uzluga.ru
добавить свой файл
1
Дорогая Оля,


в "Каменного гостя" мой вклад такой.


1. Сделан клавир по рукописи автора. Всем известно

второе издание, правленое по смерти известно кем:

Римским. Но было и первое издание, где было нечто

более похожее на автора, но, конечно, и там много чего

поднаврали, а главное, там есть куски музыки,

дописанные Римским-Корсаковым и Кюи. Я их просто

выкинул. "Недописки" так и обрываются на полуслове (и

получается хорошо), создает впечатление

недосказанности, при этом ощущение целого не

пропадает, поскольку "дырки" очень маленькие. Было это

сделано специально для радийной записи, где именно

этот уртекст и записан, причем так как там не все

можно сыграть (ибо оно в расчете на оркестр), записан

клавир в основном-то мной, но с участием еще одного

пианиста, который на 2-м рояле доигрывал то, что "не

влезает". Экземпляры того клавира, к слову, штук 10,

должны храниться в библиотеке радио. Работа по деланью

клавира не оплачивалась (если только я позабыл, но

вряд ли). По чести говоря, этот клавир надо было бы

по-хорошему проверить еще раз, поскольку я спешил.

Маленькие детали. Хор, предположенный автором для

крошечных реплик в одной из сцен, при пропуске

буквально одной ноты может петься теми же солистами,

которые заняты в спектакле. Именно в таком виде опера

пелась и при жизни автора, и после его смерти, причем

и тогда певшие 4 человека брали на себя по нескольку

ролей, как и в "моей" записи. То есть это отчасти еще

и игра: Даргомыжский=Дон Жуан, Мусоргский=Лепорелло и

т.д.


2. Названный клавир был мной оркестрован в расчете на

камерный оркестр. Ни одной ноты там к автору не

прибавлено (ну, почти ни одной, скажем так). Партитуру

я тоже хочу подкорректировать. Эта работа была

оплачена одним австрийским менеджментом. Они ставили

там у себя, но меня (опять-таки) не звали, так что

извините.


- Вся эта затея изначально потому возникла, что я

возмущался всегда, как эту оперу не понял Р.-К., своей

нелепой оркестровкой ее убив, а уж постановки и

исполнения - это вообще чудовищно. Поэтому и

настаиваю, что оперу надо делать совершенно не так,

как оно бывало. И певцы могут быть, ну, чуть не драм.

актеры. Лишь бы не ГАБТ!!!!! (в том виде, к которому

мы все привыкли). Когда-то я был сам большим

специалистом по исполнению и этой оперы и кое-чего

еще: играл и пел за всех, давно этро было.


Гонорар, если до него дойдет - хорошо, но мне больше

обидно, что эта работа в России ни у кого не вызвала

интереса. Такие времена. Хотя и понимаю, что всему

свое время, и новаторство Даргомыжского и Мусоргского

сейчас уже не остроактуально.

+++++++++++

Певцов надо четыре штуки.


1. Сопрано универсального типа, то есть как бы крепкое

лирическое, способное звучать в среднем регистре.

Совмещает две роли: Донны Анны (сопрано), Лауры

(меццо-сопрано, но высокое). Если опера ставится в

небольшом помещении, то это нормально и хорошо. Но

если в большом, то мой проект вообще не имеет места

быть, речь идет об исключительно камерном решении. При

жизни Даргомыжского за всех пела А. Пургольд.


2. Тенор - Дон Гуан, а также 1-й Гость в сцене у

Лауры. Обычно в оперных театрах эту роль поют люди с

голосами типа Вл. Атлантова, но в камерном решении это

может быть скорее кто-то легкий, но мобильный. Ну, это

же главная роль, так что лишьбы был человек

талантливый, дальше есть варианты. При жизни это все

пел сам автор.


3. Баритон, в одном лице Лепорелло и Дон Карлос.

Баритон этот должен иметь нижнее ля, то есть не такой

уж он тенористый. Опять-таки в театрах обычно

Лепорелло поют басы, что тут совершенно ни к чему. Пел

когда-то эти роли Мусоргский.


4. Бас, с не очень маленьким голосом и с красивым

тембром. Тут ролей больше: а) Монах в 1-й картине, б)

2-й гость в сцене у Лауры, 3) Командор в финале оперы.

Пел когда-то генерал Вельяминов.


Теперь об оркестре.


1 флейта (=пикколо, =альтовой флейте)

1 гобой

1 кларнет

1 фагот


(возможно, есть и другие подмены у дерева, забыл! если

надо, спрошу у Ирины, она посмотрит)


1 валторна

1 труба

2 тромбона


арфа


1-я скрипка

2-я скрипка

альт

виолончель

контрабас


К составу нужны комментарии, а именно:


1) Если струнные будут хоть немного увеличены, это

будет лучше, так звучит, конечно, жидковато, особенно

финал. Но никаких дивизи нет, можно играть по одному

инструменту на партию.


2) Хорошо бы добавить большой барабан (ad libitum).


3) Хорошо бы добавить синтезатор (ad libitum), а

вернее, даже генератор звука определенной частоты:

нужен в финале звук До во всех мыслимых октавах,

который начинается незаметненько, а доходит до

всепоглощающего рева.


Пункты 2 и 3 не требуют больших репетиций, там все

элементарно.


Огромная проблема - руководитель. Если это будет

"нормальный" диригент, ничего не получится, поскольку

задача - воссоздать обстановку, ну не знаю,

флорентийской камераты, что ли. Первые шаги оперы,

которая еще драматический спектакль, только актеры

запели. Соответственно и певцы в первую очередь должны

быть ну хотя бы гибкими. Вообще могут быть хоть

опереточные артисты (они, конечно, разнообразнее и

живее), и даже драматические актеры, хотя у них голоса

уж чересчур антивокальные в оперном смысле слова.


Работа с оркестром будет ужасно трудной, поскольку там

все - только аккомпанемент, надо реагировать на руку в

каждой доле тактов.


Надо, чтоб это дело ставил человек с экстремально

ненормальным мышлением, лучше - не профессиональный

оперный режиссер, поскольку штампов тогда не избежать.

Нужно что-то очень необычное и свежее. Если хотите -

могу высказать идею. Опыт с моей "Дочерью" показал,

что умнее, чем художник Владимир Анатольевич Арефьев,

никто ничего не сказал, и острее - никто ничего не

выдумал. Это главный художник муз. театра

Станиславского. Он даже нот не знает, кажется, но это

не важно! Если хотите получить информацию своими

глазами - взгляните на хотя бы фотографии спектаклей

"Кармен", "Обручение в монастыре", "Золотой петушок",

а хотите, устрою посещение его мастерской. Это к

вопросу о совмещениях. Художник=режиссеру, а

дирижер=концертмейстер. Последнюю двойную роль я могу

выполнять, притом с радостью, только надо найти время,

чтобы я мог. В таком варианте за все отвечают только

два человека.


Разумеется, я нисколько ни на ком не настаиваю.


Я свой вклад, если всерьез, понимаю так, что вижу в

творчестве Даргомыжского (особенно!) и других русских

композиторов середины 19 века непонятое явление

мирового искусства, причем отнюдь не

периферийно-местечковое. А непонимание этого факта в

России считаю национальным позором. Если нужны

подтверждения моего мнения, можно спросить, ну не

знаю, скажем, у Нестеренко. Он Вам ответит, что у него

"Каменный гость", романсы и ансамбли Даргомыжского,

ранние вещи Мусоргского - настольная книга. К описанию

всего этого позора: можно поговорить с композитором

Юрием Багрием, о том, как он в фольклорной экспедиции

отошел, простите, по малой нужде и в зарослях

чертополоха увидел стелу: "здесь родился

Даргомыжский". Нестеренко также расскажет массу диких

историй о Псковщине и о том, например, как там в 1980

году он (и я с ним, кстати, и Образцова, и Минин с

хором) приехали на закладку памятника Мусорскому, и

как местное начальство не дало нам это сделать,

перепахав тот самый холм, и мы ограничились просто

концертом для местных сельчан. Да всего не пересказать.

++++++++++

Дорогая Оля,


в "Каменного гостя" мой вклад такой.


1. Сделан клавир по рукописи автора. Всем известно

второе издание, правленое по смерти известно кем:

Римским. Но было и первое издание, где было нечто

более похожее на автора, но, конечно, и там много чего

поднаврали, а главное, там есть куски музыки,

дописанные Римским-Корсаковым и Кюи. Я их просто

выкинул. "Недописки" так и обрываются на полуслове (и

получается хорошо), создает впечатление

недосказанности, при этом ощущение целого не

пропадает, поскольку "дырки" очень маленькие. Было это

сделано специально для радийной записи, где именно

этот уртекст и записан, причем так как там не все

можно сыграть (ибо оно в расчете на оркестр), записан

клавир в основном-то мной, но с участием еще одного

пианиста, который на 2-м рояле доигрывал то, что "не

влезает". Экземпляры того клавира, к слову, штук 10,

должны храниться в библиотеке радио. Работа по деланью

клавира не оплачивалась (если только я позабыл, но

вряд ли). По чести говоря, этот клавир надо было бы

по-хорошему проверить еще раз, поскольку я спешил.

Маленькие детали. Хор, предположенный автором для

крошечных реплик в одной из сцен, при пропуске

буквально одной ноты может петься теми же солистами,

которые заняты в спектакле. Именно в таком виде опера

пелась и при жизни автора, и после его смерти, причем

и тогда певшие 4 человека брали на себя по нескольку

ролей, как и в "моей" записи. То есть это отчасти еще

и игра: Даргомыжский=Дон Жуан, Мусоргский=Лепорелло и

т.д.


2. Названный клавир был мной оркестрован в расчете на

камерный оркестр. Ни одной ноты там к автору не

прибавлено (ну, почти ни одной, скажем так). Партитуру

я тоже хочу подкорректировать. Эта работа была

оплачена одним австрийским менеджментом. Они ставили

там у себя, но меня (опять-таки) не звали, так что

извините.


- Вся эта затея изначально потому возникла, что я

возмущался всегда, как эту оперу не понял Р.-К., своей

нелепой оркестровкой ее убив, а уж постановки и

исполнения - это вообще чудовищно. Поэтому и

настаиваю, что оперу надо делать совершенно не так,

как оно бывало. И певцы могут быть, ну, чуть не драм.

актеры. Лишь бы не ГАБТ!!!!! (в том виде, к которому

мы все привыкли). Когда-то я был сам большим

специалистом по исполнению и этой оперы и кое-чего

еще: играл и пел за всех, давно этро было.


Гонорар, если до него дойдет - хорошо, но мне больше

обидно, что эта работа в России ни у кого не вызвала

интереса. Такие времена. Хотя и понимаю, что всему

свое время, и новаторство Даргомыжского и Мусоргского

сейчас уже не остроактуально.

+++++++++++

Когда затевался в Австрии

"Каменный гость" (это была их инициатива, не моя!),

сначала была идея написать оперу о Даргомыжском,

Балакиреве, Мусоргском и иже с ними, включив "Каменный

гость" туда как инкрустацию, но так оно и не вышло, уж

не помню почему. Дело это трудное, нужен хороший

либреттист. А могу написать "Пир во время Ч." для того

же состава (только певцов там побольше будет).

+++++++++++++++

Теоретически можно ставить Гостя под 2 рояля. Под один

нехорошо, ибо тогда не весь текст играется. Но а) это

как-то некрасиво, б) 2 рояля вряд ли можно найти. С

оперной студией идея вообще-то неплоха.