uzluga.ru
добавить свой файл
1
ГИА по русскому языку (2012)

Задание С2.1

Изменения в ГИА в 2012 г.


1) Изменено количество заданий с выбором ответа с 3-х до 7-и и количество заданий с кратким ответом с 14-и до 9-и.

2) Изменено с 4-х до 3-х количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения.

3) Изменен объем изложения и сочинения. (До 2012 г. требуемый объем сочинения составлял не менее 50 слов, а изложения – 90, с этого года – не менее 70 слов и в сочинении, и в изложении).

4) Изменены системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2.

Ранее максимальное количество баллов за эти задания было равно 7-и, сейчас – 9. В задании С2.1 (сочинение на лингвистическую тему) добавили 1 балл за критерий С1К2 :

Если «экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления» 3 б.

Если «экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1функцию языкового явления,

или

экзаменуемый привел 2 примера-аргумента, соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста,

или

экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления» 2 б.

И один балл прибавили за композиционную стройность работы (параметр С1К4).

5) Изменено задание С2.1 – сочинение на лингвистическую тему.

До 2012 г. это задание предусматривало осознанное знание учащимися правил пунктуации и орфографии и умение применять их на практике. Темы в основном не отличались разнообразием, повторялись из года в год: Зачем нужна пунктуация (орфография, тире, запятые…)?

В 2012 г. в демонстрационном варианте по русскому языку задание намного сложнее. Требуется написать «сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 пример).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.(В предыдущих заданиях такого требования не было). Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Новая формулировка задания вызвала недоумение и панику не только у учеников, но и учителей. На форуме «ГИА 2012. Русский язык» встречаются нелестные высказывания в адрес составителей КИМов, новые задания называют «бредовыми», надеются, что их изменят. Но на курсах по подготовке к ГИА по русскому языку (организованы при ФИПИ в Москве) заявлено, что «в 2012 г. на государственном экзамене в 9 классе во всех школах РФ будет такая же формулировка задания С2.1, как в демоверсии 2012» [uchimcauchitca blogspot.com/ : По уши в ГИА!]

Столь негативную реакцию на новую формулировку можно объяснить следующим: 1) не все понимают сущность языка как лингвистического явления и, в частности, его разделов: фонетики, лексики, грамматики - морфологии, синтаксиса (См., например, комментарий на форуме: 2011-12-13 00:27:03 - Роза Илдусовна Давлетшина Думаю, всех волнует сочинение на лингвистическую тему. Хочу поделиться своими предположениями. Словарь - это то , о чем хотел нам сказать автор(т.е. тема текста или мекротемы), а грамматика - это то, что об этом хотел сказать автор (т.е. главная мысль текста или микротемы). С помощью каких грамматических средств автор передал главную мысль текста. Мне интересно узнать ваше мнение об этом. Прокомментируйте пожалуйста ); 2) на самом деле непонятно, какой текст надо анализировать с позиций взглядов Г.В. Степанова – авторский или речь персонажей текста.

Итак, дадим определения следующим лингвистическим терминам [Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов].

Язык. 1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащаяся важнейшим средством общения людей…

2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками… (С. 397)

Фонетика (греч. phoneme – звук). 1. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи…с 374

2. Артикуляционные (физиологические) и акустические свойства звуков данного языка… (С. 375)

Лексика (от греч. lexikos – словесный, словарный). 1. Словарный состав языка.

2. Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Лексика книжно-письменной речи…

3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика…

4. Один из стилистических пластов в словарном составе языка. Нейтральная лексика. Эмоциональная лексика…

5. Совокупность слов, характерных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя. Романтическая лексика. Лексика «Евгения Онегина». Лексика Тургенева. (С. 117)

Грамматика (греч. grammatike). 1. Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения… (С. 57)

2. То же, что грамматический строй (строение слов, словосочетаний и предложений, присущее данному языку).

3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения… (С. 58)

Морфология (от греч. morphe – форма + logos - учение). Грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способам словообразования. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику (см. 1 знач.)… (С. 135)

Синтаксис (греч. syntaxis - составление). 1. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. 2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи)… (С. 282-283)

Таким образом, для того чтобы правильно выполнить задание С2.1, нужно знать, что под «словарем языка» понимается тот словарный (или лексический) запас, который имеется у говорящего, а под «грамматикой» подразумевается то, какие именно формы слов и типы предложений использует субъект (персонаж или автор?) для достижения цели коммуникации (общения).

Вот пример сочинения (на взгляд одного из гостей сайта - «бредовое»).

2011-10-08 10:16:32 - Ирина Анатольевна Кузнецова
Вот что я скачала с сайта `По уши в ГИА`(образец этого бредового сочинения):

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом словарь Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык это слепок нашего мышления. То есть словарь языка свидетельствует, о чем думают люди. Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику (`трус несчастный`) и разговорные слова (` пикни`, `устроим`), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова грамматика. Грамматика - это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что вводное слово `пожалуйста` употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, привлечь его внимание, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова `должны` (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

(170 слов)

Автор данной работы правильно понимает смысл высказывания Г.В. Степанова и удачно иллюстрирует приводимые положения лексических явлений. Что касается грамматики, то в данном случае автор сочинения не прав: здесь нет парцелляции. Слово пожалуйста не входит в структуру предложения Вы должны передать эти документы нам, так как в нем нет грамматической формы императива (повелительного наклонения). Конечно же, лексически требование выражено (употреблено предикативное прилагательное должны, сочетающееся с инфинитивом передать), и форма этого требования категоричная, не допускающая постановки этикетных форм вежливости. И тем не менее, на мой взгляд, мальчик единственный из пришедших, кто понимает чувства матери, жалеет её, но в то же время очень хочет получить оригинал письма. Поэтому и выделяет слово пожалуйста интонационно, актуализирует его, но это все же отдельное предложение, слово-предложение. Тут нет агрессии (нет восклицательного знака), это попытка быть вежливым. К сожалению, в тексте имеются грамматические и стилистические погрешности (они выделены красным цветом).

На сайте uchimcauchitca blogspot.com/ : По уши в ГИА! имеются еще 16 вариантов сочинений на лингвистическую тему.


Образец 1. Автор - Светлана.

          Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 

          Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

          Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. 

           Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал. (237 слов)

Образец 2. Автор - Борисов Сергей Александрович (интернет-портал "ProШколу.ru")

 

          Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

           Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте – это грамматический аспект). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте). 

           Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают". (153 слова)


В январском номере журнала «1 сентября. Русский язык» И.П. Цыбулько в статье «Изменения в ГИА, которые ждут школу в 2012 году» представила варианты ответов по одному из текстов, данному для анализа с позиции Г.В. Степанова. Был предложен следующий текст.

1) В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет, сразу на два отделения – математическое и естественное. 2) Его очень интересовала химия, но вскоре он ушел с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

3) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. 4) Вначале это его чрезвычайно угнетало. 5) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. 6) Вокруг столько веселых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он – странный ребенок. 7) Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

8) Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. 9) Петр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был превосходным. 10) Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличается свирепостью. 11) Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

12) Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. 13) В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. 14) Лукин попросил Льва подойти к доске. 15) Вмиг доска покрылась математическими знаками.

16) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! 17) Лицо у Льва было серьезное и сосредоточенное, у Петра Петровича – взволнованное и несколько обескураженное. 18) Ландау написал вывод и положил мел. 19) Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

- 20) Поздравляю, молодой человек. 21) Вы нашли оригинальное решение.

22) Лев смутился. 23) От неловкости он не знал куда деваться.

24) С этого дня гроза отделения – профессор Петр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

25) Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное – та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. 26) Исчезли его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

27) Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. 28) Но с каждым днем он становился взрослее, целеустремленнее.

29) Ландау много читал. 30) У него была любимая книга – «Красное и черное» Стендаля. 31) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! 32) На него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. 33) И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего – не просто сильный характер, а достойная цель. 34) Для него эта цель – наука, физика. 35) Ей он отдал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

36) Каждый человек хочет стать счастливым. 37) Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работа, любовь, общение с людьми. 38) Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа – основа жизни.

39) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. 40) Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. 41) Ландау улыбнулся:

- 42) Тебе надо почитать Гоголя. 43) Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастать будущими успехами.

(По М. Бессараб)

К сожалению, в статье И.П. Цыбулько даны варианты ответов относительно разных критериев оценивания и не имеется сочинения, соответствующего всем параметрам.

Например, в качестве образца сочинения, соответствующего критерию С1К1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос) и оцененного в 2 балла, приводится следующая работа:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждает известный лингвист Г.Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых для того, чтобы назвать предмет и описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек.

Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получилось связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли. (141 слово)

Комментарий автора статьи: 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса нет…

В приведенном отрывке из сочинения учащийся прокомментировал слова Г. Степанова, и трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.

Приведем пример отрывка сочинения, которое по первому критерию оценивается 0 баллов:

«Словарь свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» - так считал известный лингвист Степанов. Просмотрев данный текст, я согласился с мнением этого человека. Для подтверждения нужно обратиться к словам книги «Страницы жизни Ландау». (34 слова)

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Г. Степанова и не имеет четкого представления о том, для каких целей ему следует «обратиться к словам книги».

Оценивание сочинения в соответствии с критерием С1К2

3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте. При этом аргументом следует считать такой пример, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

Авторское отношение к ситуации…помогают понять многие лексические средства. Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Используемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше считал недостижимым, и показывает нам восклицание. (123 слова)

Роль одного лексического и одного грамматического явления доказана правильно отобранными для иллюстрации примерами. Однако следует обратить внимание на то, учащийся, рассуждая о восклицании как грамматическом явлении, в одном предложении допускает ошибку, подменяя его термином «восклицательный знак», который является знаком пунктуации. За эту ошибку рекомендуется понизить балл по критерию Ф1 (фактическая точность письменной речи).

Еще пример сочинения:

«Вначале это его чрезвычайно угнетало», - так пишет М. Бессараб об отношении Ландау к тому, что он оказался самым молодым в институте первокурсником. Обратим внимание на выбор слова «угнетало». Используя это слово, М. Бессараб хотела показать, как мучительно Ландау переживал тот факт, что он оказался самым юным студентом, как это его тяготило. Именно об этом она размышляла, поэтому и употребили не только этот яркий глагол, а еще и наречие «чрезвычайно».

Автор текста мыслит ясно, точно. Это обнаруживается в умении использовать грамматические средства, позволяющие точно, кратко и одновременно емко эти мысли выражать. (91 слово)

Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий лексическое явление, указав его роль в тексте. Следовательно, он должен получить за такое сочинение 2 балла.

И снова возникает проблема объема текста. Если раньше (при требовании минимального количества в 50 слов) оптимальным считался объем приблизительно в 120 слов, то сейчас, я думаю, можно «расширить» его до 140 – 170 слов, иначе очень сложно соответствовать всем требуемым критериям.

Еще один вопрос, который волнует многих учителей, это как выбирать предложения в тексте для иллюстрации понимания смысла высказывания Г. Степанова. Некоторые считают, что лучше будет, если учить анализировать лексический и грамматический материал на примере одного предложения. Можно делать и так, но это не обязательно.

Попробуем написать сочинение по тексту из демонстрационного варианта 2011г.


1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго месяц или полтора.

2) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в кулинарные кулисы.

3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. 4) Не верилось только одному что это будет бесконечно. 5) Не было безнадёжности. 6) Надежда и ожидание единственное, чем жили люди. 7) Всё, что происходило сейчас, казалось временным. 8) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

9) Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? 10) Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? 11) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 12) Не помню.

13) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. 14) Счастлив и просветлён.

15) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 16) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки. 17) Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. 18) Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. 19) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

20) И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. 21) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

22) Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

23) На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

24) Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

(По А. Лиханову)

Вот примерный вариант сочинения.

Лексика – это прежде всего совокупность всех слов языка. И чем разностороннее человек, чем больше у него увлечений, тем больше он знает слов, называющих окружающие его предметы, их признаки и действия. Так, например, в тексте А. Лиханова, представляющем собой внутренний монолог мальчика, мы встречаем много слов, относящихся к лексико-грамматической группе время: долго, месяц, полтора (предложение 1), всегда, целая вечность (предложение 3), бесконечно (предложение 4), временный (предложение 7), временность, постоянство (предложение 8) и другие. Очевидно, что у мальчика богатый словарный запас, не случайно он любит читать.

Кроме того, мальчик умело соединяет слова между собой для построения самых разных по грамматической структуре предложений, чтобы рассказать, как все устали от войны, которая, по мнению ребенка, длится бесконечно долго. Рассмотрим, как он использует слова названной семантической группы. В предложении №1 мальчик уточняет, в каком значении он употребил наречие долго – месяц или полтора. В отношениях однородного уточнения используются слова всегда и целая вечность, располагающиеся в разных частях сложноподчиненного предложения (№ 4). Слова временность и постоянство, являющиеся антонимами, в составе предложения № 8 выполняют разные синтаксические функции (временность – подлежащее, а постоянство (в тексте: к постоянству) – дополнение), что еще больше подчеркивает их противопоставление.

Таким образом, наши примеры подтверждают высказывание Г.В. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». (201/166 слов )


При написании сочинения можно использовать следующие выражения:

Лексика – это совокупность всех слов языка, его словарный состав.

В грамматике слово предстает со стороны его формообразования и использования в предложении. В лексике же слово проявляет себя главным образом с содержательной стороны – обозначения окружающих предметов, их признаков и действий.

Грамматика – грамматический строй языка, включающий средства и правила изменения слов, соединения их в сочетания, построения простых предложений, соединения простых предложений в сложные. Чтобы построить, например, предложение Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте, надо знать, как изменяются слова казаться, война, идти, отец, целый, вечность, фронт, как соединяются между собой эти слова и образуют простые предложения и как образуется сложное предложение из этих простых.