uzluga.ru
добавить свой файл
1
Введение

Данная работа посвящена теме: “Костромские мотивы в творчестве русских классиков”. Тема исследования является актуальной, так как мы должны знать историю, культуру и традиции Костромского края, потому что мы родились и живем в Костроме.

Интересуясь прошлым города Костромы, мы изучаем его историю по литературным источникам, знакомимся с материалами о Костроме, публиковавшимися в книгах, журналах, печатных изданиях прошлых лет. В работе рассматриваются быт, нравы, особенности речи костромичей, которые нашли отражение в художественных произведениях известных литераторов прошлых веков.

Цель данной работы: выявить и охарактеризовать костромские мотивы в произведениях К.Ф.Рылеева, Н.А.Некрасова и А.Н.Островского.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Показать, как быт, нравы, традиции и образ жизни костромичей отражены в творчестве известных русских писателей.

2. Выяснить, какие факты из жизни костромичей, какие населенные пункты, географические названия, исторические фигуры упоминались или явились прототипами героев произведений А.Н.Островского, Н.А.Некрасова и К.Ф.Рылеева.

3. Проанализировать отражение особенностей костромского говора в произведениях указанных авторов.

Такое исследование позволит глубже проникнуть в содержание произведений. При этом на первый план автором выдвигается обнаружение в известных произведениях русских писателей костромских реалий и характеристика отношения известных авторов к городу Костроме и костромичам


Основная часть.

Костромские мотивы в произведениях русских писателей.

1. К.Ф.Рылеев и его дума “Иван Сусанин".

Костромичи любят свой край и гордятся его историей, которая неразрывно связана с историей всей страны. На костромской земле совершил свой подвиг крестьянин-патриот земли русской Иван Сусанин. Его подвиг воспел К.Ф.Рылеев.

Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине.

Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название "дума". В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. По замыслу автора думы должны были дать читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.

Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою и чаще всего называется его именем. В думе “Иван Сусанин”. К.Ф.Рылеев описывает его подвиг.

В тяжелые для Руси времена, когда она находилась под гнетом польских захватчиков, поляки хотели утвердить на российском престоле польского наместника. Однако в 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, что это не даст им осуществить свои планы завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Они отправили отряд в костромскую губернию, чтобы найти, захватить и убить Михаила. Однако они не знали, в какой деревне находился юный царь Михаил Фёдорович Романов. Поляки заставили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина показать и провести их к поместью, где скрывался царь. Чтобы не вызвать подозрений, они

притворились, что посланы его друзьями, чтобы раньше всех поздравить нового царя.

Но Сусанин догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с жестокими врагами. Он решил, что лучше погибнуть, чем предать царя и спасти свою жизнь. Сусанин повёл поляков в другую сторону и известил Михаила об опасности. Молодого царя увезли в безопасное место. Когда враги поняли, что Сусанин их обманул, они убили его.

Иван Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Благодарные потомки установили единственный за всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину, в центре города Костромы. На массивном постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, - молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом фигурой героя – грамоты, дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнино, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян.

Как известно этот памятник был разрушен в 1918 году. Однако сохранилась колонна, оставшаяся от памятника. Памятник планируют восстановить.

В образе Ивана Сусанина К.Ф.Рылеев воплотил патриотизм русского народа. Так, Сусанин заявляет:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

Народные истоки подвига Ивана Сусанина раскрыты в первой русской национальной опере “Жизнь за царя” М.И.Глинки.


2. Костромские приметы в творчестве Н.А.Некрасова.

С костромским краем тесно связана значительная часть жизни и творчество Николая Алексеевича Некрасова.

Родовая усадьба Некрасовых Грешнево находилась вблизи от границы Ярославской и Костромской губерний. Н. А. Некрасов многократно приезжал в губернский город, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вёжи, селах Мисково и Жарки; он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др. На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений: «Коробейники», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Костромские впечатления нашли своё отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Не случайно в 1921 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, историк Н. Н. Виноградов отмечал, что Некрасова по праву можно считать «костромским писателем».

Некрасов был близко знаком со многими уроженцами Костромской губернии. Наиболее известным среди них является «друг-приятель» поэта Гаврила Яковлевич Захаров, крестьянин деревни Шода Костромского уезда (ныне - Костромского района), которому он посвятил свою поэму «Коробейники». Менее известен другой знакомый Некрасова - крестьянин деревни Вёжи Костромского уезда Иван Саввич Мазайхин, ставший героем его знаменитого стихотворения о дедушке Мазае. В качестве редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки» Некрасов сотрудничал с целым рядом литераторов, связанных с Костромским краем: А. Н. Островским, А. Ф. Писемским, С. В. Максимовым и др.

Из встреч с костромскими жителями, любуясь природой во время охоты, Некрасов черпал сюжеты и мотивы своих произведений, использовал костромские народные обороты, новые слова.

Большое количество костромских “примет” исследователи отмечают в незавершенной поэме “Кому на Руси жить хорошо”, в части “Крестьянка”, героиней которой является Матрёна Тимофеевна Корчалина. Предполагают, что её возможным прототипом служила жена Гаврилы Яковлевича Захарова. Многие события, описанные в поэме, происходили в Костромской губернии. Образы Савелия – богатыря святорусского, крестьянских детей взяты из реальной жизни костромского края. Предполагают, что Савелий родом из

Буйского уезда, в речи Савелия отмечают буйские диалектизмы. Например, “сохатый” в значении ”медведь”. Некрасоведы неоднократно отмечали, что поэт поселил бунтовщика Савелия в Буйском уезде, потому что там жил Иван Сусанин. И это так. Особое внимание литературоведов привлекал упоминаемый поэтом памятник Ивану Сусанину, напомнивший Матрёне Тимофеевне Савелия.

Как уже отмечалось, памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину был открыт в центре Костромы на Сусанинской площади 14 марта 1851 года и разрушен в 1918 г. На этом памятнике коленопреклонённая фигура Сусанина стояла у подножия колонны, на которой высился бюст юного царя. Описывая памятник, Некрасов выпрямил Сусанина – “стоит из меди кованый... мужик на площади”, – а бюст Михаила Романова не упоминается в поэме совсем. Тем самым, Некрасов не только сравнивает Савелия с Сусаниным, но и по-новому изображает образ самого Сусанина. Для Некрасова сходство Савелия с Иваном Сусаниным не ограничивалось внешними чертами. Их обоих роднило друг с другом самоотверженное служение интересам народа, и в этом смысле Сусанин был как бы “предком” Савелия. В поэме Некрасов упоминает ряд знакомых ему мест Костромского уезда, в частности Мисково. В окончательном тексте название села изменено на Тисково. Так из нейтрального, бытового названия получилось очень острое символическое – Тисково, подчеркивающее те “тиски”, в которых находилось крестьянство после реформы. Практически все события “Крестьянки” происходят в Костромском крае; строго выдерживается костромская “топография”; жизнь Савелия в глухом Корежине, пребывание Савелия в остроге города Буя; отправление Матрены Тимофеевны “за правдой” в губернский город Кострому; уход Савелия на покояние в костромской монастырь. Таким образом, использование костромских реалий позволяет Н.А.Некрасову сделать свои произведения, с одной стороны, более достоверными, конкретными, отражающими действительность того времени и реальные исторические события, а ,с другой стороны, изобразить типичные черты русского народа и картины русской жизни.


3. Костромской край в творчестве А.Н.Островского

3.1. А.Н.Островский и Кострома

Жизнь и творчество великого русского драматурга А.Н.Островского неразрывно связаны с костромским краем. Отец Александра Островского – урожденный костромич, адвокат Николай Островский, решил заняться сельским хозяйством и приобрел деревню Щелыково. Александру Островскому очень понравились здешние места. В летние месяцы он часто приезжал из Москвы в Щелыково, проезжая через Кострому. В те времена Щелыково входило в Костромскую губернию. Поэтому для решения экономических и правовых дел по усадьбе драматургу приходилось выезжать в Кострому. Этот город, начиная с 1848 года, он посещал очень часто и жил здесь неделями. В Костроме сохранилось четыре дома, в которых Александр Николаевич бывал или останавливался; дом № 8 по улице Горной, принадлежавший его деду Ф. И. Островскому, а потом его дяде П. Ф. Островскому; дом № 1 по проспекту Мира, принадлежавший до 1870 года А. Н. Григорову, затем проданный Городской думе (впоследствии в нем расположилась гостиница); дом на углу улиц Советской и Чайковского, в котором раньше помещалась гостиница «Старый двор», а ныне «Центральная»; дом на улице Шагова, принадлежавший П. И. Андроникову. По преданиям, в доме по Горной улице драматург писал «Грозу».

Очень любил он сидеть, отдыхая в беседке, что на Волге, под Успенским собором. Эта беседка, неоднократно подновляемая, переделываемая, сохранилась до сих пор. В особенный восторг привёл его квартал называемый “Дебря”. Памятники архитектурной старины, последствия огромного пожара 1847 года произвели на него большое впечатление.

Творчество Островского обогащалось и впечатлениями от Костромы. Здесь он черпал материалы для таких пьес, как «Гроза», «Воевода», «Горячее сердце», «Красавец мужчина», «Без вины виноватые» и другие. Наиболее ярко своё отражение эти наблюдения нашли в «Грозе» и «Воеводе». Предполагают, что в пьесе «Гроза» Островский, описывая жестокие купеческие нравы, царившие в Костроме; вероятно, фамилия Кабановых, также была распространена среди тогдашнего костромского купечества; в пьесе показаны особенности костромского пейзажа, а также и некоторые события, происходившие в городе. В комедии “Воевода” упоминаются места Костромского края: Унжа, Красное село, Галицкое озеро (действие 4-е, явление 1-е), Лесная пустынь (действие 4-е, явление 3-е). Для этой комедии Островский использовал самые различные исторические материалы, относящиеся к изображаемому времени. Драматург изображал в этой комедии, как и в пьесе «Гроза», обобщенный город. Но, создавая свое произведение, он имел в виду и конкретный облик Костромы, этого старинного, так нравившегося ему города, его предания и особенности речи.

3.2. А.Н.Островский и Щелыково.

4 мая 1848 года Островский приехал в Щелыково. Он был поражен красотой щелыковской природы и полюбил её навсегда. С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Его вдохновляла здешняя сказочно- волшебная природа. Извилистую Сендегу, с её причудливо разнообразными берегами, Островский, по легенде, называл – Сендегушка.

Покоренный редким своеобразием, национальной русской красотой раскинувшихся перед ним пейзажей, Островский уже на четвертый день первого пребывания в Щелыкове уверял: “Здесь все вопиет о воспроизведении”

И с той поры щелыковская природа вошла в круг основных источников творчества драматурга. Она вдохновляла его поэтическое творчество и явилась местом действия героев некоторых его произведений. Например: трагедия «Гроза» открывается видом с правого высокого берега Волги на Заволжье. Кулигин, любуясь красотой расстилающейся за рекой панорамы, произносит:

“Чудеса! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. «Восторг! какая красота в природе разлита»

Царство глухого леса, окружающего со всех сторон усадьбу Щелыково, определило символическое заглавие пьесы “Лес”.

Недалеко от Щелыково располагался родник и поляна “Ярилина долина”, которая издавна была местом народных гуляний в Троицын и Духов дни. Островский не пропускал этих народных увеселений. Он приходил на гулянье со всем семейством, покупал гостинцев и оделял молодежь за их душевные песни и веселые пляски, ласково разговаривал с народом, шутил, смеялся. Считают, что “Ярилина долина” могла быть использована Островским для четвертого действия весенней сказки «Снегурочка» прототипом Берендеевки была деревня Субботино и её луг. Одним из красивейших мест щелыковских окрестностей являются так называемые «Гребни», расположенные на Галичском тракте, не доезжая до селения Малое Березово. Это место, использованное в 1969 году для кинокартины «Снегурочка», представляет восхитительный обрыв, с которого открывается красивый вид вниз и широкая перспектива вдаль.

Живописная красота щелыковских окрестностей, неизменно восхищала Островского, наполняла его чувством преклонения перед природой, которое с такой необычайной силой передано словми мудрого царя Берендея, любующегося красотой Снегурочки. Это - восторженный гимн природе:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет...

Щелыково самыми тугими узами связывало писателя с жизнью, с изобилием человеческих характеров. Приезжая сюда, он оказывался в гуще труда и быта, тревог и радостей своего народа. Островский внимательно присматривался к характерам, нравам, быту окрестных помещиков. Эти наблюдения он переосмыслял, творчески и наиболее типичное переносил в пьесы. Приезжая в Щелыково до 1861 года, Островский становился очевидцем деспотизма помещиков и полной беззащитности крепостных крестьян. Щелыковские наблюдения Островского легли в основу картин крепостнических отношений, представленных в пьесах “Волки и овцы”, ”Воевода”. Пребывание в Щелыкове открывало Островскому неисчерпаемые возможности для творческих наблюдений не только над крестьянами, но и над поместным дворянством, с некоторыми он дружил. Он, всегда стремился откликаться на актуальные вопросы своего времени, внимательно присматривался к процессу оскудения дворянства. Его щелыковские наблюдения особенно явственно показаны в таких пьесах, как “На бойком месте”, “Лес”, “Волки и овцы”, “Дикарка”. При этом важно, что современники драматурга знали прототипов его пьес, интересовались ими.

Щелыковская обстановка, ее природа подсказала драматургу тему и образы комедии “Лес”. Прототипами героев были купцы Восьмибратовы. Когда появилась пьеса “Гроза”, то костромичи восприняли её как прямое отражение события, произошедшего в их городе, в семье мещан Клыковых.

Однако доказано, что это вымысел. “Гроза” явилась обобщением характеров и нравов, наблюдаемых Островским во многих местах России, в том числе и в Костроме. И вот почему жизненная драма Александры Клыковой, повторившей судьбу Катерины Кабановой, лишь подтвердила правду идейного замысла и образов “Грозы”. Возникновение и рост буржуазии отражается и в комедии “На бойком месте”. Жители щелыковской округи давно и упорно связывают не только место действия, но сюжет и героев этой комедии с Галичским трактом. Вдоль этого тракта в старину были разбросаны “бойкие места”, то есть кабаки, или “питейные дома”. Один из таких перепутных кабаков Островский и изобразил в своей пьесе. В диалогах неоднократно упоминается село Покровское, которое находится в четырех километрах от Щелыкова. В пьесе называется и Новая деревня, соседствовавшая с усадьбой Островского. Драматурга интересовали не только труд, быт и нравы костромичей, но и их язык. Островского справедливо считают знатоком московской речи, однако в его произведениях нашел отражение и костромской говор, с которым он знакомился в беседах с крестьянами щелыковских окрестностей.

Северный (костромской) говор отразился в “волжских” пьесах Островского и оканьем действующих лиц. Так, например, в комедии “Воевода” Ульяна говорит: “А дай-ко вам потачку”.

Великолепное знание крестьянского языка Островский обнаруживает и в изображении ямщика из незаконченной им шутки в одном действии “Накануне отъезда”.

Островский не только познавал, записывал и изучал устно-народное творчество, но и отражал, использовал его в своих пьесах.

Многие песенно-обрядовые и хороводные мотивы устно-народной поэзии, слышанные и записанные драматургом в Щелыкове, в творчески переработанном виде вошли в “Снегурочку”.

При этом каждая из песен народной поэзии использована драматургом в соответствии с замыслом того образа, созданию которого она служит в данной пьесе. Устная поэзия северного крестьянства, с которой Островский соприкасался, находясь в Щелыкове, питала, обогащала и другие его произведения. Драматург не пропускал ничего, что могло бы послужить ему для художественного воспроизведения.

Костромские мотивы: бескрайние просторы, красота волжской природы дали драматургу возможность со всей полнотой осознать силу, размах, величие и красоту русского характера и пропеть ему восторженный гимн.

Пьесы Островского отражают подлинную жизнь, действительные характеры, события и факты. На основе костромских событий, встреч и впечатлений он создавал образы, которые являлись обобщающими, типичными для того времени.

Костромичи гордились и гордятся Островским. Они считают драматурга своим земляком. Некоторые авторы даже утверждают, что все типы произведений известного драматурга взяты из костромского края. Однако, историки и литературоведы отмечают, что это утверждение – явное преувеличение. В действительности из 47 оригинальных пьес Островского 30 изображают нравы и типы Москвы. Материалами для 17 пьес, связанных с провинциальной жизнью, послужили наблюдения Островского над жизнью, бытом и нравами не только костромского края, но и других местностей России, которые он посещал во время своих путешествий, т.е носят обобщающий характер.

Проведённый анализ показал, что творчество А.Н.Островского является важной составной частью культурного наследия костромского края.


Заключение

Кострома издавна привлекала внимание исследователей, художников и писателей.

Русские писатели находили на костромской земле сюжеты и мотивы для своих произведений. Творчество К.Ф.Рылеева, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского являются важной частью культурного наследия для костромского края. Природа, устное народное творчество, встречи с костромскими жителями питали и обогощали духовный мир писателей и нашли отражение в их произведениях. В произведениях многих авторов представлена народная тема, жизнь русского крестьянства, образы реальных людей, которыми гордится русская земля.

Подвиг костромского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина стал легендой и вдохновил К.Ф.Рылеева и Н.А.Некрасова на создание знаменитых произведений.

Щелыковские наблюдения легли в основу картин крепостнических отношений, представленных великим русским драматургом Н.А.Островским в его пьесах. “Пьесы жтзни”, созданные им на костромской земле, захватывают и волнуют читателей живыми картинами Россиипрошлых веков и пробуждают интерес к Костроме современной.

В произведениях Н.А.Некрасова и А.Н.Островского использовано много костромских реалий, географических названий. Это позволило сделать их произведения, с одной стороны, более достоверными, а, с другой стороны, на примере жизни костромского края изображались типичные черты русского народа и картины русской жизни того времени.

Костромские мотивы в произведениях К.Ф.Рылеева, Н.А.Некрасова и А.Н.Островского, отражавшие другую историческую эпоху, передают красоту костромского края и рассказывают о выдающихся костромичах. На основе костромских впечатлений авторы показывают провинциальную Россию того времени.

Дальнейшая разработка данной темы имеет большое познавательное значение.


Список литературы

1. Белов М.Н, Кудряшов Е.В. Кострома. – Верхне-Волжское издательство, Ярославль. - 1993.

2. Булдаков М.А. Костромской край. - Верхне-Волжское издательство, Ярославль. – 1998.

3. Голубев А.А. Край костромской. – М., “Планета”, 1998.

4. Лебедев Ю.В. Литература 7-9 классы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – М.,”Просвещение”, 2002.

5. Некрасов Н.А. Избранные произведения. – “Лениздат”., 1972.

6. Островский А.Н. Пьесы. - “Современник”, 1975.

7. Петрова Е.А. Щелыково. – М., “Советская Россия”. 1982.

8. Разумовская И.М. Кострома. – Л., “Художник РСФСР”, 1989.

9. Хохлов В.В. Костромская быль. – М., Современник, 1984.


Интернет-ресурсы

Ostrovskij.ru, Yazykov.lit-info.ru, nekrasov.niv.ru, kostromka.ru.