uzluga.ru
добавить свой файл
1
Виды икон


В православном храме кроме образов Христа и Богородицы мы встречаем иконы Праздников, святых и ангелов.

"Праздничные" иконы бывают двух видов. Первые основаны на Священном Писании (Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение, Успение Богородицы), вторые - на Священном Предании (Воздвижение Креста Господня, Покров Божией Матери). На иконах святых изображаются угодники Божии, прославленные в разных чинах: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, благоверные князья, бессребреники, блаженные, праведные, новомученики, страстотерпцы. И еще один разряд - это изображения ангелов: серафимов, херувимов, архангелов и ангелов-хранителей.

Упоминаний о том, как выглядели Спаситель и Богородица, в канонических Евангелиях нет.

Если нет, почему же иконописцы изображают их именно такими?

Основой для иконографии Господа и Божией Матери послужили Священное Предание и дошедшие до нас исторические свидетельства.

Например, Евтропий, историк IV в., приводит донесение проконсула Иудеи Публия Лентула римскому сенату, в котором о Христе говорится так: "...Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темного цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь его обдуманная, верная и сдержанная".

Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет: "Лицо Христа было замечательно красотою и выразительностью... Его волосы походили на русые; они были не слишком густы, но вились на оконечностях. Его брови были черные и продолговатые. Глаза, подходящие близко к черным, были исполнены живости и имели невыразимую прелесть. Нос он имел прямой, бороду русую и довольно короткую, но волосы носил длинные".

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что словесные описания внешности Спасителя схожи одно с другим.

Схожи между собой и описания Божией Матери, дошедшие до нас из свидетельств церковных историков, описания святых.