uzluga.ru
добавить свой файл
Министерство образования Российской федерации

Волгоградский государственный университет

Факультет истории и международных отношений

Кафедра регионоведения и международных отношений


Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в

предметах материальной культуры.


Дипломная работа

Студентки 5 курса

Е.С.Орловой.


Научный руководитель:

к. и. н., доцент

М.А.Рыблова.


Волгоград 2002.


Оглавление.


Введение ……………………………………………………………….1

Примечания…………………………………………………………..10

Глава . Дом в системе языческого мировоззрения………………12

§1. Дом как модель мира…………………………………………….12

§2. Горизонтальная структура дома………………………………..17

§3. Семантика дверей и окон………………………………………..21

§4. Вертикальная структура дома………………………………….27

Примечания…………………………………………………………..32

Глава . Декоративные и архитектурные украшения жилища как система языческих знаков – оберегов………………………………….34

§1. Знаки – обереги в декоре жилища………………………………34

§2.Знаки – обереги на предметах домашней утвари………………45

Примечания…………………………………………………………54

Глава . Традиционная одежда восточных славян как источник для реконструкции языческой картины мира…………………………….56

§1. Оберегающая функция элементов одежды…………………….56

§2. Функция элементов одежды в обрядах ( на примере свадебного ритуала)……………………………………………………………63

Примечания………………………………………………………….71

Заключение……………………………………………………………….73

Источники и литература………………………………………………77


Введение.




Данная дипломная работа посвящена проблеме трактовки символов язычества, несущих сакральную информацию о картине мира восточных славян- язычников, через предметы материальной культуры. Актуальность изучения этой темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях перехода России из одного государственного строя в другой, возрождением церкви после очень долгого забвения, необходимо заново переосмыслить наше отношение к религии, как к неотъемлемой части человеческого сознания и бытия. Для этого нужно изучить исторические корни религии. Дело в том, что язычество и языческие культы как раз и являются теми корнями, без которых любая религия, в том числе и христианская, теряет основу и историю. Стоит отметить, что в обыденном сознании утвердилось мнение, что язычество – полный антипод христианства. Однако многие историки и этнографы на основе исторических и этнографических материалов пришли к выводу, что язычество и христианство, тесно связаны и переплетены друг с другом, подтверждением чего является существование так называемого двоеверия на Руси в течение нескольких веков. Язычество представляло собой сумму всех народных представлений о мире, знаний и мудрости, которые были отражены в мифических сказаниях и отдельных символах материальной культуры. Таким образом, эти символы или знаки являются передатчиками сакральной информации о картине мира: его создании, структуре, свойствах и т. д. Расшифровке языческих символов и раскрытию соответствующей картины мира восточнославянских народов и посвящена эта дипломная работа.

Целью дипломной работы является: воссоздание языческой картины мира восточнославянских народов через семантику элементов материальной культуры, таких как дом (и его отдельные компоненты), домашняя утварь, одежда и орнамент в декоре дома и на одежде.

Исходя из выше поставленной цели, основными задачами работы являются: 1. изучение места такого компонента материальной культуры как дом в системе языческого мировоззрения восточнославянских народов. А именно: раскрытие символа дома как модели мира, его горизонтальной и вертикальной структур и семантического значения дверей и окон; 2. определение функций орнамента в декоре жилища и на предметах домашней утвари, а также расшифровка значений наиболее распространённых его символов; 3. изучение традиционной одежды восточнославянских народов как источника для реконструкции языческой картины мира, оберегающей функции традиционных элементов одежды и орнамента и роли элементов одежды в обрядах на примере свадебного ритуала.

Проблеме трактовки языческих символов материальной культуры посвящены работы многих отечественных исследователей – историков и этнографов. Но нужно сказать, что долгое время материальная и духовная культуры рассматривались раздельно друг от друга, что являлось типичным взглядом учёного 20 века. Хотя ещё в начале 20 века такой известный этнограф, фольклорист и историк как П.Г.Богатырёв сделал первые попытки соединить воедино материальную и духовную культуру, представить их одним целым и, таким образом, переосмыслить и понимать культуру без разделения на материальный и духовный аспектыi. Для моей дипломной работы его исследования концептуально важны и ценны тем, что автор признаёт кроме практической функции вещи ещё и эстетическую, магическую и другие функции.

Ещё более ранние работы, посвящённые славянскому язычеству принадлежат русскому историку и фольклористу 19 века А.Н.Афанасьевуii. Его работа “Древо жизни”iii представляет определённый интерес для данного диплома тем, что автор подробно объясняет происхождение, описывает и раскрывает символические значения наиболее часто встречаемых в мифах персонажей: света и тьмы, неба и земли, стихий света, солнца, грозы, ветра и радуги; различных животных: собаки, волка, свиньи; а также поясняет суть символов огня, воды, древа жизни и лесных духов, рассматривает образы Перуна, Змея, Великанов и карликов, ведунов, ведьм, упырей и оборотней. Этот автор является представителем мифологической школы в отечественной этнографии.

Для моей дипломной работы очень важны исследования и труды замечательного историка Б.А.Рыбаковаiv, в частности “Язычество древней Руси”. Эта работа охватывает сразу несколько сторон язычества: погребальную обрядность славян, языческие святилища и капища – их описание и классификацию; автор освещает календарь древних славян – язычников на основе обильных фольклорных данных, факты аграрной магии. Но особый интерес для диплома представляет собой глава, посвящённая двоеверию славян, где как раз и исследуется материальная культура с точки зрения символизма и знаковой функции культуры. В частности рассмотрение роли дома в языческом мировоззрении, сакрально – магического смысла многих языческих сюжетов, изображённых в декоре жилища, одежде, домашней утвари и орудиях труда и целой системы соответствующих образов, иногда слегка завуалированных под христианскую символику, а иногда откровенно языческих. Интерес представляют описания архитектуры жилищ и домовой резьбы на коньках крыш, на причелинах, наличниках окон и т. д., также автор приводит трактовки наиболее распространённых сюжетов и символов орнамента.v

К современным работам, посвящённым проблеме ритуальных функций предметов материальной культуры относятся труды В.Н.Топорова и В.В. Ивановаvi, а также отдельные статьи В.Н.Топороваvii. Особый интерес представляет его работа, посвящённая символике окна в мифопоэтической традицииviii.В ней автор раскрывает смысл значений окна в ритуалах свадьбы, похорон, родин и т. д.

Проблемой символизма предметов материальной культуры славян занимается этнограф и исследователь Т.В.Цивьян. Одна из её статей, о роли дома в фольклоре славян представляет интерес, так как автор на материале фольклора раскрывает символизм дома в славянской традиции и реконструирует картину мира, которую воплощал собой домix.

Следующими работами, представляющими интерес для моего диплома являются труды Г.С.Масловой. Одна из них посвящена орнаменту русской народной вышивки и ценна описанием трактовками основных языческих сюжетов, встречающихся в вышивке восточных славян, а также расшифровкой отдельных языческих символовx. Другая её работа о роли одежды в восточнославянских обычаях и обрядах представляет интерес предоставленными фактами об участии отдельных элементов одежды и их соответствующих символических значениях в традиционных славянских обрядах жизненного цикла, особенно в свадебном ритуалеxi.

Замечательной работой, посвящённой жилищу восточных славян как средству передачи картины мира язычников, является труд А.К.Байбурина “Жилище в обрядах и представлениях восточных славян”xii. Это наиболее полное обобщение накопленных материалов по этому вопросу, дающее полное представление о символическом значении и роли дома в славянской обрядности. Поэтому из этого труда я позаимствовала принцип разграничения жилища по вертикали и горизонтали для дипломной работы как наиболее точную модель мира восточнославянских народов, перенесённую на дом. Кроме того, в своём труде автор рассматривает строительную обрядность восточных славян: обряды, предваряющие строительство дома (выбор материала для строительства, выбор места и времени постройки жилья); ритуальные аспекты технологии строительства: описание ритуалов при закладке дома (“строительная жертва” и укладка первого венца). Также представляет интерес упоминание автора о “мировом дереве” как средстве маркировки центра мира (центра жилища) откуда и должен развернуться мир. Далее следует описание обрядов при переходе в новый дом: поверия и приметы, ритуалы, сопровождающие первые шаги хозяев в новый дом, необходимые при этом обереги. Автор выделяет 4 типа внутренней планировки жилища и сопровождает их отличительными чертами; рассматривает диагональ красный угол – печь как ось ориентации жилища; раскрывает функции и типологию границ дома; семантическое значение дверей и окон; освещает роль матицы в обрядности славян. Отдельная глава посвящена вертикальной структуре жилища. Всё это является весьма важным и ценным анализом для данной дипломной работы.

Другая работа этого же автора “Семиотические аспекты функционирования вещей”xiii освещает проблему ритуальной функции предметов материальной культуры. Автор приводит классификацию тех или иных вещей, растений, животных и минералов по степени священности в различных архаических ритуалах; а также основные материалы, которые обладали особым семиотическим статусом. Особый интерес представляет описание технологического процесса создания вещи как акта творения мира Богом в представлениях традиционных обществ. Таким образом, автор выдвигает интересную идею о том, что, создавая какую – либо вещь, человек повторяет акт сотворения мира и соответственно должен соблюдать определённые правила, нарушение которых является неправильным действием. Отсюда вытекает раскрытие понятия обряда, сопровождающего изделие какой – либо вещи, краткое описание схемы “рождения” вещей и рассмотрение “жизни” вещей и особенностей их функционирования в архаическом обществе. А.К.Байбурин подчёркивает, что культурная значимость и ценность архаической и традиционной вещи была существенно выше современной, т. е. Каждый элемент культуры использовался гораздо полнее, точнее, с большей нагрузкой, чем в современном обществе.

Также разработкой темы символизма предметов материальной культуры в традиционных обществах, и их ритуальных функций занимался А.Л.Топорков. Его статья “Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры”14посвящена обсуждению проблемы двойственности функций предметов материальной культуры. Интерес представляет утверждение автора, что одна и та же вещь используется то чисто утилитарно, то, как ритуальный символ с более или менее определённой семантикой, которая может меняться от случая к случаю, а при определённых обстоятельствах вещь может перейти в группу ритуальных предметов, которые вообще не имеют утилитарных функций. Кроме того, эта статья представляет ценность для дипломной работы тем, что автор предлагает модель функционирования ритуального символа на основе оппозиции человек – природа. Кроме того, автор раскрывает роль одежды в жизни традиционного человека, её символики.

Ценными для данной дипломной работы являются статьи, опубликованные в различных научных и этнографических журналах. В частности это работа С. Иванова “Магическая семёрка”15, исследующая символ древа жизни; статья А. Львова “Луна в кувшине, тесто в квашне”16, посвящённая семиотике и символическому значению некоторых предметов домашней утвари; работа Т.В.Цивьян “Архетипический образ дома в народном сознании”17, исследующая образы дома на материале балканских и русских загадок. Далее интерес представляет работа Е.Ю.Кукушкиной, С.Е.Никитиной “Жанровые “портреты” фольклорного дома”18, которая посвящена описаниям дома, встречающимся в свадебных причитаниях и духовных стихах; также статья К.К.Логинова “Знак дерева” в русской избе Обонежья”19, в которой автор рассматривает ряд предметов интерьера и домашнего быта крестьянской избы, которые назывались “деревом”, либо воспринимались как “символическое дерево”, но не стали пока объектом изучения; работа М.М.Валенцовой “Семантика и символика “верха” дома в обрядности славян”20, где автор раскрывает семантическое значение крыши дома на материалах различных обрядов. Статья Е.С.Узенёвой “магия строительства в славянской традиции”21, рассказывающая о строительной обрядности славян при закладке нового дома.

Все эти статьи интересны и ценны для данного диплома и используются в качестве историографии.

Источниками для данной дипломной работы служат труды, характеризующие материальную культуру восточнославянских народов в целом, отдельных народов и их локальных групп, а также, освещающие отдельные её аспекты.

В частности это многочисленные труды И.В.Маковецкого, представляющие обширные материалы по традиционному жилищу русских22. Ценными являются описания архитектуры русского народного жилища и архитектурных украшений снаружи дома. Подробное описание видов окон, крыш, крылец, ворот и т. д.

Другая работа этого же автора “Памятники народного зодчества Русского Севера”23 представляет собой предварительную публикацию результатов третьей комплексной экспедиции, проведённой Институтом истории искусств АНСССР и Государственным Историческим музеем в северные области бывшего Советского Союза и для данной дипломной работы представляет интерес подробным описанием жилищ. Технологического процесса постройки от фундамента до крыши, внешнего вида всего дома и отдельных его частей (коньков крыш, охлупней), а также внутреннего убранства изб.

Следующим трудом этого автора, используемым в данной дипломной работе является работа “Памятники народного зодчества Среднего Поволжья”24, которая представляет собой описательный труд по материальной культуре русских Среднего Поволжья (поселения, усадьбы, жилища). Для данного диплома эта работа интересна подробным описанием различных типов крестьянских жилищ, их планировок, и внутренней обстановки.

Очерк И.В.Маковецкого “Архитектура русского народного жилища Забайкалья”25посвящён архитектуре русского жилища Забайкалья, интересен тем, что автор выделяет 4 типа крестьянских жилищ в Забайкалье, также описывает материал для строительства жилища, планировку всех типов жилищ и внутреннюю обстановку в них.

Следующим источником является сборник, включающий в себя статьи или очерки отдельных учёных на тему материальной культуры восточных славян – “Восточнославянский этнографический сборник”26. В этот сборник входят работы Е.Э.Бломквист27, которые представляют собой описания поселений, жилищ, хозяйственных строений, а так же, характеризующие восточнославянское жилище с глубокой древности до наших дней: принцип расположения печи в жилище; домовая резьба и роспись; внутренняя планировка и обстановка в жилище.28

В Восточнославянский этнографический сборник так же входит работа Г.С.Масловой29, посвящённая традиционной одежде восточнославянских народов. Эта работа представляет собой очень подробную типологию сарафанов и является обобщающим трудом по одежде и обуви восточных славян

В этом же сборнике представлена работа Н.И.Лебедевой “Прядение и ткачество восточных славян”30 – это труд, где обобщены материалы о волокнистых растительных веществах и шерсти, их производстве и обработке, прядении, подготовке к тканью, представлены типологии процессов плетения и тканья от примитивных до развитых его форм, а также приведены типологии техники.

Отдельный труд И.П.Работновой “Русское народное кружево”31 представляет собой искусствоведческий очерк, в котором основное внимание уделяется истории развития русского кружевного орнамента и характеристике его особенностей в различных районах кружевоплетения. Этот труд интересен также тем, что предоставляет описания основных сюжетов и символов кружевного орнамента.

Объёмный, подробный труд по материальной и духовной культуре восточных славян представляет этнограф ЗеленинД.К.32. Его работа представляет собой обширный материал о бытовой и духовной жизни восточных славян. Много внимания автор уделяет жилищу, что и используется в моей дипломной работе: описание материала для строительства; автор выделяет особенности восточнославянской архитектуры; разделяет жилища на 2 типа; описывает варианты расположения печи в избе; обряды и ритуалы при строительстве нового дома. Кроме материала о жилище рассматривается быт крестьян, домашняя утварь, орудия труда и другие предметы материальной культуры.

В качестве источника привлечена работа М.Забылина “Русский народ – обычаи, обряды, предания, суеверия”33, которая является обобщающим трудом о народных традиционных взглядах и мировоззрении, связанных с существующими параллельно с христианством языческих верований и мифов.

Сборник, вмещающий в себя статьи различных учёных “Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры”34 – также представляет собой описания хозяйственных и жилых построек крестьян, их поселения и т. д.

Работа Е.П.Бусыгина “Русское сельское население Среднего Поволжья”35посвящена описанию структуры восточнославянского жилища и его элементов: чердак, подполье, а также рассматривается процесс строительства избы.

Следующим сборником этнографического материала, касающегося материальной культуры восточнославянских народов является “Русские: историко-этнографический атлас”36. Сюда включены статьи Л.Н.Чижиковой, которая является автором очерков о материальной культуре славян, освещает проблемы определения принципа расположения печи в избах в различных районах России, что даёт представление о горизонтальной структуре жилища. Этот автор описывает обряды и ритуалы, сопровождающие события, связанные с домом (например, строительство дома)37. Статья Т.В.Станюкович представляет собой описание внутренней планировки, отделки и меблировки русского крестьянского жилища38.

Интерес представляет совместный труд Г.С.Масловой и Н.И.Лебедевой “Русская крестьянская одежда в 19 – начале 20 в.”39 – подробное описание русской одежды и временное и географическое распространение сарафанов.

Этнограф П.А.Раппопорт посвятил свой труд 40описанию жилища древних славян: строительный материал, процесс строительства, архитектура, тип планировки и внутренней обстановки жилищ.

В совместном очерке В.А.Липинской и А.В.Сафьяновой41 анализируется типология сибирского жилища у русского населения в разные хронологические периоды и на основе разных типов источников.

Ещё одним этнографическим сборником по материальной культуре славян является “Этнография восточных славян”42, где собраны очерки и статьи многих отечественных исследователей – этнографов. В частности это очерк Л.Н.Чижиковой о восточнославянском жилище, его архитектуре, декоре, внутренней планировке43.

В этом же сборнике представлена работа Т.В.Станюкович44 – это материал о резьбе по дереву, росписи, литьё металлов. Освещаются основные мотивы изображений.

Хронологические рамки дипломной работы определены началом ХVΙΙ – концом XΙX века.

Богатырёв П. Г. Магические действия, обряды и верования Закарпатья. Париж. 1929.

12 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1-3, 1866-1869.

3 Он же. Древо жизни. М., 1982.

4 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1987

5 Он же. Язычество древней Руси. М., 1988.

6 ИвановВ. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

7 Топоров В.Н. Космос.// Мифы народов мира. М., 1982.

8 Он же. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балтославянские исследования. М., 1984.

9 Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Т. 10. Тарту, 1978.

10 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко – этнографический источник. М., 1978.

11 Она же. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах. 19 – 20 в. М., 1984.

12 Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 1983.

13 Он же.Семиотические аспекты функционирования вещей.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

14 Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

15 Иванов С. Магическая семёрка. // Наука и религия. 1990. №2.

16 Львов А. Луна в кувшине, тесто в квашне. // Родина. 1994. №8.

17 Цивьян Т. В. Архетипический образ дома в народном сознании. // Живая старина. 2000. №2.

18 Кукушкина Е. Ю., Никитина С. Е. Жанровые “портреты” фольклорного дома. // Живая старина. 2000. №2.

19 Логинов К. К. “Знак дерева” в русской избе Обонежья. // Там же.

20 Валенцова М. М. Семантика и символика “верха” дома в обрядности славян. // Там же.

21 Узенёва Е. С. Магия строительства в славянской традиции // Там же.

22 Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища Север и Верхнее Поволжье. М., 1962.

23 Он же. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955.

24 Он же. Памятники народного зодчества Среднего Поволжья. М., 1952.

25 Он же. Архитекрура русского народного жилища Забайкалья” //Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975.

26 Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

27 Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. // Восточнославянский …

28 Она же. Ориентировка жилищ по странам света. // Там же.

29 Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в 19 начале 20 в. // Там же.

30 Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян. // Там же.

31 Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956.

32 Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

33 Забылин М. Русский народ – обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1996.

34 Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. М., 1959.

35 Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Казань. 1966.

36 Русские: историко – этнографический атлас. М., 1967.

37 Чижикова Л. Н. Жилая, хозяйственная и общественная застройка.// Русские: историко- этнографический атлас. М., 1956.

38 Станюкович Т. В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища. // Там же.

39 Маслова Г. С., Лебедева Н. И. Русская крестьянская одежда в 19 – начале 20 в. // Там же.

40 Раппопорт П. А. Древнерусское жилище. М., 1975.

41 Липинская В. А., Сафьянова А. В Жилище русского населения восточных районов алтайского края. //Хозяйство и быт западносибирского крестьянства 18 начала 20 в.М., 1979.

42 Этнография восточных славян. М., 1987.

43 Чижикова Л. Н. Восточнославянское жилище. // Этнография восточных славян. М., 1987.

44 Станюкович Т. В. Народное декоративно – изобразительное искусство. // Там же.