ее сторонники приводят положение Пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому государства должны принимать в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление прав, закрепленных в Пакте.8 Т.е. фактически, речь идет не об обязанности государства выполнять предписания Пакта, а об обязанности стремиться к их выполнению, если есть такая возможность.

В настоящее время такие взгляды находят все меньше поддержки. Получает признание концепция взаимосвязанности всех видов прав. Значение приобретает не происхождение тех или иных прав, а средства и способы, используемые для обеспечения достойной и защищенной жизни человека. В пользу социально-экономических прав говорит и тот факт, что большинство государств-членов ООН, а также все государства-члены Совета Европы несут обязательства по обеспечению благоприятных условий жизни своих граждан в соответствии со своим национальным законодательством. Кроме того, государства обязаны соблюдать взятые на себя международные обязательства, и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся международным договором, обязателен к исполнению в силу принципа «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»). Таким образом, разговоры о необязательности норм этого основного международного документа в области социально-экономических гарантий несостоятельны.

В поддержку последнего тезиса можно привести позиции международных конференций, а также органов по защите прав человека. В 1997 году в Маастрихте (Нидерланды) состоялось совещание экспертов, организованное крупными международными неправительственными организациями9, занимающимися исследованиями в области международного права. Итогом совещания стал свод Руководящих принципов, касающихся нарушений экономических, социальных и культурных прав, известный как «Маастрихтские принципы». Этот документ указывает на то, что значимость социально-экономических и культурных прав никак не меньше личных и политических, и что все права, содержащиеся в Пактах о правах человека, должны подлежать одинаковой защите. Отмечается недопустимость уклонения государства от выполнения положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах под предлогом их «постепенного выполнения». Кроме того, указывается на обязательность выполнения государством участником основных минимальных обязательств независимо от наличия ресурсов. Несмотря на то, что Маастрихтские принципы не обязывают государства, они стали первым документом, в котором четко и недвусмысленно выражено мнение международного правового сообщества по поводу соблюдения государствами социально-экономических прав.

В 1998 году Комитет по экономическим, социальным и культурным правам принял Замечание общего порядка №9, в котором указывалось на обязанность государств обеспечить признание всех норм Пакта во внутригосударственном праве. Кроме того, в Замечании отмечалось, что хотя в Пакте прямо не содержится обязательства государства развивать возможности судебной защиты10, государства должны обеспечить такую защиту и в отношении социально-экономических и культурных прав. Это означает, что Комитет вовсе не считает, что данная категория прав не подлежит судебной защите. Следует отметить, что многие государства, стремясь уклонится от выполнения положений Пакта, ссылались именно на отсутствие в документе соответствующей нормы о гарантиях правовой защиты.


В литературе часто выделяют еще одну группу прав. Это так называемые «процессуальные права». Так, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод11 содержится три группы прав. К первой группе (если исходить из количественных показателей) относят «судебные гарантии», или процессуальные права. Это не только права лица на стадии судебного разбиратель­ства, а также все права и гарантии лица, оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов. В обобщенном виде в Конвенции это названо «право на свободу и безопасность» и «справедливое судебное разбирательство». Сюда относятся:

  • право лица в случае ареста или задержания незамедлительно предстать перед судом для рассмотрения вопроса о законности ареста или задержания (принцип habeas corpus);

  • право лица на компенсацию в случае незаконного ареста или задержания;

  • запрет содержания лица под стражей без достаточных оснований в период предварительного следствия;

  • запрет бесчеловечного, унижающего достоинство обращения с лицом, содержащимся под стражей;

  • запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства;

  • право беспрепятственного доступа к правосудию;

  • право на независимый и беспристрастный суд;

  • гарантия равенства сторон судебного процесса и принципа состязательности;

  • право на гласность судебного процесса;

  • право на судебное разбирательство в разумный срок;

  • право обвиняемого на защиту, включая право на назначение при отсутствии у него средств бесплатного защитника;

  • право на бесплатного переводчика при невладении языком процесса;

  • презумпция невиновности;

  • запрет смертной казни в мирное время;

  • запрет повторного осуждения и наказания за одно и то же деяние (non bis in idem);

  • запрет обратного действия нового уголовного закона или уголовного закона, утяжеляющего наказание;

  • право на пересмотр приговора или меры наказания вышестоящей судебной инстанцией;

  • право на компенсацию в случае судебной ошибки.

Вторую группу прав составляют личные права, а третью – политические. Права, входящие в эти группы, рассмотрены выше. Социально-экономические и культурные права в Конвенции не закреплены.

Процессуальные права закреплены также и в Конституции РФ.


Позитивные и негативные права12. В связи с делением прав на личные, политические и социально-экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав13. Под позитивным правом понимают собственно право, т.е. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-носителя прав, своего рода «услуги» со стороны власти.

К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду.

Негативное право можно также выразить понятием «свобода», оно определяется волей субъекта-носителя прав. Фактически, это право на невмешательство со стороны государства в определенные сферы жизнедеятельности человека (принцип laissez faire). Например, свобода слова не требует каких-либо действий со стороны государства, скорее, наоборот, предполагается, что власть никаким образом не будет вмешиваться в ход реализации этого права.

Помимо свободы слова, к негативным правам относятся большинство личных и политических прав, а также некоторые экономические и культурные (право собственности, свобода предпринимательства, свобода творчества).


Поколения прав человека. Примерно с 1975 г. (с момента подписания Хельсинкского акта) в международной практике получает распространение концепция «трех поколений» прав человека, разделяющая все права на три группы, по времени возникновения.

Первым поколением считаются либеральные ценности, сформулированные процессе буржуазных революций XVIII века, конкретизированные позднее в законодательстве и практике демократических государств. Это, в первую очередь, личные (гражданские) и политические права. Эти права являлись негативными, т.е. обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни14.

Второе поколение прав человека «проявилось» в процессе борьбы с экономическим неравенством за материальное благополучие, повышение культурного статуса. Это уже были преимущественно позитивные права, для их реализации необходима была активная деятельность государства. К правам второго поколения относят, в основном, социально-экономические права.

Первые идеи социального реформирования общества, призванного сократить «расстояние» между богатыми и бедными выдвигаются в конце XIX – начале ХХ вв. Так, например, в 1881 г. Манифестом кайзера в Германии была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. В Веймарской Конституции 1919 г. закреплялось право добывать себе содержание трудом (правда, в послевоенной Германии обеспечение этого права было практически невозможным), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Ст. 151 Конституции гласила: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека». Схожие положения содержались в Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г., Конституции Испанской Республики 1931 г. Широчайший перечень социально-экономических прав закреплялся и в Конституции СССР 1936 г. Глава XI закрепляла право на труд, право на отдых, образование, социальное обеспечение.

Третье поколение прав человека начинает формироваться после второй мировой войны и окончательно складывается как отдельная группа к 70-м гг. ХХ в. По своей структуре это права коллективные, явившиеся результатом борьбы за национальные суверенитеты. Часто эту группу прав называют «правами солидарности»: это право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, а также право на коммуникацию. «Коллективность» этих прав обуславливается тем, что они принадлежат и могут осуществляться уже не конкретным индивидом, а целыми народами, нациями и т.д.

Третье поколение прав человека не только стало катализатором появления новых групп коллективных прав, но и привело к идее взаимозависимости индивидуальных и коллективных прав. Эта идея нашла свое отражение в Международных пактах о правах человека.

Позднее к третьему поколению начали относить права отдельных групп (детей, инвалидов, безработных, потребителей, сексуальных меньшинств и пр.), а также «новые права», появившиеся под влиянием меняющихся общественных отношений. К этим правам относятся, например, право на эвтаназию, право на сон, право на отказ от воинской службы, на индивидуальный стиль жизни и пр. На наш взгляд, выделять специально «четвертое поколение» прав нецелесообразно, т.к. все эти права являются просто различными проявлениями прав первого и второго поколений.


Индивидуальные и коллективные права. Еще одно деление прав – на индивидуальные и коллективные, производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право – это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.

Если индивидуальные права – естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права – это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.

Некоторые из коллективных прав могут реализовываться как группой, так и индивидом, принадлежащим к данной группе, а другие – только групповыми действиями.

Коллективные права никогда не должны вступать в конфликт с индивидуальными, подавлять их. Часто противоречия между индивидуальными правами человека и правами народов, наций, национальных меньшинств являются причинами межнациональных конфликтов, где на первое место выдвигаются право на суверенитет, на самоопределение. Но право народа на самоопределение неотделимо от полного и неограниченного осуществления всех прав индивида, и легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого отдельного человека, независимо от его убеждений, национальной принадлежности и т.д. В этом смысле права отдельного человека стоят выше коллективных прав народа. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав не возникает. Международно-правовые нормы устанавливают неделимость и равнозначность прав индивида и прав народа на самоопределение, дают основу для их сбалансированного развития15.


2. Международные стандарты в области прав человека

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международно-правовых норм в области прав человека составляют международные договоры (соглашения) – пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы по правам человека– семь комитетов, созданных на основании основных международных договоров ООН по защите прав человека для контроля за выполнением государствами обязательств по эти договорам:

  • Комитет по правам человека

  • Комитет по расовой дискриминации

  • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

  • Комитет против пыток

  • Комитет по правам ребенка

  • Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей

Среди указанных комитетов один—Комитет по экономическим, социальным и культурным правам—создан не на основе международного договора, а решением (резолюцией) Экономического и социального совета (ЭКОСОС)—одного из главных органов ООН.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Также выделяются основополагающие документы в области прав человека. К ним относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН16 не содержит конкретного перечня гарантированных индивиду основных прав и свобод. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. В ней был закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В Декларации отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств в определенной сфере, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. Во многих конституциях содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Суды многих государств признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966 г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом № 1 к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН за защитой своих прав.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда.

Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитет по правам человека при ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.


В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством17. Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями международного договора, применяются положения международного договора. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ.

1 Наглядным примером служит практика Европейского Суда по правам человека.

2 Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, заключен 19.12.1966 в Нью-Йорке.// Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291


4 Подобное выделение социально-экономических прав можно увидеть в конституциях Италии, Испании и Португалии.

5 Российское гуманитарное право. М.: Приор, 1998. С. 64.

6 См. Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

7 Глухарева Л.И. Права человека (гуманитарный курс). М.: Логос, 2002. С. 81

8 П.1 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах.

9 Среди организаторов были такие организации как Международная комиссия юристов (Швейцария), Моргановский Институт прав человека (США) и Центр по правам человека при факультете права Маастрихтского университета (Нидерланды).

10 Такая формулировка есть в подпункте b п.3 ст.2 Пакта о гражданских и политических правах.

11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Российская газ. 1995. 5 апр. № 67.

12 См. также статью Марека Новицкого «Власть и личность» в гл. 1.

13 Не следует путать значение термина «позитивное право» как противоположность «моральному» и «позитивное право» в смысле «противоположное негативному». Это совершенно разные категории.

14 Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М., 2001. С.137.

15 Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М.: «Норма», 2001, с.143


16 Устав ООН подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 г. Офиц. издание ООН, 1968 г.

17 Статья 15 Конституции Российской Федерации