uzluga.ru
добавить свой файл
С 2006 г.

В.П. ГОРЯИНОВ

КРИТЕРИИ ПОСТУПАТЕЛЬНОСТИ, ОБРАТИМОСТИ, СТАГНАЦИИ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

В данной статье операционализировано понятие социального времени с помощью количественных критериев его поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости. Проведена проверка гипотезы, что разные слои общества живут в разлом социальном времени; обсуждаются возможные последствия стагнации социального времени для общества.

Н.Ф. Наумова [I] писала: «Особенно остро проявляет себя проблема времени в кризисных, нестабильных, быстро меняющихся обществах, культурах, цивилизациях. В том числе современных реформируемых, модернизируемых странах. Многие сложности и прямые провалы социального управления возникают здесь из-за непонимания, незнания состояния субъективного времени и ритмов жизни населения, "человеческого", мотивацнонно-ценностного содержания тех временных программ н сроков, которыми оперирует это управление. Эпидемии регрессий и самоубийств, отвращелие к власти и социальная нестабильность во многом связаны с тем, что реформаторы и реформируемые живут в разном субъективном времени. Они по-разному переживают не только настоящее, но и прошлое с будущим». Собственно,' в этом актуальность Изунения су5ъек1ивнъ1и времени в социологии^

Представляется важным в начале статьи показать текст по проблеме времени, ко* торый послужил теоретической поддержкой для дальнейшего эмпирического анали­за. Этот текст о некоторых особенностях взаимосвязи природного и социального вре­мени приводится без сокращений, что не означает готовности расписаться под каждой его строкой. Но в целом этот текст методологически конструктивен по введенным в нем различениям [2]:

"Соотношение природной и социальной мер времени очень проблемно для челове­ческого существования как по причине их несовпадения и даже некоторой несовмес­тимости, так и по причине всё большего отрыва человеческой деятельности от естест­венных когда-то корней, автономизации, а, может быть, и автаркии так называемой "второй природы", т.е. социальной жизни.

Разница между обеими мерами времени нарастает по следующим параметрам (таб­лица I).

Таблица I

Coonwaeme природной в социальной мер времени Проблемные Меры времени

признаки

Природное время

Социальное время

Составляющие временя

Астрономические секунды, минуты, часы, сутки н т.л

События: планы достижения, аварии, встречи, рождения, продолжительность жизни и т. д

Универсализм

Одинаково для всех по ритму

(длительность, частота), по поколениям, культурам и

т.д.

Неуправляемо (неконтролируемо)

Преобладание уникальности применительно к обществу и человеку

Управляемость

Поддается н подлежит разной степени воздействиям со стороны участников деятельности и извне ее

Направление изменения

Только поступательно и необратимо

Обратимо, повторяемо в разной степени и частично

Темп измене­ния

Стабилен, неизменен

Ускоряется в историческом масштабе, переменчиво в индивидуальном и групповом масштабах


Качество времени как социальная категория

Иначе говоря, астрономическое время однозначно и абсолютно, социальное же - относительно ин разнообразно. Они пересекаются посредством наполнения природного времени социальным содержанием,"На" их пересечении возникает феномен, который можно обозначить как качество времени. Это понятие означает социальное содержание природного времени. Характернстикн такого содержания меняются в зависимости от возможностей, способностей индивидов и социумов наполнять единицу природного времени событиями. Качество времени, соответственно! может быть низким, даже отрицательным (несчастья, неудачи). Уровень благосостояния, активность людей, развитие интеллекта и чувств здоровье позволяют повысить качество времени.

Можно предположить, что в перспективе качество времени станет в числе веду­щие параметров социального сравнения и стратификапии общества.

Субъективное время как психологическое измерение социального времени

Выше рассмотрены различия между природным и социальным временем как разными мерами одного и того же пространства. Однако, если ключевой социальной категорией для описания социального времени предложено считать качество времени (как социальное содержание времени природного), то нельзя не признать два важных обстоятельства:

1. качество времени субъективно, оценочно, даже идеологично, ибо во многом зависит от восприятия действующими в нем субъектами;|

2. оценка качества времени прямо связана со стабильностью социального времени, его устойчивым ритмом, предсказуемостью, управляемостью.

Если в полном смысле слова, как было показано, социальное время определяется событиями, то отношение к этим событиям, их о/киданис, планирование переживаются людьми личичностно. хотя и под определенным культурным 'контролем". Иначе говоря, в социальном времени есть объективная и субъективная составляющие. Первая есть, так называемые самосовершающиеся процессы, закономерно на-А ступающие изменения, которые если и зависят от людей, то на институциональном уровне (власть, партии, союзы и прочие). Субъективная же составляющая социального времени есть собственное переживание этих событий, ценностное отношение к 1 ним. Это субъективное время очень разнообразно, и даже длительность природного и \ социального времени может восприниматься по-разному различными субъектами в зависимости от типа личности, личной ситуации и т.п. Например, для кого-то нынешние реформы - взрыв застоя, полный шансов и действий. Для других они – изматывающие и бесцельные блуждания, растянувшиеся беспредельно.

Социологический подход здесь начинается с того, что разнообразие отношения к качеству времени мы начинаем типизировать по ооществениым кШмсрцц, ipyiuiHpy ем носителей этих реакций по сходству и различию, оценивая соотношение групп и тенденциив"измснениях этих соотношений.

I Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с тонкоструктурными признаками общества. Речь идет о содержанки состояния массового сознания (идеях, настроениях, оценках, ценностных ориента циях и пр.) в отличие от толстоструктурных признаков, которые совпадают с объективно устанавливаемыми (полом, возрастом, социальным положением, профессией и т.д.). Конечно, тонкоструктурные признаки намного труднее улавливаются, они гораздо более изменчивы, плывучи. Поэтому их измерение имеет смысл только через мониторинг".

В цитируемой статье далее представлено то, насколько информативно в период радикальных перемен измерение субъективного времени по восприятию прошлого, настоящего и будущего, по длительности планирования своей жизни человеком, по изучению связи субъективного времени и других личностных и социально-демографических характеристик респондентов.

Для понимания моей эмпирической работы также важны представления Августина об обрате времени как "растяжения души" и представления А. Бергсона [3] о времени как длительности. Пo мнению Н.Ф. Наумовой, реальное, подлинное время живет в душе, в сознании человека, а любое измерение его чем-то внешним (например, агрофизическим временем, которое Бергсон называет пространствснноподобным искусственно, не дает ни знания о нем, ни понимания его сущности. Реальное время, длительность -"это длительность существования самой реальнос­ти, переживаемой человеком - это чувство его жизненного пути.

В рамках данной работы, использующей данные мониторинга общественного мнения, будем считать в качестве рабочей гипотезы, что динамические признаки переживаемого социального времени содержатся в отрефлектированных ответах респондентов на вопрос мониторинга: в какой степени их устраивает сейчас жизнь, которую они ведут, - рассмотрена как их жизненный путь, как их субъективное время.

Н.Ф. Наумову [1] также интересовало: «Что, например, является "телом отсчета", системой координат, когда человек "измеряет" свое собственное, индивидуальное, внутреннее время, "измеряющее" движение его переживаний, страхов, надежд, стрем­лений и потребностей? Меняющаяся или стабильная социальная система? Собствен­ная жизнь? Поток переживаний жизни, экзистенция? Внутренний мир, наполненный принципами, ценностями, установками, мотивами, целями? С чем он соотносит вре­менные сдвиги? И с чем должен соотносить их исследователь, чтобы понять, например, куда направлена "стрела времени" человека, непрерывно или дискретно его внутреннее время и т.д.?)» Как видно, в работах Н.Ф. Наумовой содержится поиск показателей социального времени, поиски направления "стрелы времени". В заданных ею вопросах, но нашему мнепию, определенно представлены также варианты ответов на эти вопросы, что очень важно, но недостаточно, так как необходимо определить эври­стически способы операционализации ее своеобразных вопросов-ответов.

В качестве "системы отсчета" социального времени нами выбран из названных ею вопрос-ответ "Собственная жизнь" и разработан один из возможных способов измерения социального времени. Главная задача данной работы как раз и состоит в том, чтобы представить возможный способ и критерии выявления субъективного социального времени, т.е. направления "стрелы времени", угол ее "полета", ее поступательности, обратимости, или возвратности, а также ее остановки или зависания, т.е. стагнации социального времени. В данной работе также будет представлена попытка на эмпирических данных многолетнего мониторинга общественного мнения проверить в теоретическом плане высказанные выше гипотезы Н.Ф. Наумовой о том, что разные слои общества (у нее публицистично заявлено "реформаторы и реформируемые") живут в разном субъективном времени.

Эмпирический материал и его концептуализация

Исследование проводилось по технологии структурно-фазового анализа (СФА) [4. 5, 6], начинать который следует с проведения новой, часто эвристической концептуализации вопроса мониторинга, его понятий и возможных ответов на вопрос. В СФА мы реализуем рефлексивный подход ко вторичному анализу социологических данных. Он заключается в изменении первичной концептуализации каждого вопроса интервью и ответов респондентов на него и в получении, таким образом, вторичных концептуальных представлений о новых возможных позициях и о структуре связей между ними, образующих систему рефлексивных позиций на каждой фазе эволюции общества.

В данном исследовании эмпирическим материалом служили ответы респондентов на вопрос "Если говорить а целом, в какой мере Вое устраивает сейчас жизнь, которую вы ведете!" с возможными ответами: "вполне устраивает"; "по большей части устраивает"; "отчасти устраивает, отчасти нет"; "по большей части не устраивает"; "совершенно не устраивает"; "затрудняюсь ответить"; "нет ответа". Этот вопрос сотрудники ВЦИОМ задавали респондентам каждые два месяца начиная с марта 1994 по ноябрь 2004 г. [7]. Ряды динамики ответов населения России на этот вопрос представлены на рис. 1 и 2.

Данный вопрос интересен универсальностью и неконкретностью, так как с его помощью в концентрированной форме выявляется наличие вполне устроенных и неустроенных в жизни граждан в предметных и концептуальных формах и аспектах: политическом, религиозном, моральном, житейском. При этом вопрос не отдаст предпочтений ни каким-то предметам, ни идеологическим или социально-профессиональным установкам. Например, отвечая на него, и либерал, которого не устраивает недостаточно либеральная, по его мнению, жизнь, коммунист, которого не устраивает существующий, по его мнению, капитализм, могут в равной мере выразить неустроенность в жизни, которую они ведут.

Этот вопрос интересен для исследования социального времени тем, что он в поня­тии "жизнь" содержит понятие субъективного времени. Этот вопрос по смыслу бли­зок к вопросу "Если говорить в целом, в какой мере Вас устраивает сейчас время, в которое Вы живете!". Вопросы о жизни, о времени петранзитивны, но в значитель­ной степени синонимичны в пределах русского языка. В вопросе о жизни слышится также представление о качестве социального времени как о качестве некоего ресурса (инструмента), которым "сейчас" человек располагает, т.е. о помогающем или мешающем качестве социального времени. Как говорилось выше, у времени есть объективная и субъективная составляющая. Последняя становится предметом моего анализа как понятие "социальное время". Однако не является ли данная процедура подменой одного понятия другим, не имеющей определенного смысла? На это можно ответить, что если в табл. 1 в правой колонке заменить понятие "время» на понятие "жизнь", мы получим осмысленные высказывания, тогда как в левой колонке это сделать не удается: получившиеся понятия "природная жизнь" или "физическая жизнь" - нонсенс, бессмыслица. Для моего анализа эта замена понятий имеет важный операциональный и эвристический смысл, так как "жизнь" может быть только поступательно.

Таким образом, задача эмпирического раздела статьи: количественно зафиксировать, что социальное время идет в разных фазах и в разных группах отношения к социальному времени в поступательном или возвратном направлениях, вперед или назад, и с различным темпом. Следовательно, оно может иметь различную качественную окраску и ценность для диагностики состояния общества.

1. Положительный коэффициент регрессии для позитив по относящихся к социальному времени слоев означаем для краткости как коэффициент прогресса социального времени (КПСВ). Он означает увеличение количества респондентов с положительным отношением к социальному времени в общественном сознании этого слоя в течете определенной фазы.

2 Отрицательный коэффициент регрессии для позитивно относящихся к социаль­ному времени обозначаем как коэффициент регресса социального времена (КРСВ). Он означает увеличение количества респондентов с отрицательным отношением с социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы.

Эти два пункта также относятся к середнякам как позитивно относящимся к социальному времени.

Положительный коэффициент регрессии для негативно относящихся к социальному времени обозначаем как коэффициент регресса социального времени (КРСВ). Он означает увеличение количества отрицательных отношений к социальному време­ни в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы.

Отрицательный коэффициент регрессии для негативно относящихся к социальному времени означаем для краткости как коэффициент прогресса социального времени (КПСВ), так как он означает уменьшение количества отрицательных случаев отношения к социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы.

Таким образом, социальное время представлено как дискретное. Внутри каждой фазы оно непрерывно и однородно. В ней качество социального времени для разных слоев и разных фаз зафиксировано как прогрессивное (поступательное) или регрессивное (возвратное). Это означает, что разные слои общества живут в разном субъективном времени, кроме фаз 1 и 5 как наиболее благоприятных фаз развития общества за рассматриваемый период.