uzluga.ru
добавить свой файл
1
Этика экологического информирования.


Обращение к теме этики экологического информирования предполагает последовательное рассмотрение двух вопросов – определения сути и особенностей экологического информирования и этических проблем, возникающих по поводу экологического информирования.

Определение «экологической информации» дано в конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (известной как Орхусская конвенция):

«Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами;


b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше» [3].

Экологическое информирование можно охарактеризовать, используя следующие индикаторы: инфраструктура экологического информирования (сюда входит нормативно-правовая база и наличие механизмов ее реализации, а также сами источники информирования, их компетенция), особенности предоставляемой населению информации, реципиенты информации (уровень экологической культуры и развития гражданского общества).

  1. Инфраструктура экологического информирования: нормативно-правовая база, наличие механизмов ее реализации, источники информирования.

Не смотря на то, что Россия не присоединилась к Орхусской конвенции, регламентирующей механизмы экологического информирования для 33 европейских стран, в России существует документ, задающий приоритеты в природоохранной деятельности – Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р). В области экологического образования и информирования в Экологической доктрине предлагается следующее:

« 5.6. Экологическое образование и просвещение.

Основной задачей является повышение уровня экологической культуры, образования и профессиональных навыков и знаний в области экологии у населения.

Для этого необходимо:

Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения, экологизация системы образования и воспитания;

включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;

усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;

включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

конкурсная целевая государственная поддержка структур, осуществляющих экологическое просвещение и образование;

разработка стандартов образования, ориентированных на устойчивое развитие;

развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;

повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;

поддержка производства и публикации материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.

В Орхусской конвенции развитие экологического образования и информирования сопряжено с развитием гражданского общества. (В Орхусской конвенции это заложено в официальном названии – «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений..»). То же самое обнаруживается в Экологической доктрине РФ, позиционирующей развитие гражданского общества в качестве условия реализации государственной экологической политики:

5.7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной экологической политики.

Основной задачей является государственное содействие развитию гражданского общества как выразителя права населения на благоприятную окружающую среду.

Для этого необходимы:

усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные экспертизы и референдумы;

обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;

обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, реализующих экологическую политику;

поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;

создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;

создание законодательных и организационных условий для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций [8].

Гражданские инициативы, в том числе в области экологического просвещения, аккумулируются Общественной палатой РФ, в структуру которой входит Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды. В доклад ОПРФ о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2008г. вошли результаты исследования «Экологическая ситуация в российском массовом сознании».


Большинство россиян по-прежнему обеспокоены экологической ситуацией (78%); признают важность экологической проблематики как на глобальном (70% считают глобальное потепление серьезной угрозой), так и на национальном уровне (64% полагают, что достижение устойчивого развития России невозможно без улучшения экологической ситуации, хотя 22% респондентов затруднились с ответом в силу недостаточной информированности). При выделении 5−6 актуальных социальных проблем из списка 25 наиболее значимых 13% отмечают экологические, которые оказываются на 18 месте. Это объясняется высокой озабоченностью другими крайне важными социально-экономическими вопросами, недостаточным вниманием со стороны государственных структур (80% считают, что в стране принимается недостаточно мер для решения экологических проблем, 57% полагают, что не могут повлиять на их решение) и, как показали последние исследования, низкой освещаемостью экологической тематики в СМИ.

При высокой озабоченности общества и государства экономическими вопросами безотлагательное решение экологических проблем необходимо для обеспечения здоровья человека и благополучного экономического развития. Приоритетными задачами экспертного сообщества, институтов общественной политики становятся: заинтересованность общества и государства в решении экологических проблем, разработка основ национальной экологической политики. Среди приоритетов работы для повышения активности гражданского общества оказываются экологическое просвещение и развитие молодежного движения [1].

Итак, с одной стороны в новостях можно обнаружить официальную позицию власти, например: «У нас в стране сформировано современное экологическое законодательство, полностью отвечающие всем целям Орхусской конвенции. Кроме того, Россия, наконец, покинула список стран, в которых отсутствует самостоятельное национальное ведомство по охране окружающей среды, поскольку недавно было образовано министерство природных ресурсов и экологии. Более того, среди курируемых министерством вопросов, прямо упоминается данная конвенция» (заявление директора по развитию «Российского Зелёного креста», сопредседателя совета Социально-экологического союза Александра Фёдорова http://www.rian.ru/elements/20080611/110107208.html). С другой стороны, очевидно отсутствие положительной динамики в области экологического информирования и просвещения, поскольку даже в докладе ОПРФ говорится о «разработке основ национальной экологической политики». А ведь в качестве такой основы в 2002г. была принята Экологическая доктрина РФ, которая, судя по всему, стала исключительно декларативным документом.

О том, насколько эффективно реализуется экологическая политика в РФ, можно судить по отзывам об одном из центральных событий в этой сфере – Четвертой Всероссийской экологической конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», проходившей 18 ноября 2008 года в Москве, в Кремлевском Дворце съездов:

«Хотя формат конференции остался неизменным (доклады, выступления, принятие резолюции и награждение почетными знаками), остается сожалеть о явном снижении статуса этого мероприятия, а соответственно, интереса к заявленной тематике как организаторов, так и его участников. В докладах от организаций (перечень которых практически не отличался от прошлогоднего) присутствовала некая апатия и унылая констатация уже всем известных фактов. Уже никто не обвинял государство и общество в лице экологических организаций в том, что они плохо справляются с поставленной задачей, и что государство не удовлетворено их работой потому, что эти организации стремятся заработать на этой теме деньги, а делать деньги на экологии, это плохо. Сейчас экономический кризис и делать деньги, видимо, стало можно на всем – лишь бы не просить у государства, так что «градус» выступлений снизился [2].

К СМИ, занимающимися экологическим информированием в Интернет, можно отнести

  • официальные сайты госструктур (например, Министерства природных ресурсов и экологии РФ http://www.mnr.gov.ru, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования http://control.mnr.gov.ru, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru и т.п).

  • сайты международных организаций и НПО экологической направленности (ООН http://www.un.org/russian, ЮНЕСКО http://www.unesco.ru/rus/index.php, Гринпис России http://www.greenpeace.org, Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского http://www.vernadsky.ru/ и т.д.)



Сайты госструктур не ориентированы на рядового читателя, и созданы исключительно с целью дать информацию об организации, экологическая же ситуация здесь представлена по остаточному принципу. Сайты общественных организаций созданы для лоббирования собственных интересов, либо (за исключением Гринпис) работают с какой-либо одной экологической проблемой (что, разумеется, оправдано с позиций практического влияния), но целостную картину экологических проблем получить на них невозможно.

Совершенно очевидный пробел – отсутствие на официальных сайтах органов государственной власти (по крайней мере так обстоят дела в Республике Мордовия) систематической информации об экологической ситуации в регионе. Общественные организации экологической направленности в России пытаются восполнять этот пробел, но зачастую просто не владеют достоверной информацией.

Что касается печатных СМИ (также на примере РМ), то они также не считают нужным информировать о проблемах экологии постоянно и профессионально, ограничиваясь сообщениями о катастрофах и акциях «зеленых».

Экологическое информирование может и должно осуществляться посредством системы образования, которая, тем не менее, знакомит с проблемами экологии и экологической этики хаотично. В результате влияние этой информации (от отдельных спецкурсов до специального экологического образования) слишком невелико. Трансформации, о которых говорил Н.Н.Моисеев, не прослеживаются ни на одном образовательном уровне.

«Экологическое образование, если уместен этот термин, должно стать становым хребтом любого современного образования.

Причём всё должно быть подчинено главному – люди должны научиться жить в гармонии с Природой, взаимодействовать между собой, использовать все мыслимые технические и технологические возможности для обеспечения своего будущего. И отсюда – изменение всех акцентов, прежде всего гуманитарного образования: изучение истории в её контексте с взаимоотношением с Природой, изучение юриспруденции, не как систему законов, а как реализации логики взаимоотношения общества и Природы и взаимоотношения внутри общества. Я уж не говорю об экономике и обществоведении: экономическая выгода должна перестать быть демиургом остальной деятельности людей.

К подобным принципам перейти быстро невозможно, мы в самом начале пути. Наша задача сегодня заложить основы нового понимания места и значения университетов: образованность должна идти сверху!» [6]



  1. Характеристика экологической информации.

При обзоре источников и самих сообщений на экологическую тематику, возникает естественный вопрос: «На сколько критична экологическая ситуация в РФ? Стоит ли тревожиться по этому поводу?» В журнале «Ноосфера» (26/2008) вице - президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка В.В.Куценко дает следующий ответ:

За последние годы показатели состояния окружающей среды заметно ухудшились. Так, суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 1990-ми годами увеличились на 10% – от стационарных источников, на 30% – от автотранспорта, объем токсичных отходов – на 35%. Экологически неблагополучными признаются около 2,5 млн кв. км, или 15% территории России, где проживает более 65% населения страны [4].

Проблема сформулирована достаточно четко. Но, проводя обзор Интернет-источников, трудно не обратить внимание на бессистемность, хаотичность экологической информации. С другой стороны, существует огромное количество сайтов, объединенных девизом «все об экологии!», на них действительно можно обнаружить любую информацию – от «Путеводителя "экологичного образа жизни» (выпустил Всемирный фонд дикой природы) до последних новостей о керченском проливе. Изобилие информации играет в этом случае неоднозначную роль – очень сложно отобрать объективную информацию о происходящем. Весь спектр событий, прямо и косвенно связанных с экологией, можно увидеть на сайте «Россия в окружающем мире», http://www.rus-stat.ru. Существует достаточно сайтов, посвященных ГМО (Альянс стран СНГ «За биобезопасность» http://www.biosafety.ru и т.п.). Другой вопрос – что это дает? К примеру, можно увидеть следующие новости: «температура повысилась на 0,8 градусов; на восточное побережье Австралии обрушилась снежная буря». Что делать с этой информацией обычному пользователю? Если нет практики работы с информацией, никаких выводов сделать невозможно, кроме как «мы живем в безумном мире». Нет очень важного элемента – постоянного информирования об экологическом состоянии и мерах по его улучшению. Сайтов много, но ведь в каждом регионе должен быть на доступном для населения языке изложен календарь экологических событий. Также трудно представить, что человек сам озаботится своим экологическим образованием и будет повышать собственную экологическую культуру методом проб и ошибок.



  1. Характеристика реципиентов информации.

Экологическую и этико-экологическую неграмотность населения демонстрируют репрезентативные социологические исследования [7], [1]. Скепсис относительно решения экологических проблем, низкий уровень информированности как об общих, глобальных проблемах, так и о действиях в критических ситуациях, случаях экокатастроф, бытовых аварий, приводящих к тяжелым последствиям не только для окружающей среды, но и для собственного здоровья – самые очевидные результаты социологических опросов и мониторингов. В Мордовском госуниверситете мы провели небольшое анкетирование на факультетах, где читали модули экологической этики (всего 70 человек). На вопрос об источниках информации по проблемам экологии в основном указывали местную прессу, новостные сайты (с которых местная пресса «заимствует», ссылаясь на «надежные источники»), изредка встречались ссылки на научно-популярные издания («Гео»). Высшее образование эти пробелы не восполняет.

Итак, проблема экологического информирования в Российской Федерации вытекает из трех более масштабных проблем:

А) отсутствует единая концепция, стратегия экологического развития, нет ценностных ориентиров экологического развития и информирования, закрепленных в нормативно-правовой базе;

Б) отсутствуют механизмы для выполнения рекомендаций экологического образа жизни;

В) отсутствует система экологического, этико-экологического образования.

Пока не будет предпринято системное решение указанных проблем, информирование останется хаотическим и бесполезным.


Этика экологического информирования представляет собой систему принципов и норм, регулирующих экологическое информирование, причем норм боле конкретных и приоретизированных, нежели изложенные в профессиональных журналистских кодексах. В любом кодексе журналиста мы можем обнаружить принципы «уважение правды и права общества знать правду» как первоочередного долга журналиста, и т.д. (Декларация принципов поведения журналиста http://www.gdf.ru/books/books/liberty/0003.shtml). Но в случае работы журналиста с экологической информацией необходимо сопоставлять принцип честности с принципом ответственности, возможным эффектом, резонансом от информации (к примеру, паникой в случае публикации честного, но опасного для жизни и здоровья людей прогноза). Целеполагание в случае экологического информирования не может ограничиться только констатацией, описанием происходящего. Трудно и, наверное, бессмысленно «навязывать» журналистам функции «развития экологической культуры населения». Но журналист не может не нести ответственность за возможность использования предоставляемой информации: что толку в освещении экокатастрофы, если не говорить людям, что они должны делать?

Столкновение этических принципов актуализирует проблему ограничения экологической информации. Нужно ли писать обо всем, что происходит в этой сфере? Каким будет результат этой открытости? Поскольку это касается жизни и здоровья человека, то и ответственность более высокого уровня. В работе «Универсум. Общество. Информация» Н.Н.Моисеев предлагает следующие ответы:

Первое. Люди должны знать о тех катаклизмах, которые рождаются их деятельностью и которые уже видны на горизонте. И знать, что времени осталось немного: если всё будет развиваться по ныне действующему сценарию, то "прелести" рождённые самим человеком, увидят люди, родившиеся на пороге нового тысячелетия. Это не далёкое будущее, это завтрашний день. Но СМИ, без участия которых эти проблемы решены быть не могут, вряд ли станут отказываться от пошлых фильмов, которые и впредь будут воспитывать людей в потребительском духе. Они будут и дальше потакать людским слабостям, что куда выгоднее и легче, чем рассказывать о доброте, взаимопомощи, а тем более давать эфирное время для лекций по экологии.

Второе. Современная капиталистическая система объективно очень мало заинтересована в том, чтобы общество было по-настоящему интеллигентным и образованным, в том, чтобы оно представляло себе всю пагубность и опасность разворачивающегося сценария общественной эволюции, ибо это противоречит сиюминутной выгоде тех, кто "правит бал" [5].

Итак, у информирующих инстанций появляется дополнительное моральное обязательство, долг в случае чрезвычайных ситуаций проговаривать:

А) превентивные меры (просматривается прямая связь с информированием о практике малых дел как профилактике серьезных экологических проблем).

Б) конкретные правила поведения в критической ситуации, причем не только минимальные медицинские инструкции, но и действия в отдаленной перспективе (в настоящий момент это требование утопично хотя бы потому, что предполагает готовность государства к оперативному решению экологических проблем).

В основе этого долга находится здравый смысл, а не метафизическое требование его соблюдения: именно выполнение обязательства превентивного информирования и инструктажа позволит предотвратить панику среди населения и решить проблему эффективно (отказавшись от бессмысленной фильтрации информации, о которой все знают и которой никто не верит).

И, наконец, долженствование в освещении научных подходов в понимании экологической проблемы и ее решении, формирующее у населения привычку видеть перспективы ее развития и осознавать свой уровень ответственности (а не только ужасаться происходящим).

Можно сказать, что экологическое информирование схоже с методическими рекомендациями в начале занятий: чем более внятно мы ставим перед студентами задачу и представляем для себя возможные траектории ее решения, тем лучшего результата добиваемся.

Все же остальные проблемы нужно показывать, исходя из наиболее оптимального результата. А оптимальный результат – комплексное представление человека о последствиях определенного типа его взаимодействия с природой. И в случае системного видения человек всегда будет в курсе, что он должен делать, даже когда нет конкретного инструктажа.


Литература.


  1. Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Экологические проблемы и гражданское общество. http://www.oprf.ru/files/Doklad-OPRF-2008.pdf

  2. Ермолова Е. O Четвертой Всероссийской экологической конференции в Кремле. http://www.rusrec.ru/ru/news/1526

  3. Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» http://www.unece.org/env/pp/documents/cep43r.pdf

  4. Куценко В.В. «Бреши» российского природоохранного законодательства. http://www.vernadsky.ru/Noosfera/noo26.pdf

  5. Моисеев Н.Н. Универсум. Общество. Информация. Естественно научные универсалии современного миропонимания. Возможны альтернативы развития общества. http://www.mnepu.ru/moiseev/?id=277&page=0

  6. Моисеев Н.Н.Доклад «Экологический образ гуманитарного знания. Поиск пути». http://www.mnepu.ru/moiseev/?id=129&page=0

  7. Уровень осведомленности и образовательные потребности населения в области экологической этики. Аналитический отчет. http://www.unesco.ru/files/docs/shs/publ/environmental_ethics-analytical_reprot_brief1.pdf.

  8. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/432569f10031eb9343256c9a002f10ca?OpenDocument