uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3
Толкушин О. Г., Ярмилко А. В.


ГОРОДСКАЯ СИМВОЛИКА ТАЛЬНОГО


19 августа 2000 года город Тальное, украшенный и похорошевший, с обновлёнными фасадами исторических зданий и со свежей разметкой на дорогах, торжественно отметил своё 850-летие. Что же послужило основанием для утверждения о столь почтенном возрасте города? По предположению историков П. Голубовского и Н. Ткаченко Тальное соотносится с летописным городом Куныль, который существовал во времена Киевской Руси. Согласно Ипатьевской летописи, в 1150 году через это поселение проезжал князь Изяслав Мстиславич. На основании этой информации и было решено считать 1150 год началом отсчёта истории города. Как бы то ни было, в Тальном положено начало хорошей традиции - отмечать День города. К празднику были разработаны и утверждены официальные городские символы - герб и флаг. Работа над ними началась более года назад со сбора фактического материала о Тальном и составлении исторической справки. В процессе создания герба и флага города были введены в оборот новые источники, что позволило по-новому взглянуть на уже известные исторические факты из истории города.

Город Тальное - административный центр одноимённого района, расположен на обоих берегах реки Горный Тикич и его притока Тальянки, в 141 км к юго-западу от города Черкассы - областного центра. Железнодорожная станция на линии Христиновка - Цветково. Население на январь 1993 года - около 17 тысяч человек.

Территория Тального была заселена с глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, сделанные на территории города и его околицах. Здесь обнаружены остатки четырёх поселений трипольской культуры, одно поселение эпохи бронзы (культура не определена) и остатки трёх поселений черняховской культуры. В словаре Брокгауза и Ефрона содержится упоминание об археологических изысканиях в этом месте: «в 1876 году были раскопаны 8 могил. Были найдены скелеты, а также многочисленные предметы старины - платиновые зеркала, украшения из драгоценных металлов, орудия труда, предметы домашнего обихода»1. С Тального в 1890-е гг. началась эпоха изучения трипольских памятников Буго-Днепровского междуречья.

На территории Тальновщины обнаружены самые крупные поселения Трипольской культуры, датируемые IV - III тысячелетиями до н. э. Эти находки свидетельствуют, что земли, на которых сейчас находиться город, были обитаемы с давних времён.

Данные о заселении этой местности в более поздние времена крайне скудны. Имеется летописное упоминание о походе князя Изяслава в 1150 г. через здешние земли (Изяслав II Мстиславич, ок. 1092 - 1154 гг., в крещении Пантелеймон, сын великого князя киевского Мстислава I Владимировича Великого, великий князь киевский в 1146 - 1149, 1150 - 1154 гг.2). На территории города археологами обнаружен культурный слой монголо-татарского периода, не дающий, однако, оснований утверждать о существовании в это время городского поселения.

С XIV века земли современной Тальновщины входили в состав Великого княжества Литовского. Как и соседние территории, находящиеся на южной окраине княжества, они были мало заселенными. Через эту местность проходил т. н. «Чёрный шлях», один из главных путей татарских походов. Видимо поэтому и нет сведений о поселениях того времени: частые набеги южан разоряли и надолго опустошали эти земли. Требовались многие годы, чтобы вновь заселить и обжить их. Наиболее крупному опустошению эта местность подверглась в 1482 году, когда через неё прошёл крымский хан Менгли-Гирей.

По Люблинской унии 1569 года Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились в одно государство - Речь Посполитую. В соответствии с новым переделом земель местность, упоминаемая под названием Умань (на которой впоследствии среди прочих поселений появилось и Тальное), в составе Брацлавского воеводства оказалась под властью польской Короны. Письменное упоминание об этом содержится в сеймовом акте 1609 года, согласно которому территория, «называемая Уманью», была пожалована Брацлавскому старосте Валентину Калиновскому. «Эта пустыня, необозначенная въ актh границами, имhла въ окружности болhе 300 верстъ»3. Постепенно эти земли заселяются, появляются сведения о некоторых поселениях Тальновщины. Так, на карте Боплана, составленной в конце 40-х гг. XVII в., обозначена Романовка. Тального на этой карте нет. О точном времени образования города нет ясности до сих пор. Возможно, в те далёкие времена тут было какое-то незначительное поселение, ибо в первом письменном упоминании, относящемуся к 1664 году, Тальное упоминается уже как местечко (местечко отличалось от села тем, что имело площадь более 5 гектаров). Вероятно, столь значительному росту поселения за короткий период времени (в конце 40-х гг. XVII века оно ещё не упоминается, а через каких-то 15 лет это уже местечко) способствовали особые причины.

Существует несколько версий происхождения названия города. В тюркских языках слово «таль» означает оборонительное сооружение или то, что аналогично понятию засека, залога (залога - гарнизон, охранительная стража, засада4). Возможно, на этом южном рубеже со времён Киевской Руси существовал сторожевой укреплённый пункт, а может быть, и поселение.

Согласно другой версии, слово таль в славянских рукописях упоминается в значении заложник, пленник. У Даля таль, тала трактуется как залог, заложник5. Такой версии придерживается и Похилевич: «Таль у древнихъ лhтописцовъ означаетъ заложникъ. Слhдовательно, Тальное, Тальянка, древнiя славянскiя названiя и вhроятно, получили наименованiя еще до руинъ»6. То есть, возможно, в этих местах было удобно удерживать и охранять заложников. Однако неясно, кто был заложником, кто и для каких целей их удерживал.

Исследуя историю Тального, мы обратили внимание на наличие определённой корреляции между названием «Тальное», словом Tal (что в переводе означает долина7), особенностями рельефа местности, этническим составом населения этого населённого пункта и его экономикой. На основе этого наблюдения нами предложена такая версия происхождения современного названия города. Через Тальное протекает река Горный Тикич. На многие километры по её течению тут самое удобное место для переправы. К ней сходились многочисленные дороги: из Черкасс (через Смелу), Канева, Богуслава на юго-запад - к Умани, Бару, Брацлаву, Хотину. Может быть, поэтому людей издавна привлекало столь выгодное во многих отношениях место? Людный перекрёсток привлекал и торговцев. Большую их часть составляли евреи, хотя были и татары (должно быть, и караимы), греки, армяне. Поселившиеся на этих территориях евреи относятся к субэтнической группе ашкеназов (ашкенази, от древнееврейского Ашкиназ - Германия) - потомков центрально-европейских евреев. Разговорный язык у этой группы - идиш (буквально - еврейский). Идиш относится к языкам индоевропейской семьи (германская группа). Евреи - ашкенази переселились в XIV - XV вв. на территорию Великого княжества Литовского с территории Польши и других европейских стран. Осев в Тальном, они впоследствии составляли значительную часть его населения (вплоть до начала 40-х годов XX века). Не исключено, что они дали название городу по характерной особенность местности. Русло реки Горный Тикич в этом месте протекает в довольно глубокой долине (каньоне). А сам город расположен на холмистых, с большими перепадами высот берегах, за что местность заслужила сравнение с пейзажами Швейцарии. На идиш (долина) произносится «толь»8 (такое же по смыслу и близкое к немецкому варианту по звучанию). Вполне вероятно, что от слова «долина» и произошло современное название города Тальное (Тальнэґ - укр.).

Возможно, такое толкование названия города в тот период его существования способствовало закреплению прежнего, имеющего тюркское либо славянское происхождение.

В подтверждение приведённой версии можно сказать, что только благодаря торговле мог произойти довольно интенсивный рост поселения в те времена (приблизительно с конца 40-х годов XVII века до 1664 года - первого письменного упоминания о местечке Тальное). В различные эпохи сменяющие друг друга этнические группы могли по-разному трактовать значение местного топонима, исходя из своих лингвистических либо других понятийных особенностей. Поэтому могут быть различные трактовки этого названия с точки зрения тюрко-монгольского, славянского, либо еврейского происхождения.

По Андрусовскому перемирию 1667 года между Московским царством и Речью Посполитой Тальное, как и окрестные земли, осталось под властью Польши. Но мирная жизнь в этих краях так и не наладилась. Борьба за эту землю, где враждовали не только государства, но и отдельные личности, вылилась в череду перманентных войн. В 1674 году во время турецкого похода в поддержку П. Дорошенко была разрушена почти вся правобережная от Днепра территория современной Черкасской области. Долгие годы здешние земли, в том числе Тальное, пребывали в запустении. Зыков, исследователь Уманщины (к которой, безусловно, относились земли Тальновщины), писал про те времена: «…татары, турки, поляки, и наконецъ, свои же братья казаки, опустошивъ богатый край, сдhлали его къ концу XVII столhтiя безлюдным мhстом. Время разоренья - конец XVII и начало XVIII в. стало называться «Уманской Руиной «»»»»»»»«»»»»»»»9.

Постепенно жизнь в этих краях вновь возрождается. В Тальном появляются каменные постройки. В 1702 году здесь был построен каменный костёл св. Анны. Здание костёла - старейшая сохранившаяся постройка Тального.

По Прутскому договору 1711 года эта местность остаётся в составе Польши. С 1725 года Тальновское имение, находящееся во владении рода Калиновских, переходит вместе с землями «въ Кiевской и Подольской Украйнахъ въ собственное владенiе великаго короннаго гетмана Силезiя Потоцкаго»10 (полное имя - Франциск-Селезий Потоцкий). С этого времени и до 1824 года Тальное принадлежало Потоцким. В словаре Брокгауза и Ефрона об этом роде упоминается следующее: «Потоцкiе (гербъ Пилава) - шляхетскiй, позднhе графскiй польскiй родъ, получившiй свое названiе от дер. Потокъ близъ Кракова»11. Лакиер описывает герб Потоцких так: «Пилява (Pilawa) - в голубом поле два белых креста и половина третьего с левой только стороны (рис 1). За подвиги против пруссаков, преимущественно при городе Пиляве, был герб этот пожалован витязю Зарослав королем Польским Владиславом Кудрявым»12. Город »»Пилява, находившийся в Восточной Пруссии, более известен под названием Пиллау (ныне - город Балтийск Калининградской области). Описание герба города Пиллау: «Щит пересеченный. Верхнее поле червленое, нижнее лазуревое. На пересечении серебряный осетр с золотой королевской короной»13. Как видно из приведенного описания символика городского герба не совпадает с символикой герба Потоцких. То есть родовой герб получил только название города, под которыми отличился один из представителей Потоцких. А символика в щите родового герба отображает характерные для таких случаев эмблемы, которыми отмечались отличившиеся на полях сражений воины. В гербе Потоцких это серебряные кресты.

Со времён Потоцких в городе остался замечательный памятник - парковый комплекс, созданный в Тальновском имении по типу уманского парка «Софиевка». В парке были выкопаны озёра, в которых водились рыбы редких пород, пруды, на которых гнездились лебеди. В лесах парка жили олени, фазаны. Славу парка составляла его дендрология: в нём росло свыше 50 редких пород деревьев, хотя преобладали всё же дуб и граб. Парк украшали скульптуры из белого мрамора, часть которых после 1917 года была перевезена в «Софиевку». В настоящее время Тальновский парк - памятник садово-парковой архитектуры XVIII века.

Польская власть, стремясь распространить своё влияние на находившееся на подконтрольной ей территории население, насильственно обращала его в католичество, подвергало гонениям православных священников. Польские магнаты расширяли свои землевладения на правобережье Днепра. Для привлечения рабочей силы на вновь осваиваемых землях они предоставляли поселенцам льготы, освобождая на несколько лет от оброка и барщины. Окончание срока льготных лет пришлось на 30-е гг. XVIII века. Попытки закабаления крестьян выливались в конфликты между ними и помещиками. Кроме того, «одни только евреи и лица, содержавшiе папское исповhданiе остались свободными отъ приписки къ имhниямъ и не воспользовались благодhянiями крhпостнаго состоянiя»14. Нестабильность усугублялась внутренней слабостью Речи Посполитой. Всё это привело к возникновению гайдамацкого движения (гайдамак - в тюркских языках бунтовщик, человек вносящий смуту, разорение). В периоды кризиса в Речи Посполитой «ватаги» гайдамаков, в обычное время занимавшиеся главным образом разбоем, разрастались в серьёзную военную силу за счёт поддержки местного населения (в основном крестьянства). Тальновское имение во времена гайдамацкого движения не пострадало, хотя неоднократно посещалось восставшими. Лишь однажды, в мае 1738 года, гайдамаки совершили нападение на Тальное. Забрав скот у богатой шляхты, они скрылись в степи.

С 1793 года Тальновщина в составе Российской империи. В 1795 году Тальное входит в новосозданный Уманский уезд Киевской губернии и остаётся собственностью Потоцких. Станислав и София Потоцкие имели пять детей: трёх сыновей - Александра, Мечислава, Болеслава и двух дочерей - Софию и Ольгу. После смерти графа Потоцкого его жена София и её дети получили равные части наследства. С 1823 года младшая Ольга становится владелицей Тальновского имения. В завещание было указано, что это имение должно переходить по наследству по женской линии. В 1824 году Ольга выходит замуж за Льва Александровича Нарышкина (1785 - 1846). Тальное вместе с сёлами имения, как приданное графини, перешло к Нарышкиным. В Тальновском ключе (сохранившаяся с давних пор форма административно-территориального деления) за графиней числилось «земли 30,440 десятинъ, съ значительными лhсами и съ 5520 ревизскими душами, въ слhдующихъ селахъ: М. Тальномъ, с. Гордашевкh, Лащевой, Романовкh, Паланочкh, Поташh, Мошуровh, Бhлашкахъ, Глhбочкh, Кобриновой-греблh, д. Соколовочкh»15. По тем временам это было очень крупное землевладение.

Графы Нарышкины жили в основном в Одессе и на даче Мисхор в Крыму, изредка наезжая в Тальное. При них в Тальновском имении в 30-е гг. появилась больница, в начале 40-х гг. заложено первое в местечке предприятие - бумажная фабрика. На основанном в эти годы графом конном заводе разводили коней английской и арабской породы. Проводились работы по благоустройству парка. В 1846 году в Тальном на месте старой деревянной церкви генерал Нарышкин построил каменную Свято-Троицкую церковь с каменною же колокольнею. Население Тального к середине XIX века составляло «жителей обоего пола: православныхъ 1861, римскихъ католиковъ 251, евреевъ 3163, изъ коихъ 26 купцовъ 3-й гильдiи»16.

У Нарышкиных была единственная дочь София. Согласно завещанию Потоцкого Тальновское имение перешло по наследству к ней. Софья Львовна была замужем за графом Петром Павловичем Шуваловым. Род Шуваловых происходил из дворян Костромской губернии. Шуваловы возвысились во времена Елизаветы Петровны, активно способствуя её восхождению на царский трон. Происхождение герба Шуваловых Лакиер связывает с польским гербом Боньча. Как следует из его описания, «Boncza - есть в голубом поле бегущий вправо единорог, цвета белого. Верхняя его половина с передними ногами видна в нашлемнике (рис. 2). Родоначальник рода Боньчиев, Мерж, выехал из Италии в 996 году и принял фамилию Боньча или по имени Бонифаций в сокращенном и испорченном виде, или за свои богатства (bona), или, наконец, потому, что прибыл в благоприятное время (bona, czas)»17. В геральдике единорог - это элегантный, но свирепый зверь, похожий на лошадь, но с козлиной бородой, ногами антилопы, хвостом льва и рогом в центре лба таким острым, что любой может порезаться только от прикосновения к его кончику

следующая страница >>