uzluga.ru
добавить свой файл
1
Исследование стратегии выполнения творческих работ

в курсе истории 5 класса


Л. Г. Сичкарева, учитель история

ГОУ СОШ №1929ЮАО г. Москвы


На современном этапе развития общества образованным человеком является личность, способная решать творческие задания различного вида. В этой связи перед школой ставятся задача формирования опыта творческой деятельности у учащихся. Изучение и развитие познавательных стратегий может стать основной для развития творческих способностей. Исходя из этого, была поставлена цель исследования – изучить стратегию выполнения творческих задач учащихся пятых классов на примере курса истории. Гипотеза исследования: выявления познавательной стратегии выполнения творческих работ позитивно отразится на качестве исторической подготовки учащихся.

Экспериментальная работа проводилась с опорой на психологическое сенсорных предпочтений школьников. Как известно, в свете идей личностно-ориентированного обучения исследования особенностей восприятия информации имеет особую значимость. Ведь от качества первичного получения информации зависит эффективность ее дальнейшей переработки и усвоения. Учителю при подаче материала важно знать индивидуальные особенности детей и целенаправленно способствовать более полному развитию сенсорных систем. В исследовании было установлено, что большинство пятиклассников имеют только одну хорошо развитую репрезентативную систему, так как в пятом классе прослеживается переход от кинестетической системы, ведущей, к аудиальной и частично визуальной репрезентативной системе.

Кроме того, необходимо учитывать, что творческая работа предполагает затрату личного времени ученика, не входящего во время подготовки домашних заданий. Естественно большей затраты творческих сил, активизации мыслительного процесса и конечно дополнительной информации, позволяющей сделать работу полной, грамотной и индивидуальной. Не каждый ребёнок откликнется на предложение о создании творческой работы, сделанное учителем. Это происходит в силу отсутствия мотивации. Ученику не интересно делать большую работу ради одной оценки, которую он может получить, просто подготовив домашнее задание, подняв руку и ответив на уроке. Для творческой работы требуется особая мотивация. Это не поощрение, не отметка для общей массы, а главным образом, интерес к изучаемой теме, интерес к предмету. Пробудить такой интерес возможно, только коснувшись всего классного коллектива, а это возможно только учитывая все три репрезентативные сенсорные системы.

Исходя из этого были разработаны экспериментальные уроки. Ниже приведен вариант такого урока на тему «Культура Китая».

Тема: Культура Китая.

Цель урока: изучение и развитие познавательных стратегий учащихся при овладении новым материалом и выполнении творческих заданий, развитие мотивации учащихся для выполнения творческих работ.

Средства обучения:

1. Задействующие зрительный канал восприятия: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток, Индия, Китай. 3 тыс. до нашей эры - 3 век нашей эры», таблицы письменности древневосточного хозяйства, видеокассета с мультфильмом «Мулан», свиток с изображением погоды, изображение богов и символов стихий, фотографии и рисунки акварелью с традиционными орнаментами;

2. Задействующие слуховой канал восприятия: CD диск с народной китайской музыкой;

3. Задействующие кинестетический канал восприятия: манекен в китайской одежде, мини-модели традиционной китайской одежды с элементами мужского, женского и императорского костюма, веер большой и малый, шелковый платок.

Ход урока.

I.Организационный момент;

II. Актуализация опорных знаний учащихся;

III. Проверка домашнего задания;

IV. Изучение новой темы:

План.

1. Сравнение китайской письменности с письменностью других древних цивилизаций. Создание китайской письменности;

2. Изобретение бумаги;

3. Изготовление шелка (особенности одежды);

4. Секрет фарфора;

5. Другие изобретения китайской цивилизации;

6. Архитектура и повседневная жизнь китайского народа.

Учитель дает пример поэтических строк китайского народа:

В струящейся воде осенняя луна

На южном озере покой и тишина

И лотос хочет мне сказать о чем-то грустном,

Чтоб грустью и моя душа была полна…

Затем ставит начало музыкальной композиции «Китайская стена».

V. Закрепление нового материала:

VI. Постановка домашнего задания: выполнить творческую работу «Изобретения Древнего Китая». Форма выполнения работы:

1. Письменный рассказ;

2. Рисунок изобретения;

3. Поделка.

Предлагаемый вариант урока подготавливает учеников к работе с новым материалом. Настраивает ребенка на нужную тему, чтобы в дальнейшем при изучении нового материала у ученика появился интерес к предмету, а значит и мотивация к выполнению творческой работы.

Через неделю после проведенного урока были получены творческие работы от 70% учащихся класса в виде рисунков, аппликаций, сочинений, поделок. С учетом самостоятельного принятия решения учениками о выполнение творческих работ можно сделать вывод об удачной организации обратной связи и удачном построении урока.

Для исследования познавательной стратегии учащихся при выполнении творческих работ был составлен вопросник:

Вопросник.

1. Что тебя мотивирует на работу? Представляешь ли ты результат данной работы? Если да, то как? Почему ты выбрал эту форму работы?

2. Опиши с чего ты начал выполнение творческой работы? Какова последовательность действий? Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.? Ты что-нибудь представлял? Проговаривал? Вспоминал? Рассматривал? Читал?

3. Как ты понимаешь, что тебе удается справиться с заданием? Какие действия тебе кажутся наиболее важными? Что ты делал, если что-то не получалось?

4. Как ты завершил свою творческую работу? Как понял, что она готова?

Данные вопросы были заданы учащимся, выполнившим творческие работы. Приведем познавательные стратегии школьников, сделавших творческие работы виде рисунка, поделки и сочинения (стратегии представлены в обобщенном виде).


Познавательная стратегия 1 (творческая работы выполнена в виде рисунка).

1. Дома я вспомнил, что изучалось на уроке, и решил сделать творческую работу. Решил, что нарисую картинку, так как мне проще это сделать, и я представляю результат своей работы.

2. Я представил, что хочу нарисовать. Вспомнил, что видел на уроке и в учебнике. Затем выбрал нужные цвета. Начал рисовать. Иногда смотрел на картинки в учебнике.

3. Я определял, что справляюсь, если рисунок мне нравился. Если нет – стирал, затем вспоминал или смотрел на картинки. Продолжал рисовать.

4. Я внимательно посмотрел на свою работу, немного исправил.


Познавательная стратегия 2 (творческая работа выполнена в виде поделки).

1. Решил изготовить поделку, т. к. те китайские вещи, которые мы держали в руках, мне очень понравились.

2. Я вспомнил понравившуюся мне вещь и решил ее сделать. Подумал, какой материал нужен и как правильно сделать работу. Начал делать.

3. Чтобы проверить, правильно ли я делаю, вспоминал вещь, которую держал в руках или смотрел на похожую картинку в учебнике.

4. Внимательно рассмотрел поделку, исправил, сравнил с тем, что видел.


Познавательная стратегия 3 (творческая работа выполнена в виде сочинения).

1. Прочитав параграф в книге и вспомнив рассказ учителя на уроке, решил написать сочинение. Это будет небольшой рассказ об изобретениях в Древнем Китае. Мне нравится писать сочинения, потому что они у меня хорошо получаются.

2. Я вспомнил рассказ учителя об изобретениях и решил их описать. Еще я вспоминал, что видел или фантазировал.

3. Я определял, что сочинение получается, если оно мне нравилось. Если нет – я вспоминал рассказ или читал его в учебнике.

4. Я понял, что достиг цели, когда прочитал рассказ целиком, и он мне понравился.

Следует отметить, что многие учащиеся показывали свои работы родителям и после их одобрения заканчивали работу.

Таким образом, анализ выявленных познавательных стратегий позволяет сделать вывод о том, что учащиеся выбирают форму выполнения творческой работы в зависимости от более развитого канала восприятия. Кроме того, явно замечены сложности у учащихся в анализе своей учебной деятельности

На следующем уроке была устроена выставка творческих работ учащихся и обсуждение стратегий с целью создания памятки выполнения творческих работ. Работа над памяткой ведётся в настоящее время.