uzluga.ru
добавить свой файл
Южное окружное управление образования

Окружной методический центр


Воспитателю семейного детского сада


Сборник


Игры между делом


Москва

2009


В сборнике представлены занимательные, развлекательные и развивающие игры для детей дошкольного возраста, в которые можно играть с ребенком дома, на прогулке, в машине, в очереди в поликлинике или в магазине, и провести время с пользой.

Представленные игры развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, ловкость, навыки произвольного поведения и, просто поднимают настроение.

Сборник адресован педагогам, родителям и всем, кто занимается воспитанием и обучением детей дошкольного возраста.


Составители: методист ОМЦ ЮОУО А.В. Минина, старший воспитатель ГОУ д/с № 741 С.И. Блинова.


В подборке игр для сборника также принимали участие родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений Южного округа города Москвы.


Содержание.


Игры в дождливую погоду ………………………………….

Игры с красками……………………………………………..

Игры с ножницами и бумагой…………………………….

Игры на развитие памяти…………………………………...

Словесные игры………………………………………………

Игры с движениями…………………………………………..

Игры в ванной комнате……………………………………..

Игры на прогулке, в походе………………………………..

Игры в очереди………………………………………………..

Игры в машине………………………………………………..

4

4

7

8

9

11 15

19

21

26















Игры дома в дождливую погоду


Игры с красками


«Солнце»

Цель: развить у ребенка выдержку и умение сосредоточиваться – от 2 лет

Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

«Раздуваем» картинки

Цель: Закрепление знания цветов – от 3 лет

Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.

«Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях – от 4 лет

Ребенок рисует любую несложную картинку(котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.


«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображения на рисунке признаков знакомых объектов и называть их – от 4 лет

Взрослый рисует сам картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медведь с ушами зайца; синяя лиса без хвоста и т.д. Ребенок исправляет : цыпленок желтый клюет зернышки; у медведя маленькие круглые ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

« Змея»

Цель: Развитие воображения, творчества, умение действовать по очереди – от 4 лет

Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.


«Лужок с цветами»

Цель: Развитие воображения, творчества – от 4 лет

Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков


«Волшебные картинки»

Цель: Развитие изобразительных навыков, фантазии, воображения – от 4 лет

Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху - черной гуашевой краской (лучше смешать ее с тальком, чтобы краска не скатывалась). Каким-нибудь предметом (например: пустой шариковой ручкой) процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа.


«Дорожное движение»

Цель: развитие координации – от 4 лет

Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.

«Рисуем музыкальные картинки»

Цель: развитие воображения, творчества – от 4 лет

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.


«Рисунки с продолжением»

Цель: Развитие изобразительных навыков, фантазии, воображения – от 4 лет

В центре листа бумаги ставим красную точку.

Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Волшебные кляксы»

Цель: развитие воображения, речи - от 5 лет

Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

«Железная дорога»

Цель: Развитие изобразительных навыков, фантазии, воображения – от 5 лет

Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное - в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе.

«Фальшивомонетчик»

Цель: Развитие изобразительных навыков – от 5 лет

Положить под бумагу разные монеты. Закрасить карандашом - монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны.


«Узор-сюрприз»

Цель: Развитие изобразительных навыков – от 5 лет

Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольником.
Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист.


«Разноцветные ладошки»

Цель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества – от 5 лет

Руку кладем на бумагу, карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами, можно нарисовать смешные рожицы или другое, что подскажет вам ваша фантазия.


«Забавные дорожки»

Цель: развитие координации, усидчивости – от 5 лет

На листе бумаги рисуем дорожки или лабиринт. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу – монетку – это машина или путешественник. Магнитом двигаем монетку по бумаге, чтобы он двигался как можно точнее по нарисованной дорожке.


Игры с клеем и ножницами


«Коллаж»

Цель: развиваем мелкую моторику рук, творчество, воображение – от 3 лет

Берем картинку с крупными деталями из раскраски. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. И клеим цветной коллаж.


«Мозаика»

Цель: Развивать умение составлять из частей целое – от 3 лет

Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков.

Вариант игры: вырезаем иллюстрацию из журнала разрезаем на части, можно начать с 4-8, до 20 и более.

«Гирлянда»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знания цвета, формы, размера, развитие логического мышления – от 3 лет

Вырезаем разные геометрические фигуры из цветной бумаги. В каждой
проделываем отверстие (можно дыроколом) и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем.

Вариант: фигуры можно чередовать при нанизывании по цвету, форме, размеру

«Комнатка для куклы»

Цель: Развитие воображения, творчества, умения работать ножницами – от 5 лет

Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге обои и выклеиваем ими коробку. Из спичечных коробков мастерим кроватки, а из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца., мастерим стол, стульчики, шкафы, комоды и т.д. Расставляем мебель и можно праздновать новоселье.


«Зоопарк»

Цель: Развитие воображения, творчества, умения работать ножницами – от 5 лет

Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных.
Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. На листе бумаги рисуем дорожки, травку, водоемы. Из спичечных коробочек или из конструктора строим заборчики. Расселяем животных.


«Мастерим книжку с картинками.»

Цель: Развитие воображения, творчества, умения работать ножницами – от 5 лет

Вырезаем картинки из каталога или журнала.

Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку.


Игры на развитие памяти


« Где что было»

Цель: развитие памяти, внимания – от 3 лет

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось.

Начинать следует с 4-5 предметов, постепенно увеличивая количество.


« Волшебный поднос»

Цель: Тренировка памяти – от 4 лет

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями


Словесные игры


«Поиск»

Цель: Развитие мышления, внимания, речи, умения задавать вопросы по картинке – от 3 лет

Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями


«Спрятавшиеся картинки»

Цель: Развитие мышления, внимания, речи, умения задавать вопросы по картинке – от 4 лет

Участник игры выбирает в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать, задавая наводящие вопросы на которые отвечают «да» или «нет»

«Невыдуманные истории»

Цель: Развитие речи. воображения, умения составлять небольшие рассказы – от 4 лет

Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям.

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предметов - от 4 лет

Взрослый достает из коробки (мешочка) предметы, называет их: «Это груша», а ребенок называет признаки «Она желтая, мягкая, вкусная.» «Это помидор».- «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец».- «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

Вариант игры: взрослый называет признаки предметов, а ребенок называет предмет.


«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого – от 4 лет

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца.

Взрослый начинает: « У меня медведь».

Ребенок: а у меня заяц.

-У медведя коричневая шубка.

-А у зайца- белая.

-У медведя маленькие круглые ушки.

-А у зайца уши длинные. И т.д.


«Кто больше назовет действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия – от 5 лет

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)

-Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорогу от снега, посыпает песком).

-Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится).

-Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать).

За каждый правильный ответ ребенку дается фишка. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.


«Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. – от 5 лет

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и …(пошла умываться, чистит зубы, делает зарядку.) Коля оделся и …(пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и …(спрятался в кусты, задрожал , помчался прочь). Ира обиделась и …(заплакала, не стала разговаривать с детьми).


«Болтуны»

Цель: развитие мышления, речи – от 5 лет

Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями.


Игры с движениями


«Пол, нос, потолок»

Цель: развивать внимание – от 3 лет

Взрослый правой рукой показывает на пол и называет: «Пол». Затем коснуться носа и сказать: « Нос».Потом поднять руку вверх и сказать: «Потолок».Делать не торопясь, затем ваша цель запутать ребенка: сказать: «Нос», показать на потолок и т.д. Игру можно повторить с убыстрением темпа.


«Бег с «яйцом»

Цель: развитие координации – от 3 лет

Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.

«Игра в фанты»

Цель: развитие творчества, раскрепощение – от 3 лет

Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?»


«Дрессированная змея»

Цель: Развивать умение подчиняться общему правилу, развитие координации, быстроты реакции – от 3 лет

Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за
другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например, ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате.


«Веселые привидения».

Цель: развитие воображения, творчества – от 4 лет

Все закутываются в белые платки или простынки и кружат по квартире, как привидения, придумывают свой танец или «песенку привидения».


«Сыщики»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве по схеме – от 4 лет

Прячем в комнате несколько предметов., рисуем схему с обозначением места спрятанного предмета. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу.


«Слепая курица»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве – от 4 лет С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев.


«Непослушный шарик»

Цель: развитие координации – от 4 лет

Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть.


«Модницы»

Цель: развитие воображения, творчества – от 4 лет

Приносим банты, заколки и обручи для волос. Придумываем прически. Друг другу делаем необычные, фантастические прически. Придумываем название прически.

«Сюрприз»

Цель: Закрепляем умение ориентироваться в пространстве – от 4 лет.

Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет.


«Птицы летают высоко.»

Цель: развитие внимание, координации, расширение представлений об окружающем – от 4-5 лет

Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по
очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант.


«Разрушители»

Цель: Снятие напряжения, агрессии – от 4 лет

Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга.


«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым – от 3 лет

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол, ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке- отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.


«Играем в палатку»

Цель: Снятие напряжения, гармонизация отношений между ребенком и взрослым – от 3 лет

Накрываем стол большой скатертью или покрывалом. Кладем на пол подушки с дивана. Забираемся под стол. Главное - не забыть провиант.

Вариант: Предложить ребенку «пойти в поход». Собираете провиант, берете с собой покрывало или скатерть для палатки, рисуете маршрут похода - по квартире, определяете место привала, и т.д. насколько вам хватит фантазии… И отправляетесь в путь.


«Соревнование скороходов»

Цель: развитие внимание, координации, снятие напряжения – от 4 лет

Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру.


«Смеяться запрещается»

Цель: Снятие напряжения, развитие речи – от 5 лет

Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным. Кто дольше выдержит?


«Водители»

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции, координации – от 5 лет

На листе бумаги рисуем дорогу. Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Для машинок подойдут крышечки другого цвета.

Вариант: можно устроить соревнование, нарисовав две дороги, можно усложнить трассу и т.д.


«Считаем очки»

Цель: формирование навыка устного счета – от 6 лет

Взять несколько кубиков от настольных игр (или кости). Бросаем кубики по очереди. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.




Игры в ванной комнате