uzluga.ru
добавить свой файл
1


Агентство Республики Казахстан

по статистике

Начальник отдела расчетов ВВП

Г.Х.Исмурзина


Система национальных счетов в статистике Казахстана


Основные итоги внедрения СНС-93 в казахстанскую статистику


Система национальных счетов – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются:

  • экономические функции – производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов;

  • экономические операции – отдельные акты, совершаемые хозяйственными единицами в процессе выполнения экономических операций (операции с товарами и услугами, финансовые операции, операции по распределению и пр.);

  • экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (производственные единицы, институциональные единицы, классифицируемые в системе, соответственно, по чистым отраслям и институциональным секторам);

  • объекты экономических операций – товары, услуги, финансовые инструменты.

В системе национальных счетов используется метод двойной записи по типу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами.

Экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов, а также как запасы финансовых и нефинансовых активов, накопленных единицами в результате этой деятельности, и изменения в них.

Согласно рекомендациям СНС-93 и международных экономических организаций, внедрение системы в статистическую практику стран осуществляется поэтапно. Выбор приоритетов в работе по внедрению СНС зависит, прежде всего, от потребностей органов государственного управления в определенной информации, необходимой для принятия решений по вопросам формирования экономической политики, от прогресса в реформировании смежных отраслей экономической статистики, обеспечивающих исходные данные для СНС, от имеющихся финансовых и кадровых ресурсов.

В настоящее время в республике построены все текущие счета системы (товаров и услуг, производства, образования доходов, распределения, перераспределения и использования доходов); из счетов накопления – счет операций с капиталом, финансовый счет, выполнены экспериментальные расчеты по счету других изменений в активах и по счету переоценки (на имеющейся информационной базе). С 1993 года осуществляется построение счета остального мира. С 1994 года ведется построение межотраслевого баланса (МОБ) по краткой схеме СНС. С 2000 года построение МОБ производится в основных и текущих ценах. Расширена матрица МОБ с 29 до 65. Начаты работы по построению МОБ в постоянных ценах. С 1994 года производятся также квартальные расчеты ВВП, их гармонизация и сглаживание на сезонные колебания.

С 2000 года осуществляется построение таблиц «Ресурсы – использование».

Разработка счета производства по отраслям экономики служит в качестве основы для расчета валового внутреннего продукта (ВВП) производственным методом, то есть суммированием валовой добавленной стоимости всех отраслей (с поправкой на налоги и субсидии на продукты), а также для анализа отраслевой структуры экономики.

Разработка счетов образования доходов по отраслям экономики позволяет определять ВВП распределительным методом, заключающимся в суммировании первичных доходов, полученных участниками производства, а также служит основой для анализа стоимостной структуры ВВП.

Разработка счетов использования, счета операций с капиталом и показателей торгового баланса позволяют формировать ВВП методом конечного использования и обеспечивают данными для анализа структуры использования произведенного продукта.

Разработка секторальных счетов производится с целью выявления взаимосвязей между ними, анализа результата экономической деятельности отдельных секторов.

Разработка консолидированных счетов для экономики в целом позволяет получить ряд важнейших агрегатов, таких как ВВП (в текущих и постоянных ценах); валовой национальный доход (ВНД); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; сбережение; валовое накопление; чистое кредитование/чистое заимствование; сальдо внешней торговли товарами и услугами; сальдо по текущим операциям остального мира.

Разработка квартальных показателей ВВП, гармонизированных, сглаженных на сезонные колебания, приведенных к среднегодовым ценам 1994 года, используется для анализа изменений в экономике в краткосрочном периоде. Важность и необходимость квартальных национальных счетов заключается в представлении всесторонней информации об экономическом развитии страны за короткий промежуток времени. Для принятия решений в экономических вопросах и анализа необходима серия квартальных данных по ВВП, которые позволили бы отследить экономическое развитие в текущее время и оценить влияние принятых мер и внешних факторов, позволяя своевременно скорректировать нежелательные тенденции в экономике. По международным требованиям и для обеспечения качественным инструментарием для экономического анализа необходимо расчеты вести на дискретной основе (не нарастающий итог) как в текущих ценах, так и в постоянных. Существуют два подхода расчета квартальных счетов:

  1. на основе годовых данных (когда имеются годовые оценки национальных счетов);

  2. на основе квартальных данных (когда отсутствуют годовые оценки)

В первом случае годовые национальные счета должны быть распределены по кварталам, во втором случае квартальные оценки должны быть получены экстраполяцией квартальных данных на индекс физического объема и индекс цен. При поступлении годовых данных необходимо откорректировать квартальные данные. При гармонизации квартальных оценок с годовыми оценками сумма четырех кварталов должна быть равна годовой оценке.

Разработка валового регионального продукта (ВРП) позволяет определить вклад каждого региона в создании ВВП, используется для характеристики социально-экономического положения в регионе. Валовой региональный продукт - ключевой показатель системы национальных счетов на областном уровне, рассчитываемый как сумма валовых добавленных стоимостей всех видов экономической деятельности экономики. Абсолютный размер ВРП является объективным показателем вклада региона в экономику страну.

Внедрение СНС-93 в статистическую практику страны обусловило соответствующие преобразования во всех отраслях экономической статистики, осуществляемые в рамках Государственных программ по реформированию статистики, первичного и бухгалтерского учета 1992-1995 гг., 1996-1998 гг., 1999-2005 гг.

Основные проблемы внедрения СНС



Проблемы, возникающие при практическом внедрении методологии СНС-93, обусловлены различиями в учете. Они могут быть подразделены на информационные, связанные с недостаточностью исходных данных для составления национальных счетов, и методологические, вызванные принципиальными изменениями в формировании, измерении и отражении макропоказателей.

Одними из актуальных методологических и информационных проблем являются проблемы охвата всех видов экономической деятельности в пределах границы производства СНС, тесно связанные с оценкой «ненаблюдаемой экономики», включающей:

  • нелегальную деятельность;

  • скрытую (подпольную, черную, теневую) деятельность предприятий;

  • неформальную деятельность домашних хозяйств.

Ниже кратко приводятся основные понятия и определения ненаблюдаемой экономики и оценка ее размеров.

Нелегальная (незаконная) экономическая деятельность включает производство, продажу и распространение запрещенных законом товаров и услуг. Существует два вида незаконного производства:

  • производство товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещается законом;

  • производственная деятельность, обычно относящаяся к законной, но в случаях, когда ею занимаются производители, не имеющие на то разрешения, приобретает незаконный характер (например, оказание медицинских услуг неквалифицированными врагами).

Указанные виды деятельности включаются в сферу производства при условии, что за ними стоят подлинные процессы производства товаров и услуг, на которые существует реальный рыночный спрос. Доходы, приносимые незаконными видами деятельности, могут использоваться на совершенно законные цели, и в тоже время затраты, связанные с производством запрещенных товаров или услуг, могут покрываться за счет легальных источников. Примерами деятельности, которая может быть незаконной, но производительной в экономическом смысле, являются производство, и сбыт наркотиков, незаконная транспортировка в виде контрабанды и такие услуги, как проституция и аборты.

Вместе с тем, воровство, мошенничество, вымогательство и многие другие противоправные действия хотя и связаны в известной степени с операциями с экономическими активами (деньгами, имуществом), но по своей сути не являются экономическими и не включаются в границы производства. Два довода приводятся в пользу данного подхода:

  • В ходе этих действий, как правило, не создаются новые продукты или услуги, а происходит только известное перераспределение экономических активов;

  • Эти действия, как правило, никогда не являются результатом свободной договоренности между контрагентами, а, наоборот, основаны на принуждении.


Таким образом, в отличие от принятой в правоохранительных органах методики, СНС не включает оценки взяточничества, воровства, мошенничества (в том числе в банковской сфере или при операциях с ценными бумагами), рэкета, незаконного перевода денег за границу и других противоправных действий, ведущих к перераспределению уже созданного национального богатства. Однако, такая «расширенная» трактовка завышает показатели незаконного производства, дезинформирует правительство и других пользователей и ведет к непониманию публикаций Агентства по статистике.

Скрытая (или теневая, или подпольная, или черная) деятельность в принципе является законной, но при этом объемы ее сознательно скрываются от государственных органов в силу разных причин:

  • во избежание уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других налогов;

  • во избежание уплаты взносов на социальное страхование;

  • в сокрытии нарушений некоторых узаконенных стандартов, например, минимальной заработной платы, максимальной длительности рабочего дня, норм безопасности, санитарных норм;

  • избежание определенных административных процедур, таких как заполнение статистических вопросников или других форм отчетности.

Помимо незаконного и скрытого производства СНС вводит понятие неформальной экономической деятельности. Неформальным считается производство, осуществляемое в рамках сектора домашних хозяйств или неформального сектора. Определение термина «неформальный сектор» сформулировано МОТ (Международная организация труда) и включает хозяйственные единицы, производящие товары и услуги преимущественно с целью обеспечения работой и доходов соответствующих лиц. Юридически оформленных трудовых отношений в этом случае, как правило, не существует, а трудовые отношения основаны на случайной занятости, родственных, личных и социальных связях. На практике значительная часть неформального производства осуществляется для собственного потребления, однако, некоторая часть реализуется на рынке.

Агентство по статистике при расчете макроэкономических показателей осуществляет досчеты на скрытую и неформальную деятельность в несколько этапов.

Первоначально производится досчет объемов производства на отраслевом уровне путем досчета выпуска обследованных предприятий до их генеральной совокупности.

На следующем этапе при построении национальных счетов данные отраслевой статистики сопоставляются и взаимоувязываются. При этом используется балансовый метод, при котором ресурсы товаров и их использование приводится в соответствие, выявленные диспропорции позволяют принимать решения о корректировке того или иного показателя. На данном этапе осуществляется проверка оценок ВВП, выполненных тремя методами, на взаимосогласованность и сопоставимость.






Доля в валовом внутреннем продукте

Доля в валовой добавленной стоимости отрасли

не-наблю-даемой эконо-мики

в том числе:

не-наблю-даемой эконо-мики

в том числе:

нефор-мальной

скрытой

нефор-мальной

скрытой

2001

Сельское хозяйство

5,3

5,2

0,1

60,7

59,3

1,4

Промышленность

3,2

2,9

0,3

10,5

9,4

1,1

Строительство

1,8

1,2

0,6

33,7

22,5

11,2

Торговля

3,2

1,4

1,8

26,7

11,2

15,5

Гостиницы и рестораны

0,3

0,0

0,3

54,3

6,1

48,2

Транспорт

2,0

1,6

0,4

20,3

16,4

3,9

Образование

1,4

0,4

1,0

36,6

10,4

26,2

Здравоохранение

1,1

0,3

0,8

52,2

15,9

36,3

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

1,2

0,1

1,1

62,8

7,1

55,7

Операций с недвижимым имуществом, аренда и услуги потребителям

4,1

0,8

3,3

33,8

6,3

27,5

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

0,3

0,3

0,0

100,0

100,0

0,0

Итого

23,9

14,2

9,7

25,7

15,2

10,5

2002

Сельское хозяйство

4,8

4,4

0,4

60,9

55,6

5,3

Промышленность

3,0

2,2

0,8

10,1

7,4

2,7

Строительство

1,8

0,9

0,9

29,4

14,6

14,8

Торговля

3,3

1,3

2,0

26,3

10,3

16,0

Гостиницы и рестораны

0,4

0,1

0,3

51,2

7,7

43,5

Транспорт

2,3

2,1

0,2

22,9

20,6

2,3

Образование

0,7

0,5

0,2

22,2

14,5

7,7

Здравоохранение

0,9

0,2

0,7

44,7

10,3

34,4

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

1,1

0,1

1,0

48,9

3,0

45,9

Операций с недвижимым имуществом, аренда и услуги потребителям

4,0

0,7

3,3

32,1

5,9

26,2

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

0,3

0,3

0,0

100,0

100,0

0,0

Итого

22,6

12,8

9,8

24,4

13,7

10,7

2003

Сельское хозяйство

4,7

4,5

0,2

62,1

59,8

2,3

Промышленность

2,4

2,0

0,4

7,8

6,6

1,2

Строительство

1,7

0,8

0,9

26,7

12,7

14,0

Торговля

3,1

1,2

1,9

25,9

9,7

16,2

Гостиницы и рестораны

0,3




0,3

50,6

5,8

44,7

Транспорт

2,2

1,8

0,4

21,5

17,1

4,4

Образование

0,7

0,6

0,1

21,7

17,1

4,6

Здравоохранение

0,8

0,2

0,6

41,3

8,0

33,3

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

1,5

0,1

1,4

60,8

5,1

55,7

Операций с недвижимым имуществом, аренда и услуги потребителям

3,8

0,7

3,1

28,9

5,2

23,7

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

0,3

0,3













Итого

21,5

12,2

9,3

23,1

12,9

10,1



Не менее сложная в методологическом плане проблема связана с влиянием инфляции на макроэкономические показатели. Она имеет два аспекта.

Первый обусловлен тем, что согласно концепциям СНС-93, прирост стоимости товаров за время нахождения их в запасах, называемый холдинговой прибылью, должен исключаться из добавленной стоимости и соответственно из ВВП. Применение этого принципа СНС требует сложных расчетов по определению холдинговой прибыли, основанных на подробной информации о товарной структуре запасов, индексах цен и средней продолжительности нахождения товара в запасах.

Другой аспект этой проблемы связан с расчетами ВВП и его компонентов в постоянных ценах для исчисления индексов физического объема ВВП.

Суть проблемы заключается в том, что в целях обеспечения аддитивности (аддитивность предполагает, что на каждом уровне агрегирования индекс объема для агрегата равен взвешенной арифметической средней индексов объема для компонентов) должен использоваться индекс физического объема Лайсперса: poqt

Lq = ------------ ,

poqo

который определяется путем дефлятирования стоимости на индекс цен Пааше (в качестве весов используется стоимость текущего периода):

q1p1

Pp = ------------- .

q1p0

В настоящее время все известные индексы цен раcсчитываются по формуле Лайспереса (в качестве весов используется стоимость базового периода):

qop1

Pv = ------------ ,

qopo

применение которых ведет к нарушению аддитивности.

В случае, если данные аддитивно не согласуются, СНС рекомендует следующие два подхода на выбор. Первый – для устранения расхождений между суммой компонентов и соответствующим агрегатом распределять его пропорционально. Другой - остается подход, при котором обеспечивается сопоставимость увязанных данных на каждом уровне агрегирования за счет нарушения аддитивности.

Индекс Фишера, определяемый как среднегеометрическое значение индексов Лайсперса и Пааше Fp = (Lp x Pp) ½, считается идеальным, однако, его расчеты требуют значительных затрат, что ограничивает его использование.

Важная методологическая проблема внедрения системы национальных счетов в республике связана с отражением финансовых услуг. Согласно концепциям СНС, стоимость этих услуг принимается равной разнице между процентами, полученными банками за размещение привлеченных финансовых ресурсов, и процентами, выплаченными за привлеченные ресурсы. Теоретически эта стоимость выпуска финансовых услуг на стадии использования должна быть отнесена к различным группам потребителей данных услуг (например, к предприятиям, получающим ссуды, населению, размещающему депозиты). Из-за отсутствия необходимой информации в настоящее время используется упрощенная процедура, рекомендованная СНС-93. Она состоит в том, что стоимость финансовых услуг полностью относится к условной отрасли, выпуск которой принимается равным нулю, т.е. объем ВВП уменьшается на величину этих услуг.

Следует отметить проблему, связанную с показателем валового накопления капитала (ВНК). В соответствии с СНС-93 данный показатель должен включать расходы на приобретение ценностей, государственные оборонные расходы на основные фонды, которые могут быть использованы на гражданские цели, расходы на развлечения, оригиналы художественных и литературных произведений, материальные непроизводственные активы (недра, леса, воды). В настоящее время из-за отсутствия учета, методик оценки, дефицита финансовых и людских ресурсов вышеуказанные виды ВНК не включаются в этот показатель.


Возможности использования СНС для анализа и оценки экономической политики


Система национальных счетов, являясь наиболее полной статистической системой, представляет различные возможности для анализа.

Производство – это один из самых основных видов деятельности, измеряемых в экономике. Результатом производства является выпуск товаров и услуг. Счет производства составляется для каждого сектора и по отдельным отраслям. Для подробного анализа производства в национальном счетоводстве и экономическом анализе используются таблицы затрат-выпуска, в которой увязываются и детализируются в единой схеме счета производства, образования и использования доходов, отражается сложившаяся система производственных взаимосвязей на отраслевом уровне, специфика первичного распределения и конечного использования добавленной стоимости.

Счета распределения доходов, охватывающие как первичное, так и вторичное распределение доходов дают информацию, необходимую для выработки фискальной политики.

Анализ именно этих счетов показывает чисто перераспределительное влияние трансфертов и доходов от собственности на экономику в целом.

Счета использования доходов показывают объем потребления домашних хозяйств за их собственный счет и объемов расходов на потребление, понесенных государственными учреждениями и некоммерческими организациями.

Счет операций с капиталом содержит информацию о капиталовложениях и показывает, какие сектора имеют сбережения и сколько вкладывают в накопление капитала.

Данная информация очень важна для выработки инвестиционной политики.

Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, формирующие экономическую политику. Такими органами являются Минфин, Минэкономики, Мингосдоходов, Нацбанк, Минтруд, которые определяют основные направления фискальной, монетарной и социальной политик, касающиеся широкого круга вопросов и инструментов экономической политики и в первую очередь системы налогообложения, стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.

Принятие решений по данным вопросам основывается на анализе соответствующей информации, разрабатываемой в рамках национальных счетов.

Так, при формировании республиканского бюджета используется ряд макроэкономических показателей, исчисляемых в национальных счетах и смежных разделах экономической статистики: ВВП и темпы его роста; индексы цен и роста денежной массы; валютный курс и др. При разработке бюджета на 2000 год в качестве исходного параметра принята оценка ВВП в размере 2120 млрд. тенге и 3% дефицита бюджета к ВВП.

Принятие решений по использованию бюджетных ресурсов на социальные программы опирается на такие показатели СНС, как располагаемый доход населения, потребление домашних хозяйств, социальные трансферты, выплаченные домашним хозяйствам и др.

Принятие решений по привлечению иностранных инвестиций также опирается на показатели СНС и платежного баланса о размерах, структуре и динамике иностранных инвестиций.

Анализ показателей СНС, банковской статистики и статистики государственных финансов является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой.

Все больший интерес к данным СНС проявляют представители бизнеса, которые хотят знать, в какой точке конъюнктурного цикла в каждый момент находится экономика, поскольку от этого зависит принятие решений по инвестированию, расширению предпринимательской деятельностью.

Таким образом, наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

  • определение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

  • установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

  • выявление соотношений между конченым потреблением и накоплением, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

  • определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;

  • выявление размеров заимствования/кредитования как экономикой в целом, так и отдельными ее секторами;

  • изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

  • установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей и прежде всего внешней торговли товарами и услугами;

  • анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.


Важными направлениями анализа являются измерение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций, установление размеров чистого кредитования или чистого заимствования, исследование комплекса внешнеэкономических связей. Разработка секторальных счетов позволяет углубить анализ, исследовать состояние экономики отдельных секторов, элементы уровня жизни населения.

Эти и другие данные СНС во взаимосвязи с показателями смежных разделов экономической статистики все шире применяются органами государственного управления при решении вопросов фискальной и денежной политики. Поэтому особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве важного отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики. Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматриваются при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз. В Республике Казахстан дефицит бюджета за 1996, 1997 и 1998 гг. составлял соответственно 2,6, 3,7 и 3,9 %.

В этом же контексте важное значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с важными финансовыми аспектами экономических процессов, по которым правительство должно принимать конкретные решения по налоговой системе, разработке политики валютного курса и внешних заимствований.

Следует отметить, что работу по внедрению СНС-93 в казахстанскую статистику Агентство по статистике проводит в сотрудничестве с международными организациями (МВФ, Всемирным банком и др.), а также с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ.