uzluga.ru
добавить свой файл
1
Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения? (Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?)


На письме без знаков конца предложения обойтись невозможно.

В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).

Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (3), вопросительную (4) и восклицательную (5) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 6 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.

Как мы видим, выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом предложения, а также зависит от интонации. Действительно, без знаков конца предложения обойтись невозможно.


Зачем нужно многоточие?

На письме без многоточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Многоточие как знак препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Это знак незаконченности или обрыва предложения. В тексте таким является первое предложение: «……». Многоточие, поставленное автором в конце 2 и 3 предложений, является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить душевное состояние героя: задумчивость, погруженность в свои мысли и чувства.

Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, многоточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужен восклицательный знак (вопросительный знак, точка)?

На письме без восклицательного знака (вопросительного знака, точки) обойтись невозможно.

Восклицательный знак (вопросительный, точка) обозначает границу предложения (1). Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).

Наличие восклицательного знака (вопросительного знака, точки) в конце предложений помогает автору передать восклицательную (вопросительную, повествовательную) интонацию, душевное состояние героев (3). Стоит заменить восклицательный знак (вопросительный, точку) в предложении 3 на вопросительный знак (точку), смысл предложения сразу изменится.

Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, восклицательный знак (вопросительный, точка) – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.


Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.


Зачем нужны уточняющие члены предложения?

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Уточняющие члены предложения дают дополнительную характеристику тех членов предложения, к которым относятся, ограничивают или, наоборот, расширяют смысл понятия.

Наиболее активно в речи используются уточняющие обстоятельства, с помощью которых можно конкретизировать место и время. Например, в предложении №3 (На западе, за станицей, все ещё мертвенно светила долгая летняя московская заря) с помощью уточняющего члена "за станцией" конкретизируется место, где происходит действие, а в предложении № 16 (Прежде, в лета моей юности, мне было весело подъезжать к незнакомому месту) благодаря уточнению "в лета моей юности" мы получаем более точные сведения о времени.

Кроме обстоятельств уточняющими также могут быть и определения, которые уточняют различные качества и признаки: цвет, размер, возраст и т.д. Например, в предложении № 28 (Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи) слово "длинная" конкретизирует размер, а в предложении № 31 (Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках) словосочетание "глиняного цвета" уточняет цвет.

Уточняющие определения могут конкретизировать и общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый и другие: Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега.

Уточняя смысл нашего повествования, мы помогаем собеседнику более детально увидеть предмет, картину или обстоятельства. Человек, который использует уточнения при описании, всегда более интересен, а его информация более точная


Роль антонимов в речи.

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

Например, NN в предложении 2 употребляет антонимы "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в данном тексте эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее.


Роль архаизмов в художественном тексте

Без архаизмов в художественном тексте не обойтись.Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты.

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке


"Для чего нужны односоставные предложения?"

Односоставное предложение – это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.

По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения.

Классификация односоставных предложений

Односоставные предложения делятся на две группы:

с главным членом ПОДЛЕЖАЩИМ (назывные)

с главным членом СКАЗУЕМЫМ (определённо-личные, обобщённо-личные, неопределённо-личные и безличные)

Функции НАЗЫВНЫХ предложений:

С помощью назывных предложений можно выразить:

непосредственное восприятия: - Пожар!

указание: –Вот лес. Вон речка.

достижение: – Вот и тишина.

эмоциональную оценку: – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Функции ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫХ предложений

В этих предложениях сообщается о действии, которое выполняет определенный субъект, или о признаках этого субъекта.

Форма 1 или 2 лица указывает на говорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежит субъект.

Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно на него указывает, поэтому форма 1 или 2 лица местоимения оказывается лишней.

Люблю наблюдать восход солнца! Расскажи мне о людях! Принесите мне воды! Хочешь помочь мне?

Функции НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫХ предложений

Неопределенно-личные – один из типов личных односоставных предложений, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительном и повелительном наклонении и множественного числа прошедшего времени: На корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали.

Эти предложения сообщают о независимом действии, производитель которого грамматически не выражен и мыслится как неопределенное лицо (=кто-то).

В предложениях такого типа сообщается о действии или признаке человека или группы лиц, но в центре внимания оказывается именно действие, а не его производитель.

Говорящий знает о действии, но либо не знает о том, кто его совершает (класическая фраза: Стучат.), либо он ему в данной ситуации неважен.

Функции БЕЗЛИЧНЫХ предложений

Смысловое значение безличных предложений заключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъекта или независимо от его воли.

Безличные предложения выполняют в современном русском языке следующие смысловые функции:

а) Безличными предложениями оформляются сообщения о состоянии природы или окружающей среды:

О стихийных действиях в природе: Снегом занесло дорогу; льдом сковало реки (субъект обозначен творительным падежом). Лодку разбило бурей. Нет ни в чем удачи: то скосило градом, то сняло пожаром.

О тех или иных явлениях природы, обстановки, окружающей среды: Было морозно и ясно. На улицах было пусто. Глухо в степи. На дворе оказалось неожиданно светло и солнечно. В кабине было тепло и душно. Под утро похолодало. В лесу было прохладно.

Переход из одного состояния в другое: светает, смеркается, темнеет. Чуть светало...Уже давно смеркалось. Уже совсем стемнело и начало холодать.

б) Безличными предложениями оформляются сообщения о физическом и психическом состоянии человека: мне нездоровится, дремлется, нам холодно, жарко. Меня лихорадит. Утром ей нездоровилось. Нет, не спалось Петру и Оксане в эту ночь. От каждого шороха у него холодело в груди. Помутилось у него в глазах.

в) Безличные предложения употребляются для выражения модальных отношений говорящего к сообщаемому, а именно:

o возможности, желательности, необходимости, неизбежности или допустимости каких-либо действий: Мне хочется поскорей добраться до дому. Здесь можно пройти. Больше нельзя двигаться, придется нам заночевать тут. Пришлось подставлять под течь корыто и котлы. Придется проследить.

г) Безличные предложения используются в речевой практике для указания на:

недостаток или отсутствие кого или чего-нибудь. Ему недостает смелости. У меня нет здесь знакомых. Мне не с кем посоветоваться.

наличие, достаток, прибыль и убыль кого-либо или чего-либо: Прибыло и убыло воды в Неве, народу на Невском! Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца! Казалось, счастья хватит на целый век. Она проворно и весело подавала солому, словно у нее прибавилось силы.


"Роль лексического повтора в книжной речи"

Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца).

Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.

ФУНКЦИИ лексического повтора

Функция №1. СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.

Функция №2. СРЕДСТВО ПРИДАНИЯ ЯСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЮ, помогающее избежать туманности изложения.

Функция №3. СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ МОНОТОННОСТИ И ОДНООБРАЗИЯ ДЕЙСТВИЙ

Функция №4. ФУНКЦИЯ НАРАСТАНИЯ

Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Эта функция родственна первой функции, указанной выше. Разница состоит в том, что нарастание выражает постепенность увеличения силы эмоций.

Функция №5. СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МНОГОКРАТНОСТИ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ

В этой функции повтор является типизацией фольклорных повторов.

Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ

Функция №7. РИТМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Повторение одних и тех же единиц (слов, словосочетаний и целых предложений) способствует более четкой ритмической организации предложения, часто приближающей такую ритмическую организацию к стихотворному размеру.

Функция №8. СРЕДСТВО ЗАМЕДЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Устная народная поэзия широко пользуется повторением слов в целях замедления повествования, придания песенного характера сказу, и часто вызывается требованиями ритма.

Функция №9. СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Эта функция реализуется главным образом ритмом, который образуется из-за повторения слов и словосочетаний. Например, ..Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговиныи глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.


"Роль эпитетов в художественной речи"

Без эпитетов в художественной речи не обойтись. Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи (пример);

обогащают содержание высказывания(пример);

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете(пример);

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.


МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ

"Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции"

ТРОПЫ

1. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

2. Метонимия - это приём краткой выразительной речи.

3. Ирония помогает создать комический эффект.

4. На гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

5. Олицетворение повышает моциональную выразительность текста.


6. Синекдоха - усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

7. Литота служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

8. Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

9. Аллегория используется для того, чтобы выразить идеи глубокого философского содержания. Широко используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру.

10. Перифраза подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

11. Многозначные слова придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. Омонимы придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

2. Синонимы свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

3. Антонимы делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА


1. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

2. Архаизмы служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

3. Историзмы служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

4. Неологизмы являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

5. Профессионализмы используются в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

6. Жаргонизмы используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

7. Диалектизмы вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

8. Заимствованные слова - источник пополнения словаря.

9. Разговорная лексика используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

10.Просторечные слова - средство речевой характеристики героев.

11.Термины служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

12.Фразеологизмы придают речи яркость и выразительность.


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

1. Градация предельно точно и выразительно передаёт мысль автора.

2. Антитеза выражает экспрессию, отражает философские вопросы жизни и смерти.

3. Оксюморон подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

4. Лексический повтор выделяет ключевое понятие.

5. Анафора - средство создания поэтического подтекста.

6. Эпифора - средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.


"Постановка запятой перед словами КОГДА и ГДЕ"

Перед словами КОГДА и ГДЕ запятая может ставиться, а может и не ставиться.

Рассмотрим эти случаи.

КОГДА

Слово КОГДА может быть либо местоименным наречие времени, либо союзом.

Запятая перед КОГДА ставится в следующих случаях:

1. если КОГДА - союзное слово или союз, который присоединяет придаточное предложение к главному в составе сложноподчинённого (Нам объявили, когда мы поедем на экскурсию.Это было, когда ты был маленьким).

2. если КОГДА - это неопределённое наречие при противопоставлении двух предложений или членов предложений посредством повторения (Занимаюсь когда утром, когда вечером).

Запятая перед КОГДА не ставится в следующих случаях:

1. если КОГДА - союзное слово или союз, который относится ко второму придаточному в сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными, соединёнными союзом И, при однородном подчинении (Мы отправились в поход, когда кончился дождь и когда выглянуло солнце).

2. если КОГДА – это неопределённое местоимение со значением "когда-нибудь", "когда-либо" (Спроси его, не бывал ли он когда в Витебске. Слыхал ли ты когда, чтоб мёртвые из гроба выходили?)

3. если КОГДА – союз, который следует сразу же после подчинительного союза ЧТО при последовательном подчинении и при этом есть слово ТОГДА (Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда он жил у хороших господ, тогда он был своими господами доволен).

При отсутствии слова ТОГДА запятая перед КОГДА ставится (Это потому, что, когда вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости).

ГДЕ

ГДЕ - местоименное наречие, также союз.

Запятая перед ГДЕ ставится в следующих случаях:

1. если ГДЕ - союзное слово или союз в придаточных предложениях (Не знаю, где это находится).

Запятая перед ГДЕ не ставится в следующих случаях:

1. если ГДЕ - неопределённое местоимение со значением "где-нибудь", "где-либо". (Спроси его, не видел ли он где мою тетрадь).

2. если ГДЕ - частица для усиления эмоциональности отрицания (в том числе риторического), часто в сочетаниях типа "где уж", "где там", "где уж тут" и т. п.: (Справишься с этим? — Да где уж мне!)

3. если ГДЕ - слово, входящее в состав цельного по смыслу выражения (Как отучить кошку гадить где попало?)

http://statgrad.mioo.ru/sg10_11/exam9/index.htm