uzluga.ru
добавить свой файл
ДИАЛОГ ДЖАНАКИ И ЯДЖНЯВАЛКЬИ

("Махабхарата", XII, 298 - XII, 306)

XII, 298

Юдхиштхира сказал:

1. О том, что свободно от добродетели и порока, от всех "опор".

Свободно от рождения и смерти, свободно от праведности и неправедности.

2. Что всегда благостно и не несет страха, всегда неразрушимо и неизменяемо, Всегда чисто и незатруднительно, - о том благоволи поведать.

Бхишма сказал:

3. В связи с этим я изложу тебе древнее предание,

Беседу Яджнявалкьи и Джанаки, о потомок Бхараты!

4. Яджнявалкью, высшего из мудрецов, потомок Дэварати, великославный

Царь Джанака вопрошал, лучший из знатоков вопрошания:

5. "Сколько <всего> индрий, о мудрец брахманов!, сколько известно природ?

Что есть Непроявленное, что высший Брахман и есть ли что выше него?

6. Также о возникновении и исчезновении мира и об исчислении времен

Должен поведать ты, о владыка жрецов! желающему твоей милости.

7. Ведь по неведению вопрошаю тебя - океан знания,

Потому и хочу услышать обо всем этом без сомнения".

Яджнявалкья сказал:

8. Так выслушай, владыка земли, о чем спрашиваешь:

<Это> высшее знание йогинов и особенно санкхьяиков.

9. Для тебя <правда, тоже> нет ничего неизвестного, и все-таки ты просишь о наставлении.

Но на вопрос надо отвечать - это высшая дхарма.

10. <Так вот>, говорится <всего> о восьми природах и шестнадцати производных, И еще размышляющие о высшем Атмане говорят о семи проявленных <началах>.

11. Непроявленное, также Великий, а также Эготизм, Земля, ветер, пространство, вода и огонь пятый -

12. Вот восемь природ. Выслушай от меня и о производных.

<Это> способности слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния как пятого.

13. Звук, осязаемость, форма, вкус. а также запах,

<Способности> речи, манипуляции, передвижения, испражнения и наслаждения.

14.Это, о владыка царей! специфические свойства в пяти Великих элементах.

<А те суть> способности восприятия со своими особенными свойствами,

о митхилец!

15. Ум называют шестнадцатым размышляющие о высшем Атмане -

Ты и другие знатоки, опытные в постижении начал мира.

16. Из Непроявленного - Великий, о царь!

Мудрые называют это первым произрождением, "прадханическим".

17. Из Великого же - Эготизм, о царь!

Это называют вторым произрождением, оно известно как "разумное".

18. Из Эготизма же - Ум, характеризуемый свойствами материальных элементов. Это - третье произрождение, <оно> зовется "эготичным".

19. Из Ума же - Великие элементы, о владыка людей!

Это четвертое произрождение зовут "умным".

20. Звук, осязаемое, форма, вкус, а также запах - <Все>

это размышляющие об элементах называют пятым произрождением, "элементным".

21. Слышание, осязание, зрение, вкушение и обоняние пятое -

Это называли шестым произрождением, оно известно как "многозаботливое".

22. <Затем> возникает нижняя группа индрий слышания, о владыка людей!

Это называют седьмым произрождением, оно известно как "чувственное".

23. Также возникают верхнее и горизонтальное "течения" <индрий>, о владыка людей!

Это мудрые называют восьмым произрождением, оно "прямое".

24. <Далее> возникает горизонтальное "течение" вместе с нижним "течением", о владыка людей!

Это мудрые назвали девятым произрождением, оно <также> "прямое".

25. Вот, владыка людей, девять произрождений, а также начал Двадцать четыре, <0ни> были изложены в соответствии со Шрути.

26. Теперь же, о великий царь! этих начал <и> свойств

Узнай от меня исчисление времени, возвещенное великими.

XII, 299

Яджнявалкья сказал:

1. Итак, о лучший из людей! узнай от меня о времяисчислении Непроявленного. Пять тысяч кальп, взятых два раза, считаются <одним его> днем.

2. Такова же и его ночь. Пробудившись, о царь!

<Он> вначале производит траву - жизнь всех одушевленных существ.

3. Затем производит Брахму, возникающего из золотого яйца.

Это <составляет> телесную форму всех существ - так мы слышали.

4. Пробыв в яйце год и выйдя из него, великий муни Праджапати соединяет обе половинки - всю землю и небо.

5. "Неба и земли"... - так об этом читается в Ведах.

Между этими скорлупками владыка помещает пространство.

6. При исчислении же этого овладевшие Ведами и ведангами Десять тысяч кальп без <одной> четверти зовут <одним> днем,

И ночь размышляющие о высшем Атмане насчитали такою же.

7. <Этот> Риши" произрождает Эготизм - божественный по природе,

И четверых других сыновей в древности <произвел из своего> тела Великий.

О них же Шрути свидетельствует как о предках предков, о лучший из царей!

8. Боги - сыны <этих> предков, богами покрыты миры

Со <всем> движущимся и неподвижным, о лучший из людей! так мы слышали.

9. Возглавляющий же их Эготизм произрождает пять элементов:

Землю, ветер, пространство, воду и огонь как пятый.

10. Ночь его, осуществляющего <уже> третье произрождение, определяют

В пять тысяч кальп, столь же длительным назван и <его> день.

11. Звук, осязаемое, форма, вкус и запах как пятый -

Это, о владыка царей, специфические свойства в пяти элементах,

Которыми проникают все существа изо дня в день.

12. Они друг друга желают, радуются благу друг друга,

Друг перед другом "самоутверждаются", друг с другом соперничают.

13. Они друг друга разят, неизменяемые, вместе с увлекающими <их> гунами. <Так> они здесь вращаются, нисходя в животные тела.

14. Три тысячи кальп - так определяется их день,

Такова же и ночь у них, а также у Ума, о людей владыка!

15. Ум "проходит" все, о владыка царей, что совершается чувствами.

И не чувства воспринимают, но Ум здесь воспринимает.

16. Глаз видит формы, но умом - не глазом:

Когда ум рассеян, глаз, даже смотря, не видит.

Так воспринимают <свои объекты" и все <прочие> чувства, как учат <мудрые>.

17. Царь! Когда ум устраняется <от деятельности>, чувства также устраняются. Но при устранении чувств ум <еще> не устраняется.

Итак, о чувствах надо рассуждать как о том, в чем главное - ум.

18. Ум ведь называется владыкой всех чувств.

В него вливаются <и> все существа в этом мире, о великославный!

XII, 300

Яджнявалкья сказал:

1. И исчисление произрождений начал, и исчисление времен

Изложены мною по порядку. Выслушай же от меня и о поглощении миров,

2. Как поглощает существа, вновь и вновь <их> произрождая,

Безначальный и бесконечный Брахма, вечный и неразрушимый.

3. Вот, заметив, что день кончается, и <погрузив> ум в ночной сон,

Господин "Непроявленный" побуждает "эготичного" мужа.

4. Тогда побуждаемое "Непроявленным" стотысячелучное

Солнце, разделившись на двенадцать частей, пылает, подобно огню.

5. Быстро сжигая пламенем четыре вида живых существ:

Рождающихся живыми, из яйца, из пота и из ростка, о царь!

6. <Все> это, неподвижное и движущееся, уничтожается как по мановению,

И земля от начала до конца становится <голой> как спина черепахи.

7. Тогда ото солнце>, бесконечно могучее, спалив без остатка весь мир, Мгновенно и до конца наполняет <его> стремительной водой.

8. Затем, коснувшись Огня времени, приходит к концу и та вода.

Когда же, о владыка царей, гибнет вода, пылает <один> великий Огонь.

9. <Но и> того, неизмеримо сильного, пылающего и сверкающего.

Ожигающего все существа, семиязыкого в один миг

10. Пожирает могучий ветер, восьмичастный, сильный,

Распространяющийся бесконечным дыханием поперек, вверх и вниз.

11. <Но и> его, непреоборимого и устрашающего, поглощает пространство.

Звучное же пространство поглощает подвижный Ум.

12. Ум же поглощается тем Эготизмом.<который есть> Вседуша и Праджапати, Эготизм же - Великим Атманом, знающим <все> настоящее, прошедшее и будущее.

13. Его же, несравненного по природе и вездесущего, <поглощает>

Праджапати, <который есть> Шамбху -

<Сама> тонкость, легкость, достижение, <сам> владыка, неубывающий свет.

14. "<Имея> везде руки и ноги, везде глаза, головы, рты,

Везде - уши, пребывает в мире, охватывая все".

15. <Это> сердце всех существ размером в сустав большого пальца.

Поглощает, великий владыка, без остатка Вселенную.

16. Тогда все <вновь входит> в непреходящего, неубывающего, неуязвимого. Непорочного произродителя <всех> людей - прошлых и будущих.

17. Вот тебе и рассказано об исчезновении мира, о владыка царей! в соответствии с истиной.

Теперь выслушай <обо всем> в аспекте тела, существа и божества.

XII, 301

Яджнявалкья сказал:

1. "Ноги - это в аспекте тела", - так говорят видящие истину брахманы, - "Ходьба - это в аспекте существа, Вишну тут в аспекте божества" ".

2. "Орган испражнения - это в аспекте тела", - так говорят видящие истину, - "Испражнение - это в аспекте существа, Митра тут - в аспекте божества".

3. "Орган размножения - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению йоги, -

"Наслаждение же - это в аспекте существа, Праджапати тут - в аспекте божества".

4. "Руки - это в аспекте тела". - так говорят по воззрению санкхьи, - "Деятельность же - это в аспекте существа. Индра тут - в аспекте божества".

5. "Органы речи - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Шрути, - "Речь же - это в аспекте существа, Огонь тут - в аспекте божества".

6. "Глаз - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Шрути, -

"Форма же - это в аспекте существа, Сурья тут - в аспекте божества".

7. "Ухо - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Шрути, -

"Звук же - это в аспекте существа, Стороны света тут - в аспекте божества".

8. "Язык - это в аспекте тела", - так говорят по видению истины, -

"Вкус же - это в аспекте существа. Воды тут - в аспекте божества".

9. "Нос - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Шрути, -

"Запах же - это в аспекте существа, а Земля тут - в аспекте божества".

10. "Кожа - это в аспекте тела", - так говорят опытные в постижении начал мира <истины>, -

"Осязаемое же - это в аспекте существа, а Ветер тут - в аспекте божества".

11. "Ум - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Шрути, -

"Мыслимое же - это в аспекте существа, а Луна тут - в аспекте божества" .

12. "То, что относится к Эготизму - это в аспекте тела", - так говорят по видению истины, -

"Примысливание же себя - это в аспекте существа, Бхава тут - в аспекте божества".

13. "Разум - это в аспекте тела", - так говорят по воззрению Веды, - "Разумеваемое же - это в аспекте существа, Познающий поле тут - в аспекте божества".

14. Так тебе, царь, было ясно описано распространение <сущего> -

В начале, середине, а также в конце - сообразно с истиной, о знающий истину!

15. Пракрити по своему желанию и произволу видоизменяет гуны,

Ради игры, о великий царь! - сотнями и тысячами.

16. Как <обычные> смертные умножают светильники в тысячи светильников,

Так пракрити видоизменяет множество гун ради Пуруши.

17. Саттва - это наслаждение, изобилие, приятность и просветленность,

Радость, чистота, безболезненность, удовлетворенность, наличие веры,

18. Благополучие, отсутствие суеты, терпение, твердость, невреждение, Равновесие, правдивость, невиновность, мягкость, стыдливость, непоколебимость,

19. Чистота, прямота, правильное поведение, бесстрастность, сердечная собранность,

Отсутствие бахвальства, когда что-то сделано без "Хочется - не хочется",

20. Милость посредством даров, забота о других при отсутствии вожделения, Сострадание ко всем существам - так сказано о гунах (качествах) саттвы.

21. Собрание же гун (качеств) раджаса - это красота, могущество, воинственность,

Чревоугодие, безжалостность, зависимость от радости - страдания,

22. Удовольствие от порицания других, привязанность к спорам,

Себялюбие, агрессивность, многозаботливость, питание вражды,

23. Печаль, хищение, бесстыдство, также непрямота,

Полнота", грубость, похоть-гнев, также опьянение,

Гордость, ненависть, резкость в словах - такими называют гуны раджаса.

24. И собрание гун (качеств) тамаса я сейчас изложу - примечай:

Апатия, непросветленность, омраченность и <то, что> зовется великой омраченностью.

25. Великой омраченностью зовется смерть, а омраченностью - гнев.

Еще признаки тамаса: привязанность к пище,

26. Ненасытимость пищей, а также жажда питья.

Ароматами, прогулками, лежанием, <пустым> сидением.

27. Дневным сном, спорами и бездельем услаждение,

К танцам, музыке, пению "доверие" - по незнанию,

И ненависть к <исполнению> любых <обязанностей> дхармы - таковы гуны тамаса.

XII, 302

Яджнявалкья сказал:

1. Эти три гуны пракрити, о лучший из людей!

Всегда пребывают в мире целом неизбывно.

2. Стократно, тысячекратно, также стотысячекратно

И десятимиллионнократно он созидает посредством себя самого себя.

3. Место саттвы здесь высшим, раджаса - срединным,

Тамаса - низшим размышляющие о высшем Атмане называют.

4. Если в этом мире <у индивида накоплена> только заслуга, достигается высший путь,

Если заслуга с пороком - человеческий, если <один> порок - низший.

5. О двойственных <же сочетаниях> и комбинациях в соответствии с истиной этих трех -

Саттвы, раджаса и тамаса - от меня выслушай.

6. В саттве обнаруживается раджас, в раджасе же тамас.

В тамасе - саттва, а в саттве - Непроявленное.

7. Наделенный <только> саттвой и Непроявленным достигнет мира богов, Соединенный с раджасом и саттвой является среди людей,

8. Сочетавшийся с раджасом и тамасом рождается в животных утробах,

При сочетании раджаса, тамаса и саттвы <вновь> достигнет человеческого состояния.

9. Место мудрых, освободившихся от заслуги и порока, названо

Вечным и неизменяемым, а также неразрушимым и лишенным страха.

10. <Оно есть> состояние знающих, высшее место, безболезненное, непоколебимое, Сверхчувственное, бессменное, <то, где> разгоняется мрак рождений-смертей.

11. Что же <касается> того, о чем ты, о царь! спрашивал меня, - высшего, пребывающего в Непроявленном,

То он есть пребывающий в пракрити, недвижимый так <он> именуется.

12. И он мыслится лишенным сознания и пребывающим в пракрити, о царь!

<Но Брахма>, руководимый им, произрождает и поглощает миры.

Джанака сказал:

13. Великий муни! Оба они безначальны и бесконечны,

Бесформенны, неизменны, непоколебимы и неуязвимы,

14. Непостижимы. Но как же, о тигр среди мудрецов! один из них лишен сознания, Тогда как другой обладает сознанием и зовется "познающий поле"?

15. Ведь ты, о царь жрецов! нераздельно служишь дхарме освобождения,

И я хочу выслушать всю дхарму освобождения <без остатка>