uzluga.ru
добавить свой файл
1

Занятие 1


О наведении ПОРЯДКА в головах

 Одна их практическая задач   занятий – сокращение  времени, необходимого для:

НАДО выполнить домашнее задание.

Чтобы сократить время для поездки в соседний город  следует  увеличить скорость (S=vt). Но, чтобы особо не напрягать машину, желательно взять машину с более мощным двигателем.

Точно также, для того, чтобы сократить время для необходимой работы (А) надо увеличить интеллектуальную мощность (N) головушек  A=Nt.

Основной способ увеличения мощности был рассмотрен ранее:

Научиться выделять ГЛАВНОЕ.

На самом деле, основная задача обучения в школе – обустройство  АППАРАТА  для:

А. обработки информации из внешнего мира,

Б. присвоения или отторжения  её  (образование – это то, что останется у человека  после обучения)  и

С. создания СВОЕГО продукта.

 Задача – ЗНАНИЯ, которая была важна в прошлом веке, конечно же нужна. Но она уже не может стоять на первом месте, т.к. в  век Интернета  можно захлебнуться в бескрайнем море информации. А  недостающее знание весьма легко пополнить, набрав в поисковике нужное слово.

Например,  я благополучно забыл всю высшую математику из университетского курса вследстствие  неприменения, но благодарен университету за обустройство головы, т.к. ещё в том возрасте решал какие-то жизненные ситуации так, как будто бы доказывал теорему.

 При изучении знаний, ОПЕРАТОРНЫЕ функции человеческого сознания развиваются самопроизвольно (у каждого – в разной мере), неосознаваемо, особо не зависимо от желания или нежелания человека. Наиважнейшая логическая составляющая часть мышления лучше всего развивается математикой. Если ученик понимает.

 Решение любой задачи саморазвития в (т.ч. выделенной задачи обучения – обустройство своего аппарата)   происходит  более эффективно (многократно лучший результат при меньших затратах усилий) при выполнении двух основных условий:

1.     Включение самого мощного двигателя – Я САМ!

2.     Наличии основных ориентиров для работы над собой.

 Тина Канделаки, ведущая программы «Самый умный», говоря о лавине информации, которая обрушилась на человека, выделила 2 основных умения, необходимых каждому:  умение выделять главное и умение классифицировать информацию.

Пример.

Эдисон (родитель всех звукозаписывающих устройств (изобретатель фонографа),   ламп накаливания и др.) однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:

"Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" -

и ответил:

"Надо заглянуть в железнодорожный справочник".

Он прочёл следующий вопрос:

"Из чего делают нержавеющую сталь?" -

и ответил:

"Это можно узнать в справочнике по металловедению".

Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:

"Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам".

 Альберт Эйнштейн, которого полагают одним самых выдающихся учёных прошлого века, в программе «Самый умный» занял бы последнее место. Что на самом деле говорит о том, содержание программы, в которой надо знать «Что (кто), где, когда?» имеет малое отношение к УМУ и создаёт ложное впечатление об этом понятии. Ибо,

«Голова, хорошо устроенная, тысячекратно дороже головы, хорошо наполненной».

В  компьютерной программе Эксель важны не столько заполненные ячейки таблиц, сколько  те ОПЕРАТОРНЫЕ функции по обработке этой информации. Заполнили, например, в таблице ячейки любыми числами, нажали на значок суммы ∑  , и  получите результат. И подобных забав с числами у программы много.

 Как видно из ответов, память Эйнштейна имела СТРУКТУРУ, которая при вопросе к нему отсылала его к нужной папке или  файлу (справочнику).

 Потому, сначала следует заняться обустройством  АППАРАТА и привести его в ПОРЯДОК.  

Если у Вас книги свалены в разные кучи и стоят в беспорядке на полках, то требуется затратить значительно больше времени для нахождения нужной книги, нежели в библиотеке.

Классификации, которые используются во всех областях знаний, есть частный случай более общей операции «Деление объёмов понятий».

ДЕЛЕНИЕ объёмов понятий по признаку

Аргентинский писатель Х.Л.Борхес цитирует в одном своём произведении «некую китайскую энциклопедию». В ней говорится, что «животные подразделяются на: а)принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) включённых в настоящую классификацию; и) буйствующих, как в безумии; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) и прочих: н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущимися мухами».   

Над такой классификацией можно просто посмеяться, но, голове нормально устроенной, иногда бывает весьма грустно читать таковые вещи не только в работах учеников, но и учителей, авторов учебников, в государственных документах и др.(последние случаи более грустны, т.к. говорят о беспорядке в голове не только одного человека, но и группы самых лучших специалистов в данной области, рецензировавших и редактировавших эту работу). 

 Пусть все Ваши книги в квартире нечаянно свалились все в одну кучу. И вам надо их рассортировать по полочкам.

Напомним, что «объём понятия – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия» (с.43). Или, другими словами, объём понятия - всё множество объектов, подходящих под определение понятия (в котором отражены существенные признаки).  В данном случае речь идёт о книгах. О всех Ваших книгах.

Можно их расставить по цвету, по площади (сотворяя из них горочки) или по др. признаку. Но лучше, конечно же, по разделам – так как это делается в библиотеке. Или  собрать файлы, которые Вы записывали в папки с соответствующим названием. Правда, при сортировке у Вас может иногда возникать сомнение – на какую полку поставить? Которое можно назвать

Эффект буриданова осла.

Существует библейская легенда об осле, который долго метался между двумя стогами сена, не зная, - с какого начать есть?...

-  Так и помер с голода в постоянных метаниях.

Обустройство компьютеров подчинено строгим законам ЛОГИКИ. Он может вместо Вас сам сортировать файлы по алфавиту. Или – по времени создания. Или – по другому признаку, который Вы ему зададите (например, по второй букве первого слова в испорченных файлах). Но, в полном соответствии с законами логики, он сортирует ТОЛЬКО по одному признаку.  Если Вы захотите сортировать информацию и по времени, и по алфавиту, то он этого не сделает. (На эффекте буриданова осла делаются некоторые вирусы-убийцы программ. Задаются две задачи по разным признакам. Программа начинает метаться, зацикливается. И может помереть (глюкнуться)).

 Так как законы логики действуют во всех областях человеческих знаний, то следует не только поучиться у компьютеров, но и постоянно тренировать свой  мыслительный АППАРАТ, который у всех (в разной мере) представляет из себя отмеченную «китайскую энциклопедию».

Требования к процедуре деления

 1.     Деление объёмов понятий производится ТОЛЬКО по одному признаку.

 Казалось бы, все треугольники можно разделить на: (называют ученики) равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные, разносторонние.  Климаты на: жаркий, морской, умеренный, континентальный, холодный. И многие в таковом делении ничего ненормального не видят. И пишут спокойно через запятую.  Требование же говорит о том, что:

Треугольники можно разделить:

А.  на остро-, прямо-, тупоугольные (основание деления – признак « углы» ) или

Б. разносторонние, равносторонние, равнобедренные  (основание деления – «стороны»).

Виды климата на:

А. жаркий, умеренный, холодный (по температуре) или

Б. морской и континентальный (в зависимости от удалённости от берега моря, океана).

 Действительно, если мы ВСЕ «книжки» (климаты) расставили  уже в своих головушках по температуре, то книг-то больше не осталось.

Как разложить установленные книги по удалённости от берега? –

Разве что – развалить и заново разложить.

 Рекомендация.

Неявная инструкция, которой пользуются многие,  может звучать так: «прочитать и запомнить».

Да, запомнить информацию можно. Но с течением времени она НЕИЗБЕЖНО выветрится из головушек.

В первую очередь потому, что Вы не ПОРАБОТАЛИ с ней. В результате РАБОТЫ информация может ПРИСВАИВАТЬСЯ и становится Вашей и тогда она сохраняется многократно дольше и извлекается из запасников в нужный момент. Или отбрасываться. Информация, которую Вы просто запомнили, как правило, - ЧУЖАЯ. И весьма часто – ПУСТАЯ.

Если говорить про рассматриваемый вопрос, то рекомендация может звучать так:

«Во время чтения пытаться разложить информацию по Вашим полочкам».

 Читаем  в учебнике  биологии с.11 то, что выделено в рамочку в конце. Самое важное. «Растения образуют различные жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички, травы), которые отличаются друг от друга внешним обликом».

Тут, вроде бы, понятно. То, что в скобках, скорее всего – деление по высоте и внешнему облику.

«Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные.».

Деление на культурные и дикорастущие можно понять – вмешивался человек или нет.

Первая  первую часть предложения, говорит о том, что и далее будет  перечисление возможных видов деления. Потому возникает вопрос:

А можно ли разделить на растения на лекарственные и декоративные?  -

Одна ученица выделила признак – функции, которые они выполняют для человека.

Но мне стало, почему-то, обидно за ядовитые растения.

2.     Равенство ОБЪЁМОВ.

 Объём делимого понятия должен равняться сумме объёмов членов деления.

V = ∑Vi

То есть, деление должно быть исчёрпывающим. Другими словами – в углу комнаты не должны оставаться бесхозные книги, не расставленные по полочкам.

Ошибочным, например, будет деление людей по уровню образования: имеющие начальное, среднее, высшее.

Нечаянно при таком делении позабыли про тех, кто вообще не имеет никакого образования.

Вот и про ядовитые растения забыли.

Дихотомия

Безошибочным в отношении второго требования является

вид деления   – дихотомия (буквально: разделение на 2 части).

Все вещества можно разделить на металлы и неметаллы, растения – на лекарственные и нелекарственные (в т.ч. обиженные ядовитые). Или по внешнему признаку: «поднявший руку на женщину» нормальные люди могут делить лиц мужского пола на «мужчин» и «немужчин».

Дихотомическое деление опирается на крайний случай варьирования (изменения) признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой – не имеющие его.

Да и работа компьютеров основана на дихотомии – в каждом бите информации имеется либо 1 (вкл), либо 0 (выкл).

 При всех плюсах, преимуществах и практическом значении в работе тех же компьютеров, в общем-то, оно является слишком жёстким и ригористичным (категоричным  формализмом).

Если при обычном делении людей можно разделить на детей и взрослых, то в дихотомичном – на детей и «недетей».

Как видно, уже в самом звучании деления видно неравноправие. Важны, в первую очередь, дети.

Таковое деление  отсекает одну половину делимого класса, оставляя её, в сущности, без всякой конкретной характеристики. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин  и не проявляем особого интереса к другой. Просто назовём – нелекарственные (в т.ч. ядовитые). Но при этом пропадают богатства и особенности частей делимого.

Отсюда и ограниченность использования дихотомии.

Да и жизнь – не нормальна.

Моя Муська, которая 8 марта родила котят, просто идеальная мать. Ни на шаг не отходит от котят.  Даже еду к ней приносим. Выйдет на улицу на 5 минут и бегом к котятам. Но неделю назад не вернулась. Пришлось кормить котят молоком при помощи шприца. Через сутки нашли её в окружении 2-х котов. Зовём. Всегда послушная – не отзывается. Убегает. Вынесли котёнка. Поднесли поближе. Она – бегом домой. Как видно, работала программа-инстинкт «мать». Но вдруг она «выкл». «Вкл.» половой инстинкт, который отключил «мать». Поднесли котёнка – «вкл.» - «мать».  Котятам стало веселей.

 3.     Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объёме только одного видового понятия и не входить в объёмы других видовых понятий.  Или же – объёмы видовых понятий не должны пересекаться (см.с.48).

Нельзя, например, разбивать все целые числа на, числа которые делятся на:2,3,4,5 и т.д.

 Число 6, в отличие от буриданова осла, не будет метаться между 2 и 3, а просто скажет Вам, что Вы НЕ ПРАВЫ при таком делении.

Осёл-то – один. Он может быть ТОЛЬКО у одного стога. Или – другого. Быть около обоих стогов ОДНОВРЕМЕННО он не может.

 Это требование №3 может быть хорошей ПРОВЕРКОЙ правильности нашего деления.

Допустимое для практических нужд в магазине деление обуви на мужскую, женскую и детскую, является  логически неверным, т.к. в понятие «детская» входит обувь и для девочек, и для мальчиков.

Логически верным было бы деление обуви на мужскую и женскую. А затем можно каждую из них делить по размерам.

Да и с практической точки зрения, имея размер одежды 46-48, мне приходилось посещать и разделы детской одежды, т.к. в советское время она была дешевле. Сейчас, такое ощущение, что она, зачастую дороже. Да и ценовая необходимость выделения детской одежды или обуви отдельно отпала.  А взгляд женщины, пришедшей покупать обувь детям, может зацепиться за модель обуви для себя. И она может, нечаянно, её купить.

 Вернёмся к вопросу  с  сомнением: Можно ли растения делить на декоративные и лекарственные?

Ответ на вопрос даёт требование №3 – Можно ли утверждать, что все декоративные  растения не являются лекарственными? Или «Все лекарственные не являются декоративными?».

Как видно, объёмы множеств растений того и другого вида пересекаются, потому деление неверное.

В целом же, требование №1 можно формально рассматривать как следствие требования №3.

 4.     Деление должно быть непрерывным.

Из которого следует, что при перечислении членов деления все они должны быть одноуровневыми, иметь один РОД (то более широкое понятие, объём которого делится).

Если обратить внимание на правило русского языка, то в нем говорится о том, что через запятую пишутся  одноРОДные  члены предложения.

Например, части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия (с.54). Следующий уровень: служебные, в свою очередь,  делятся на союзы, предлоги, частицы.

 Неверным будет деление всех людей на

А.мужчин и Б. женщин северного полушария и женщин южного полушария.

В  таковом делении произошёл СКАЧОК через понятие «женщины».

Такой же  скачок в делении представляла «детская обувь».

 Часто таковые скачки многим незаметны. Потому, например, в государственном стандарте по физике записано: ученик должен уметь решать задачи  аналитически, графически, задачи на закон сохранения электрического заряда. Кроме явного скачка вида «ученик должен уметь выращивать овощи, фрукты, бананы» в этой записи нарушены все отмеченные выше требования.

О характерных ошибках в проектах и др.работах

Все вышеперечисленные требования можно назвать  БАЗОЙ, элементарной «таблицей умножения» для логики. К сожалению, во многих работах (проектах) не только учеников, но и учителей,  научных работников и др. нарушение самых ЭЛЕМЕНТАРНЫХ законов встречается достаточно часто. В частности, весьма часты ошибки в неявном (или явном)  разделении чего-то по пунктам 1,2, 3… или а, б, в…,  в перечислении. Когда начинаешь читать, то в начале, вроде бы, всё нормально, но потом возникает деление вроде описанного в украинской комедии: «Господи, боже мой, чего только нет на этой ярмарке! Колёса, стекло, дёготь, табак, торговцы всякие …  так что, если бы в кармане было хоть 30 рублей, то и тогда бы не закупить всей ярмарки».  

Правда, в работах чаще происходит незаметная смена основания деления, вроде того, что в предложении записано до многоточия.  До второй части с покупкой продавцов дело обычно не доходит, потому неверность часто остаётся не особо заметной.

Искусственные и естественные классификации

Искусственные классификации используют для упорядочения объектов их несущественные признаки вплоть до ссылки на начальные буквы имён этих объектов или цвет обложек книг.

В естественных классификациях в качестве основания используются СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки.

Искусственные классификации дают очень скудные и неглубокие знания о своих объектах;

Естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

Так, на с. 54 учебника ИКТ (6 кл.) дана естественная классификация частей речи. Именно такие классификации нас будут интересовать в дальнейшем. Классификации по существенным признакам.  

«Лень» как упрощение жизни

Когда человеку надоело перечислять: кошка, собака, корова, овца, он взял и обозвал их всех общим словом «животные». Когда надоело перечислять: огурцы, помидоры, лук, капуста и т.п. пришлось придумать общее слово «овощи».

Так появилась классификация. Объединяющее понятие назвали род, остальные - вид.

И виной всему этому – благословленная «лень», которая значительно упростила жизнь человека.



На рис. показан самый упрощенный вид классификации. Но собаки также различаются по множеству пород. И уже понятие «собака» выступает в качестве родового для их разделения.



Быль о потерянном времени (триллионы человеко-часов)

За годы учёбы человек выучивает сотни, тысячи определений различных понятий. Можно посмотреть на том энциклопедии и взгрустнуть о том количестве, которое ещё  предстоит освоить.

На таковое занятие только в России тратились  и тратятся миллиарды человеко-часов. И, конечно же, основная масса определений с течением времени забывается навсегда.

 Можно ли сократить это время? – Многократно.

Если знать ГЛАВНОЕ, основной стержень, на который нанизываются все определения из всех областей.

 В определениях понятий отражаются существенные признаки. Если знать КАК  ( «Know how»  ) они записываются в определениях, то работа не только присвоения, но вспоминания значительно облегчаются.

Термин = ближайший РОД + ВИДовое отличие.

Амперметр (1) – электроизмерительный прибор (2), предназначенный для измерения силы тока (3).

Орнамент (1) – узор (2), построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов (3).

Если Вы только изучили этот материал в курсе ИКТ , может быть, даже, запомнили, но не применяли (не РАБОТАЛИ), то эта информация для Вас чужая, не присвоенная, которая неизбежно забудется.

А  информация, которая не находит отражения в реальности и в Вашем сознании есть ПУСТАЯ информация.

Как-то проводил занятие с учителями истории. И спросил их – кто из Вас помнит определение трапеции из школьного курса (который Вы изучали лет 10-40 назад), может встать и повторить как на экзамене определение из учебника? – Все засомневались. Правда, кто-то сказал, что «что-то» представляет. Но вроде ученика, который тянет руку, а, встав, сказать не может. Хорошо, двоечник по математике, встаньте, пожалуйста. Как выглядит трапеция представляете? – Да.

 1.     А какое более широкое понятие для трапеции? – Четырехугольник. 

2.     Чем трапеция отличается от остальных четырёхугольников? –

Вроде бы… две стороны параллельны, а две нет.

А теперь сложите вместе – Трапеция это -… ? - (отвечает) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, две другие – нет.

Садитесь, двоечник по математике, пять. Оказывается, Вы знаете, просто не сознаётесь, как партизан.     

Классификации по существенным признакам, которыми мы ранее занимались, это не просто работа по  приведению АППАРАТА в ПОРЯДОК, по примеру  Эйнштейна. В частности, для того, чтобы сократить время на поиск нужной. Вроде затрат времени на поиск книги в библиотеке по сравнению с поиском её в ворохе книг.

 Если у Вас есть классификация частей речи (с.54), то нетрудно будет вспомнить определение «прилагательного». Сначала в определении указывается  – 1. Более широкое понятие. – «Самостоятельная часть речи». Осталось только ответить на вопрос 2: Чем прилагательное отличается от глаголов, существительных и др.? – «Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Чей?». 

Как видно, вместо тупой зубрёжки, часто бесполезной, с затратой большого количества времени,  значительно проще сначала «разложить по полочкам» и запомнить всего два вопроса для ВСЕХ предметов:



  1. Какое более широкое понятие?  (родовое)

  2. Чем отличается от остальных? (входящих в данный род).

 Занятие 2


Требования к определениям понятий.

  1. Научно правильным - соответствовать

А. законам логики и Б. реальности.

Примеры нарушения

А. законов логики в ответах учеников: «Отношение есть сравнение двух чисел или величин посредством деления».

В качестве РОДА назван ПРОЦЕСС сравнения, а не его РЕЗУЛЬТАТ, выраженный числом.

Б. соответствия реальности (в учебниках, энциклопедиях). Например: Воспитание часто определяют как целенаправленный процесс воздействия для формирования нравственной и пр. личности.

Пусть Мария Ивановна говорит правильные слова о добре и зле. А Маша думает о Коле, Петя – как пройти 4-й уровень в игре? И т.д.

Целенаправленное воздействие есть – воспитания – нет.

  1. Требование ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ (соразмерности).

Если в любом контексте заменить слово его определением, то ничего не должно измениться.

Другими словами, должно быть равенство объёмов термина и его определения.

Если А = В (род) и С (видовое отличие), то

Va = Vb+c

Например, «горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объёма». Менее половины - барельеф.

Ошибки: слишком широкое «горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона» (сюда вошли и барельефы).

Слишком узкое – Если мы будем говорить о «скульптурном изображении из камня», то не войдут все виды.

Это требование ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ в любом контексте можно рассматривать как проверку выполнения требования 1.

Если спросить – Воспитывает ли улица? – То ответ – Да.

Если же заменить определяемое слово его определением, то получим, что улица оказывает целенаправленное воздействие для развития нравственности.

  1. В определении указывается БЛИЖАЙШИЙ род

Например, учебник информатики можно определить как изделие из бумаги, предназначенное для изучения информатики. Структура, приведённая на стр.52 выдержана (там не указан БЛИЖАЙШИЙ род), но получилось неверное определение. Т.к. изделия из бумаги могут быть плакаты, карточки и др.

  1. Запрет порочного круга.

Определение понятия через самого себя. Масло – это то, что масляное

«Умножением называется действие отыскания произведения

А что такое произведение? – результат умножения».

«Угол называется прямым, если его стороны перпендикулярны» и «Прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют прямые углы».

  1. Должно быть НЕ отрицательным «Пальма – растение не растущее на Северном полюсе».



  1. Должно быть ясным. Содержать только существенные признаки.

Эти требования к определениям понятий ИНВАРИАНТНЫ (одинаковы для все наук) и они должны соблюдаться при формулировании определений во всех учебниках. Не зависимо от желаний и представлений автора.

Полагаю, что обнаруженные Вами неточности (некорректности) некоторых определений могут помочь Вам получить отметку «5».

Кроме того.

«Врага надо знать в лицо»

Эти требования – «таблица умножения» для формулирования определений понятий.

И их можно использовать и для анализа вопросов по проверке знания и понимания определений в тестах ЕГЭ.

И если Вы в части С дополнительно отметите, например, некорректность формулировки задания 5А, то можно надеяться на получение дополнительных баллов.


СПОСОБЫ работы с определениями понятий

Есть один закон Макиавелли для подлых правителей: «Разделяй и властвуй», в соответствии с которым рекомендуется разделить подчиненных минимум на 2 враждующих лагеря (пусть даже с улыбкой приветствующих друг друга). Выгод подлому правителю много. Хотя бы то, что одна сторона будет доносить на другую, а, владея информацией, он всегда сможет избежать своего свержения.

Нам же будет более полезен лозунг:

«Разделяй и властвуй над определениями» .

Особенно он будет полезен при работе с длинным определениями, которых предостаточно.

  1. Подчёркивание

При работе с текстовым определением весьма полезна процедура выделения рода и вида.

подчеркиваем род одной чертой, видовое отличие – двумя.

А в сознании соотносим



  1. Какое понятие родовое?

  2. Чем отличается от других?

Термин = ближайший РОД + ВИДовое отличие.

Хлорофилл – вещество зелёного цвета, с помощью которого клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров). (по с.30 учебника Биология 6, И.Н.Пономарёва…).

Более широкое, родовое понятие – вещество зелёного цвета. Но веществ зёлёного цвета много.

Чем отличается от остальных? …..

Да и само название вещество получило от зелёного листа (хлорофилл от гречес. хлорос – зелёныё, филлон – лист).

Несмотря на простоту действий при работе с реальными определениями, особенно длинными, не так то просто ее сделать. Но сделать надо, ибо «уложив по полочкам» составляющие понятия, далее с ним будет проще работать. В том числе – просто воспроизвести или вспомнить.

  1. Разделение на составляющие

Весьма полезна работа по дальнейшему расчленению определения – кроме рода, мы разделяем вид на составляющие. При этом составляющие видового признака могут быть связаны подразумеваемыми:

жестким союзом «и», означающим обязательное наличие всех составляющих или

мягким союзом «или», означающим достаточность наличия хотя бы одного признака.


Давайте добьем, точнее – разобьем трапецию до конца. Для пущего издевательства нарисуем рисунок. Определение трапеции можно изобразить так:



Уже простое наглядно-сокращенное изображение существенно упрощает восприятие, понимание и запоминание, чем многократное перечитывание многострочной тягомотины текста определения с малой вероятностью итогового понимания.

А если поработать с этим определением в разных ситуациях, то вообще и не надо будет запоминать формулировку - она сама в головушке останется (см. справа гуляющие четырехугольники и фиксацию наличия признаков в столбцах а,б,в). (Для А есть только 4 угла, для Б – 4 угла и 2 параллельные, для В – все три признака есть).

Варьирование (изменение) признаков понятий

Если в последнем примере мы полагаем все признаки истинными и смотрим - срабатывают они или нет в различных ситуациях, то тут мы набираемся наглости усомнится в том что написано в учебнике или энциклопедии

«Сомненье есть начало мудрости» (Аристотель)

А. (грубый вариант). Начинаем отбрасывать отдельные признаки, да и просто слова. Мысленно прорабатываем различные ситуации, где это «обрезанное понятие» работает. Если «обрезанное понятие» работает всегда, то «огрызок» надо выбросить, т.к. в логике есть закон о том, что

в определение понятия включаются только существенные признаки,

«огрызок» же называется в этом случае несущественным признаком.

Полагаю, что такое издевательство над определениями в поисках «огрызков» Вам покажется забавным, а их предостаточно. Но если даже Ваши изыскания не увенчаются успехом, результат все равно будет положительным.

Так, практически все старшеклассники (да и учителя физики) соглашаются со мной, когда я говорю, что «Равномерным называется такое движение, когда тело за равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения».

Здесь, «нечаянно», пропущено слово «любые», которое сознание многих учеников (подчас и учителей физики) само полагает несущественным и отбрасывает.

А это приводит к неправильности определения (движение поезда, проходящего за каждый час 60 км по пути из Чебоксар в Москву, может подходить под определение, но поезд может двигаться как угодно).

Но главный результат для решавших это задание будет в том, что они поймут значение данного «ненужного» слова.

Б. (мягкий вариант). В этом случае грубо не отрезаем и выбрасываем, а просто нежно изменяем то, что есть. Приведу пример из кн. «Энциклопедия школьнику» (1993). «Макияж – косметическое улучшение лица, подкрашивание тушью, помадой, нанесение пудры и т.п.». В этом определении родовым признаком является «улучшение лица», видовым отличием – «косметическое» (а далее идут просто разъяснения видового отличия, которые связаны между собой подразумеваемым союзом «или»).

В предыдущем определении «трапеции» было обязательно наличие всех признаков (неявный союз «и»), здесь же достаточно наличие хотя бы одного (неявный союз «или»).

Изменим в этом определении родовой признак на противоположный – ухудшение лица. И такое определение работает.

Лично по моему восприятию, подчас более точно работает. Когда я смотрю на молодых красивых девушек, раскрашенных косметикой, то почему-то вспоминается образ: 5 -летняя девочка, добралась до маминой помады, накрасила себе губы и глядит в зеркало: «Какая я красивая». (Вспомним, что стереотипы закладываются в детстве.

В данном случае представление о красоте. Понятия «красивая мама» и «косметика» связываются. И срабатывают позже.). Да и своим ученицам я говорил: «Ты такая естественно-красивая. Зачем маскируешь свою красоту? Если ты полагаешь, что это «боевая раскраска» для «охоты» на мальчиков, то часто можешь грубо ошибаться.

Поэтому более правильным было бы – «Макияж - косметическое изменение лица …».

Хотя, по-моему, французская родительница (maquillage – гримирование, искажение истины) более правильная.

Для понимания слова весьма полезно задуматься о его происхождении (этимологии).

Для слов русского происхождения обратить внимание на корень, для слов, производных от иностранных есть специальный словарь.


Разборки по-понятиям

Может показаться, что сказанное написано для только для учёбы.

Но голова, нормально устроенная, необходима и для реальной жизни. Приведу пример из жизни.

Сколько стоит слово?

Как-то в 90-х позвонила мне бухгалтер в Петербург и сказала, что была налоговая инспекция. И выписала штраф (размера 2-3 «Волги»).

Приехал. Спрашиваю у налогового инспектора. В чём главная причина? - Бухгалтер-профессионал. Да. Отчёты правильные.

- Где Вы живёте? – то в Новочебоксарске, то в Питере.

- Мы проверили по своим каналам. Вы прописаны в Петербурге.

Получается, что Вы 3 года ездили к себе домой в командировку. Оплачивали приложенные билеты (только) как командировочные.

Мы посоветовались в Министерстве юстиции. Поездки домой нельзя назвать командировочными. Надо было оплачивать их из зарплаты и платить налоги (примерно – еще половина стоимости всех билетов за 3 года). Неуплаченные налоги умножили на 10 – вот и получилась сумма.

Безграмотный в законах спасовал бы перед АВТОРИТЕТАМИ. И выплачивал бы штраф.

- К сожалению, я не бухгалтер и не юрист. Прочитайте мне, пожалуйста, определение «командировки» из ваших инструкций.

- «Командировка – отбытие от места основной работы по распоряжению руководства для выполнения служебных обязанностей».

Вы – директор. Получается, что Вы сами себе отдали приказ и командировали себя домой. И оплатили дорогу командировочными.

- Вы где работаете? – В налоговой Новочебоксарска. Где зарегистриовано предприятие? – Здесь.

Значит моё место основной работы – здесь.

Для работы с исследователями и авторами из Питера я отбывал от места основной работы.

В определении НИЧЕГО не сказано про место жительства. А жить я могу, хоть, в Лас-Вегасе.

Вопрос был снят.


Один из приёмов для получения отметки «5».

Если Вы будете стараться, изучая материал на уроке или дома, следовать рекомендации «укладывания в голове по полочкам», в соответствии с отмеченными требованиями, то обязательно будете обнаруживать неточности.

Если Вы со своими сомнениями будете обращаться к учителю о неточностях в учебнике, то, нормальные учителя могут ставить отметку «5».

Это один из побудителей для включения самого мощного и главного  двигателя – Я-САМ!

 А в целом же, перефразируя метод Макиавелли можно пожелать:

«Разделяйте (по правилам) и властвуйте над информацией».

Домашнее задание

на всю оставшуюся жизнь

 Изготовить шпаргалку, постоянно применяя которую при укладывании информации по «своим полочкам» в голове, нечаянно запомнить.

ОБРАЗОВАНИЕ чего-то в голове и душе человека происходит только в результате РАБОТЫ «внутреннего мира» по переработке информации из внешнего мира.

Наедине с самим собой. Иногда – с автором книги

Внешний мир даёт только стимулы и «пишу»..

Неразумные спорят с другими людьми, мудрые — с самими собой.  Оскар Уайльд


СОМНЕНИЕ - есть НАЧАЛО МУДРОСТИ

Классификации

Требования

1.     Деление объёмов понятий производится ТОЛЬКО по одному признаку.

2.     V = ∑Vi

3.     Объёмы членов деления НЕ пересекаются

4.     Непрерывное, без скачков. Перечисляются СОРАЗМЕРНЫЕ члены деления, имеющие один РОД (одноРОДные члены). 

Определение понятий

Структура определений

Термин = ближайший РОД + ВИДовое отличие.

 1.     Какое более широкое понятие?  (родовое)

2.     Чем отличается от остальных? (входящих в данный род).

Требования

1.Научно правильным – соответствовать:А. законам логики и Б. РЕАЛЬНОСТИ..

2.ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ термина и его определения влюбом контексте.

3.В определении указывается БЛИЖАЙШИЙ род

4.Запрет порочного круга.

5.Должно быть НЕ отрицательным

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. У.Джеймс.

Для этого полезно освоить метод

ВАРЬИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ до мысленного отбрасывания

МЕЛОЧИ жизни (полезная поговорка для себя)..

Самый мудрый человек тот, которого больше всего раздражает потеря времени
Алигьери Данте (Бестолковая потеря–П.В.).