uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6 7

Сопровождение системы


Сопровождение работающей системы включает в себя два основных направления: техническое и методологическое.

Методологическое – предполагает отслеживание всех методологических изменений в энергосбытовой деятельности и отображение их в организации и, естественно, в автоматизации данной деятельности.

Техническое – поддержание системы в функционирующем состоянии.

Методологическое сопровождение и обеспечение биллинговых систем должно быть одной из приоритетных задач коммерческих служб ЭК, так как биллинговые системы являются основным инструментом деятельности этих служб. Коммерческие службы ЭК планируют все изменения в системе и определяют сроки изменения.

Изменения вносятся соответствующими функциональными подразделениями компании или исполнителями, с которыми установлены юридические отношения по сопровождению системы. Данные отношения должны быть организованы в рамках ранее согласованного регламента, определяющего меры ответственности сторон.

Исходя из важности биллинга в структуре коммерческих отношений ЭК, вопросами сопровождения биллинга должны заниматься отдельно выделенные должностные лица, а лучше всего отдельное технологическое звено (подразделение).

Есть несколько вариантов организации сопровождения. О них было упомянуто выше, в описании этапа создания системы. Создание системы и ее сопровождение, как обычно, организуется по единым правилам. Одно из типовых правил: сопровождение должно осуществляться лицами, хорошо знающими систему, что позволяет гибко реагировать на все изменения. А кто лучше разработчика знает свое творение… Поэтому компании исповедуют следующую методологию при организации сопровождения биллинговых систем:

  1. Постоянное сопровождение компанией разработчиком.

Самый дорогой метод сопровождения, если, конечно, компания-разработчик и исполнитель не входит в состав корпорации (холдинга) совместно с ЭК-заказчиком.

  1. Сопровождение собственным ИТ-подразделением (отделом, группой, департаментом).

Самый дешевый метод и его эффективность сильно возрастает при условии привлечения в данное подразделение разработчиков системы. Есть вариант создание хорошо организованного ИТ подразделения, способного изучить готовую систему и в дальнейшем ее модифицировать. Естественно, при наличии кодов системы, а не компиляционного пакета. Стоит подчеркнуть, что любое удешевление методики организации носит порою замаскированные признаки удешевления. За вполне обоснованное желание не платить больше внешней организации, придется повышать расходы на содержание своего ИТ-подразделения. В большинстве случаев такая экономия оправдана, но в случае хорошо продуманной кадровой политики относительно ИТ-специалистов.

  1. Договора на сопровождение не заключать. К разработчику обращаться только в случае необходимости.

Такая методика не всегда эффективна, так как не позволяет, в случай необходимости, быстро реагировать на методологию биллинга соответствующими изменениями в самой системе. Заказчик, не заинтересованный во временных контактах, может ликвидировать данное направление своей деятельности. Подобную методику официально использует компания AES-Украина. Но объективная необходимость иметь более надежное и более гибкое управление системой биллинга, вынудило компанию пригласить на работу специалистов компании-разработчика и создать специальное подразделение центрального подчинения, отвечающего за внедрение и сопровождение процессов автоматизации, частью которых является биллинг.

      1. Замена, модификация биллинговой системы


Процесс развития общественных отношений, который отражается в регулирующем эти отношения законодательном поле, не прерывный. Еще более бурное развитие переживают информационные технологии. Естественно, рано или поздно возникнет необходимость в коренной модификации или замене биллинговой системы. Практика показывает, что необходимость обновления информационных систем возникает с периодичностью в 5-6 лет.

В связи с консервативностью (инертностью) развития методов управления относительно технических средств и методов обработки данных, следует предположить, что замена (модификация) биллинговой системы в основном будет касаться именно методов обработки и управления данными. Таким образом, структура базы данных коренным образом меняться не будет. И если будет соблюден принцип преемственности в построении новой системы, то такой переход не будет сопровождаться особыми трудностями.

В случае же, когда новое поколение биллинга создается на новых принципах, с новой структурой базы данных, то самое критичная в данном случае ситуация – необходимость конвертации базы данных. Написание конвертора, учитывающего все особенности структуры базы данных, при кажущейся несложности реализации, на практике оказывается не столь простой задачей, особенно в том случае, если нет описания старой системы. Возникающие погрешности конвертации сильно затрудняют ввод новой системы, порою приходится некоторое время работать в параллельном режиме (два биллинга работают одновременно), что требует лишних трудозатрат. Поэтому, если возникают трудности в написании конвертора, рекомендовано сделать перенос базы вручную или создавать новую базу данных. Как показала подобная практика в ЭК Винницаоблэнерго, такая методология более эффективна.

При принятии решения на замену биллинговой системы необходимо:

  1. Создать функциональную схему новой биллинговой системы;

  2. На основании функциональной схемы сформулировать задачу о производстве технического задания на систему;

  3. Оценить состояние технических средств и разработать план по модификации технического парка, используемого в автоматизированных системах обработки данных;

  4. Оценить финансовые затраты на создание новой системы;

  5. Найти исполнителя новой системы.

При производстве новой системы, во избежание трудностей по вводу и уменьшение затрат, необходимо:

    • соблюсти принцип преемственности методологии и технологий

    • стремится к максимальной степени консолидации данных

    • максимально использовать типовые решения.





<< предыдущая страница   следующая страница >>