uzluga.ru
добавить свой файл
1
Экскурсия в школьный краеведческий музей


Добрый день, дорогие гости!

c:\documents and settings\-\рабочий стол\dsci1202.jpg


Мы рады приветствовать Вас в школьном краеведческом музее

МОУ Давыдовской сош.

Музей открыт в 1993 году. Каждый из нас, независимо от того, кто ты, должен знать свои корни. Историческая память- это великая сила нравственная, культурная.

Отчий край-это наша Родина, здесь начало начал, здесь наши корни, которые уходят вглубь веков.

Более четырех веков назад в нашем крае непроходимой стеной стояли дремучие леса: тянулись к небу, распуская свои кроны вековые липы, сосны, дубы и березы. Привольно здесь жилось и зверю, и птице.

Заселение нашего края началось в 17-18 века, по описанию бывшего директора школы Шиндина Павла Корниловича.

Именно в эти периоды в истории нашей страны были неспокойными: восстание Ивана Болотникова, Степана Разина. В наш край после подавления восстания, то группами и в одиночку бежали крестьяне, раскольники.

Именно они положили начало нашему селу. Многое уже теперь поросло травой забвения. Более 30 тысяч лет назад территорию Среднего Поволжья покинуло Акчагыльское море. Наличие мелких раковин в карьере около деревни Кочетовки, окаменелостей в нашем меловом карьере говорит о том, что наш край был дном древнего моря.

Самым древним историческим памятником в музее являются кости мамонта, обнаруженные в 1985 году в районе кирпичного завода рабочими Николаевского комбината строительных материалов, переданные в школьный музей.

В музее хранятся: позвонки, лопатка, берцовая кости. Самые крупные: челюсть мамонта, бивень - переданы в Николаевский районный краеведческий музей.

В «Межевых книгах дел по Казани», хранящихся в Московском государственном архиве, есть документ, в котором записано: «27 июня 1691 года мордве деревни Морасьево Арзамасского уезда Иватке Тренину и деревни Болдасьего Алатырского уезда Любимке Богданову по их челобитной было отмежевано земли…от вершины речки Канадейки вниз до устья реки Ардовати, по речке Ардовати до Большого (Белого) озера…»

Выходит, в нашем крае первым селом было Болдасьево (оно относится к Давыдовской сельской администрации).

В 1719 году село Болдасьево опустело, и в наш край переехало 24 двора. Они и положили начало селам Богородское (Барановка), Давыдовка, Собакино, Голодяевка (Дубровка), Никитино, Губашево, Самодуровка.

Наше село возникло между 1696-1730 годами.

В книге Хованского Н.Ф. «Помещики и крестьяне Саратовской губернии» (1911г). среди селений, названных по фамилиям своих помещиков, основателей или владельцев, встречается и село Давыдовка. Но о нашей ли Давыдовке шла речь, сказать трудно.

По преданиям жителей, село названо по имени первого поселенца Давыда. Дату основания сел можно определить и косвенным путем, по строительству церквей. Самая первая церковь построена в 1725 году в селе Богородское (Барановка). Обычно разница между строительством села и церкви равнялась 5-10 годам.

Обратите внимание на фотографию церкви в селе Давыдовка, построенной в 1908 году. На месте церкви сейчас находится жилой дом.

Основными жителями нашего края были мордва. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. На этой большой картине местного художника Бекшаева Виктора Федоровича показан тяжелый крестьянский труд.

Исследователи 18 века дали такое описание мордве: « Мордва трудолюбивы, гостеприимны, хорошие семьянины…»

В ходу была пища растительного и животного происхождения, мед, ягоды. Одежда шилась из шерстяных и конопляных тканей. Вот такую домотканую одежду носила мордовская женщина до революции. Посмотрите на парадную и повседневную одежду, ткацкий станок, переданные в музей Калдыркаевой Агафьей Терентьевной.

Ткачество было главным занятием женщины. Обувь изготавливали из лыка и кожи. Лапти спасали мордвина, они с ними никогда не расставались.

Для того, чтобы предостеречь дом от злых духов, ведунов, колдунов мордвин вешал лапоть через забор. Борьба с силами природы находила свое выражение в песнях, пословицах, народных поверьях.

Мордва считали, что в природе существуют злые и добрые духи, от которых зависит урожай, приплод скота, рыбная ловля.

У мордвы развивалась языческая религия. Духами мордвы были ведь-ава, чи-паз, вере-паз, вирь-ава, юрт-ава, пургине-ава, тол-ава. Но выше всех божеств был Вере-паз. Для того, чтобы духи были добрыми, мордва устраивали молебны, которые совершались обычно у речки. Но мордовская религия противоречила христианской религии. Поэтому правительство заставляло иноверцев принять христианство. При Елизавете Петровне (дочери Петра 1) началось насильственное крещение мордвы.

Каждому крещенному давалось три образа: Спасительницы, Божьей Матери и Святого Николая и отпускалось по 1 рублю на крест. Все новокрещенные освобождались от податей на 3 года. В дни религиозных праздников – «Крещение Господне»-(19 января) немало людей ходят к Поповому роднику (близ села Барановка).

В 1910 году в Собакино возникла школа. По воспоминаниям бывшей учительницы Сырысевой Екатерины Дмитриевны, школа существовала в здании церкви, занимала 2 комнаты. В 30-годы в селе появилась изба-читальня, которым заведовал Видьманов Михаил Елизарович. Школа в своем развитии прошла несколько этапов:

1931 г.- начальная школа,

1950-1951 г.-семилетняя школа,

1958 г. –восьмилетняя школа,

1983 г.- средняя школа,

1987 г. –обучение с шестилетнего возраста.

Так как наше село состояло из двух сел-Давыдовка и Собакино,-то до 1925 года на территории села было два сельских Совета. В Собакино председателем был Чавкин Иван Акимович, а в Давыдовке- Шиндин Емельян Михайлович.

По воспоминаниям жителей, колхоз создавался в трудное время.

В 1927 году создается комитет бедноты из 10 человек.

В 1928-1929 г. на территории села был организован ТОЗ по совместной обработке земли, в который входило 9 домов, хозяевами были: Шиндин Петр Михайлович, Шиндин Емельян Михайлович, Попов Герасим, Кирдянов Федор Тимофеевич, три брата Толкачевых. Они имели трактор, молотильную машину с приводом. Позднее были созданы 2 бригады «Вперед» и «Восход». В октябре 1929 года на общем собрании граждан был создан колхоз «12 лет Октября».

Председателем был направлен двадцатипятитысячник из Москвы-Прохоров.

В период коллективизации были случаи грубых нарушений принципа добровольности, несправедливости, неоправданные перегибы, не только подстрекание кулаков, как было принято раньше.

Это вызывало массовые волнения крестьян в селе. В период создания колхоза было собрано 175 подписей против колхоза.

В 1929-1930 годы в селе Давыдовка раскулачили три семьи: Девяткиных, Кибиткина Федора, Сюндюкова Семена. Из Собакино раскулачена семья Османова Михаила Кузьмича. В колхозе было 2 трактора «Фордзон», плуги, сеялки, зерночистилки.

В 1931 году колхоз был реорганизован в промколхоз и вошел в артель «Труд», затем «Борец».

В 1959 году колхоз был переименован в колхоз имени 21 съезда КПСС, А в 1994 году – СПК «Давыдовский», в настоящее время ООО КФХ «Стимул».


В годы ВОВ с нашего края было призвано на фронт 511 человек, из них не вернулось 212.


c:\documents and settings\-\рабочий стол\dsci1213.jpg


Самым первым был призван на фронт Ногаев Андрей Ильич, который погиб в 1941 году в битве под Москвой, хотя в книге Памяти числится без вести пропавшим. Говорят у войны не женское лицо.

В Красной Армии в годы ВОВ служили свыше 800 тысяч женщин. Они были зенитчицами, связистками, радистками и переводчиками, медсестрами и врачами. Среди них и наша Видьманова Екатерина Фроловна. О нашей Кате пишут в книге «Малоизвестные страницы ВОВ 1941-1945 годы».

сканирование002


В музее хранится похоронка, переданная сестрой Юртаевой Анастасией Фроловной. Родилась в 1923 году в селе Давыдовка Сызранского уезда Барановской волости (ныне Николаевского района Ульяновской области). Закончив начальную школу, совсем юная начала трудиться в колхозе «12 лет Октября». Была призвана в армию в 1942 году. Прошла в городе Ульяновске краткосрочные зенитные курсы. Наравне с мужчинами выполняла свой воинский долг, не думая о себе, стойко сражалась с ненавистным врагом, служение Родине всегда ставила выше личных интересов и забот.

… Апрель 1945 года. Бои на подступах к Берлину. Враг сопротивляется с яростью обреченных. Противовоздушную оборону осуществляют в основном зенитные подразделения и части. Страшной силы удар обрушился на позиции 14-й батареи 1859-го зенитного артиллерийского полка малого калибра ПВО. Батарея прикрывала переправу через Одер. Девушки-зенитчицы не дрогнули. Они действовали так, как учила майор Кондрашина: хладнокровно и самоотверженно.

«Мессеры» заходили в крутые пике, мчались в лобовые атаки, сея смерть. Сраженная осколком, упала разведчик-корректировщик Дуся Малюгина из села Канадей. Наша Катя Видьманова, будучи поваром, отлично освоила обязанности всех номеров расчета зенитного орудия. Когда ряды батарейцев поредели, встала к орудию и действовала уверенно и сноровисто. Не боясь смерти, ринулась в бой Катя, чтобы заменить боевую подругу. Но бомба разорвала её. По сообщению Польского Красного Креста, останки Видьмановой Е.Ф., погибшей 14 апреля 1945 года на территории бывшей Германии, похороненной первоначально в г. Кюстрине (ныне – г. Костшин, ПНР), перезахоронены в могилу № 404 на советское воинское кладбище в г. Цыбинка–Бялкув, Зелёногурское воеводство.

Катя заслужила бессмертие в сердцах боевых друзей и односельчан.

В 2010 году учениками школы оформлены новые стенды: «Они возглавляли школу», «Учитель перед именем твоим», «Выпускники – ветераны боевых действий», «Лучшие спортсмены села», «Медалисты школы».

Постоянными гостями нашего музея являются ученики, учителя школы, района, родители, односельчане. За 2010 год музей посетили 130 человек.