uzluga.ru
добавить свой файл
Занятия 4-5. Первые отечественные реформаторы.


План занятий.

  1. Административно-финансовая реформа княгини Ольги.

  2. Религиозные реформы Владимира Святославовича. Значение принятия христианства.




  1. Княгиня Ольга, является одной из самых легендарных фигур в истории Древней Руси. В народе ее прозвали вещей и с ней связано множество легенд и сказаний. Свое правление, Ольга начала в 945 году, со дня смерти своего мужа князя Игоря. Полученной властью, княгиня Ольга воспользовалось в полной мере, показав себя решительной и отважной правительницей.

Свое правление, Ольга начала с кровной мести за смерть мужа, князя Игоря, который был убит древлянами за то, что пытался повторно взять дань, причем довольно жестоким способом, его, привязав к двум деревьям за ноги, разорвали пополам. В ответ Ольга, став княгиней, для начала приказала заживо закопать послов Искоростеня, после чего, собрав дружину, захватила город Искоростень, присоединив его к своим землям.

Разобравшись с соседями, княгиня Ольга стала проводить на подвластных ей землях административно финансовую реформу. Суть проводимых княгиней Ольгой реформ была поистине революционной и в корне отличалась от деятельности проводимой ее мужем князем Игорем. При жизни князь Игорь проводил довольно бессистемную и часто откровенно грабительскую систему взимания дани. Реформа коснулась не только Древлянской земли, утратившей независимость (племенное княжение было уничтожено «възложением дани»). В 947 г. с целью распространения власти Киева и новых форм организации взимания поборов Ольга отправилась на Приднепровье, Лодесенье и в Новгородско-псковскую землю и.

«Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани, и лов ища ее суть по всей земли, знаменья и места и погосты... и по Днепру перевепща и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе...» — сообщает летописец. В этом отрывке из летописи упомянуты по сути дела границы территории Киевского государства во время княжения Ольги, отмеченные реформаторской деятельностью княгини. Летописец подчеркнул личный, владельческий характер ольгиных установлений: «ее места», «ее ловища», «ее знамения», «ее село». Интересно упоминание об организации Ольгой становищ и погостов. Возможно, при Игоре сборщики дани пользовались в качестве станов городками местных древлянских князей. Конфликт с древлянами потребовал новых отношений, строительства своих становищ для безопасности сборов будущих полю дин. И Ольга их создала. Как и становища, погосты предназначались для сбора дани, но, удаленные от Киева на многие месяцы пути, они основывались Ольгой как своеобразные «крепостицы», защита которых обеспечивалась «воями». Погосты и становища становились административными центрами и княжеской вотчины, и всего государства

Деятельность Ольги укрепляла финансовую базу княжеской власти, аппарат княжеского государственного управления, расширяла саму княжескую вотчину. Все это укрепляло и власть киевской княгини, оправдывало ее усилия, направленные на сплочение, отдельных земель — «лоскутьев империи Рюриковичей, - по словам К. Маркса - в сильное государство на Востоке Европы. Не меч, но мудрость и ум служили ей орудием в осуществлении этого замысла»

. Экономическое укрепление Киевского государства, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях.

Созданная княгиней Ольгой система управления объективно нуждалась в новой форме идеологии.  Поскольку, как писал Ф. Энгельс, чувства масс в эпоху средневековья были вскормлены «исключительна религиозной пищей» , желание Ольги приобщиться к христианской вере вполне объяснимо. Княгиня стремилась получить крещение из рук византийского императора и патриарха именно в столице империи — Константинополе с целью возвышения собственной власти и укрепления международного авторитета своей страны. С престижностью места и обстоятельств крещения Ольга, по- видимому, связывала надежды и на успех в борьбе с языческой оппозицией.

Исторические факты о посещении княгиней-регентшей Царьграда обросли вымышленными деталями. В летописном варианте описания ее дипломатической миссии явственно проступают различные версии рассказа (их условно называют императорской и патриаршей), а также некоторые легендарные элементы. Вероятнее всего, летописец слил не только две версии, но и два путешествия Ольги в столицу Византии — в 946 и 953/54 гг., поместив историю посещения Ольгой Константинополя под 955 г. «Иде Ольга в Грекы и приде Цесарюграду» — так начинает летописец описание дипломатической миссии, возглавлявшейся княгиней. Представительное посольство летом 946 г. в соответствии с какой-то предварительной договоренностью прибыло в Суду — Константинопольскую гавань и простояло там около двух месяцев, прежде чем было принято

Принимая христианство,  Ольга  предполагала  сделать его государственной религией,  но, чувствуя,  что принятие крещения из рук греков может поставить Русь и политическую зависимость от Византии, направила все усилия на установление' равноправных, взаимно выгодных отношений с империей. Исходя из этой посылки, некоторые историки допускают, что Ольга могла добиваться организации русской церкви с элементами самостоятельности и отказ императора был причиной дальнейшей напряженности переговоров. Крещение Ольги в Царьграде — это не  эпизод  ее личной жизни,   не частный вопрос благочестивой женщины, а далеко рассчитанный политический шаг, победа княгини в политическом поединке  с   главой   крупнейшей   державы  того   времени. Ольга была возведена в почетный ранг «дщери» императора, а Константин получил от нее значительную военную помощь. На прощание василевс одарил русскую правительницу:  и дасть ей злато и сребро, паволоки и съеуды различныя и отпусти ю...»

В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, княгиня Ольга своими внешнеполитическими инициативами продемонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и даже необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений: Русь в период ее правления не воевала ни с одним из соседних государств. Поэтому осуществление далеко не всех задуманных планов отнюдь не снижает ценности  «дипломатического опыта» княгини Ольги.

  1. Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено ее внуком, «великим Володимером, хрестявшим всю землю Русскую». Следует отметить, что Владимир Святославич пытался (правда, безуспешно) утвердить на Руси автокефальную церковную организацию, о которой думала княгиня Ольга. Вначале он заключил династический брак с одной из принцесс византийского императорского дома, после чего Русь приняла крещение, сохранив высокое политическое положение.

Время княжения Владимира Святославича (980—1015) явилось важным этапом как в истории Киевской Руси в целом, так и в истории ее столицы — Киева.

Князь Владимир Святославич представлял собой яркую в истории Руси фигуру и справедливо считается одним из наиболее выдающихся ее государственных деятелей. Его энергичная деятельность была направлена прежде всего на укрепление центральной власти киевского князя и подавление регрессивных, центробежных тенденций, которые существовали в местных княжениях.

Владимир имел необычную для великого князя киевского генеалогию: он был внебрачным сыном Святослава и Малуши — ключницы княгини Ольги.

Первые годы правления Владимира были сложными и неспокойными. Наемная варяжская дружина, помогавшая одолеть Ярополка, требовала наложить на киевлян контрибуцию по две гривны с человека. Однако этот акт сразу же восстановил бы киевлян против нового князя. И Владимир с большим дипломатическим тактом сумел направить буйные варяжские отряды в Византию, предупредив, впрочем, императора об их опасном характере.

В ослабленном междоусобицами государстве начались антикиевские сепаратистские выступления на периферии. Активизировались и западные соседи Руси, прежде всего Польша. В 981 г. были подчинены вятичи «и възложи на ня дань от плуга, якоже отець его имаше». Но на следующий год (982) снова «заратишася вятичи» и Владимир «победи я второе». В 983 г. он покорил ятвягов. В 984 г. власти киевского князя «корятся радимичемъ». В 992 г. состоялся поход Владимира на хорватов и завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевской Руси.
В 981 г. началась война с Польшей из-за Червенских городов. В результате удачного похода в состав Киевского государства вошли Червен, Перемышль и другие города.
В этот период завершился длительный процесс формирования территории Киевской Руси. Определились ее рубежи, совпадавшие в основном с этнографическими границами восточных славян. Это было крупнейшее в Европе государство с исключительной для эпохи средневековья этнической однородностью.
Одним из важнейших государственных мероприятий Владимира Святославича, направленных на политическую консолидацию всех восточнославянских земель, была административная реформа 988 г., завершившая начинания Святослава. Суть ее заключалась в окончательном уничтожении политической автономии местных «племенных» княжений. До этого времени Киевская Русь во многом представляла собой совокупность княжеств, вассальных по отношению к Киеву, которые признавали сюзеренитет великого князя киевского, платили ему дань, поставляли войска, но сохраняли внутреннюю автономию с местными княжескими династиями и, следовательно, местным управленческим аппаратом. Поэтому вся политическая система Киевской Руси в значительной мере держалась на силе киевского князя. Стоило этой силе ослабнуть, как то одно, то другое княжество делало попытки отделиться от Киева.
Теперь местные «племенные» княжения как административные единицы были уничтожены, а территория Киевской Руси была разделена на области вокруг крупных городов, где вместо князей из местных династий были посажены сыновья Владимира: «И посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, и посади Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме, Святослава въ Деревехъ, Всеволода Володимери, Мстислава Тмуторокани». В менее важных городах находились посадники Владимира из ближайшего окружения князя.
Реформа ликвидировала власть местных князей, которые были тесно связаны происхождением и интересами со своими землями, покончила с сепаратизмом земель. Вся власть на местах перешла в руки лиц, непосредственно зависимых от киевского князя, которым были близки интересы Киева.
Для обеспечения безопасности южных границ Руси Владимир закладывает многочисленные города и замки в пограничных со степью районах, в которые он переводит население из других земель: «нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сихъ насели грады». Этими мероприятиями киевский князь одновременно создавал эффективную систему борьбы с печенегами и укреплял свою власть на местах.
В результате реформы все земли Киевской Руси и все высшие ступени феодальной иерархии в государстве оказались в руках одного княжеского рода. С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.
Для прочной политической консолидации Киевской Руси административную реформу необходимо было закрепить реформами в области идеологии.

На Руси официальной религией оставалось язычество, одной из главных черт которого было территориальное разделение. Не существовало общего для всех земель пантеона богов. Каждая область поклонялась своим, местным, часто довольно многочисленным богам. Выступления в отдельных землях часто принимали религиозную окраску, как движение на защиту своих «племенных» богов. Религиозные реформы Владимира Святославича были направлены на ликвидацию этого сильного идеологического оружия в руках сторонников сепаратизма. Князь и его окружение отлично понимали силу влияния религии на людей того времени и старались использовать это влияние в интересах феодального государства.
Владимир стремится превратить Киев в религиозный центр всех восточных славян. Сразу же после вокняжения в Киеве он создает пантеон главных языческих богов во главе с Перуном — богом грома и молнии, покровителем князя и его дружины. В центральной части киевского детинца, «на холму вне двора теремнаго», было сооружено языческое капище, где поставили: «Перуна древяна, а главе его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Хоре и Дажбог (Даждьбог) олицетворяли солнце, но имели разное происхождение: Дажбог — чисто славянское божество, а Хоре — иранское, которое вошло в пантеон, вероятно, от северян, испытавших на себе сильное влияние ираноязычного населения. Симаргл — бог земли, подземного царства, также иранского происхождения; Стрибог — славянский бог ветров; Мокошь — богиня плодородия и домашнего очага, по происхождению финское божество (земли некоторых финских племен входили в состав Киевской Руси).
Единый пантеон, объединяя всех древнерусских богов, должен был лишить почвы сепаратистские тенденции отдельных земель. Провозглашая Перуна (покровителя князя) верховным божеством пантеона, Владимир Святославич освящал этим феодальную систему.
Однако язычество уже пережило свое время. Это была религия первобытнообщинного общества, и поэтому попытки приспособить ее для нужд феодального государства были обречены на провал. Язычество уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития Киевской Руси, достигнутому во второй половине X в.
Новым социально-политическим условиям развития древнерусского государства должна была соответствовать религия единобожия. Во всех соседних с Русью государствах различные разновидности этой религии пришли на смену язычеству.
После ознакомления с обрядами и церковной службой существовавших религий было решено остановиться на выборе христианства византийского образца. Такому выбору способствовала политическая обстановка того времени, давние и прочные связи с Византией, определенные позиции, занятые ее церковью на Руси начиная с IX в. В 988 г. князь Владимир Святославич «крестит Русь», т. е. утверждает православие официальной государственной религией.
Вернувшись в Киев, Владимир приступил к уничтожению языческих капищ и насаждению христианства: сперва в столице, а затем и по всей стране. Он «повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другыя огневи предати; Перуна же повеле привязати коневи къ хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, 12 мужа пристави тети жезльемъ». На следующее утро на Днепре «Володимеръ съ попы царицины и Корсуньскыми» крестил киевлян. После этого Владимир «повеле рубити церкви и поставляти по местомъ, иде же стояше кумиръ Перунъ и прочии, иде же творяху потребы князь и людье».
Постройка церквей на местах, где стояли языческие капища, символизировала победу христианской религии над язычеством. На Перуновом холме была построена деревянная Васильевская церковь в честь святого Василия — христианского патрона князя Владимира. В 989— 996 гг. в центре «города Владимира» построена первая на Руси каменная церковь — Десятинная.
Новая религия с ее монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и повиновении, проповедью о непротивлении злу насилием, что в условиях классового общества означало непротивление эксплуатации, в полной мере отвечала историческим условиям, сложившимся на Руси в конце X в. Особенностью христианства на Руси являлось то, что оно насаждалось сверху государственной властью как государственная религия. На Руси церковь очень быстро вошла в государственный аппарат; ее важнейшей функцией стала идеологическая обработка народных масс в духе «рабы да повинуются господам своим».
Введение христианства, подготовленное всем ходом внутреннего развития Киевской Руси, стимулировалось и внешнеполитическими причинами. Этого требовало развитие политических, экономических и культурных отношений со странами Европы, большинство которых к тому времени было христианскими. Причиной того, что Киевская Русь, несмотря на давнее знакомство с христианством, все же не спешила с провозглашением его государственной религией, являлось опасение попасть в вассальную зависимость от Византии.
Русская православная церковь была организована по византийскому образцу. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначавшийся патриаршим синодом или великим киевским князем с последующим избранием собором русских епископов. Последние управляли епархиями, которые территориально в основном соответствовали удельным княжествам.
Введение христианства на Руси сыграло большую роль в укреплении единства древнерусского государства. Церковь содействовала упрочению нового, прогрессивного по сравнению с рабовладельческим феодального строя, брала под защиту моногамную семью, выступала против обычая кровной мести, способствовала развитию письменности,
литературы, искусства и монументального строительства. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений византийской культуры, развитию связей с Балканами и другими странами Европы.
Таким образом, православное христианство было важным идеологическим оружием в борьбе за утверждение феодального строя и укрепление на Руси власти класса феодалов. А вскоре и сама православная церковь стала крупнейшим феодалом, непосредственно эксплуатирующим трудящиеся массы.


Список источников: 1.http://www.unbusiness.ru/statipolzovatelej/finansovayareformaknyagini.html

2.http://www.bibliotekar.ru/polk-11/3.htm 3.http://otherreferats.allbest.ru/history/00016437_0.html

4.http://www.olga-pskov.ru/olga.php

5. http://referat54.ru/History_of_the_fatherland/32529/

6. http://big-archive.ru/history/history_of_russia_1/6.php

7. http://big-archive.ru/history/history_of_russia_1/6.php

8. http://ed1.kslobodsk.ru/edumaterials/88888895-history/29-volodaknaj


Тестирование по теме:

  1. Как назывались в древности места сбора дани?

А. Погосты

Б. Становища

  1. Когда было принято христианство?

А. в 925 г.

Б. в 988 г.

В. в 999 г.

  1. Какой священник был избран митрополитом Руси?

А. Илларион

Б. Иов

В. Никон

  1. Откуда на Русь пришло христианство?

А. из Волжской Булгарии

Б. из Рима

В. из Хазарского каганата

Г. из Византии

  1. Какая река была местом крещения киевлян?

А. Днепр

Б. Волхов

В. Волга

Г. Москва

  1. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

А. жителей киевской Руси перейти в христианство

Б. князя Владимира сохранить многоженство

В. киевских князей упрочить государство и свою власть

Г. киевских князей укрепить международный авторитет Киевской Руси

  1. Принятие христианства:

А. замедлило развитие культуры

Б. укрепило международное положение Руси

В. к усилению племенной разобщенности

Г. к проникновению на Русь письменности и византийской культуры.

  1. Установите последовательность событий.

А. поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б. крещение Руси

В. религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси

Г. начало княжения Владимира Святославича



1

2

3

4