uzluga.ru
добавить свой файл
1
Задание «Выдающиеся русские лингвисты»

Пояснения для учителей. В курсе русского языка 9 класса перед итоговым повторением учащимся предлагается тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы учащимся рассказывается о выдающихся русских лингвистах (в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку за курс основной школы). Эти сведения позволят учащимся:


  • сформировать научное представление о русском языке;

  • понять, что орфография и пунктуация являются лишь частью предмета;

  • оценить вклад выдающихся русских лингвистов не только в русскую, но и мировую лингвистику.

Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:

  • Доступ;

  • Управление;

  • Интеграция;

  • Оценка;

  • Создание текстового документа.



ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти сайты со статьями о русских лингвистах (языковедах, русистах

В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фамилию учёного

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном

Выбор сайтов

  1. http://school.edu.ru

  2. http://pilic.narod.ru

(Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста)

Интеграции

В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление)

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щерба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов
http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/bio.htm
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/jsh.htm

Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности лингвиста и сведения о его жизни

Чтение текста. Отбор информации

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на лингвистическую тему о выдающемся русском лингвисте

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

  1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы.

  2. Где работал, принадлежность к лингвистической школе (Московской, Петербургской, Казанской).

  3. Вклад в лингвистическую науку.

  4. Основные научные труды.

Начисление баллов


Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена лингвистов

Знание видных учёных-русистов, исследовавших русский язык

 

 

Средний

Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

 

 

 


Низкий

Не использует «И»

 

Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту

Умение быстро и осознанно читать текст

 

 

Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

 

 

 

Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту

 

Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.

 

 

Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок

 

 

 

Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок






Данное задание является характерным примером проверки сочетания технологических и когнитивных навыков.