uzluga.ru
добавить свой файл
Слайд 1. Итоги и перспективы модернизации системы образования Пермского края.

Слайд 2. Система общего образования Пермского края характеризуется высокими результатами по академическим показателям. В течение 4 лет Пермский край по показателю «средний балл ЕГЭ по всем предметам» превышает общероссийские показатели. В 2012 г. средний балл ЕГЭ по всем предметам в Пермском крае (59,9) превышает на 4 балла аналогичный показатель по РФ (55,9). В 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось число «стобалльников» до 88 человек (2011 г. – 78).

Слайд 3. В 2012 г. в Пермском крае отмечено увеличение количества выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 225 баллов – 1 438 чел. (2011 г. – 1 302 выпускника, 2010 г. – 840 выпускников).

Слайд 4. Останавливаться на достигнутом нельзя. В 28 территориях региона результаты ЕГЭ ниже среднего по РФ. Необходимо для каждого учреждения, в которых результаты остаются стабильно низкими, разработать и реализовать программы повышения качества образования.

Слайд 5. Каждый десятый школьник края охвачен олимпиадным и конкурсным движением. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 году Пермский край представляли 101 человек, из них 33 человека стали победителями и призерами. В течение последних трех лет Пермский край входит в «золотую дюжину» субъектов России по результатам всероссийской олимпиады. Однако по ряду предметов, таким как астрономия, ОБЖ, немецкий язык, химия, история в 2012 году наши учащиеся не получили призовых мест. Следует проанализировать причины низких результатов участия школьников в российской олимпиаде по этим предметам.

Слайд 6. При ведущих вузах края работают 6 заочных школ для одаренных детей. Эти школы необходимо поддерживать и развивать. Первые 10 юных физиков приняли участие в престижном международном конкурсе «Первый шаг к Нобелевской премии», 5 из них стали призерами. Организации работы с одаренными детьми способствуют и школы для старшеклассников, созданные в 10 территориях края, в которых обучение старшеклассников ведется на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Слайд 7. Несмотря на достигнутые результаты, сопровождение одаренных детей не стало приоритетом всех муниципалитетов. Необходима перестройка модели образовательного процесса в школе в направлении индивидуализации образовательных траекторий.

Планируем разработать и реализовать проект «Олимпийская сборная одаренных детей сельских территорий», в которые будут включены 6 пилотных территорий: Карагайский, Верещагинский, Очерский, Б.-Сосновский, Нытвенский, Пермский районы.

Слайд 8. Будет обеспечена поддержка создания уникальных инновационных школ:

  1. «Школа Сколково» (на базе Лицея №10 г.Перми).

Школа Сколково – это инновационный образовательный центр, создающий качественно иное физическое пространство жизни и учебы ребенка в школе, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная услуга будет предоставляться детям с признаками одаренности и высоким уровнем способностей в разных предметных областях. Школа Сколково должна стать экспериментальной инновационной площадкой для развития системы образования Пермского края и России.

Слайд 9.

  1. «IT-Школа» (На базе СОШ №10 г.Перми).

Школа компьютерных технологий или IT-школа предполагает формирование компетентности учащихся на трех уровнях: техническая грамотность, применение средств информационно-коммуникационных технологий, инновационная деятельность. Школа будет оснащена новейшим оборудованием не только для формирования разноуровневой компьютерной грамотности, но и для создания робототехники.

Слайд 10.

  1. «Инженерная школа» (на базе СОШ №16 г.Перми).

Инженерная школа – это один из вариантов практико-ориентированного образования, имеющего важную профориентационную составляющую. На всех трех ступенях обучения вводятся компоненты инженерного образования. В начальной школе - знакомство с профессиями, в 5-9 классах создается широкое пространство выбора и самоопределения средствами пассивных проб на предприятиях района, в учреждениях НПО и СПО. В старшей школе ученики 10-11-х классов будут заниматься с учеными ПНИПУ и со специалистами НПО "Искра". Партнеры готовы предоставить современную станочную базу, музейное пространство, лаборатории и учебные центры.

Слайд 11.

  1. «Спортивный образовательный центр» (на базе СОШ №32 г.Перми и СДЮШОР Киокушинкай),

Школа обеспечивает подготовку воспитанников спортивных классов по всем основным областям знаний, а также расширенное обязательное изучение специализированных предметов дополнительного образования: спортивного (киокусинкай, спортивная гимнастика, легкая атлетика, борьба, игровых видов спорта) и культурно-эстетического направлений (японский и китайский языки, живопись, музыка, актерское мастерство). Культурно-эстетическое направление услуги основано на главном принципе восточных философий – гармоничном физическом, нравственном и духовном развитии личности. В 10-11-х классах предусмотрена профильная подготовка по индивидуальным планам, направленная на профессиональную деятельность в сфере спорта (тренер-преподаватель, спортивный психолог, спортивный врач, спортивный менеджер, переводчик китайского языка и т.д.).

Слайд 12.

  1. «Академия спорта» (на базе Школы-интернат №85 г. Перми).

Обучающиеся в школе-интернате дети занимаются в спортивной школе олимпийского резерва г. Перми, которая проводит комплектование контингента. Созданы условия для проживания, обучения и тренировок для юных спортсменов. Особенностью образовательного процесса является создание условий для ежедневных двухразовых тренировочных занятий, обеспечение усвоения материала школьных программ в полном объеме благодаря режиму школы полного дня, несмотря на пропуски воспитанниками учебных занятий ввиду выездов на соревнования и турниры.

Слайд 13.

Одной из самых острых в системе образования остается проблема коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на организацию работы 57 специальных коррекционных школ, создания классов для детей с ОВЗ, у родителей отсутствует реальный выбор форм получения образования, как дошкольного, так и школьного и профессионального.

Слайд 14. В учреждениях образования не создана безбарьерная среда для детей-инвалидов и инвалидов. Мы начали создавать такую безбарьерную среду в школах края, поставляем специальное оборудование в инклюзивные школы, сопровождаем их экспериментальную работу, но этого чрезвычайно мало.

Слайд 15. Для решения этих проблем считаем необходимым обеспечить дистанционное и инклюзивное образование детей-инвалидов, наладить работу краевой и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

Слайд 16. В Пермском крае целенаправленно ведется работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Компьютерные классы и интерактивное оборудование есть практически в каждой школе. Однако отсутствие широкополосного доступа в сеть Интернет во многих муниципальных районах не позволяет эффективно использовать глобальные информационные ресурсы и новые технологии в учебном процессе. Только в 17 территориях более 50% школ имеют скорость доступа в Интернет 512 кб/с и выше. В остальных районах эффективность применения Интернет в учебном процессе из-за низкой скорости чрезвычайна невелика. Финансовое обеспечение данных расходов осуществляется по подушевому принципу. При этом норматив в части фонда материального обеспечения не индексировался с 2008 года. Повышение размера норматива подушевого финансирования в части расходов на оплату Интернет предусмотрено при формировании бюджета Пермского края на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годы.

Слайд 17.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основании нормативов стоимости образовательной услуги. Механизм нормативно-подушевого финансирования расценивается всеми как объективно закономерный. Вместе с тем норматив для малокомплектных школ с одной стороны и для инновационных школ с другой стороны недостаточен, в связи с чем, Министерством образования края выделяется дополнительное адресное финансирование, планирует ввести повышенный коэффициент на финансирование малокомплектных школ.

Слайд 18.

В Пермском крае наблюдается стабильная динамика роста заработной платы учителей: в 2009 году средняя заработная плата учителя составляла 10884 руб., к концу 2011 года – 17 472 руб., что составило 98,71% к уровню средней заработной платы к экономике края. Средний размер заработной платы учителя к концу 2012 года будет равен средней заработной плате в экономике края и составит 21 250 рублей.

Однако заработная плата воспитателей детских садов остается низкой и в 2011 году составляла 10 824 рубля или 62% от уровня заработной платы учителя. В связи с существенным повышением заработной платы учителей школ, разрыв между заработной платой в детских садах и школах еще больше увеличивается. Ставим перед собой задачу - обеспечить доведение средней заработной платы воспитателей детских садов до уровня средней заработной платы в общем образовании.

Слайд 19.

Одной из самых острых проблем образования в крае является проблема обеспечения образовательных учреждений кадрами. Наблюдается значительный отток кадров из образовательных учреждений, их старение.

Доля молодых специалистов составляет от 3% до 5%, что катастрофически мало. Наблюдается тенденция снижения численности педагогов в возрасте до 35 лет. В сельских территориях увеличивается доля педагогов пенсионного возраста. По-прежнему, велика доля вакансий, особенно в сельских школах.

Слайд 20. Перед нами стоит задача - разработать программу привлечения кадров для работы в образовательных учреждениях, включающую механизмы повышения доступности жилья, разработать и реализовать проект «Мобильный учитель» (обучение высококвалифицированными учителями детей в отдаленных территориях) в пилотных территориях Пермского края.

Слайд 21. Численность учреждений начального и среднего профессионального образования в Пермском крае в период с 2009 по 2012 г. сократилась со 135 до 80 учреждений. Реорганизация выстраивалась без учета направленности и потребности экономики края, в основном - в целях оптимизации имущественного комплекса. Для формирования политики в сфере начального и среднего профессионального образования, рассмотрения вопросов планирования контрольных цифр приема в учреждения, реформирования сети образовательных учреждений планируем создать Единый координационный центр, включающий представителей интересов работодателей как крупного, так малого и среднего бизнеса. Нам необходима Программа развития профессионального образования Пермского края. Сегодня перспективными формами в этой сфере являются многофункциональные и ресурсные центры прикладных квалификаций, консультационные пункты поддержки выбора профессии учащимся школ.

Мы должны предпринять все меры, обеспечивающие развитие учреждений в соответствии с потребностями экономики края и отдельных ее территорий.

Слайд 22. Материальная база учреждений образования в целом находится в крае в удовлетворительном состоянии. За последние годы внешний облик школ и дошкольных учреждений значительно улучшился. Мы и дальше будем продолжать финансировать проект «Новая школа», приводя в нормативное состояние учреждения, оснащать школы и детские сады современным оборудованием.

Слайд 23. Наша задача – обеспечение безопасных и комфортных условий нахождения детей в учреждениях, для чего до конца 2016 года необходимо пройти процедуру лицензирования 875 образовательным учреждениям края. Сейчас только в 15 территориях края все образовательные учреждения имеют лицензии. Деятельность школ, детских садов без лицензии просто недопустима.

Слайд 24. С увеличением рождаемости детей, сокращением численности дошкольных образовательных учреждений по причине аварийности и ветхости помещений детских садов, увеличивается численность детей, не охваченных услугами дошкольными образования. В 2012 году 30,1 тыс. детей состоят на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 9,6 тыс. детей. Учитывая острую нехватку мест в дошкольные учреждения, необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Уже сегодня подготовлено постановление Правительства Пермского края по увеличению количества мест для дошкольного образования, включающие:

- строительство новых зданий, в том числе на условиях частно-государственного партнерства – 91 на 11,6 тыс. мест,

- восстановление ранее закрытых зданий – 65 на 6,8 тыс. мест,

- ввод новых мест в действующих ОУ – 3,3 тыс. мест.

Планируется построить на основе типовых проектов сельские детские сады и сельские начальные школы-детские сады в пилотных территориях.

Необходимо разработать меры стимулирующего характера для частного бизнеса, особенно предоставляющего услугу эконом-класса.

У родителей должен быть реальный выбор – получение образования ребенком в учреждении или самостоятельно, выбирая формы дошкольной образовательной услуги. Для этого средства на выплаты семьям, чьи дети не посещают детские сады, передаем в органы местного самоуправления.

Слайд 25. Важной сферой, влияющей на развитие экономики в Пермском крае, является высшее образование. В крае реализуется ряд проектов, нацеленных на формирование элементов инновационного сектора экономики Пермского края, основанного на стимулировании участия пермских вузов в исследованиях и разработках по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также на стимулирование развития кадрового потенциала пермских вузов и повышение качества образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования.

Два вуза Перми, ПНИПУ (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) и ПГНИУ (Пермский государственный национальный исследовательский университет), реализуют десятилетнюю программу развития. Она предполагает, что по каждому приоритетному для вуза направлению создается научно-образовательная инфраструктура, включающая современные лаборатории, научное оборудование, образовательные программы, которые, в том числе, предполагают обучение за рубежом. На реализацию инновационных программ выделено федеральное финансирование – 1,8 млрд. рублей на 10 лет каждому университету, и региональное финансирование – 1 млрд. руб. ПГНИПУ и 360 млн. рублей ПГНИУ.

В рамках реализации программ развития НИУ планируется увеличение доли вузов в ВРП за счет более эффективного внедрения результатов исследований и разработок НИУ по приоритетным направлениям. Об этой возможности свидетельствует полученный успешный опыт реализации проектов по кооперации пермских вузов с предприятиями края по созданию высокотехнологичного производства в рамках реализации 218 постановления Правительства Российской Федерации.

Слайд 26.

С 2009 года в Пермском крае введены дополнительные меры социальной поддержки ученых, имеющих ученую степень доктора наук. В 2010 году 326 докторов наук получали ежемесячные денежные выплаты из бюджета Пермского края в размере до 30 тыс. руб., при условии, что активно публиковали статьи в рецензируемых журналах и готовили аспирантов, докторантов, соискателей к защите диссертаций. В 2012 году количество докторов, получающих выплаты, увеличилось до 479 человек, что говорит об активной и эффективной работе большего числа докторов наук. Возросло количество защит докторских диссертаций: с 15 в 2008 году до 32 в 2011 году, более чем в 1,5 раза выросло количество публикаций в рецензируемых научных журналах.

Планируется введение новых критериев предоставления выплаты докторам наук с 1 июля 2013 года, в которых будут учитываться показатели публикационной активности ученых в российских и международных системах научного цитирования, что соответствует стратегии развития высшего профессионального образования и науки, обозначенной в указах Президента РФ.

Кроме того, с 2012 года в Пермском крае вводятся меры по стимулированию к активной научной деятельности кандидатов наук и аспирантов. Так, будут поддерживаться кандидаты наук, защитившие кандидатские диссертации в возрасте до 31 года по гуманитарным и социально-экономическим наукам и до 36 лет по техническим и естественным наукам, и аспиранты, активно работающие в международных исследовательских группах ученых.

Слайд 27. Третий год в крае реализуется проект по привлечению талантливых выпускников школ в пермские вузы. В 2010 г. таких ребят было 590 чел., в 2011 г. – 1097 чел., в 2012 г. – 1101 чел.

Проект влияет не только на привлечение способных абитуриентов из Пермского края, но и из других регионов страны: так, в 2009 г. только 34 студента из других территорий с высокими баллами ЕГЭ поступили в пермские вузы, в 2012 г. таких студентов 128 чел.

В перспективе развития проекта необходимо сместить акценты в сторону развития индивидуальных образовательных программ для способных студентов вузов и расширения возможностей трудоустройства на территории края.

Слайд 28. Из общего числа талантливых студентов, поступивших в 2012 г. в пермские вузы, 58% поступили на физико-математические, естественно-научные, инженерно-технические направления подготовки, что лучше результатов предыдущих лет.

Слайд 29.

В 2011 году состоялся первый конкурс по отбору научных проектов международных исследовательских групп, которые получили грант на реализацию проекта в размере 9 миллионов рублей в год сроком на три года. Для проведения экспертизы проектов были привлечены как российские, так и зарубежные эксперты из университетов Англии, Швейцарии, Австрии, Финляндии, США.

В конкурсе научных проектов международных исследовательских групп, помимо российских ученых, приняли участие ученые семнадцати стран: Австрии, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии.

По итогам первого года работы МИГов состоялись десятки научных конференций, семинаров и лекций с участием зарубежных ученых.

После второго конкурса по отбору МИГов, который состоится в 2012 году, необходимо проанализировать полученные результаты проекта, подготовить экспертные заключения и рекомендации по итогам трехлетнего периода сотрудничества команд ученых в составах МИГов и, в зависимости от полученного анализа, запланировать развитие этого проекта в дальнейшем.