uzluga.ru
добавить свой файл
1

Заключение

Общественной палаты Российской Федерации


на проект федерального закона № 152940-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части установления порядка доступа граждан в объекты культурного наследия и особенностей сделок с объектами культурного наследия)


Общественная палата Российской Федерации считает данный законопроект своевременным и необходимым.

Законопроект разработан с целью совершенствования законодательства о государственной охране, сохранении и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в части регламентации определения условий доступа граждан к объектам культурного наследия и обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Учитывая вступление в силу с 1 января 2007 г. федеральных законов от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», по законопроекту имеется ряд существенных замечаний.

1. Исходя из перечня требований, указываемых в охранном обязательстве, законопроектом предлагается заменить термин «охранное обязательство» на «обязательство по сохранению объекта культурного наследия». Учитывая необходимость идентичности терминов, целесообразно внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – Федеральный закон № 199-ФЗ), которым в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) вводится понятие «охранное обязательство». Кроме того, понятие «охранное обязательство» используется в Федеральном законе от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ), который расширил круг случаев, когда оформляются охранные обязательства. В связи с этим необходимо доработать указанный проект федерального закона с учетом положений Федерального закона № 258-ФЗ в части оформления охранных обязательств.

2. Пункт 2 статьи 1 законопроекта вносит изменения в пункт 4 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ, устанавливая, что при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, отнесенное к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, отчужденное из государственной или муниципальной собственности, каждый новый собственник принимают на себя обязательства по сохранению данного объекта до их выполнения в полном объеме. В соответствии с пунктом 7 статьи 1 законопроекта под обязательством по сохранению объекта культурного наследия понимается совокупность требований по сохранению объекта культурного наследия, условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Таким образом, обязательство по сохранению объекта культурного наследия представляет собой совокупность требований, которые должны соблюдаться собственником объекта культурного наследия постоянно в течение всего времени нахождения объекта культурного наследия в его собственности и не могут быть выполнены в какой-то момент в полном объеме. Также нецелесообразным является упоминание об обязательном включении обязательства по сохранению объекта культурного наследия в договоры, предусматривающие переход права владения или пользования объектом третьим лицам, так как гражданским законодательством на собственника уже возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. Необходимо уточнить содержание пункта 4 статьи 1 законопроекта, посредством которого статья 52 Федерального закона № 73-ФЗ дополнена пунктом 31. Указанный пункт представляет, с одной стороны, закрытый перечень юридических лиц, которым в безвозмездное пользование может быть передан объект культурного наследия, находящийся в федеральной собственности, а с другой стороны, предусматривает, что передача объекта культурного наследия в безвозмездное пользование иным юридическим или физическим лицам осуществляется собственником объекта культурного наследия по своему усмотрению. Таким образом, законопроектом, в отличие от действующих норм Федерального закона № 73-ФЗ, предусматривается возможность передачи объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, неограниченному кругу лиц, что также требует соответствующих разъяснений в пояснительной записке к законопроекту.

4. Подпункт 10 пункта 5 статьи 1 законопроекта нуждается в уточнении, так как непонятна ситуация, когда имеются пользователи объектов культурного наследия, а собственники не определены.

5. Пункт 7 статьи 1 законопроекта предлагает дополнить Федеральный закон № 73-ФЗ статьей 541. Подпункты 2 и 4 пункта 4 указанной статьи регламентируют отчуждение объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленных объектов культурного наследия, в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также отчуждение унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями объектов культурного наследия, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. В данном случае не ясна природа и цель подготовки нормативного правового акта, в который будет включено обязательство по сохранению объектов культурного наследия. Кроме того, пунктом 3 статьи 541 определены случаи отчуждения объектов культурного наследия, при которых обязательство по сохранению объекта культурного наследия включается в договор (приватизация, передача в аренду и безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам), однако не указано, каким образом будет решаться вопрос о включении указанного обязательства в договор при последующем переходе права собственности на объект культурного наследия. Вместе с тем предлагаемая редакция статьи 541 не соответствует п. 4 ст. 48 и п. 4 ст. 50 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона № 258-ФЗ), в которых определен иной порядок оформления охранных обязательств.

6. Пункт 10 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым устанавливаются меры ответственности за нарушение собственником объекта культурного наследия или лицом, осуществляющим право пользования и (или) владения объектом культурного наследия, условий обязательства по сохранению объекта культурного наследия на основании решения суда, предусматривает внесение дополнений в статью 61 Федерального закона № 73-ФЗ. Пунктом 1 статьи 61 Федерального закона № 73-ФЗ уже установлено, что «за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом обязанность исполнить обязательство в натуре, выплата ущерба и иные меры возмещения вреда, в том числе способы такого возмещения, определены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что установление видов возмещения вреда для лиц, нарушивших условия обязательства по сохранению объекта культурного наследия, не является предметом регулирования Федерального закона № 73-ФЗ, пункт 10 статьи 1 законопроекта целесообразно исключить.

7. Статью 3 законопроекта о признании утратившим силу абзаца третьего пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ целесообразно исключить ввиду того, что данные положения должны содержаться в соответствующем проекте федерального закона. Вместе с тем, в перечне актов законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в соответствии с принятием законопроекта, содержится не весь перечень законодательных актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения.

Общественная палата Российской Федерации в целом поддерживает принятие проекта федерального закона № 152940-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части установления порядка доступа граждан в объекты культурного наследия и особенностей сделок с объектами культурного наследия) при условии учета указанных замечаний.